Файл: Матюшин, В. Н. Планирование снижения себестоимости строительных и монтажных работ учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если, к примеру, известен набор физических объемов ра­ бот для объекта, тогда при небольшом ассортименте набора в строительной организации и объектах можно рассчитать за­ траты пропорционально этим физическим объемам. Но такой расчет, как правило, в строительных организациях, осуществ­ ляющих сооружение более 30 объектов (этапов) с числом по­ зиций по каждому из них свыше 50, потребовал бы расчетов, состоящих из 300 страниц машинописного текста от 7 до 10 тысяч цифрового материала, не считая вспомогательных рас­ четов (как по удорожающим, так и удешевляющим факто­

рам).

Вот почему широкое распространение получают карточки нормативных затрат по отдельным стройкам.

Но в настоящее время такие нормативные карточки, в ко­ торых затраты на оплату труда определяются по действующим единым и ведомственным нормам и расценкам (ЕНиР) и (ВНиР), а при их отсутствии — по местным технически обос­ нованным нормам. Этими нормами руководствуются и при со­ ставлении производственных калькуляций трудовых затрат на элементы или виды работ, укрупненные циклы работ или бо­ лее укрупненные измерители. В карточках также предусмат­ ривается определенная экономия расходов на заработную плату за счет сокращения трудоемкости работ. Сокращение трудоемкости происходит по нескольким причинам.

Весьма эффективно техническое развитие строительного производства. Путей такого развития много, но каждое из ре­ шений, как правило, дает эффект не только по рациональному использованию средств на оплату труда, но и по экономному мспсльзованию овеществленного труда.

В целях улучшения и облегчения планирования затрат на оплату труда в Главленинградстрое составляются специаль­ ные карты готовности работ и аналогичные им по построению карты заработной платы, в которых по тем же комплексам и пространственным элементам объекта распределяются норма­ тивные трудозатраты и заработная плата. При определении планируемого объема работ на объекте, механически выяв­ ляется объел; работ каждой бригады, что способствует внед­ рению хозрасчета бригад и широкому применению безнаряд­ ной системы оплаты труда.

Затраты на механизацию строительно-монтаоюных работ

определяют по каждому участку и объекту на основе проекта производства работ и норм продолжительности строительства, принятого коэффициента сменности работы и действующих планово-расчетных цен за работу как собственных, так и при­ влеченных со стороны строительных машин и механизмов.

23


Расходы по содержанию и обслуживанию машин и меха­ низмов планируют по месту и дели их использования. Щели, к примеру, техника занята на погрузо-разгрузочных работах или перевозке строительных материалов, тогда и затраты плани­ руют в составе расходов на материалы.

При планировании издержек производства, связанных с использованием на стройке средств труда, размер затрат оп­ ределяют по элементам или на основе планово-расчетных цен. И в том и в другом случае плановые расходы не могут превы­ шать затрат, предусмотренных на эту цель в сметах, сметны­ ми нормами и расценками.

Если планово-расчетные цены определяются специализиро­ ванными организациями, в них может входить и определенная норма плановых накоплений. Плановые накопления включа­ ются в размерах, достаточных для создания новых фондов эко­ номического стимулирования, платы за фонды в бюджет, про­ центов за кредит и некоторых других. Во всех случаях в пла­

н ово ^ счетной цене прибыль не может быть больше

6 про­

центов к с>мме прямых затрат и накладных расходов.

 

Сумма всех затрат по обслуживанию данного вида строи­ тельной техники распределяется либо пропорционально рас­ ходам на заработную плату основных работ (механизмов, машинистов, шоферов и других), либо пропорционально ба­ лансовой стоимости средств труда.

Расходы по элементам и статьям могут определять также по группам аналогичных машин и даже по отдельным их ви­ дам и единицам.

Прямые затраты в планово-расчетных ценах определяются с учетом следующих положений:

Все затраты делятся на т е к у щ и е и е д и н о в р е м ен-

ны е.

