ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
данными. Остальная часть серы, удаляемой из чугуна, растворяется в шлаке и остается в чугуновозном ковше; при определенных условиях это может при водить к обратному переходу серы из шлака в металл.
И. И. Шестопалов на основе проведенных им ис следований [71] пришел к выводу, что обратный пере ход серы в чугун из шлака, содержащего MgS, не про исходит. Он проводил свои исследования в условиях, когда коэффициент распределения серы между метал лом и шлаком достигал равновесного значения. Одна ко при глубокой десульфурации чугуна содержание серы в шкале может быть значительно выше равновес ного, что создает условия для обратного перехода серы.
|
|
|
|
Таблица 13 |
Содержание серы и остаточного магния в чугуне |
||||
|
после десульфурации |
|
||
(по данным Ц 3 Л Макеевского металлургического завода) |
||||
Количест |
Содержание Mg, % |
Содержание S, % |
||
через 1 мин |
|
через 1 мин |
|
|
во чугуна, |
на разливоч |
на разливоч |
||
т |
после десуль |
ной машине |
после десуль |
ной машине |
|
фурации |
|
фурации |
|
73 |
0,014 |
0,008 |
0,010 |
0,007 |
70 |
0,012 |
0,005 |
0,019 |
0,012 |
66 |
0,018 |
0,006 |
0,019 |
0,014 |
66 |
0,010 |
0,006 |
0,025 |
0,021 |
Исследования показывают, что в чугуновозных ков шах в процессе транспортирования чугуна обратный переход серы практически отсутствует. Более того, содержание серы в чугуне снижается с течением вре мени за счет всплывания сульфидов. В табл. 13 приве дены данные по изменению содержания серы в обрабо танном чугуне в процессе транспортирования чугуновозного ковша. Эти данные хорошо согласуются с результатами, полученными ИЧМ.
100
В миксере благодаря большему количеству шлака на поверхности создаются благоприятные условия для обратного перехода. В течение трех дней один из миксеров Макеевского металлургического завода ис пользовали только для заливки обессеренного чугуна. Содержание серы в чугуне (в ковшах) за этот период изменялось от 0,015 до 0,028%. Пробы отбирали спе циальными изложницами, погружаемыми в чугун на глубину до 0,5 м. По данным анализа заводских проб среднее содержание серы в чугуне, сливаемом из миксера за этот же период, было на 0,007% выше.
На Донецком металлургическом заводе миксер N° 2 в течение двух недель наполняли только чугуном, прошедшим внедоменную десульфурацию. Среднее содержание серы в чугуне, заливаемом в миксер в этот период — 0,019%, сливаемом из миксера — 0,029%.
В. И.Мачикиным и Е. И. Складановским был про веден сопоставительный анализ условий для обратного перехода серы в миксере при различных количествах обессеренного чугуна в миксере (табл. 14).
Таблица 14
Изменение содержания серы в чугуне в процессе пребывания его в миксере
Коэффициент
мяВрепребыва вниямиксере,ч |
Количествошла т/кг,качугуна |
распределе |
|
равновес ный |
фактичес кий |
||
|
|
ния |
серы |
Вид чугуна
Величина обрат ного перехода се ры в чугун, %
Без внедоменной десульфу
раций |
7,1 |
6 |
11,4 |
17,6 |
0,0055 |
60—70% обессеренного чу |
7,0 |
6 |
|
28,5 |
0,007 |
гуна |
12,5 |
||||
100% обессеренного чугуна |
16,3 |
6 |
10,5 |
41 |
0,010 |
101
На заводе им. Ильича один из миксеров завода был полностью переведен на обессеренный чугун [21]. При этом производилось обязательное скачивание шлака из ковшей. Содержание серы в миксере резко снизи лось (до 0,004—0,01594), составив в среднем за неделю 0,009%.
Таким образом, при скачивании шлака можно под держивать в миксере весьма низкое содержание серы в чугуне и не допустить обратного перехода ее из шла ка в чугун. Если же шлак не удаляется, эффективность десульфурации чугуна после пребывания его в миксе ре резко снижается. Поэтому одновременно с решением вопроса о строительстве установки для десульфурации должен решаться вопрос и о скачивании шлака.
Весьма важным является и вопрос конструктивного оформления установок для десульфурации. Если для обеспечения десульфурации сравнительно небольшого количества чугуна (до 1 млн. т в год) в южных районах страны вполне приемлемыми являются установки, рас положенные на открытом воздухе (Макеевский, Донец кий заводы), то дальнейшее увеличение мощности уста новок, особенно в северных и восточных районах, тре
бует |
размещения их внутри промышленных зданий, |
т. е. |
строительства отделений для десульфурации |
чугуна. При этом должны использоваться те наилуч шие решения, которые хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации: управление десульфурацией несколь ких ковшей с одного пульта управления, обеспечиваю щее хорошую видимость всех ковшей (Донецкий завод), установка испарителей (фурм) на тележках и наличие вспомогательного пролета для ремонта испарителей (Макеевский и Донецкий заводы), механизация пода чи магния к испарителям (завод им. Ильича) и улуч шение условий их ремонта и замены (Донецкий завод), автоматизация управления процессом (Донецкий за вод). Кроме того, отделение должно быть оборудовано
102
газоочисткой (нет ни на одной из существующих установок) и мостовым краном для облегчения работ по ре монту установки и уборке чугуновозных путей.
