Файл: Внедоменная десульфурация чугуна..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчетная

производительность, т/ч . .

400

Размеры барабана, м:

 

 

0,6

внутренний диаметр (по футеровке)

толщина рабочего слоя футеровки .

. .0,113

длина

барабана.........................................

 

 

3,0

Мощность

электродвигателя, кВт

... 45

Масса барабана, т:

 

 

1,6

кожуха

.............................................................

 

 

футеровки ........................................................

 

 

5,0

Расход на 1 т чугуна:

кг

... .До 10

десульфуратора — соды,

газа-носителя, м3 ....................................

кг/ч .

 

0,75

Расход пара на инжекцию,

. .До 600

Чугун по желобу поступает в барабан, который приводится во вращение от электродвигателя перемен­ ного тока через клиноременную передачу к ведущим опорным роликам, связанным фрикционно с банда­ жами барабана. Частоту вращения можно регулиро­ вать ступенями от нуля до 2000 об/мин. Десульфуратор подается из бункера в барабан сжатым воздухом с помощью фурмы. Из барабана чугун и шлак посту­ пают в приемник. Чугун отделяется от шлака обыч­ ными разделительными устройствами. Отходящие газы удаляются в атмосферу через дымовую трубу. Шлак по желобу сливается в шлаковоз.

Футеровку барабана разогревают только один раз после изготовления. Перед поступлением чугуна бара­ бану сообщают минимальную частоту вращения, на фурму подают в небольшом количестве сжатый воз­ дух. После поступления первых порций чугуна часто­ ту вращения и расход воздуха доводят до заданных рабочих параметров и затем поддерживают их постоян­ ными. Десульфуратор подают через 1—2 мин после поступления первых порций чугуна в барабан и пре­ кращают за 1—2 мин до окончания обработки чугуна.

Десульфурировали передельные (бессемеровский и мартеновские) чугуны состава, %: Si 0,3—1,4; Мп

67


0,3—1,8; S 0,02—0,18; и литейные чугуны, содержащие

1,6—2,43% Si; 0,39—0,69% Мп;

0,026—0,06% S.

За один опыт обрабатывали от 50

до 115 т чугуна;

чугун поступал в барабан со скоростью 2,5—9,2 т/мин. Десульфуратором на установке Енакиевского за­ вода служила, в основном, кальцинированная сода (0,7—14,8 кг/т чугуна). Были проведены также опыты по применению обожженной молотой извести (4,0— 28,8 кг/т чугуна), несколько опытов было проведено с использованием жидкого доменного шлака — верх­ ний основностью 1,09—1,12 в количестве 266—378 кг/т чугуна или нижний основностью 1,05—1,19 (193— 297 кг/т чугуна). Показатели десульфурации пере­ дельного чугуна во вращающемся барабане непрерыв­

ного действия приведены в табл. 4.

Таблица 4

Показатели десульфурации передельного чугуна во вращающемся барабане |76]

Вид де­

Частота

Расход де­

Содержание серы в чугуне, %

Степень

вращения

сульфура­

 

после обра­

десуль­

сульфура­

барабана,

тора, кг/т

до обработки

фура­

тора

об/мин

чугуна

ботки

ции, %

Кальци­

 

 

 

 

 

нирован­

50—100

4,0—5,1

0,075—0,036 0,037—0,020

 

ная сода

39—63

Известь

100

9,8—22,4

0,068—0,034 0,039—0,021

38—43

Верхний

100

306

0,074

0,048

 

шлак

35

Нижний

60—100

505

0,066

0,047

 

шлак

29

В процессе опытов была установлена величина оп­

тимальной частоты вращения

барабана — 100—

ПО об/мин. Концентрация десульфуратора в газе-но­ сителе составляла от 0,006 до 0,035 кг/м3; 80—90% S удалялось в самом барабане и лишь 10—20% — в при­

68


емнике при прохождении чугуна в виде брызг, капель, струй через слой содового шлака. Шлак хорошо от­ делялся от чугуна. Содовые и доменные шлаки в зна­ чительной степени разъедали футеровку барабана,

а

известковые образовывали на ней рыхлые настыли.

.

Унос соды с отходящими газами достигал 15—40%

от ее общего расхода. Коэффициент использования со­ ды— 10—34%. Амортизационные и эксплуатацион­ ные затраты на десульфурацию составляли 13,2 коп/т чугуна. При увеличении длины барабана, а, следова­ тельно, времени пребывания в нем чугуна до 30—50 с можно достигнуть большей эффективности обработки чугуна.

Недостатком такого способа десульфурации чугуна является необходимость вращения больших масс при температуре жидкого чугуна, недостаточная стойкость футеровки, громоздкость оборудования. Несмотря на это в целом итоги эксплуатации установки можно оценить вполне положительно. Многие недостатки можно легко устранить, улучшив конструкцию уста­ новки.

На этом же Енакиевском заводе создана опытно­ промышленная установка, в которой барабан непо­ движен, а металл вращается в нем за счет наложения вращающегося магнитного поля [32]. При времени пребывания чугуна в керамическом желобе установки 15 с, начальном содержании серы в чугуне 0,09—0,11 % и расходе соды 2 кг/т чугуна удалялось 40% серы, содержащейся в чугуне. Скорость десульфурации — 0,75% в секунду, т. е. на порядок выше, чем при элек­ тромагнитном перемешивании металла в ковше. Оп­ тимальная частота тока близка к промышленной, а установочная мощность перемешивающих устройств невелика. Расход электроэнергии — 0,07—0,24 кВт- ч.

