Файл: Шубин, М. А. Подготовительные работы при сооружении земляного полотна железной дороги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Питание

пневмомоло­

тов сжатым воздухом осу­

ществляется от передвиж­

ного

компрессора

про­

изводительностью

9 —

10 м3/мин.

 

 

Работы

по устройству

канав

выполняет бригада Рис. 28. Последовательность разра-

в составе

машиниста эк-

ботки канавы экскаватором-обратной

 

 

 

лопатой типа Э-652 с

ковшом

эк­

скаватора, его помощни-

тивного

действия:

 

 

 

Ка,

МаШИНИСТак о м п р е с с о -

j

оконтуривание границ

канавы;

р а

И д в у х - т р е х

р а б о ч и х

2

-

разработка средней

части

канавы

i TT

J

r

г

на полную глубину; 3 — доработка от-

111

р З З р Я Д З .

 

косов канавы

 

 

 

 

Канава

разрабатыва­

 

 

 

 

 

 

 

ется за один проход экскаватора, передвигающего по

оси

канавы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На каждой

стоянке сначала

оконтуривают

границы

(рис. 28). Затем до дна канавы выбирают грунт в сред­ ней части канавы, после чего добирают грунт с откосов. Мелкие недоборы грунта устраняют рабочие вручную.

Разработку мерзлого грунта в глубоких канавах целе­ сообразно делать так, чтобы зубья ковша активного дей­ ствия подходили к мерзлому грунту из массива незамерз­ шего грунта. Это значительно улучшает условия работы ковша активного действия и повышает производитель­ ность экскаватора.

Производительность экскаватора-обратной лопаты с ковшом активного действия колеблется в широких преде­

лах

и при благоприятных условиях

составляет

более

140

м3/смену.

 

 

 

 

 

Устройство водоотводных канав в мерзлых

и скальных

грунтах с применением буро-взрывных средств.

В

грунтах

мерзлых, в том числе в вечномерзлых,

а

также

в полу-

скальных и скальных водоотводные канавы

можно устра­

ивать с разрыхлением грунтов буро-взрывным

способом —

взрыванием шпуровых или скважинных зарядов.

 

65


Для бурения шпуров в мерзлых грунтах применяют бу­

ровые машины БТС-60, образующие шпуры

диаметром

62 мм. Скальные грунты бурят буровыми

машинами

БТС-75, БТС-150 или СБМК-5, образующими

скважины

диаметром 80 — 150 мм..

 

При устройстве неглубоких (до 1 м) канав в скальных грунтах можно бурить шпуры диаметром 40—45 мм. Для этого применяют перфораторы различных типов.

Шпуры и скважины в зависимости от ширины канавы располагают в несколько рядов и бурят на 20—30 см ни­ же дна канавы. Расстояние между шпурами и скважина­ ми принимают не более их глубины.

Разрыхленный мерзлый и скальный грунт убирают эк- скаваторами-обратными лопатами или экскаваторами-пла­ нировщиками, оборудованными ковшами с зубьями. Грунт укладывают с подгорной стороны канавы в вал и при не­ обходимости разравнивают.

V.ПОДГОТОВКА ОСНОВАНИЙ ПОД НАСЫПИ

1.Срезка растительного грунта и нарезка уступов на косогорах

На горизонтальной местности, а также на косогорах крутизной до 1:10 насыпи высотой более 0,5 м на сухом и прочном основании отсыпают непосредственно на естест­ венную поверхность, а в основании насыпей высотой до 0,5 м удаляют растительный покров (дерн).

При крутизне косогора от 1:10 до 1:5 в основании на­ сыпей высотой до 1,0 м и на нулевых местах также удаля­ ют дерн, а в основании насыпей высотой более 1 м дерн не срезают, но перед отсыпкой насыпи из глинистых грун­ тов рыхлят поверхность основания.