Располагаться отделение должно, как показывает практика, по пути движения чугуновозных ковшей от доменного цеха к сталеплавильному, отдельно от основных металлургических агрегатов. Изложенным требованиям в значительной мере удовлетворяет уста новка Новолипецкого металлургического завода, проектируемая липецким филиалом Гипромеза сов местно с Институтом черной металлургии с учетом рекомендаций Донецкого политехнического института.
Конструктивное оформление оборудования для десульфурации оказывает значительное влияние и на эффективность использования магния. В первую очередь это относится к конструкции устройств для ввода магния — испарителей (фурм с расширенными наконечниками).
Основное требование, которому должен удовлетво рять испаритель,— это обеспечение полного испаре ния магния внутри испарительной камеры и исключе ние возможности попадания неиспарившегося магния в чугун. При этом испаритель должен также обеспечи вать равномерное распределение паров магния в чу гуне, огнеупорная обмазка испарителя должна вы держивать достаточную длительность разового по гружения в чугун и обладать высокой устойчивостью к теплосменам, зарастание испарителя шлаком и чу гуном должно быть минимальным, испаритель дол жен быть прост в изготовлении и т. п. Донецким по литехническим институтом проведены исследования ра боты испарителей различных конструкций (рис. 22).
Наиболее простым в изготовлении является испа ритель, показанный на рис. 22, а. Однако такой ис паритель требует весьма точной установки на штанге механизма подъема. Даже самые незначительные
103
перекосы приводят к тому, что пары магния начинают выходить с одной стороны (о чем свидетельствуют раз мывы огнеупорной обмазки), унося с собой неиспарившиися магнии. —Процесс с таким испарителем идет бурно, плохо управляете:i, возможны выбросы чугу
на из ковша, степень ис пользования магния при этом резко снижается.
Испаритель с «зубчика ми» (рис. 22, б) дает доста точно равномерное распре деление паров магния в чу
а(Г
Рис. 22. Конструкции испари телей:
а— без отверстий; б—с «зубчика* ми»; в — с отверстиями.
гуне, поверхность чугуна внутри такого испарителя хорошо очищается от шла ка, однако и здесь возмо жен выход неиспарившегося магния в чугун [81. По мере эксплуатации про емы между «зубчиками» за растают, и работа такого испарителя в дальнейшем ничем не отличается от
предыдущего.
Наилучшие результаты десульфурации получены при работе испарителя с отверстиями в испарительной камере (рис. 22, в). При правильно выбранных раз мерах такой испаритель достаточно надежно обеспе чивает полное испарение магния внутри испаритель ной камеры и хорошо распределяет пары магния по объему ковша. Наиболее сильное влияние на процесс оказывает сечение отверстий и расстояние от от верстий до нижней кромки испарительной камеры. Объясняется это тем, что давление внутри испари теля является пульсирующим это вызывает рас качивание поверхности чугуна внутри испаритель-
104
, ной камеры и при определенных условиях возможен Чвыход неиспарившегося магния в чугун под нижней k' кромкой испарителя. Для предотвращения этого на
,практике изготавливают обычно испарители с 6—8 отверстиями диаметром 0,04—0,07 м, расположенными от нижней кромки на расстоянии не менее 0,15 м. Такая конструкция испарителей успешно эксплуати руется на Макеевском и Донецком заводах при исполь зовании слиткового магния, а также на заводе «Запорожсталь» и рекомендована ИЧМ для Новолипецкого завода при использовании гранулированного магния.
Значительное влияние на степень использования магния оказывает и скорость ввода магния в чугун. Степень использования магния повышается с умень шением скорости испарения магния [5]. Предполага ется, что зависимость эта носит экстремальный харак
тер, предполагаемая точка экстремума — 0,15 кг/с. Поданным Н. А. Вороновой [69], эта точка находится в интервале 0,2—0,25 кг/с. Исследования, проведен ные Донецким политехническим институтом [3], по казали, что усвоение магния улучшается и при сни жении скорости испарения ниже указанных значе
ний.
В настоящее время почти на всех установках, где применяют регулируемый ввод магния, скорость испарения магния поддерживают в интервале 0,1— 0,2 кг/с. Дальнейшее снижение скорости испарения хотя и приводит к повышению степени использования магния вряд ли целесообразно, так как заметно увели чивается время обработки ковша, а, главное, время
'пребывания испарителя в чугуне, что отрицательно сказывается на его стойкости. Скорости ниже 0,1 кг/с применяют лишь в случаях обработки переполненных чугуновозных ковшей.
В. И. Мачикиным и Е. И. Складановским были про ведены исследования влияния на степень использования
8 5-928 |
105 |