Файл: Губарев, В. С. От Коперника до Коперника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

писал Рэтик.— Мне стало понятно, что я пред­ ставления не имел о такой тяжести труда. Груз подобной работы так велик, что ее никто другой, даже герой, не мог поднять и в конце концов преодолеть. Я постиг, почему древние рассказывали, что Геркулес, сын самого Зев­ са, не доверял надолго своим плечам и пере­ ложил небесный свод снова на спину Атласа, который был к тому приучен долгими годами и потому, приняв груз, со свежими силами понес его дальніе».

Рэтик стал первым самоотверженным по­ пуляризатором гелиоцентрического учения. Без сомнения, он догадывался об антирели­ гиозной его сущности. Он не мог этого не понимать: у Коперника и Рэтика было много времени, чтобы обсудить каждую строку трак­ тата.

И Рэтик делает попытку обезопасить сво­ его учителя:

«Аристотель, я твердо в том убежден, если бы только мог услышать основы повой тео­ рии, признал бы честно, что нм действительно было доказано и что принято без должных доказательств. Он признал бы обоснованность теории моего Господина Учителя, если только верны слова Платона, что Аристотель яв­ ляется Философом Истины.

Я также далек от мысли, что Птолемей, если бы только ему дано было вернуться к жизни, остался бы вереи своей системе. Увидя, как завалена руинами столетий, как непроходима стала столбовая дорога астроно­ мии — Птолемей сам начал бы искать нового пути!»

92

Расчет Рэтика точен: непререкаем автори­ тет древних, их он и привлекает к защите Коперника.

Усилии Рэтика и других друзей великого астронома привели к желанному результату. Николай Коперник решился опубликовать трактат. Церковь тогда еще не распознала его антирелигиозной направленности.

Книга увидела свет в марте 1543 года. Два месяца везли ее из Нюрнберга во Фромборк.

А в мае, когда зелень покрыла холмы и в саду распустились цветы, Коперник умер.

«Свой труд увидел лишь в день смерти, испуская последнее дыхание»,— писал Рэтпку Тпдеман Гизе.

Город встречает запахами моря, черепич­ ными крышами и звуками органа в старом соборе.

Музыка властвовала над замком, каза­ лось, что звуки задерживались в цветных витражах.

...Седой старик Играл Баха. Мы вошли тихо и замерли. В соборе старик был один.

С первой колонны на нас смотрел Копер­ ник. Лаконичная надпись: «Каноник Нико­ лай Коперник. Жизнь посвятил Вармии и всем».

Это справедливо. Для маленького городка, стоящего на границе моря и суши, Коперник был не только астрономом. Он был здесь вра­ чом. «В медицине он пользовался славой вто­ рого Эскулапа, хотя его глубоко философский

93


ум никогда не гнался за популярностью»,— свидетельствует один пз биографов.

Коперпнк лечил не только членов капи­ тула, но и крестьян. Снабжал пх бесплатно лекарствами, даже выезжал в соседние го­ рода — туда часто вызывали искусного врача.

И жители Фромборка с гордостью пока­ зывают приезжим не только «башню Копер­ ника», где жил и работал каноник, но и не­ большой до.м па краю городка, где он вра­ чевал.

Сохранились многочисленные книги по медицине, привезенные Коперником из Ита­ лии. Они пестрят его пометками. На «Вра­ чебных советах» Бартоломея Монтакьяны рядом со словами: «Справедливо замечание Авиценны, что неведение приводит к убий­ ству, что должен помнить каждый осмотри­ тельный врач»,— Коперник дописал: «Года 1526, в марте месяце, запомни». А потом до­ бавил через месяц: «Из сего вывод, что лучше составлять как можно краткие рецепты, за­ помни это, врач. 1526 года, в апреле числа четвертого».

Плывут над Фромборком звуки органа...

Напротив собора — остатки водопровод­ ной башни. Ее появление приписывается Ко­ пернику.

В одной пз башен собора была найдена надпись на латинском языке. Она гласила:

Здесь покоренные воды течь принуждены на гору, Чтоб обильным ключом утолитъ жителей жажду. В чем отказала людям природа—искусством

преодолел Коперник. Это творение, в ряду других,— свидетель его

славной жизни.

