Файл: Шубин, М. А. Подготовительные работы при сооружении земляного полотна железной дороги.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
' вины толщины деятельного слоя с приданием дну тран шеи продольного уклона не менее 0,005.
Вырезку грунтов в талом состоянии производят буль
дозерами. Мерзлые грунты предварительно |
разрыхляют |
|
навесными |
рыхлителями на бульдозерах |
мощностью |
300 л. с. и более или взрывным способом. |
Разрыхленный |
грунт |
сдвигают бульдозерами в валы, из которых погру |
||
жают |
его экскаватором |
в автомобили-самосвалы |
и уво |
зят за пределы насыпи. |
|
|
|
Работы по рыхлению |
вечномерзлых грунтов при |
высо |
кой положительной температуре воздуха целесообразно' выполнять с некоторым интервалом (по времени) между рыхлениями отдельных слоев грунта. За время между уборкой разрыхленного слоя грунта и рыхлением следую щего слоя прочность мерзлого грунта уменьшается и его разрыхление требует меньших усилий.
При наличии просадочных оснований на участках под земных льдов как в подготовительный период, так и в про цессе возведения насыпей следует принимать меры к мак симальному сохранению естественных условий полосы
отвода, |
чтобы |
не допускать протаивания |
льда |
и свя |
|
занных |
с ним |
просадок насыпей. |
Для |
этого |
необхо |
димо: |
|
|
|
|
|
не нарушать |
растительно-моховой |
покров в основании |
насыпей и в полосе отвода; валку деревьев производить в минимально необходи
мом количестве; не допускать осушения заболоченной местности и уст
ройства продольных и поперечных прорезей в основании и У подошвы откоса насыпи;
возводить насыпи после промерзания деятельного слоя и До наступления положительных температур отсыпать ее на высоту не менее 1,2 м;
систематически удалять снег со всей площади основа ния, что способствует увеличению глубины промерзания гРунта основания;
73
выделять участки с подземными льдами в запретную зону и в процессе строительства и .эксплуатации не допус кать в этой зоне движения транспорта вне дорог, возведе ния различных сооружений, сенокошения и т. д.
На участках залегания подземного льда непосредствен но под деятельным слоем в некоторых случаях предусмат ривают полное или частичное удаление этого льда из ос нования насыпей на определенную ширину. При полном удалении льда траншею заполняют дренирующим грунтом,
а при частичном удалении льда — глинистым |
грунтом. |
||
В последнем случае толщина насыпного грунта |
вместе |
||
с насыпью над оставшимся льдом должна |
быть |
не |
менее |
4 м. Откосам траншеи придают уклон 1:0,2. |
|
|
|
Процесс удаления грунта деятельного |
слоя |
показан |
|
выше. Лед разрыхляют взрывным способом, |
а отдельные |
||
прослои и линзы льда — навесными рыхлителями |
на буль |
||
дозерах мощностью 300 л. с. и более. Разрыхленный |
лед |
сдвигают бульдозером в валы и погружают экскаватором в автомобили-самосвалы. В зимнее время разрыхление грунта деятельного слоя и льда взрыванием следует про изводить одновременно.
Засыпку траншеи осуществляют с доставкой грунта ав томобилями-самосвалами. В летнее время первый слой грунта необходимо отсыпать без заезда автомобилей-са мосвалов на поверхность льда или вечномерзлого грунта траншеи. Для этого выгруженный автомобилями-самосва лами грунт надвигают вперед бульдозером. Автомобилисамосвалы разворачиваются под разгрузку на ранее спла нированном грунте около места выгрузки. Отсыпаемый грунт послойно уплотняют грунтоуплотняющими машина ми до установленной нормы плотности.
Глинистый грунт отсыпают несколько выше поверхно сти земли. Верху присыпки насыпи придают поперечный уклон 0,04 в обе стороны от оси насыпи и 0,1 за пределами насыпи. Планировку верха присыпки с приданием необхо димого поперечного уклона выполняют автогрейдером.
74
На трассе БАМ встречаются участки, где трасса про ходит по курумам. В основании насыпей действующие курумы подлежат удалению. Земляное полотно возводят на прочном основании; с нагорной стороны предусматривают подпорно-улавливающие стены или улавливающие траншеи.
Крупные глыбы следует дробить до габаритных разме ров взрывным способом. Разрыхленный грунт удаляют бульдозером или экскаватором-прямой лопатой с погруз кой в автомобили-самосвалы.
Для удаления курума, состоящего из относительно не больших глыб, можно использовать рыхлитель на бульдо зере мощностью 300 л. с. и более.
В случаях, если после сооружения подпорно-улавли- вающей стены, подвижка курума в основании насыпи и ниже по склону не ожидается, курум целесообразно не Удалять. Однако в основании насыпи перед сооружением' подпорной стены следует размельчить глыбы взрывным способом («встряхиванием»). Затем верх основания насы пи необходимо засыпать каменной мелочью с обязатель ным уплотнением. Выступающие глыбы предварительно сбивают накладными зарядами.
На россыпях, представляющих собой неподвижное скопление каменных глыб, располагающихся на горизон тальной или слабо наклонной поверхности, отдельные вы ступающие глыбы следует скалывать.
Пустоты между глыбами заполняются щебнем, дрес вой и другой каменной мелочью с обязательным уплотне нием грунтоуплотняющими машинами.
VI. техника безопасности
При выполнении разбивочных и земляных работ долж ны строго соблюдаться правила техники безопасности.
