Файл: Губарев, В. С. От Коперника до Коперника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нравится — не его королевское дело: народ выбрал. Смирись.

И вновь шествует праздник — традицион­ ный студенческий карнавал в Торуни. Каж­ дый год проводится он в Старом городе. Го­ товятся к нему студенты несколько месяцев. Воскрешают славное прошлое, напоминают о нем и о своем великом горожанине.

А под утро идут к Висле, где когда-то слу­ шал соловьев Коперник. Нет теперь ивовых зарослей и соловьев в них, но традиция жива.

W

Развалины замка сохранились. Они напо­ минают о многолетней трудной борьбе поль­ ского народа с крестоносцами. Для нас это далекое прошлое. А Копернику пе раз при­ ходилось сталкиваться лицом к лицу с не­ мецкими рыцарями.

Правда, замок тевтонских рыцарей в То­ руни был разрушен до рождения Николая Ко­ перника. Однако на севере, в Поморье, еще высились крепостные стены. За ними жпли крестоносцы.

Народ поднялся против захватчиков. На­ чалась война Польши с Тевтонским орденом. Она продолжалась 13 лет. Крестоносцы были побеждены; 19 октября 1466 года в Торуни был подписан мирный договор, по которому Гданьское Поморье, Мальборк, Эльблонг и Вармия были возвращены Польше. Но орден продолжал существовать, постоянно угрожая польскому государству.

Из своих укрепленных замков кресто­ носцы совершали набеги на незащищенные

15

деревнії и города. Они грабили п убивали жи­ телей, сжигали их дома, угоняли скот. Рас­ плата приходила не всегда: слишком крепки были стены замков и требовалось иногда не­ сколько лет осады, чтобы взять их.

Мальборкский замок сохранился до наших дней. Гигантские каменные стены упосятся ввысь. Укрепления расположены в несколько рядов, между ними — рвы, которые заполня­ лись водой. И со стороны реки подобраться невозможно: словно скала высится над ней крепостная степа.

В подвалах хранились обильные запасы пищи. Ее хватало дли осажденных на многие месяцы.

Взять такой замок штурмом практически невозможно. Даже в наше время это сделать было непросто. Когда фашистские войска под ударами Красной Армии откатывались на за­ пад, в таких замках оставались сравнительно небольшие по численности гитлеровские гар­ низоны. Но даже мощный огонь артиллерии не мог заставить их сразу сдаться, потому что стены крепостей выдерживали не только сна­ ряды, а и авиабомбы.

Что же говорить о войске, вооруженном алебардами и пищалями?

Вот почему еще много лет крестоносцы терзали Польшу. Они копили силы за толсты­ ми стенами замков.

Николаю Копернику потом придется от­ ражать нападение крестоносцев с оружием в руках, а пока он играет вместе со своими

16


сестренками и братишкой на развалинах зам­ ка в Торунп. II учится любить его мужест­ венных жителей, которые не дрогнули в бит­ ве с захватчиками. Передается подростку и ненависть к крестоносцам, которые приносят полякам столько страданий.

Оба эти чувства не могли не возникнуть. Ведь отец Николая принимал участие в трииадцатилетней войне и часто рассказывал о ней. А дядя Лукаш Ватценроде, который пос­ ле смерти отца взял на себя заботу об осиро­ тевшей семье Коперников, был одним из са­ мых непримиримых врагов Тевтонского ор­ дена.

Привязанность к родному городу Николай сохранил на всю жизнь, хотя в зрелые годы ему редко доводилось здесь бывать...

2

Владимир Губарев

Гос. публ!:чи4й

 

 

научно-тохніїсосня

Есть в Торуни улица имени Коперника, дом, музей. Даже гостиницы, только что по­ строенные, называются «Космос» и «Гелиос».

Но есть еще один памятник — гордость сегодняшней Польши.

Это университет имени Нпколая Коперни­ ка, «живой памятник», как сказал о нем рек­ тор Витольд Лукашевич.

— Я знаю о доброй традиции, которая существует в вашей стране: когда космонав­ ты возвращаются из полета, они приезжают на родину Циолковского. Это напоминает о связи времен, и это хорошо. Мы, ученые Польши, постоянно возвращаемся к Коперни­ ку, особенно здесь, в Торуни, ведь мы с ним из одного города... Ну и космонавты, посещая нашу страну, обязательно бывают в Торуни. Мы показываем им не только дом, где родил­ ся Коперник, улицы, на которых прошли его детство и юность, но и наш университет.

Ректор встал, подошел к одному из стел­ лажей, достал несколько книжек.

— Это «Библиотечка Коперника», кото­ рую мы подготовили к изданию,— Витольд Лукашевич перелистал одну из книг,— здесь вы найдете не только прошлое, но и сего­ дняшний день нашей науки. К нам приезжа­ ют гости — крупнейшие ученые, космонавты и астронавты, журналисты. Они хотят посмо­ треть, где родился Коперник, интересуются и современной астрономией и космосом. Мы им можем показать не только отель «Космос»,— ректор улыбнулся,— но и обсерваторию в

18

Комната в «Доме Коперника»

Піівшщах, где ведутся астрономические и радиоастрономические исследования п где со­ здается аппаратура для космоса. Эти рабо­ ты — логическое продолжение развития нау­ ки, которой в свое время занимался и Нико­

лай Коперник.