Кт е к у щ и м относят заработную плату машинистов и их помощников, стоимость электроэнергии, горючих, смазочных

иобтирочных материалов, износ и ремонт сменной оснастки, техническое обслуживание и текущий ремонт, замену сменного оборудования универсальных машин (выдвижение башен ба­ шенных кранов), содержание и ремонт временных подкрано­

вых путей и другие установочные работы, амортизационные отчисления, накладные расходы.

Затрат)! по заработной плате машинистов и их помощни­ ков определяются по существующим тарифным ставкам дан­ ной категории работников с учетом действующих в НИР и единых тарифно-квалификационных справочников.

К примеру, на башенных кранах грузоподъемностью до 3 м полагается один рабочий 4-го разряда, грузоподъемностью

24


свыше 15 г — один — 6-го разряда и 0,5 — 5-го разряда, на обслуживании крана на гусеничном ходу — грузоподъемно­ стью до 5 т— один рабочий 5-го разряда и т. д.

При расчетах плановых затрат по заработной плате к та­ рифным ставкам добавляются:

а) премиальные — в размере, установленном в данной ор­ ганизации по действующим положениям о премировании. При этом стремятся по крайней мере сохранить премию в том же проценте к заработной плате по тарифу, который фактически сложилст в базисном (отчетном) периоде;

б) доплаты за работу машинистов в ночное время в разме­ ре 2 процента при работе машинистов в 2 смены и 5 процен­ тов — при работе машинистов в 3 смены.

Затраты на горюче-смазочные материалы определяют с учетом фактических расходов и фактической себестоимости этих материалов (франко-склад потребителя и франко-маши- на) в базисном периоде и утвержденных норм.

Сведения о фактических затратах в прошлом периоде име­ ются в бухгалтерском учете.

Могут также приниматься во внимание и местные нормы расхода горюче-смазочных материалов, устанавливаемые в от­ дельных организациях.

Расчет затрат на горюче-смазочные материалы можно про­ изводить в таблице специальной формы. В таблице расход от­ дельных материалов группируется по механизмам-потребите­ лям. После необходимых подсчетов общая сумма затрат делит­ ся на плановое количество часов механизма в действии и оп­ ределяется доля расходов, приходящаяся на 1 маш.-смену или на 1 маш.-час работы.

В плане учитывают затраты на сменную оснастку (рубиль­ ники, реостаты, провода в резиновых трубках, кабели для ма­ шин с электродвигателями, тросы для грузоподъемных, земле­ ройных и других машин, шины, ленты транспортеров, шлан­ ги).

Стоимость оснастки определяется по действующим и прей­ скурантным ценам с учетом заготовительно-складских расхо­ дов и з издержках производства учитывается с учетом сроков службы.

К примеру, срок службы пневмомашин от 1,7 тыс. до 10 тыс. часов (в зависимости от вида машин), гибкого кабеля — 1.5—6,0 тыс. часов, канатов стальных (тросов) грузоподъемноных машин от 1,0 до 4,0 тыс. часов, канатов стальных (тросы) одноковшовых экскаваторов — от 525 до 1800 часов, рубиль­ ников — 5,1 тыс. часов, рукавов насосов - - 1,4, силанги 1,2—. 2,3 тыс. часов. Путем деления стоимости сменной отнастки на

25


срок службы устанавливаются затраты на износ, приходящие­ ся на 1 час работы машины. Иногда размер износа еще и уве­ личивают на необходимые расходы на поддержание оснастки в годном для работы состоянии (текущий ремонт, техобслужи­ вание).

При планировании необходимо учитывать особенности от­ несения на затраты отдельных видов оснаски. К примеру, трос заменяется только при обязательном возврате на склад изно­ шенного, на стоимость которого уменьшаются расходы на ме­ ханизацию и т. д.

При определении плановых затрат на механизаю рассчиты­ вают также расходы, связанные с техническим обслуживанием и текущим ремонтом строительных машин и механизмов.

