ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 0
Г. В. ВЯТКИН
/ ОВЛАДЕВАЯ НАУКОЙ УПРАВЛЯТЬ
*<-'V.
’ * ■ |
. ∙ |
t ,: '., |
» |
Я...; . |
|
<⅛Mt, O"MH .. . - ’
Г. В. ВЯТКИН
ОВЛАДЕВАЯ
НАУКОЙ
УПРАВЛЯТЬ
КРАСНОДАРСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
1974
Γ^~ foc. π Є’ичН'Я
I HU; ∙ HO-' ∙ ⅜nM4'
! дЙІЛНО: *<rt∙i |
'jP |
’экземпляр
J ЧИТАЛЬЯТО 3M⅜
>¾" W
(g) Краснодарское книжное издательство,, 1974
ВВЕДЕНИЕ
В. И. Лепин неоднократно призывал кадры к овладе нию наукой управления. Он требовал безоговорочного смещения со своих постов «коммунистов, не учащихся де лу управления всерьез...»1. Овладению навыками управ
ления социалистическим производством наша партия уде ляла много внимания. На современном этапе развития нашей экономики, как отмечает XXIV съезд КПСС, эта
задача приобретает особенно большое значение. Совре
менное социалистическое производство может развивать ся высокими темпами только в тесной, неразрывной свя
зи с наукой. Научно-техническая революция охватывает все более широкие стороны производственной деятель
ности. Поэтому и управление современным производст
вом должно во все большей степени опираться па науч
ные принципы.
Огромные масштабы нашего производства и усложне
ние экономических связей в народном хозяйстве требуют от наших кадров глубоких знаний экономических законо
мерностей, лежащих в основе науки управления произ водством. Поэтому наука управления производством ста
новится той силой, без которой невозможно успешно вес
ти современное производство. В речи перед избирателя
ми Л. И. Брежнев сказал: «На фронтах строительства
коммунистической экономики, товарищи, наука побе ждать — это по существу наука управлять. Поэтому
изучать науку управления, а если надо — и переучивать-
* В. II. Ленин. Поли. собр. соч., т. 44, с. 370.
3
Ся — становится первейшей обязанностью наших
кадров»1.
Всемерное внедрение научных принципов управления
в повседневную практику вызывается также н задача
ми дальнейшего развития социалистических производст венных отношений по пути перерастания в коммунистиче
ские. Умелая, научно обоснованная практика управления создает благоприятную обстановку в производственных коллективах, решающим образом способствует формиро ванию коммунистического отношения к труду. Воспита ние коммунистического отношения к труду, как указыва ется в решениях XXIV съезда К'ПСС, является одной из
первостепенных задач идеологической работы.
Учитывая огромную роль науки управления в совре
менных условиях, в нашей стране создается широкая
сеть обучения кадров в институтах, техникумах, на раз
личных курсах, экономических факультетах народных
университетов. В помощь изучающим науку управления предлагается и данная брошюра. На материалах кубан
ских промышленных предприятий в ней даются примеры овладения научными методами управления, анализируют
ся трудности, с которыми иногда сталкиваются хозяйст венные руководители.
В настоящее время в стране осуществляется процесс перехода на двух- и трехзвенную структуру управления промышленностью на основе создания объединений раз
ного типа. В предлагаемой работе обобщается опыт и
рассматриваются проблемы в связи с образованием но
вых объединений.
Широкая сеть различных форм обучения кадров нау
ке управления требует также к себе соответствующего
внимания. Большие затраты, вкладываемые в это дело,
должны использоваться рационально. В связи с этим в
брошюре дается анализ некоторых форм обучения хозяй ственных кадров.
Обучение науке управления должно в конечном счете завершаться воплощением научных принципов в практи ку. Этой теме посвящена заключительная глава книжки. В ней обобщается и опыт рационализации в управлении производством.
* Л. И. Брежнев. Ленинским курсом. Речи и статьи, т. 3, Μ.,
Политиздат, 1972, с. 43.
I.ЛЕНИНСКИЕ ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
ВДЕЙСТВИИ
Наука управления производством, как и всякая дру
гая наука, имеет свои закономерности. В основе социали стического производства лежат экономические законы
социализм а. Их требования отражаются в определенных принципах хозяйствования. Принципы хозяйствования — это руководящие правила, непосредственно опирающиеся
иа экономические закономерности и воплощающие в се
бе одновременно важнейшие стороны экономической по
литики партии. Принципы хозяйствования служат фунда
ментом теории и практики управления.