В пределах косогоров крутизной от 1:5 до 1:3 незави­ симо от высоты насыпи устраивают уступы шириной от 2

66

b -

Рис. 29. Нарезка уступов на косогоре крутизной от 1:5 до 1:3:

а — до возведения насыпей (сверху вниз); 6 — по мере возведения насыпи (сни­ зу вверх)

до 4 м, но не менее 1 м, и высотой до 2 м с поперечным ук­ лоном в низовую сторону 0,01 — 0,02.

Удаление растительного покрова и нарезку уступов вы­ полняют бульдозерами или автогрейдерами.

На косогоре растительный грунт целесообразно срезать при рабочем движении бульдозера или автогрейдера свер­ ху вниз. При этом грунт укладывают с низовой стороны насыпи в берму или вывозят.

Нарезку уступов можно производить до возведения на­ сыпей сверху вниз (рис. 29, а), начиная от нагорной грани­ цы откоса насыпи или в процессе возведения насыпи сни­ зу вверх (рис. 29, б), начиная от подгорной границы отко­ са насыпи. В первом случае ширина уступов должна быть не менее 3 м (из расчета установки бульдозера), а во втором случае она может быть уменьшена до 1 м. Нижний уступ в обоих случаях необходимо делать шириной не ме­ нее 4 м с целью размещения выгружаемого из автомоби­ лей-самосвалов грунта и грунтоуплотняющей машины при возведении насыпи.

Уступы нарезают с помощью бульдозера или автогрей­ дера. Наиболее эффективным является универсальный бульдозер с отвалом, устанавливаемым под углом к его продольной оси.

При нарезке уступов сверху вниз до возведения насыпи грунт перемещают бульдозером в продольном или попереч­ ном направлении. В последнем случае его укладывают в берму.

Нарезку уступов снизу вверх производят по мере воз­ ведения насыпи. Сначала нарезают нижний уступ, на ме­ сте которого отсыпают затем слои насыпи. После отсып­ ки слоя грунта до уровня верха уступа нарезают следую­ щий уступ и т. д. Грунт уступа разравнивают по ширине отсыпанного слоя, если он пригоден для укладки в на­ сыпь, или удаляют за пределы насыпи.

Для придания уступам поперечного уклона целесооб­ разно использовать автогрейдер.


2. Устройство траншей и дренажных прорезей на болотах

Грунты слабых оснований при высоте насыпей до 2 м предварительно осушают или вырезают. На болотах пре­ дусматривают частичное или полное удаление торфа из основания насыпей с засыпкой образуемых траншей грун­ тами, пригодными для возведения насыпей.

Траншеи глубиной до 4 м, как правило, разрабатыва­ ют экскаваторами-драглайнами типа Э-652 с ковшом ЦНИИСа емкостью 0,8 м3.

На болотах с недостаточной несущей способностью ра­

боты

по

подготовке

основания

целесообразно

выполнять

в зимнее

время.

В

летнее время

экскаваторы

перемеща­

ются

по переносным щитам.

Целесообразно

использо­

вать

экскаваторы

и бульдозеры

с уширенными

гусени­

цами.

 

 

 

 

 

 

 

 

Торф, вынутый из траншеи экскаватором,

перемеща­

ется

затем бульдозером и разравнивается слоем

толщи­

ной 0,5 м. При

невозможности использования

бульдозера

из-за недостаточной несущей способности поверхности бо­ лота торф перекидывают экскаватором или оставляют неразровненным в зиму, разравнивают его бульдозером в ве­ сеннее время по мере оттаивания.

Разработку траншеи экскаватором в зависимости от ее ширины производят торцовым (рис. 30, а) или боковым (рис. 30, б) забоем за одну или несколько проходок.

Производительность экскаватора в торцовом забое вы­ ше, чем в боковом.

Схему разработки траншеи с торцовым забоем приме­ няют в случаях, не требующих предварительного устрой­ ства водоотводных канав.

По схеме

разработки

с боковым забоем

одновременно

с разработкой

траншеи

можно устраивать

водоотводную

канаву со стороны хода экскаватора.

