ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
Расчетная |
производительность, т/ч . . |
400 |
||
Размеры барабана, м: |
|
|
0,6 |
|
внутренний диаметр (по футеровке) |
||||
толщина рабочего слоя футеровки . |
. .0,113 |
|||
длина |
барабана......................................... |
|
|
3,0 |
Мощность |
электродвигателя, кВт |
... 45 |
||
Масса барабана, т: |
|
|
1,6 |
|
кожуха |
............................................................. |
|
|
|
футеровки ........................................................ |
|
|
5,0 |
|
Расход на 1 т чугуна: |
кг |
... .До 10 |
||
десульфуратора — соды, |
||||
газа-носителя, м3 .................................... |
кг/ч . |
|
0,75 |
|
Расход пара на инжекцию, |
. .До 600 |
Чугун по желобу поступает в барабан, который приводится во вращение от электродвигателя перемен ного тока через клиноременную передачу к ведущим опорным роликам, связанным фрикционно с банда жами барабана. Частоту вращения можно регулиро вать ступенями от нуля до 2000 об/мин. Десульфуратор подается из бункера в барабан сжатым воздухом с помощью фурмы. Из барабана чугун и шлак посту пают в приемник. Чугун отделяется от шлака обыч ными разделительными устройствами. Отходящие газы удаляются в атмосферу через дымовую трубу. Шлак по желобу сливается в шлаковоз.
Футеровку барабана разогревают только один раз после изготовления. Перед поступлением чугуна бара бану сообщают минимальную частоту вращения, на фурму подают в небольшом количестве сжатый воз дух. После поступления первых порций чугуна часто ту вращения и расход воздуха доводят до заданных рабочих параметров и затем поддерживают их постоян ными. Десульфуратор подают через 1—2 мин после поступления первых порций чугуна в барабан и пре кращают за 1—2 мин до окончания обработки чугуна.
Десульфурировали передельные (бессемеровский и мартеновские) чугуны состава, %: Si 0,3—1,4; Мп
5і |
67 |
0,3—1,8; S 0,02—0,18; и литейные чугуны, содержащие
1,6—2,43% Si; 0,39—0,69% Мп; |
0,026—0,06% S. |
За один опыт обрабатывали от 50 |
до 115 т чугуна; |
чугун поступал в барабан со скоростью 2,5—9,2 т/мин. Десульфуратором на установке Енакиевского за вода служила, в основном, кальцинированная сода (0,7—14,8 кг/т чугуна). Были проведены также опыты по применению обожженной молотой извести (4,0— 28,8 кг/т чугуна), несколько опытов было проведено с использованием жидкого доменного шлака — верх ний основностью 1,09—1,12 в количестве 266—378 кг/т чугуна или нижний основностью 1,05—1,19 (193— 297 кг/т чугуна). Показатели десульфурации пере дельного чугуна во вращающемся барабане непрерыв
ного действия приведены в табл. 4.
Таблица 4
Показатели десульфурации передельного чугуна во вращающемся барабане |76]
Вид де |
Частота |
Расход де |
Содержание серы в чугуне, % |
Степень |
|
вращения |
сульфура |
|
после обра |
десуль |
|
сульфура |
барабана, |
тора, кг/т |
до обработки |
фура |
|
тора |
об/мин |
чугуна |
ботки |
ции, % |
|
Кальци |
|
|
|
|
|
нирован |
50—100 |
4,0—5,1 |
0,075—0,036 0,037—0,020 |
|
|
ная сода |
39—63 |
||||
Известь |
100 |
9,8—22,4 |
0,068—0,034 0,039—0,021 |
38—43 |
|
Верхний |
100 |
306 |
0,074 |
0,048 |
|
шлак |
35 |
||||
Нижний |
60—100 |
505 |
0,066 |
0,047 |
|
шлак |
29 |
||||
В процессе опытов была установлена величина оп |
|||||
тимальной частоты вращения |
барабана — 100— |
ПО об/мин. Концентрация десульфуратора в газе-но сителе составляла от 0,006 до 0,035 кг/м3; 80—90% S удалялось в самом барабане и лишь 10—20% — в при
68
емнике при прохождении чугуна в виде брызг, капель, струй через слой содового шлака. Шлак хорошо от делялся от чугуна. Содовые и доменные шлаки в зна чительной степени разъедали футеровку барабана,
а |
известковые образовывали на ней рыхлые настыли. |
. |
Унос соды с отходящими газами достигал 15—40% |
от ее общего расхода. Коэффициент использования со ды— 10—34%. Амортизационные и эксплуатацион ные затраты на десульфурацию составляли 13,2 коп/т чугуна. При увеличении длины барабана, а, следова тельно, времени пребывания в нем чугуна до 30—50 с можно достигнуть большей эффективности обработки чугуна.
Недостатком такого способа десульфурации чугуна является необходимость вращения больших масс при температуре жидкого чугуна, недостаточная стойкость футеровки, громоздкость оборудования. Несмотря на это в целом итоги эксплуатации установки можно оценить вполне положительно. Многие недостатки можно легко устранить, улучшив конструкцию уста новки.
На этом же Енакиевском заводе создана опытно промышленная установка, в которой барабан непо движен, а металл вращается в нем за счет наложения вращающегося магнитного поля [32]. При времени пребывания чугуна в керамическом желобе установки 15 с, начальном содержании серы в чугуне 0,09—0,11 % и расходе соды 2 кг/т чугуна удалялось 40% серы, содержащейся в чугуне. Скорость десульфурации — 0,75% в секунду, т. е. на порядок выше, чем при элек тромагнитном перемешивании металла в ковше. Оп тимальная частота тока близка к промышленной, а установочная мощность перемешивающих устройств невелика. Расход электроэнергии — 0,07—0,24 кВт- ч.
