Файл: Губарев, В. С. От Коперника до Коперника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однажды к нам приехали западные жур­ налисты,— вспоминает ректор,— состоялась пресс-конференция. Один из репортеров спра­ шивает меня: «Господин ректор, может ли ваш университет дать нового Коперника?» — «Постараемся»,— отшутился я. Как видите, я был не очень далек от истины,— Лукашевич улыбнулся,— сейчас доктор Ханаш и его кол­ леги пытаются сконструировать «Коперни­ ка». Правда, механического, но что поде­ лаешь — живой Коперник был и останется единственным...

Из окна кабинета ректора открывается вид на новый университет, раскинувшийся вдоль Вислы. Современные здания учебных корпусов, лабораторий, общежитии, библио­ теки чередуются со спортивными залами, бас­ сейном, зелеными рощами. Студенческий го­ род вырос на пустыре. Это подарок польского народа Торуни.

«Коперник и космос» — так называется выставка, открывшаяся в ратуше. Пять-шесть десятков полотен. На них — звезды, сферы, яркие закаты, глубины галактик.

Яперехожу от одной картины к другой

ипытаюсь выбрать ту единственную, которая проложила бы мост между столетиями, соеди­ нила бы их. У некоторых полотен останавли­ ваюсь, стараюсь понять, что хотел сказать художник, п, разочарованный, отхожу. Иначе

япредставляю Коперника и сегодняшний мир науки.

Наконец нахожу то, что искал.

24

На полотне — комната. Стол. На нем аст­ рономические приборы, которыми пользовал­ ся Коперник. Усталая рука сжимает перо. Оплывшие свечи, полумрак.

Окно .распахнуто. А за ним — яркий мир Луны. И человек. Это Нейл Армстронг. Ши­ роко расставлены ноги, причудливые тенина скафандре.

Лиц не видно. Одно скрыто мраком ком­ наты, второе — стеклом гермошлема. Но я знаю, что они смотрят друг на друга. И их не могут разделить ни столетня, пн расстоянпя, потому что они — современники.

Не поэтому ли космонавты считают своим долгом побывать в Торуни, когда приезжают в Польшу? Нет, не музейная старина влечет их, не только любознательность, не прото­ кольная вежливость, а чувства совсем иные. Они едут на встречу с Коперником, который растворился в этих средневековых зданиях, в Висле, в городе, наконец, в людях, живу­ щих здесь.

Свет в окне горел допоздна.

Уже давно опустело здание университета. А Ян Ханаш и Виктор Аксенов работали. Рождалась инструкция по испытаниям аппа­ ратуры.

На совещании рабочей группы по косми­ ческой физике во Вроцлаве в июне 1970 года представители Академии наук Польши пред­ ложили провести эксперимент по исследова­ нию спорадического радиоизлучения Солнца с помощью радиоспектрографа.

25


«Наземные наблюдения различных объ­ ектов во Вселенной,— значится в программе эксперимента,— проводятся свыше 20 лет че­ рез окно в спектре земной атмосферы. Радионаблюдепия Солнца, планет, галактики, сверхновых, внегалактических объектов при­ вели к открытиям, которые способствовали развитию многих областей астрофизики.

В солнечной короне обнаружены радио­ вспышки, движущиеся со скоростями от 1000 км/сек до 100 тысяч км/сек и возникаю­ щие в результате распространения ударных волн и потоков быстрых электронов в плазме солнечной короны.

Дальнейшее развитие этой области тре­ бует изучения максимально широкого элек­ тромагнитного спектра при помощи аппара­ туры с возможно большей разрешающей спо­ собностью. Практически спектр ниже 10 мгц нельзя наблюдать сквозь земную атмосферу, так как она поглощает, отражает, рассеивает и преломляет радиоволны, приходящие от внеземных объектов.

Во время сильных солнечных вспышек возникают потоки заряженных частиц, а так­ же ударные волны. Распространяясь сквозь солнечную корону, они производят сильное радиоизлучение. Исследования этого излуче­ ния важны для понимания механизма воз­ буждения, а также условий, в которых проис­ ходит излучение...»

— Много было сомнений, прежде чем появился этот документ,— говорил Ян Ханаш.— Вас интересует самое начало? Как же это было...— Ян замолкает.

26

— Может быть, запуск «Интеркосмо­ са-1 »? — подсказы­ ваю я.— Мы ведь с

вами

там

встреча­

лись.

 

 

был

— Это

уже

конец

сомнениям,—

смеется

Ян.— Мы

долго

вынашивали

идею

эксперимента.

Профессор

Стефан

I Іпонтровскнп

по­

стоянно торопил нас.

Амы опасались: ведь

стакой аппаратурой

никогда не работали.

Через два дня

Ну а если уж совсем

откровенно — мы да-

«Интеркосмос» будет готов

же не представляли, насколько сложна косми­

ческая техника...

14 октября 1969 года. Космодром. Трижды на Байконуре ревели ракетные двигатели, унося в небо «Союзы». Мы следили за их взле­ том, видели на экранах лица космонавтов, вслушивались в их слова. Эти три дня пункт связи нашего космодрома работал на соседей. Как только корабли появлялись в зоне радио­ видимости, приемные антенны ловили уже столь знакомые голоса: «Все нормально. Ра­ ботаем по программе»,— кажется, это голос Георгия Шонина. «...У них отличное настрое­ ние...» — сообщает Анатолий Фплипченко.

27


«Тесновато в космосе стало...»—шутит Вла­ димир Шаталов.