94

Трудно сказать, кому принадлежат эти строки, вероятнее всего, поэту, который yute знал о величии Коперника.

Ведь Коперник проявил себя не только во многих науках, не только в астрономии и ме­ дицине, ему приходилось заниматься и хозяй­ ственными проблемами. И не удивительно: все повое, что появлялось во Фромборке, свя­ зывалось с именем Коперника.

Я слушал орган, смотрел на своеобразную мемориальную доску в соборе п думал о том, что люди не всегда бывают справедливы к прошлому.

Умер каноник. Предали его земле в этом соборе. А потом из-за моря пришли захват­ чики, перекопали все внутри в поисках зо­ лота, и, ничего не найдя, ушли.

И никто не знает, где была могила Копер­ ника...

М ы вышли из собора. Мои коллеги из сту­ дии «Центркаучфнльм» долго молчали.

Пробили часы на башне.

Старик органист закрыл дверь собора на ключ и удалился.

Хорошо играл...— говорит Юрий Яков­ левич Неймарк.

А мне почему-то слышались звуки ка­ нонады, пулеметные очереди...— прерывает его Дмитрий Константинович Антонов, ре­ жиссер.— Эсэсовские части стояли здесь пасмерть, ведь позади было море...

95


TI ne было ничего святого. Ничего,— добавляет Юрий Яковлевич,— уникальные памятники архитектуры взрывались и поджи­ гались. Фашисты уничтожали все.

А нам было по восемнадцать лет...

И мы были лейтенантам и...

Тридцать лет спустя два уже немолодых человека приехали сюда спішать фильм о Николае Копернике и спутнике «Коперник». Опп пытаются проложить мост через пять веков, но память упорно возвращает их к весне 45-го, когда по дорогам Полыни кати­ лась волна освобождения.

Дорогой пеной достались нашей армии Фромборк и соседние города. Неподалеку, всего в шести километрах от замка,— клад­ бище. 32 тысячи советских солдат и офицеров лежит на нем! 32 тысячи...

Крохотный город у моря...

Великин город в истории цивилизации...

Тридцать лет назад башни и дворец бы­ ли разрушены, фашисты разграбили собор. Укрывшись в стенах крепости, они тщетно пытались сдержать наступление Красной Армии.

Медленно возрождался замок. И еще се­ годня одна из башен — в лесах. Здесь будет планетарий.

Восстановлена «башня Коперника», где, по преданию, он писал главный труд своей жизни. В распахнутое окно видны безбреж­ ная гладь моря и синее небо, которое по ве­ черам загорается мириадами звезд.

А у стен крепости звучат голоса, смех, песни.

96

Это ребята я девчата со всей Полыни. Вокруг Фромборка раскинулись палаточные городки. Каждые две педели их население меняется.

« Онерадня «Ф iюмборк» » продолжается уже несколько лет.

В1966 году земля: Фромборка еще хра­ нила раны воины. Город был в развалинах, заросли парки. Псе меньше оставалось в нем жителей: они уезжали туда, где кипела жизнь—в Гданьск, Ольблопг, Олынтын...

В1966 году молодежная организация Союз польских харцеров решила начать ре­ конструкцию и благоустройство Фромборка, чтобы к 1973 году — к 500-летшо со дня рож­ дения Коперника — в городе не осталось сле­ дов войны.

Главный штаб Союза польских харцеров

обратился тогда к юношам и девушкам: «Все силы отдадим Фромборку! Харцеры и харцеркп!

Фромборк, прекрасный город, располо­ женный на берегу Внслянского залива, бога­ тый историческими достопримечателыюстямп и местами, связанными с великим ученым Николаем Коперником, разрушенный и раз­ грабленный гитлеровцами, находится, как пи­ сал Коперник, в «таком глухом уголке земли», что все еще лежит в стороне от великих, бур­ ных преобразований, какие переживает паша страна.

Фромборк ждет харцеров!» И молодежь Полыни откликнулась. В вос­

становлении и благоустройстве Фромборка приняло участие свыше 100 тысяч польских

7

Владимир Губарев

97


юношей и девушек. Они строили жилые дома и склады, ремонтировали здания и разбивали парки, оборудовали школы и детский дом.

