Файл: Матюшин, В. Н. Планирование снижения себестоимости строительных и монтажных работ учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 80

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ненных к районам Крайнего Севера, а также расходы, связан­ ные с доплатами за воинские звания, затраты вызываемые передвкжьым характером работ в строительстве и перебазирова­ нием строительных и монтажных организаций и некоторые другие. Эти расходы подрядным организациям возмещаются отдельно в порядке, аналогичном для возмещения расходов по оргнабору.

Нормы накладных расходов, как правило, не только соот­ ветствуют действительным издержкам строительного произ­ водства, но даже и перекрывают их. Поэтому в процессе, плани­ рования изыскивают пути более экономного их расходования. Дестигается это как за счет сокращения удельного веса на­ кладных расходов в себестоимости строительства; так и за счет прямой экономии по отдельным статьям.

Величина и v.nnRPHb- ппклатЩ''У—р-йехопгт пппис'.ы.т- пт мнп- -гйх факторов. В их числе надо отметить следующее: продол­ жительность строительства и объем строительно-монтажных работ, ритмичность производства работ, численность работа­ ющих и выработка, размер фонда заработной платы.

При отклонениях от действующих норм продолжительности строительства не изменяется абсолютная величина годовых административно-хозяйственных затрат на содержание по­ жарно-сторожевой охраны и износ временных сооружений, приспособлений и инвентаря и т. п.

В Инструкции по определению экономической эффективно­ сти капитальных вложений в строительстве приведен порядок расчета экономии накладных расходов в случае досрочного окончания строительства объекта и этапа (СН-423-71).

Удлинение сроков строительства способствует удорожанию, определяемому по тем же формулам со знаком «минус».

Потери от неритмичности гсраи-тельного пронаволгтвп можно бйределить по недовыполненному объему строительно-мон­ тажных работ, принимая возможный максимальный объем ра­ бот в летний и зимний периоды. Увеличение себестоимости ра­

бот (Эс ) можно определить по формуле Э =Н -К ,

где Н — сумман акладных расходов; К — условно-постоянная часть накладных расходов.

Ускорение ввода в действие объектов зависит не только от процесса его сооружения. Из-за большого представительства много времени (иногда до 3—6 месяцев) затрачивают на оформление приема законченных строительством объектов. В процессе приемки отдельные члены комиссий высказывают

.8— 1783

•33


всякого рода пожелания, на исполнение которых затрачива­ ются не только материальные и финансовые ресурсы, но и труд. Нередки переделки выполненных ранее работ по окраске,

отделке и т. д.

Сокращение представительства в рабочей и государствен­ ной комиссии вряд ли будет правильно. По нашему мнению, готовность объекта с пользой служить людям десятки и сотни лет должны определять весьма представительные и ответст­ венные комиссии. И, может быть, следует подумать о расши­ рении представительства. А для сокращения времени приемки объекта необходимо искать иные пути.

Интересный опыт в этом отношении накоплен в г. Гродно (Белорусская ССР). Исследования, проведенные трестом № 11 показали, что подавляющая часть предложений отдельных представителей могла бы быть учтена не после окончания строительных работ на объекте, а в процессе завершения строительства, необходимо только заранее знать пожелания представителей и возможности их реализации.

В г. .Гродно поменяли порядок приемки объектов. Раньше, как правило, комиссии в полном составе появлялись на объек­ те тог да, когда он был закончен строительством. Представите­ ли различных служб по существу предлагали внести какие-то исправления в уже законченный строительством объект. Сей­ час же, заранее, за 1—2 месяца до окончания строительства каждый представитель рабочей и государственной комиссии приглашается на объект для дачи своих пожеланий.

Гродненский горисполком решением от 27 ноября 1970 го­ да обязал руководителей организаций, которые направляют своих представителей в состав государственных и рабочих ко­ миссий, делать свои замечания и оформлять справки о соот­ ветствии выполненных работ проектам и техническим услови­ ям, пригодности к использованию инженерных коммуникаций в сроки и по формам, разработанным для пусковых объектов строительным трестом №11.

В специальном журнале для каждого пускового объекта трест № 11 предусмотрел отдельные страницы для архстройконтрсля, заказчика, проектной организации, санэпидстанции, пожарной инспекции, связистов и других. В журнале приведе­ ны указания по подготовке к сдаче объекта, состав приемоч­ ных комиссий (государственных и рабочих), перечень докумен­ тации, необходимой при сдаче объекта, памятки по отделоч­ ным, штукатурным, малярным, облицовочным, кровельным, гидроизоляционным работам и устройству полов.

Накопленный в г. Гродно опыт показал, что заблаговремен­ ное участие представителей в приемке объекта приближает

34


дату его ввода в действие. Если раньше комиссия работала в течение месяца, то сейчас государственная комиссия на ана­ логичных объектах принимает здание за 2—3 дня. Особенно намного сократилось время на приемку встроенных частей жи­ лых зданий. Раньше всякого рода проемы, покраска, подходя­ щая по характеру использования этих помещений, и другие работы в какой-то части выполнялись в процессе приемки зда­ ния. Сейчас все эти работы выполняются заблаговременно и качественно, с учетом пожеланий конкретных организаций, которым передаются встроенные помещения (магазины и др.)

иссьращаются накладные расходы.