На заводе «Азовсталь» освоен в промышленном мас­ штабе метод десульфурации чугуна известью. Для этой

69


цели построена промышленная установка, удовлетво­ ряющая всем требованиям, предъявляемым к метал­ лургическим агрегатам с точек зрения механизации, автоматизации, техники безопасности и промышлен­ ной санитарии.

Комплекс оборудования для десульфурации смон­ тирован в однопролетной металлической колоннаде

Рис. 14. Установка по внедоменной десульфурации чугуна:

I — фурма погружения; 2 — пульт управления; 3 — электротельфер для замены фурм; 4 — подвод извести к фурме; 5 — подвод воды на охлаждение; 6 — зонт; 7 — водоохлаждаемый шлакоотстойник; 8 — питатель извести; 9 — бункер для извести.

(рис. 14). Число секций для обработки чугуна опреде' ляется количеством одновременно продуваемых ковшей. Для хранения извести в каждой секции уста­ новлен бункер вместимостью 38 м3. Порошок извести фракции до 0,00001 м подвозится автоцементовозом

70

и загружается в бункер, откуда она подается в пита­ тель, где создается ее взвесь в воздухе, которая авто­ матически подается на фурму. Скорость вдувания — до 200 кг/мин, глубина погружения фурмы — до 1,8 м, расход сжатого воздуха — до 0,002—0,003 м/кг извести. Благодаря сравнительно низкому расходу воздуха потери металла разбрызгиванием и потери тепланевелики. По окончании продувки подача извести прекращается, а трубопровод и фурмы очищаются от остатков извести. Количество вдуваемой извести определяется по массе. Фурма связана с питателем гибким шлангом и перемещается по жестким направ­ ляющим в специальной каретке. Фурма выдерживает 250—300 погружений.

Для предотвращения выплесков металла во время продувки ковш накрывается водоохлаждаемым шлакоотбойником. Для удаления газов, образующихся при обработке чугуна, над ковшом устанавливается зонт с газоходом. Управление подачей извести и воз­ духа на фурму, а также работой механизмов манипу­ ляции фурмой и шлакоотбойников осуществляется

с пульта.

Продувка одного ковша длится от 2 до 15 мин. Удельный расход извести составляет 7,8 кг/т чугуна, степень обессеривания — 42—50%. В случае необ­ ходимости имеется возможность более глубокой де­ сульфурации чугуна увеличением удельного расхода десульфуратора. В трех секциях установки за год обрабатывается до 260 тыс. тлитейгіого и передельно­

го чугуна.

За время продувки металл охлаждается на 15— 20° С. Шлак в ковше после обработки чугуна получает­ ся сыпучим и рыхлым и легко выкантовывается из ковша после слива чугуна. На стойкость ковшей дан­ ный способ десульфурации существенного влияния не оказывает. Результаты десульфурации чугуна

71


Результаты десульфурации

 

 

литейного чугуна вдуванием извести

ходРасизвес­ /кг,тит чу­ гуна

Расходвоз­ ,духам3/ч

должиПро ­ тельностьпро­ ,дувкимин

на заводе «Азовсталь»

 

Глубинапо­ гружения фурмы, м

ки

ботки

машине

 

 

 

 

Содержание

с еры

в чу-

 

 

 

 

 

гуне,

 

 

 

 

 

 

до об­

после

на

раз­

 

 

 

 

работ­

обра­

ливочной

1

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Степень де­ сульфурации, %

Степень ис­ пользования извести, %

 

1

7,4

120

12

1,7

0,046

0,023

0,023

50,0

9,3

6,0

120

15

1,5

0,065

0,058

0,048

26,1

Ю,1

8,5

120

15

1,5

0,050

0,033

34,0

7,0

7,5

ПО

8

1,5

0,070

0,025

0,023

67,1

18,5

12,8

70

9

1,3

0,040

0,011

0,011

72,5

8,2

7,9

100

7

1,8

0,038

0,022

0,024

36,8

6,2

Н,2

100

6,5

1,5

0,034

0,020

0,019

44,1

4,7

12,1

80

7

1,6

0,041

0,022

0,022

46,4

5,5

6,2

80

9

1,5

0,044

0,024

0,024

45,5

11,3

известью на заводе «Азовсталь» приведены в табл. 5 [40]. При снижении расхода воздуха до 40—60 м3/ч время продувки сокращается до 3—5 мин, благодаря чему увеличивается стойкость фурм и уменьшается за­ растание горловины ковшей. На существующей уста­

новке одновременно

обрабатывалось

пять ковшей,

а всего в сутки — до

60—70 ковшей.

Масса чугуна

в ковше — 49—53 т, расход извести на ковш — 0,4— 0,7 т.

На установке завода «Азовсталь» сотрудники ИЧМ под руководством Н. А. Вороновой опробовали про­ цесс десульфурации чугуна порошковым и гранули­ рованным магнием.

Первые положительные результаты по десульфура­ ции чугуна слитковым магнием в промышленных усло­ виях были получены И. Г. Половченко [5]. Ввод маг­ ния осуществлялся следующим образом. К массивному грузу подвешивали на штанге сварной колокол с че-

72