Фундаментом социалистической науки управления яв
ляются ленинские принципы хозяйствования: сочетание
политического-и экономического руководства, демокра
тический централизм, принцип сочетания единоначалия
иколлегиальности, принцип личной заинтересованности
иучастие масс в управлении производством.
Врешениях Коммунистической партии Советского
Союза ленинские принципы хозяйственного управления
получили свое дальнейшее развитие. Новым этапом в их
развитии служат решения XXIV съезда КПСС.
1. Политическое и экономическое руководство
Политическое руководство — это прежде всего пар тийное руководство. А все виды хозяйственного управле
ния представляют собой экономическое руководство. По своим методам и широте влияния политическое и эконо-
5
мическос руководство различаются, по в повседневной
практике они сочетаются самым тесиьтм образом. Это понятно всем. Но далеко не все четко представляют се
бе конкретные формы сочетания партийного п хозяйст
венного руководства, особенно в рамках предприятия п
цеха.
Отводя решающую роль экономике, В. И. Ленин одно
временно указывал, что в условиях социализма «полити
ка не может не иметь первенства над экономикой»1. Ина
че говоря, политические решения предшествуют экономи
ческим. На съездах нашей партии вырабатываются пар
тийные директивы на каждый очередной пятплетнпй пе риод развития народного хозяйства. На оспо_ве партий
ных директив государственные и хозяйственные органы
составляют детальные планы отрасли, объединения и
других хозяйственных единиц. В дальнейшем, в ходе вы полнения планов, все виды руководства (государственное,
хозяйственное, общественное) осуществляются |
сравни |
||
тельно обособленно, |
своими |
методами и средствами. |
|
В сфере управления, |
как и |
в любой другой, |
действует |
закон разделения труда, обеспечивающий эффективность
труда. К. Маркс говорил, что «без ограничения сферы деятельности нельзя пи в одной области совершить ни чего значительного»2.
Разделение труда в сфере управлення общественными
процессами сводится к четкому разграничению функций,
прав и ответственности. В резолюции XI съезда партии
записано: «Важнейшей задачей времени является уста новление правильного разделения труда между партий
ными >п советскими учреждениями, точная размежевка
прав и обязанностей тех и других»3. В резолюции
XXIII съезда КПСС указывается, что партийные орга
низации должны действовать присущими им методами организаторской и воспитательной работы, «не допуская
подмены и мелочной опеки советских и хозяйственных органов»4. Об этом упоминалось и на XXIV съезде пар
тии. В Отчетном докладе ЦК КПСС говорится: «На всех
* В. И. Ленин. Поли. собр. |
соч., т. 42, с. 278. |
|
2 К. Маркс. |
Капитал, т. I, |
Политиздат, 1963. с. 378. |
3 «КПСС в |
резолюциях и |
решениях съездов, конференции и |
пленумов ПК» Пзд. 7, ч. 1. с. 627.
i Материалы XXIII съезда КПСС. Политиздат, 1966, с. 196.
6
уровнях управлення важно четко определить объем и соотношение прав и ответственности»1.
Указания пашей партии на необходимость более чет
кого разграничения функций между различными видами руководства обусловлены случаями дублирования и ме
лочной опеки на различных уровнях управления и осо
бенно в низовом звене.
На заседании цехового партбюро одного из красно
дарских предприятий было принято ¡решение, обязываю
щее старшего экономиста цеха провести анализ убытков на производственных участках. На другом предприятии
партийное бюро систематически занималось конкретны
ми вопросами техники безопасности. При партбюро пред
приятия создана специальная комиссия по технике безо
пасности, хотя такие же комиссии существуют при зав
коме м совете научно-технического общества.
Подобные примеры явного дублирования админист
рация все еще встречаются на наших предприятиях. Их возникновение противоречит элементарным требованиям научного руководства и порождают безответственность.
Хозяйственный руководитель, функции которого подменя
ются, всегда имеет возможность прикрыться соответст
вующим партийным решением и уйти от ответственности.