 

69



ю

Рис. 30. Разработка траншеи экскаватором на болотах:

а — торцовым забоем; б — боковым забоем; в — боковым забоем за две про­ ходки драглайна; г — боковым забоем за три проходки; цифрами 1, 2 к 3 по­ казана последовательность проходок экскаватора

В обеих схемах экскаватором-драглайном типа Э-652 со стрелой длиной 13 м устраивают траншеи шириной до 12 м и глубиной до 2,5 м.

Разработку траншеи шириной до 25 м (рис. 30, в) осу­ ществляют боковым забоем двумя проходками. Экскава­ тор, передвигаясь сбоку от траншеи, разрабатывает ее на половину ширины, а затем на обратном пути разрабаты­ вает вторую половину. При каждом проходе экскаватора возможно устраивать водоотводную канаву.

Траншеи шириной более 25 м (рис. 30,г) устраивают тремя проходками экскаватора. Одновременно с разработ­ кой крайних частей траншеи можно устраивать водоотвод­ ные канавы.

Траншеи глубиной до 1 м на сухих болотах с подсти­ лающими плотными грунтами при ширине основания на­ сыпи более 12 м эффективно разрабатывать бульдозера­ ми. При этом целесообразно применять бульдозеры на уширенном гусеничном ходу, а также с отвалами совко­ вого типа.

Выторфовывание грунта бульдозерами выполняют по­ перечными проходками. Торф перемещают за пределы раз­ мещения водоотводных канав и разравнивают слоем тол­ щиной до 0,5 м. Водоотводные канавы устраиваются вслед за выторфовыванием.

На болотах для обеспечения вертикального дренирова­ ния основания насыпей, а также для ускорения консоли­ дации (упрочнения) грунтов основания и повышения их Устойчивости иногда устраивают продольные дренажные прорези.

Для устройства дренажных прорезей используют экскаваторы-драглайны, экскаваторы-обратные лопаты, а также траншейные многоковшовые экскаваторы.

Драглайны применяют в летнее время при глубине бо­ лота до 4 м. Траншейные многоковшовые экскаваторы используют на болотах глубиной не более 3 м как в лет­ нее, так и в зимнее время, причем в летнее время — на

71

уширенном гусеничном ходу, а зимой — со специальным сменным рабочим оборудованием, предназначенным для разработки мерзлых грунтов.

Экскаваторы-обратные лопаты типа Э-652 можно приме­ нять для устройства дренажных прорезей в зимнее время на болотах глубиной до 4 м и при толщине промерзания

не более 0,3

м.

 

 

 

Вынутый

из прорезей торф

перемещают

бульдозером

и разравнивают слоем толщиной до 0,5 м.

 

Вслед

за

отрывкой

прорези

засыпают

дренирующим

грунтом

(одновременно

с возведением насыпи).

3. Подготовка оснований под насыпи на марях, участках с подземными льдами, курумах и каменных россыпях

Подготовка оснований под насыпи на марях заключает­ ся в обеспечении отвода поверхностной воды, исключении возможности ее скопления у подошвы откоса, засыпке по­ ниженных мест, а также озер термокарстового происхож­ дения, находящихся около насыпи.

Засыпку производят местным глинистым грунтом по мере отсыпки нижнего слоя насыпи. Глинистый грунт, до­ ставленный автомобилями-самосвалами по отсыпанному слою насыпи, выгружают около пониженного места и на­ двигают затем бульдозером.

Верх засыпки оформляют в виде бермы высотой над

поверхностью мари 0,2—0,3 м с поперечным

уклоном

0,02—0,04 в сторону от насыпи.

 

Впределах марей выторфовывание, как правило, не предусматривают.

Взоне вечной мерзлоты на участках насыпей высотой до 1 м, а также на нулевых местах, в основании которых залегают переувлажненные глинистые грунты, предусмат­ ривают вырезку этих грунтов на глубину не менее ‘поло-

72