Ответственными за выполнение правил техники безопас-
75
ности на разбивочных работах являются инженерно-техни ческие работники, под руководством которых выполняются все работы.
Рабочие, назначаемые для выполнения разбивочных ра бот, должны получить вводный инструктаж на рабочем ме сте по безопасным приемам труда от своего непосредствен ного руководителя. Проведение вводного инструктажа оформляют записью в карточке вводного инструктажа по технике безопасности и в специальном журнале. Лица мо ложе 16 лет к выполнению разбивочных работ не допус каются.
При разбивочных работах необходимо пользоваться ис правным инструментом и оборудованием.
Руководители работ должны |
систематически |
сле |
дить за состоянием инструмента, |
находящегося у |
ра |
бочих. |
|
|
При переездах людей на автомобилях и перевозке на них инструмента и разбивочных знаков необходимо соблю дать установленные правила перевозки людей и выпол нять все указания ответственного за перевозку лица и шофера.
Запрещается ездить на подножках, бортах кузова, а также стоять в кузове бортового автомобиля, выходить из кузова до полной остановки автомобиля.
Вешки-визирки, откосники и другие разбивочные зна
ки и приспособления при перевозке |
следует |
связывать |
в пакеты. |
|
|
При переходе по трассе к месту работ и |
обратно не |
|
обходимо следить за препятствиями, |
имеющимися на пути |
|
(пни, валежник и др.). |
|
|
При переносе вешек, реек, штативов и других инстру ментов рабочие должны соблюдать некоторый интервал.
При передвижении по топким болотам необходимо иметь длинные шесты и прочные веревки. «Окна» и дру гие опасные места следует обходить.
76
При производстве работ в опасных горных местах (на обрывах, крутых косогорах и др.) рабочие должны при вязываться веревками к прочно стоящим деревьям или другим надежным предметам.
В зимнее время руководитель работ должен предостав лять рабочим время для обогрева и прекращать разбивочные работы при низких температурах.
Земляные работы с помощью землеройных машин и вручную следует производить с обязательным выполне нием «Правил техники безопасности и производственной санитарии при сооружении железнодорожного земляного полотна» (М., Оргтрансстрой, 1972).
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЖУРНАЛ ВЫНОСОК |
|
|
|
|
||
Железнодорожная линия (автомобильная дорога)--------------- |
|
|
||||
|
Участок от----------------- |
км до----------------- |
|
км |
|
|
Наименование |
Пикет, |
Расстояние от оси в м |
Привязоч |
Отметки |
Схема рас |
|
н направление выносок |
||||||
выносных то |
плюс |
|
|
ный угол |
выносок |
положения |
чек |
влево |
вправо |
в Град. |
в мм |
выносок |
|
|
|
|
|
|
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
в |
7 |
П р и м е ч а н и я . 1. |
В графах Зи 4 в числителе указывают расстояние до вы |
|||||
носной точки, ближайшей к трассе, |
в знаменателе — до дальней. |
|
||||
2. Отсутствие записи в графе 5 |
(привязочный угол) указывает, что направление |
|||||
выноски нормально к оси трассы или к линии тангенса (на кривых). |
|
|||||
3. Отметки выносок |
(графа б) |
указывают не менее чем для пяти точек на 1 км |
||||
(в числителе — отметка выноски, в знаменателе — отметка осевой точки). |
|
|||||
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 |
|
ВЕДОМОСТЬ РЕПЕРОВ №----------------- |
|
|
|
|
||
Железнодорожная линия (автомобильная дорога)----------------------------------- |
|
|
||||
|
Участок от----------------- |
км до----------------- |
|
км |
|
|
|
|
Местоположение реперов, |
марок |
||
|
СП |
|
на трассе |
на расстоянии от оси |
||
|
|
|
в м |
|||
|
о |
|
|
|||
|
Сц |
|
|
|
|
|
|
<У |
|
|
|
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
еГ |
а |
|
пикет, |
|
|
|
О. |
км |
вправо |
влево |
|||
Ж |
г |
П Л Ю С |
||||
|
|
|
||||
|
|
|
|
|||
г |
о |
3 |
4 |
5 |
б |
|
Описание |
|
|
реперов, |
|
Отметка |
марок |
Чертеж |
репера, |
(срублен |
репера, мар |
ный пень, |
||
марки в мм |
вкопанный |
ки (эскиз) |
столб, цо |
||
|
коль зда |
|
|
ния и т. п .) |
|
7 |
8 |
9 |
П р и м е ч а н и е. Высотные отметки исчислены от репера |
Ж |
рас- |
марки |
||
положенного______________________________ . |
|
|
78
РАЗБИВОЧНЫЙ ЖУРНАЛ
|
|
|
s |
|
|
|
Ю |
|
|
|
(глубина) Н |
|
|
|
Рабочая высота |
1 |
2 |
3 |
4 |
Расстояние от оси до границы откоса в м
S
оэ
о;
5 6 7
Превышения границ откосов относительно осевых точек в см
выше ниже
для границ откосов
8 |
9 |
10 |
11 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 |
Расстояния от выно |
Превышения выносных |
сок в м |
точек относительно |
осевой в см |
до |
оси |
до границы |
|
откоса |
|||
влево |
вправо |
влево |
вправо |
12 |
13 |
14 |
15 |
выше ниже
для выносных точек, расположенных от оси
влево |
вправо |
влево |
вправо |
Примечания |
16 |
17 |
18 |
19 |
|