Корабли проносятся над космодромом. Мы, запрокинув головы, вглядываемся в

небо.

Антенна поворачивается вслед за крохот­ ной звездочкой.

Иаша ракета уже готова к старту. Обте­ катель спрятал «Интеркосмос» за прочной броней металла. Как щит он прикроет хруп­ кого космического странника в те педолгне минуты, когда ракета будет ввинчиваться в

воздушное покрывало планеты. Там, за пре­ делами плотных слоев атмосферы, обтекатель по команде «электронного мозга» ракеты раз­ летится на две части.

На стартовой площадке развевается семь государственных флагов: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии н Со­ ветского Союза. В тесном сотрудничестве страны социалистического лагеря планиро­ вали совместный космический эксперимент. И, хотя на «Интеркосмосе» уходят в небо приборы, разработанные лишь в трех госу­ дарствах — ГДР, ЧССР и СССР, синхронные наземные наблюдения будут вестись в семи странах.

Зачем отправляется в далекий путь кос­ мическая «ромашка», что сейчас находится там, на вершине ракеты, еще стоящей на земле?

«Интеркосмос-1» — это спутник, который должен наблюдать за Солнцем.

28

Выдающийся советский ученый академик В. И. Вернадский, человек, основавший уче­ ние о биосфере Земли, писал: «Биосфера по существу может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформато­ рами, переводящими космические излучения

вдейственную земную энергию — электриче­ скую, химическую, механическую, тепловую и т. д. Космические излучения, идущие от всех небесных тел, проникают ее всю и все

вней. Мы улавливаем и сознаем только ни­ чтожную часть этих излучений...»

По остроумному замечанию одного фран­ цузского ученого, взаимоотношения Солнца и Земли можно определить как сюжет тонкой психологической драмы. Характеры героев достаточно ясны, однако никогда нельзя пре­ дугадать, как именно поступит один из них

вопределенной ситуации.

Космос нужно осваивать хотя бы ради одного,— сказал профессор Б. В. Кукаркин,— чтобы создать постоянную космическую служ­ бу Солнца. Она имеет огромное значение для жизни человечества, которое уже не может, да и ие имеет права жить в неведении. К со­ жалению, наука, прикованная к Земле, не способна узнать о Солнце много.

Яподумал: символично, что первый спут­ ник социалистических стран «Интеркосмос-J » отправляется именно на солнечную вахту.

До старта 15 минут. Отходит в сторону башня обслуживания. Звучат последние команды. Ракета остается наедине со степью. Через полчаса «Интеркосмос» начнет своп первый виток, и о нем узнает мир.

29



Старты похожи друг на друга, пак страни­ цы книги. Буквы її слова одни, но содержа­ ние разное. Сегодня в великой истории космо­ навтики открывается новая страница...

Ракета окутывается дымом, потом выры­ вается огненный столб, и, опираясь на него, космическая машина отрывается от земли. Пламя все меньше, тоньше. Огненная точка сверлит небо.

Ракету видно очень долго, почти до са­ мого отделения спутника.

Устойчивый полет носителя продол­ жается,— раздается по громкой связи,— все параметры соответствуют расчетным.

...Оставляя белый росчерк на небе, раке­ та уходит все дальше.

Объект подходит к району отделения первой ступени.

II в тот же миг я вижу, как вниз полете­ ли две точки.

Проходит еще несколько минут.

Двигатель последней ступени выклю­ чился. Произошло отделение спутника!

Тишина на наблюдательном пункте взор­ валась радостными восклицаниями. К ака­ демику Борису Николаевичу Петрову подхо­ дит болгарский академик Любомир Крыстанов.

Разрешите поздравить вас,— говорит

он.

Нет. Рано еще,— Борис Николаевич не скрывает своего волнения,— рано, пока ра­ но...

И наконец репродуктор приносит долго­ жданное:

30

Академики Борис Петров и Дионисий Смоленский

на наолюдательном пункте космодрома

— Бортовая аппаратура спутника функ­ ционирует нормально. Произошло раскры­ тие солнечных батарей и антенн!

Космическая «ромашка» удачно начала свой многодневный бег по внеземной дороге.

Ученые поздравляют друг друга, обни­ мают, целуются.

Доктор Ганс Фишер, оживленно жестику­ лируя, что-то говорит своим коллегам. Слы­ шу обрывок фразы: «...туда, иа пункт связи». Через полтора часа «Интеркосмос-1 », завер­ шив первый виток, появится пад космодро­ мом, и тогда должеп включиться передатчик, созданный в ГДР. Этой минуты немецкие ученые ждут давно...

Через час в гостиницу врывается Ганс Фишер, взъерошенный, счастливый. Жмет каждому из нас руки и повторяет одно, на­ верное, самое дорогое сейчас для него слово:

Слышали... Мы слышали...

Очень хороший сигнал, чистый и силь­ ный,— добавляет подошедший научный руко­ водитель эксперимента профессор С. Л. Ман­

дельштам.— Я тоже слышал. Начали прини­ мать телеметрию.

Адоктор Фишер уже исчез. Он поспешил

кколлегам из социалистических стран, что­ бы поделиться своей радостью.

Космическая «ромашка» встала на сол­ нечную вахту. Можно понять радость уче­ ных; ведь в их распоряжении появилась пре­ красная внеземная лаборатория, которая в комплексе с обсерваториями семи социали­ стических стран поможет изучить многие процессы, идущие на Солнце.

32