Файл: Внедоменная десульфурация чугуна..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

всего 0,7

кг гранулированного магния на

1

т

чугу­

на вместо

1,1 кг при вдувании

порошкового магния

с наполнителем. Расход магния при применении

грану­

лированного магния составляет 1,3—3,5 кг/кг

удален­

ной серы.

Результаты десульфурации чугуна на за­

воде им.

Ильича приведены в табл. 9.

 

 

 

 

Результаты десульфурации чугуна

Таблица 9

 

 

 

 

 

гранулированным магнием

 

 

 

 

на заводе им. Ильича {4|

 

 

 

Расход маг­

Содержание S в чугуне, %

Степень

Степень де­

 

 

 

после про­

использо­

ния, кг/т чу­

до продувки

вания

сульфурации,

гуна

дувки

магния, %

 

 

%

0,69

0,019

0,006

36

 

 

68

1.03

0,090

0,010

75

 

 

89

0,89

0,035

0,009

39

 

 

74

0,73

0,055

0,007

70

 

 

87

1,00

0,091

0,006

80

 

 

93

1,05

0,072

0,010

59

 

 

86

0,65

0,028

0,013

40

 

 

54

0,78

0,047

0,005

60

 

 

89

0,89

0,047

0,007

51

 

 

85

В течение 1972 г. на установке завода им. Ильича было обработано 738 тыс. т чугуна. В 1973 г. обра­ ботано 1,22 млн. т чугуна, содержание серы в нем сни­ жено с 0,05 до 0,019%. Обессеренный чугун поступал в конвертерный цех, в два мартеновских и на разливоч­ ную машину. На заводе организовано производство низколегированного передельного рафинированного магнием товарного чугуна марок М2, М3 и ПВКВы­

сококачественный

чушковый

чугун, содержащий

не более 0,01 ?ó S,

отгружают

машиностроительным

Заводам.

По предварительным данным эффективность обра­ ботки чугуна гранулированным магнием составляет:

88


при обработке передельного чугуна высшего качест­ ва — 5,6, при использовании для производства низко­ легированных сталей — до 3,0 руб/т.

Начиная с 1970 г. в развитии внедоменной десуль­ фурации чугуна магнием наметилось новое направле­ ние, отличающееся от выше­ описанных. Основой для него послужил способ, разработан­ ный Донецким политехничес­ ким институтом совместно с Донецким металлургическим заводом и обеспечивающий регулируемый ввод как гра­ нулированного, так и слитко­ вого магния с независимым поддувом газа в испаритель

[3; 22].

На рис. 19 изображено уст­ ройство для регулируемого ввода слиткового магния. Оно состоит из испарителя с штан­ гой, внутрь которого подают

газ под давлением, достаточ­

 

 

ным для

удержания поверх­

 

 

ности чугуна внутри испари­

Рис. 19. Устройство для

тельной камеры на уровне от­

регулируемого ввода в чу­

верстий,

и дозирующего уст­

 

гун слиткового магния:

/

— испаритель; 2 — доза-

ройства, установленного в гер­

 

тор; 3 — слитки магния.

метичной

камере в верхней

 

опускание слитков

части штанги и обеспечивающего

с заданной скоростью. Как показала практика, при этом обеспечивается устойчивый процесс с достаточно равномерной и хорошо регулируемой скоростью испа­ рения магния (от 0 до 0,3 кг/с).

Устройство надежно и просто в эксплуатации. Про­ цесс подготовки слитков (соединение их между собой)

89


Таблица 10

Результаты десульфурации чугуна

с регулируемым вводом слиткового магния

Вид чугуна

Передельный

Литейный

Количество

чугуна

магния

на

в ков­

ковш,

ше, т

кг

78,5

8

71,4

20

62,1

20

55,6

24

72,7

32

45,6

24

44,5

24

63,2

40

58,9

48

67,2

64

56,8

60

62,7

16

64,0

24

59,3

24

57,7

24

63,3

32

65,1

32

59,4

64

 

Содержание S,

 