Всмете накладных расходов учитываются:

а) утвержденный вышестоящей организацией сметный ли­ мит накладных расходов, определяемый исходя из структуры строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами, действующих норм накладных расходов и заданий по сокращению административно-хозяйственных расходов;

б) накладные расходы подсобных производств и прочих хозяйств, находящихся на балансе строительной организации; в) отчисления субподрядных организаций на возмещение

части накладных расходов генеральных подрядчиков; г) суммы накладных расходов, компенсируемые заказчи­

ком сверх утвержденных норм.

По существующим в настоящее время правилам генераль­ ный подрядчик обязан предоставить субподрядной организа­ ции помещение для конторы участка, оборудованное отопле­ нием, освещением и телефоном, закрытое помещение или пло­ щадку для складирования материалов и другие. За эти услу­ ги с субподрядчика взимается плата по установленным нормам амортизационных отчислений и т. д. Взаимоотношения органи­ заций — генеральных подрядчиков с субподрядными органи­ зациями регламентируется специальным положением, утверж­ денным Госпланом СССР и Госстром СССР.

По этому положению, в частности, предусмотрено, что в возмещение расходов генподрядчика за услуги оказываемые субподрядчику, последний производит отчисления в определен­ ном проценте к сметной стоимости выполненных субподрядчи­ ком работ: по монтажным и специальным строительным рабо­ там — 4%, по монтажу конструкций из сборного железобето­ на — 3%, по теплоизоляционным работам — 2% и т. д. Раз­ меры этих отчислений учитывают административно-хозяйст­ венные расходы генподрядчика, связанные с обеспечением технической документацией и координацией работ, выполняе­ мых субподрядчиком, принятой от субподрядчика и сдачей за­ казчику работ, выполненных субподрядчиком, разрешением

3*

35


вопросов материально-технического снабжения, пожарносторожевой охраны, технике безопасности и охране труда, пользование подъемными механизмами генподрядчика и неко­ торые другие. Субподрядчик также возмещает генподрядчику расходы, связанные с осуществлением генподрядчиком в энмнее время расчистки дорог, содержанием в надлежащем, со­ стоянии входов в здания, созданием в необходимых случаях положительных температур и т. д.

В плане не только устанавливают предполагаемый размер экономии накладных расходов, но и определяют размер этих расходов по отдельным статьям.

Отнесение затрат на отдельные статьи накладных расходов производится в соответствии с постановлением Госстроя СССР

от 13 июня 1969 года «Об утверждении перечня статей на­ кладных расходов в строительстве».

Подрядная организация на каждый планируемый год со­ ставляет смету накладных расходов.

Вэту смету включаются все накладные расходы, независи­ мо or источников их покрытия: собственные издержки произ­ водства, возмещение сверх смет заказчиком или субподрядчи­ ком.

Втресте № 1, осуществлявшем промышленное строительст­ во, смета накладных расходов на год была составлена по фор­ ме 9

Смета накладных расходов составляется с учетом компен­ саций, получаемых от заказчиков сверх сметной стоимости ра­ бот.

В общую смету включаются также накладные расходы под­ собных производств и обслуживающих хозяйств и накладные расходы, отчисляемые субподрядными организациями гене­ ральному подрядчику.

При составлении сметы накладных расходов должна быть учтена экономик, предусмотренная по плану технического раз­ вития и организационно-хозяйственных мероприятий.

Так, по плану на год у строительно-монтажного треста № 1

по накладным расходам

было предусмотрено 5819

т. р.

(табл.10).

 

 

К смете накладных расходов прилагаются расчеты по от­

дельным статям, а по некоторым из них составляются и

ут­

верждаются в установленном порядке специальные сметы.

 

Смета составляется и на

административно-хозяйственные

расходы, основную часть которых составляют расходы на за­ работную плату. При определении размеров заработной платы руководствуются типовыми структурами, штатами и нормати­

вами численности по группам строительно-монтажных органи­ заций.

-36


Т а б л и ц а 9

Смета накладных расходов строительно-монтажного треста № 1 на 197

год

 

 

 

 

 

В т. ч. по

 

 

 

 

Всего

строительно­

 

Статьи расхода

 

Шифр

монтажной

 

 

включая

работе, вклю

 

 

 

 

компенсацн!'

чая услуги

 

 

 

 

 

по субпод­

 

 

 

 

о

рядчикам

 

1

 

2

4

 

 

и

. Административно-хозяйственные расходы

0,1

1550

1550

II. Расходы по обслуживанию

рабочих

в

1671

1623

том числе:

 

0,2

а)

дополнительная заработная плата

0,3

860

S32

б) отчисления на социальное страхование

04

541

521

в) затраты на содержание жилищно-комму­

 

 

нального хозяйства в линейном строитель­

 

 

стве

 

05

 

 

г)

затраты по санитарно-бытовому обслужи­

 

 

ванию работников, на охрану труда и техни­

230

230

ку безопасности

 

06

д)

отчисления профсоюзным

организациям

 

 

на

культурно-массовую и физкультурную

40

40

работу

 

07

III. Расходы по организации и производст­

2217

2217

ву работ в том числе:

 

03

а)

содержание пожарной и сторожевой ох­

09

112

112

раны

 

Из них ;:о с троительно-

Из гр 4

монтажи эй работе,

исключая услуги по

фонд зарила

субподрядчикам

ты рабочих,

 

в т. ч. без

включая до­

Итога

полнит.

 

компенсации

 

5

е

7

1520

1520

1579

1561

931

614

796

832

521

521

 

204

204

59

40

40

40

2074

1662

223

93

93