При планировании затрат, связанных с заменой сложного оборудования используют нормативы, разработанные НИИЭС Госстроя СССР. По этим нормативам для кранов на гусенич­ ном ходу грузоподъемностью до 5 г при длине стрелы в 7,5 л полагается па снятие стрелы 11 рублей, в т. ч. 7 на заработную плату, на установку стрелы — 6 руб. 50 коп и 4 руб. 50 коп., на замену прямой лопаты на обратную .илинаоборот) для экс­ каватора одноковшового емкостью ковша от 0,5 до 0,65 м3 — 56,20 и 23,50 руб. и т. д.

При определении расходов по содержанию и ремонту под­ крановых путей для кранов на железнодорожном ходу руко­ водствуются также нормативами НИИЭС Госстроя СССР. По этим нормативам за каждый машино-час работы кранов можно предусматривать для кранов башенных грузоподъемностью до 2 г — 0,046 рубля, в том числе на заработную плату —

0,026, для более 8 т — 0,09 и 0.05 и т. д.

Значительное место в затратах на механизацию приходит­ ся на долю амортизационных отчислений. Для определения размера этих отчислений по плану вначале рассчитывают средневзвыпег иую балансовую стоимость одной среднесписочной машины, их динамику, нормы амортизации. Для определения средневзвешенной балансовой стоимости обычно берут перво­ начальную стоимость машин одного типа и время нахождения их в организации. К. примеру, в организации, было 4 башенных крана (одни из которых поступил в июне) с общей балансовой стоимостью 80,516 руб. В этом случае можно считать, что в организации будет 3,5 крана со средней балансовой стоимо­ стью каждого 20129 руб. При 12 процентах годовой нормы амортизации ежемесячно сумма амортизации составит 201,29 или на год -- 2415,49 руб. При односменной работе за год по утвержденным нормам выработки будет отработано 2600 часов, при двухсменной — 5200 и трехсменной — 7300.

26


В этом случае на каждый машино-час работы придется при односменкой работе — 0,929, при двухсменной — 0,4645 и трехсменной — 0,3097.

Некоторые организации среднегодовую стоимость учитыва­ ют но действующим прейскурантным ценам с добавлением планируемых транспортно-заготовительных расходов и затрат на монтаж, а к стоимости башенного крана и расходы по ин­ вентарному балансу. Плановые нормы использования техники не должны быть ниже достигнутого уровня в базисном пе­ риоде.

Накладные расходы в плановых затратах учитываются только тшда, когда плановая себестоимость одного машиночаса определяется в тресте или управлении механизации. В этом случае по специальным расчетам, как и в первичных под­ рядных организациях, составляются сметы административнохозяйственных расходов, расходы по обслуживанию рабочих и прочие. Наряду с текущими расходами заблаговременно должны быть определены единовременные затраты на мон­ таж, демонтаж и перевозку строительной техники с объекта на объект.

При планировании расходов на переброску оборудования изучают прогнозируемое размещение и сроки строительства объектов, объемы строительно-монтажных работ на объектах. Потребность в этой информации вызывается тем, что на се­ бестоимость строительных и монтажных работ единовремен­ ные затраты на перевозку, монтаж и демонтаж строительной техники относятся не сразу, а постепенно в течение всего строительного периода. Распределение единовременных рас­ ходов на издержки строительного производства может произ­ водиться в табл. 6.

Т а б л и ц а б

Расчет распределения на издержки строительного производства единовременных затрат на перевозку, монтаж и демонтам строительных машин и механизмов

Объект № 20

Вид оборудования

Показателя

Всего единовременных затрат (в т. ч. транспорт, монтаж и демон­ таж)

Ежемесячно относится на издержки производства, в т. ч. по видам работ

Башенный кран

_

Сумма

Кол-во меся- I

 

______

 

яев

расход.'

 

1

950

5

190

Экскаватор

Кол-во № Кол-во ШИ1Ю- расхода смеи

30 900

30 900

27