­

Длительность ,процессамин

дРасхомагния, т/кгчугуна

Степеньдесуль ,ациифур%

 

%

 

 

 

 

 

до об­

после

 

 

 

работ­

обра­

 

 

 

ки

ботки

 

 

3

0,033

0,025

0,10

24,0

7

0,053

0,030

0,28

43,4

4,5

0,047

0,020

0,32

57,5

5

0,072

0,030

0,43

58,3

8

0,070

0,027

0,44

61,4

5

0,070

0,020

0,53

71,4

5

0,054

0,010

0,54

81,5

10

0,060

0,012

0,63

80,0

12

0,050

0,004

0,82

92,0

10

0,064

0,005

0,95

92,2

10

0,100

0,022

1,05

78,0

3

0,040

0,020

0,255

50,0

8

0,037

0,011

0,375

70,3

8

0,032

0,014

0,405

60,6

5

0,027

0,010

0,415

63,0

10

0,035

0,008

0,505

77,0

8

0,039

0,012

0,49

70,0

12

0,027

0,005

1,08

82,0

и процесс заряжания испарителя (подвешивание гир­ лянды слитков на крюк механизма подачи магния, опускаемый ниже нижней кромки испарителя) зна­ чительно проще и менее трудоемок, чем при примене­ нии слитков магния с огнеупорной обмазкой. Слитки магния внутри штанги не заклиниваются, плавление магния происходит только в нижней части слитка, сплавление боковой поверхности не наблюдалось даже по истечении 8—10 мин пребывания испарителя со

90



слитками магния в чугуне. Обработка ковша тремячетырьмя слитками магния выполняется с одного по­ гружения испарителя в ковш. Расход газа, подавае­ мого в испаритель в процессе десульфурации, должен быть таким, чтобы пары магния не проникали в полую

штангу,

а вытеснялись через отверстия испарителя

в чугун.

Расход аргона, например, составляет

20—60 м3/ч. Возможна замена его компрессорным воздухом с расходом 40 — 80 м3/ч, при этом опреде­ ленная часть магния соединяется с кислородом воз­ духа, а остающийся азот (соединения азота с магнием разлагаются уже при температуре 1150° С) выпол­ няет те же функции, что и аргон — препятствует проникновению паров магния в полость штанги. Ко­ личество магния, сгорающего в кислороде воздуха при указанном расходе последнего, составляет 0,007—0,014 кг/с, что при испарении одного слитка массой 18 кг за 1 мин (скорость испарения магния — 0,133 кг/с) составляет 5—10% от массы вводимого магния. Результаты десульфурации чугуна при раз­ личных расходах магния приведены в табл. 10.

На основе указанной технологии была разработана установка десульфурации чугуна, первая очередь ко­ торой пущена в эксплуатацию в 1973 г. на Донецком металлургическом заводе [26; 27]. Установка (рис. 20) обеспечивает одновременную обработку четырех чугуновозных ковшей и имеет расчетную производитель­ ность до 1 млн. т чугуна в год. Она состоит из двух блоков, каждый из которых имеет небольшую эстака­ ду по которой перемещается тележка с установленными на ней двумя испарителями и крышками для накрыва­ ния ковшей. Испарители расположены по поперечной оси тележки на консолях, их расстояние друг от друга равно шагу чугуновозных ковшей, т. е. испарителями одной тележки можно производить одновременную обработку двух чугуновозных ковшей. Такое

91

Рис. 20. Установка для десульфурации чугуна, работающая на Донецком металлургическом заводе:

І — тележка; 2 — эстакада; 3 — электроталь; 4 — турникет для испа­ рителей; 5 — печь для сушки испарителей; 6 — передаточная тележка; 7 — вспомогательное отделение; S — тележка для смены испарителей,

размещение установки позволяет уменьшить массу металлоконструкций, упростить управление и об­ легчить обслуживание. Стоимость такой установки составляет 135 тыс. руб.

За период освоения первого блока установки с сен­ тября до конца 1973 г. на ней было обработано 65 000 т

92