■sate-

На стене висит пряник. Он чуть-чуть по­ трескался. Видно, давно он здесь.

Я видел такие в кабинете ректора, в студенческом общежитии, в обсерватории. Привез и себе домой на добрую память о То-

РУни.

 

 

 

Взрослые хранят эти пряники, а

дети —

ну что с

них

возьмешь — с удовольствием

уплетают

их,

не догадываясь, что

это —

19



произведение искусства, доставшееся нам от предков.

Точно такие же пряники ел Николай Ко­ перник, когда бегал с мальчишками играть на развалины замка крестоносцев.

Делают пряники нынешние торуньские кондитеры по тем же самым формам, что и в средневековье. Кстати, великолепную кол­ лекцию форм собрал городской музей, и каж­ дая из них поражает тонкостью работы.

Музей хранит экспонаты, относящиеся к разным векам. Но для нас интересен один из них — портрет Коперника — гордость музея. Специалисты утверждают, что это наиболее достоверное изображение великого астро­ нома.

Как и многое, связанное с Коперником, «торуиьскпй портрет» был обнаружен слу­ чайно.

Неподалеку от городской ратуши нахо­ дится школа, носящая имя ученого. Она, как и некоторые другие, претендует па «ученика Николая», который получил в Торуып началь­ ное образование. Точно же, где учился Ко­ перник, установить не удалось, и тщательные архивные поиски пока не дали результатов.

В этой школе висел портрет. Когда в кон­ це прошлого века исследователи творчества Коперника обратили на него внимание, они были потрясены: портрет написан в XVI веке!

650 городов было в Польше XVI века. В основном это были небольшие города, в ко­ торых жило по 1000—2000 человек. Лишь

20

Гданьск, Краков, Познань, Торунь, Люблин, то есть крупные торговые и административ­ ные центры, резко выделялись по численно­ сти населения. В Гданьске, к примеру, в XVI веке было около 50 тысяч жителей.

Через большие города проходили главные торговые пути с севера на юг и с востока на запад. Немало золота оседало у местных куп­ цов, п поэтому города росли стремительно.

Династия Ягеллоиов властвовала над польскими землями. Все пять провинций — Малая Польша с Краковом, Великая Польша с Познанью, Мазовия с Варшавой, земли Червоной Руси и Королевская Пруссия — подчи­ нялись польскому королю. Правда, в некото­ рых случаях власть Ягеллонов была ограни­ чена. В частности, это относится к Коро­ левской Пруссии, с которой связана жизнь Николая Коперника.

Эта провинция Польши пользовалась из­ вестной автономией. Центральным органом власти был Прусский совет, в который входи­ ли землевладельцы, воеводы, известные го­ рожане из трех воеводств — Поморского, Хелминского и Мальборкского, а также Вармии — владения епископа и капитула, то есть коллегии духовных лиц, состоящих при епис­ копе. Вармпйскпй епископ и возглавлял 1 (русский совет.

Варминские епископы считались королев­ скими советниками. Они приносили присягу королю и не могли быть избраны на свою дол­ жность без его согласия.

Но хотя подданные Вармии — крестьяне и горожане — могли апеллировать в королев­

21


ские суды, власть польской столицы — Кра­ кова — мало распространялась на них. Вармия была самостоятельной административной единицей, которая «обслуживала» епископа и капитул.

Дядя Николая Коперника — Лукаш Ватценроде — был вармийским епископом. Своим племянникам он сразу определил судьбу: они станут канониками, и служение богу не по­ зволит им испытать нищету... К тому же вармийский епископ был достаточно богатым человеком, чтобы дать нм великолепное обра­ зование.

Эпоха Возрождения — это не только бур­ ное развитие торговли, открытие новых зе­ мель, но и в первую очередь «пробуждение» искусства и науки от средневековой спячки.

Рождаются новые университеты. В том числе II в Польском королевстве — одном нз крупнейших государств Европы. Польские города добиваются разрешения на открытие «очагов гуманизма».

Казалось бы, Торунь тоже имеет право на свой университет...

— В Торупи до недавнего времени не бы­ ло университета,— продолжает Витольд Лу­

кашевич.— А ведь жители

города еще

в

1386 году обратились к папе

римскому

за

разрешением об открытии высшего учебного заведения. Долгие хлопоты были безрезуль­ татными. В 1595 году четыре города — Мальборк, Эльблонг, Гданьск и Торунь — заклю­ чили договор, который предусматривал созда-

22

ние университета. Но потребовалось 350 лет, чтобы этот договор был осуществлен.

Мы очень обязаны советским солдатам, снастим наш город,— говорит Лукашевич.— Здесь оборонялась дивизия СС. Я не знаю, как военные называют этот маневр, но суть его в том, что ваши солдаты выманили эсэсов­ цев из города. Полковник Косенко, командир дивизии Красной Армии, за спасение Торуни стал почетным гражданином нашего города...

1 февраля советские войска освободили Торунь, а 12 февраля было принято решение со­ здать университет. 350 лет — и 12 дней... Не хватало книг, не было исследовательской ап­ паратуры, но уже в августе 1945 года состоя­ лось заседание ученого совета, а с ноября начались лекционные занятия. Народная Польша начала готовить высококвалифици­ рованных специалистов. К сегодняшнему Дню выпускников университета свыше 12 тысяч.

23