Здесь, на улицах помолодевшего города, родилась крылатая фраза: «Коперник остано­ вил Солнце, харцеры привели в движение Фромборк».

Так молодежь Польши чтит память своего великого соотечественника.

Люди из всех стран мира стремятся те­ перь сюда, в этот уголок земли, чтобы уви­ деть, где именно было «остановлено Солнце».

Перед ними встает преображенный Фром­

борк.

Кинга отзывов музея хранит строки на разных языках. Много их и на русском.

лишком много войн за 500 лет пронеслось над землей, что храпит прах Николая Копер­ ника. Еще свежи раны в на­ ших сердцах от последней из них. О других мы знаем из книг и из учебников истории. Каждая война уносила ча­

стині' жизни Коперника.

Пропала его биография, записанная Рати­ ном. Исчезли рукописи. Немногие из них сохранились, да и то на чужбине.

ВXVIII веке шведы захватили Фромборк

ивывезли библиотеку, где были рукописи и

книги великого польского астронома. Они и ныне там, за морем.

Счастливо сложилась судьба лишь глав­ ного труда Коперника — рукописи «Об обра­ щениях небесных сфер».

Где она не побывала! И на юге Европы, и в Германии, и в Амстердаме. А потом ее потеряли. 150 лет пролежала рукопись неза­ меченной в Пражской библиотеке. Правда, уже без титульного листа: он был утерян во время долгих странствий.

В 1956 году правительство Чехословакии передало рукопись Николая Коперника поль­ скому народу. Сейчас она хранится в Ягеллонской библиотеке в Кракове.

В подлинности рукописи поначалу у не­ которых ученых возникли сомнения: мол, на­ писана она не самим Коперником, а одним из его последователей.

Доктор Ежи Затей, руководитель отдела рукописей, тщательно изучил бесценный

99


подарок. Он проанализировал бумагу, скрупу­ лезно исследовал почерк, сравнил написание букв с имеющимися автографами писем. Сомнений больше не было: страницы напи­ саны самим Николаем Коперником!

Я смотрю на тронутые временами стра­ ницы, истлевшие углы, безукоризненно пря­ мые строки. Вот рисунок планетной систе­ мы. В центре — Солнце, орбиты Меркурия, Венеры, Земли, Марса, Юпитера, Сатур­ на... Четкие круги, выведенные уверенной рукой.

Хранитель библиотеки уносит книгу и по­ том долго извиняется: оригинал хранится в специальном помещении, обычно посетителям показывают фотокопию.

Апотом мы долго разговариваем с ним.

Ивновь возвращаемся в недавнее прошлое: его отец был расстрелян фашистами, а ou бе­ жал в Англию. Затем вернулся в родной Кра­ ков, в эту библиотеку, разграбленную и опу­ стошенную. По крупицам пополняли сотруд­ ники ее сокровища. Но многое уже пе вер­ нуть: навсегда погибли ценные книги в огне нацистского варварства... А то, что сохрани­ лось, берегут как зеницу ока.

Ив первую очередь, конечно, рукопись Коперника.

— Просим руками

не

трогать,— вновь

услышали мы, но уже не

в

Кракове,

а в

Варшаве,— электроника,

как

и

древние

ру­

кописи, требует осторожности,— добавил Зиг­ мунд Кравчик.

100

Мы рассказали инженеру о поездке в Краков, и он невольно начал говорить так же, как и хранитель в библиотеке.

И здесь мы тоже увидели «книгу». Прав­ да, в ней всего две «страницы». Кравчик поднял прибор и раскрыл его. Переплетение микросхем, транзисторов, сопротивлений, интегральных схем, всевозможных прибо­ ров...

— Мы технические исполнители,— гово­ рит Зигмунд Кравчик.— Когда в Академии наук созрела идея эксперимента, ученые обратились в Институт авиации. Все-таки мы ближе к космонавтике, чем, к примеру, сель­ ское хозяйство.— Зигмунд улыбается.— А ко­ гда мы согласились, то поняли, что пока не взялся за дело — все ясно, стоит же начать работать — проблемы возникают ежедневно.

101