Разумеется, партийная организация цеха или пред
приятия не может находиться в стороне от актуальных
хозяйственных проблем своего коллектива. Цели партий
ного и хозяйственного руководства на социалистическом предприятии едины: успешное развитие производства и
производственных отношении. Но партийные организато ры на производстве обязаны находить такие приемы и средства руководящего воздействия на производственные коллективы, которые не дублировали бы администрацию її вместе с тем содействовали бы общему успеху хозяй ственной деятельности. Здесь в качестве примера может служить опыт работы секретаря партбюро цеха № 1
Краснодарского завода электроизмерительных приборов
(ЗИП) К- А. Важииского. Партбюро, возглавляемое
т. Важинским, систематически занимается вопросами по вышения политической и деловой квалификации комму
нистов, подбором и расстановкой организаторов произ
водства, вопросами совершенствования управлення це
1 Материалы XXlV съезда КПСС. Политиздат, 1971, с. 68.
хом, участками, социальным развитием коллектива и дру
гими вопросами, которые действительно являются не
посредственным делом партийной организации. Посто янный и глубокий анализ деятельности административ
ных руководителей и руководителей различных общест венных организаций и оказание им необходимой помощи
в повышении эффективности работы на своем участке —
одна из важнейших форм партийного воздействия на ход
развития производственных коллективов.
Успешное воспитание коммунистического отношения
к труду зависит от ряда факторов, и прежде всего от сос тояния психологического микроклимата в коллективе.
Позитивное развитие этого процесса также невозможно
без повседневного вдумчивого партийного подхода к воп
росам правильного развития взаимоотношений в коллек
тиве.
Есть целый ряд других сфер жизнедеятельности про изводственных коллективов, которые могут успешно раз виваться только при активном партийном воздействии,
не подменяющем, а умело дополняющем административ ное управление. Словом, чтобы успешно внедрялись в
практику хозяйственного управления научные принципы, надо систематически обогащать арсенал разнообразных
методов партийного воздействия на политические и со циально-экономические аспекты развития производст венных коллективов. А партийные организаторы долж ны в первую очередь овладевать научными основами ру
ководства социальными процессами. Это будет служить
одним из важных условий обеспечения правильного со
четания политического н экономического руководства.
2. Демократический централизм
Одним из принципов социалистического управления хозяйством служит демократический централизм. Его
сущность сводится к сочетанию централизованного руко водства с местным. Управляет производством тот, кто владеет средствами производства. Наше социалистиче ское государство выступает от имени всего общества
собственником всех основных средств производства. По
этому оно призвано осуществлять единое, централизован
ное руководство общественным производством. В 1918 го
8
ду В. И. Ленин писал: «Наша задача теперь — провес
ти именно демократический централизм в области хо
зяйства...»1
Демократический централизм в управлении произ
водством представляет собой противоречивое единство
управляющих систем разного уровня. Чем больше прав в
распоряжении средствами производства сосредоточива
ется в вышестоящих инстанциях, тем, соответственно, их
меньше оказывается в низовом звене. И наоборот, чрез
мерная самостоятельность низовых хозяйственных единиц может ослабить централизованное руководство и поро
дить анархию в общественном производстве. Следова тельно, необходимо оптимальное сочетание централизо ванного и местного руководства.
Модель сочетания централизованного и местного ру ководства хозяйственной деятельностью не может оста
ваться неизменной для всех времен и условий. В первые
годы Советской власти проводилась работа по всемер
ной централизации разрозненного народного хозяйства в
интересах планового ведения производства. В предвоен
ные и военные годы усиление централизации осуществля
лось в интересах мобилизации всех ресурсов страны для
отпора врагам на западе и востоке. Но после окончания
Великой Отечественной войны, в условиях мирного раз
вития, сложившаяся степень централизации хозяйствен ного управления уже не соответствовала задачам более
эффективного ведения производства. После XX съезда КПСС был осуществлен ряд мер по демократизации хо
зяйственного управления. В распоряжение республикан
ских правительств перешла значительная часть промыш
ленных предприятий. На основе решений мартовского и
сентябрьского (1965 г.) Пленумов ЦК КПСС расшири
лись права предприятий и объединений. В результате
создались благоприятные условия для проявления твор
ческой инициативы предприятий в выявлении и использо
вании резервов производства.
Хозяйственная реформа явилась важным шагом по пу
ти творческого развития ленинского принципа демокра
тического централизіма в управлении общественным про
изводством, XXIV съезд КПСС одобрил решения мартов-
1 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 36, с. 152.
9