На заводе «Азовсталь» освоен в промышленном мас штабе метод десульфурации чугуна известью. Для этой
69
цели построена промышленная установка, удовлетво ряющая всем требованиям, предъявляемым к метал лургическим агрегатам с точек зрения механизации, автоматизации, техники безопасности и промышлен ной санитарии.
Комплекс оборудования для десульфурации смон тирован в однопролетной металлической колоннаде
Рис. 14. Установка по внедоменной десульфурации чугуна:
I — фурма погружения; 2 — пульт управления; 3 — электротельфер для замены фурм; 4 — подвод извести к фурме; 5 — подвод воды на охлаждение; 6 — зонт; 7 — водоохлаждаемый шлакоотстойник; 8 — питатель извести; 9 — бункер для извести.
(рис. 14). Число секций для обработки чугуна опреде' ляется количеством одновременно продуваемых ковшей. Для хранения извести в каждой секции уста новлен бункер вместимостью 38 м3. Порошок извести фракции до 0,00001 м подвозится автоцементовозом
70
и загружается в бункер, откуда она подается в пита тель, где создается ее взвесь в воздухе, которая авто матически подается на фурму. Скорость вдувания — до 200 кг/мин, глубина погружения фурмы — до 1,8 м, расход сжатого воздуха — до 0,002—0,003 м/кг извести. Благодаря сравнительно низкому расходу воздуха потери металла разбрызгиванием и потери тепланевелики. По окончании продувки подача извести прекращается, а трубопровод и фурмы очищаются от остатков извести. Количество вдуваемой извести определяется по массе. Фурма связана с питателем гибким шлангом и перемещается по жестким направ ляющим в специальной каретке. Фурма выдерживает 250—300 погружений.
Для предотвращения выплесков металла во время продувки ковш накрывается водоохлаждаемым шлакоотбойником. Для удаления газов, образующихся при обработке чугуна, над ковшом устанавливается зонт с газоходом. Управление подачей извести и воз духа на фурму, а также работой механизмов манипу ляции фурмой и шлакоотбойников осуществляется
с пульта.
Продувка одного ковша длится от 2 до 15 мин. Удельный расход извести составляет 7,8 кг/т чугуна, степень обессеривания — 42—50%. В случае необ ходимости имеется возможность более глубокой де сульфурации чугуна увеличением удельного расхода десульфуратора. В трех секциях установки за год обрабатывается до 260 тыс. тлитейгіого и передельно
го чугуна.
За время продувки металл охлаждается на 15— 20° С. Шлак в ковше после обработки чугуна получает ся сыпучим и рыхлым и легко выкантовывается из ковша после слива чугуна. На стойкость ковшей дан ный способ десульфурации существенного влияния не оказывает. Результаты десульфурации чугуна
71
Результаты десульфурации
|
|
литейного чугуна вдуванием извести |
|||||
ходРасизвес /кг,тит чу гуна |
Расходвоз ,духам3/ч |
должиПро тельностьпро ,дувкимин |
на заводе «Азовсталь» |
|
|||
Глубинапо гружения фурмы, м |
ки |
ботки |
машине |
||||
|
|
|
|
Содержание |
с еры |
в чу- |
|
|
|
|
|
|
гуне, |
|
|
|
|
|
|
до об |
после |
на |
раз |
|
|
|
|
работ |
обра |
ливочной |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 5
Степень де сульфурации, % |
Степень ис пользования извести, % |
|
1 |
7,4 |
120 |
12 |
1,7 |
0,046 |
0,023 |
0,023 |
50,0 |
9,3 |
6,0 |
120 |
15 |
1,5 |
0,065 |
0,058 |
0,048 |
26,1 |
Ю,1 |
8,5 |
120 |
15 |
1,5 |
0,050 |
— |
0,033 |
34,0 |
7,0 |
7,5 |
ПО |
8 |
1,5 |
0,070 |
0,025 |
0,023 |
67,1 |
18,5 |
12,8 |
70 |
9 |
1,3 |
0,040 |
0,011 |
0,011 |
72,5 |
8,2 |
7,9 |
100 |
7 |
1,8 |
0,038 |
0,022 |
0,024 |
36,8 |
6,2 |
Н,2 |
100 |
6,5 |
1,5 |
0,034 |
0,020 |
0,019 |
44,1 |
4,7 |
12,1 |
80 |
7 |
1,6 |
0,041 |
0,022 |
0,022 |
46,4 |
5,5 |
6,2 |
80 |
9 |
1,5 |
0,044 |
0,024 |
0,024 |
45,5 |
11,3 |
известью на заводе «Азовсталь» приведены в табл. 5 [40]. При снижении расхода воздуха до 40—60 м3/ч время продувки сокращается до 3—5 мин, благодаря чему увеличивается стойкость фурм и уменьшается за растание горловины ковшей. На существующей уста
новке одновременно |
обрабатывалось |
пять ковшей, |
а всего в сутки — до |
60—70 ковшей. |
Масса чугуна |
в ковше — 49—53 т, расход извести на ковш — 0,4— 0,7 т.
На установке завода «Азовсталь» сотрудники ИЧМ под руководством Н. А. Вороновой опробовали про цесс десульфурации чугуна порошковым и гранули рованным магнием.
Первые положительные результаты по десульфура ции чугуна слитковым магнием в промышленных усло виях были получены И. Г. Половченко [5]. Ввод маг ния осуществлялся следующим образом. К массивному грузу подвешивали на штанге сварной колокол с че-
72