Файл: Шубин, М. А. Подготовительные работы при сооружении земляного полотна железной дороги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

' вины толщины деятельного слоя с приданием дну тран­ шеи продольного уклона не менее 0,005.

Вырезку грунтов в талом состоянии производят буль­

дозерами. Мерзлые грунты предварительно

разрыхляют

навесными

рыхлителями на бульдозерах

мощностью

300 л. с. и более или взрывным способом.

Разрыхленный

грунт

сдвигают бульдозерами в валы, из которых погру­

жают

его экскаватором

в автомобили-самосвалы

и уво­

зят за пределы насыпи.

 

 

Работы по рыхлению

вечномерзлых грунтов при

высо­

кой положительной температуре воздуха целесообразно' выполнять с некоторым интервалом (по времени) между рыхлениями отдельных слоев грунта. За время между уборкой разрыхленного слоя грунта и рыхлением следую­ щего слоя прочность мерзлого грунта уменьшается и его разрыхление требует меньших усилий.

При наличии просадочных оснований на участках под­ земных льдов как в подготовительный период, так и в про­ цессе возведения насыпей следует принимать меры к мак­ симальному сохранению естественных условий полосы

отвода,

чтобы

не допускать протаивания

льда

и свя­

занных

с ним

просадок насыпей.

Для

этого

необхо­

димо:

 

 

 

 

 

не нарушать

растительно-моховой

покров в основании

насыпей и в полосе отвода; валку деревьев производить в минимально необходи­

мом количестве; не допускать осушения заболоченной местности и уст­

ройства продольных и поперечных прорезей в основании и У подошвы откоса насыпи;

возводить насыпи после промерзания деятельного слоя и До наступления положительных температур отсыпать ее на высоту не менее 1,2 м;

систематически удалять снег со всей площади основа­ ния, что способствует увеличению глубины промерзания гРунта основания;

73


выделять участки с подземными льдами в запретную зону и в процессе строительства и .эксплуатации не допус­ кать в этой зоне движения транспорта вне дорог, возведе­ ния различных сооружений, сенокошения и т. д.

На участках залегания подземного льда непосредствен­ но под деятельным слоем в некоторых случаях предусмат­ ривают полное или частичное удаление этого льда из ос­ нования насыпей на определенную ширину. При полном удалении льда траншею заполняют дренирующим грунтом,

а при частичном удалении льда — глинистым

грунтом.

В последнем случае толщина насыпного грунта

вместе

с насыпью над оставшимся льдом должна

быть

не

менее

4 м. Откосам траншеи придают уклон 1:0,2.

 

 

 

Процесс удаления грунта деятельного

слоя

показан

выше. Лед разрыхляют взрывным способом,

а отдельные

прослои и линзы льда — навесными рыхлителями

на буль­

дозерах мощностью 300 л. с. и более. Разрыхленный

лед

сдвигают бульдозером в валы и погружают экскаватором в автомобили-самосвалы. В зимнее время разрыхление грунта деятельного слоя и льда взрыванием следует про­ изводить одновременно.

Засыпку траншеи осуществляют с доставкой грунта ав­ томобилями-самосвалами. В летнее время первый слой грунта необходимо отсыпать без заезда автомобилей-са­ мосвалов на поверхность льда или вечномерзлого грунта траншеи. Для этого выгруженный автомобилями-самосва­ лами грунт надвигают вперед бульдозером. Автомобилисамосвалы разворачиваются под разгрузку на ранее спла­ нированном грунте около места выгрузки. Отсыпаемый грунт послойно уплотняют грунтоуплотняющими машина­ ми до установленной нормы плотности.

Глинистый грунт отсыпают несколько выше поверхно­ сти земли. Верху присыпки насыпи придают поперечный уклон 0,04 в обе стороны от оси насыпи и 0,1 за пределами насыпи. Планировку верха присыпки с приданием необхо­ димого поперечного уклона выполняют автогрейдером.

74


На трассе БАМ встречаются участки, где трасса про­ ходит по курумам. В основании насыпей действующие курумы подлежат удалению. Земляное полотно возводят на прочном основании; с нагорной стороны предусматривают подпорно-улавливающие стены или улавливающие траншеи.

Крупные глыбы следует дробить до габаритных разме­ ров взрывным способом. Разрыхленный грунт удаляют бульдозером или экскаватором-прямой лопатой с погруз­ кой в автомобили-самосвалы.

Для удаления курума, состоящего из относительно не­ больших глыб, можно использовать рыхлитель на бульдо­ зере мощностью 300 л. с. и более.

В случаях, если после сооружения подпорно-улавли- вающей стены, подвижка курума в основании насыпи и ниже по склону не ожидается, курум целесообразно не Удалять. Однако в основании насыпи перед сооружением' подпорной стены следует размельчить глыбы взрывным способом («встряхиванием»). Затем верх основания насы­ пи необходимо засыпать каменной мелочью с обязатель­ ным уплотнением. Выступающие глыбы предварительно сбивают накладными зарядами.

На россыпях, представляющих собой неподвижное скопление каменных глыб, располагающихся на горизон­ тальной или слабо наклонной поверхности, отдельные вы­ ступающие глыбы следует скалывать.

Пустоты между глыбами заполняются щебнем, дрес­ вой и другой каменной мелочью с обязательным уплотне­ нием грунтоуплотняющими машинами.

VI. техника безопасности

При выполнении разбивочных и земляных работ долж­ ны строго соблюдаться правила техники безопасности.

Ответственными за выполнение правил техники безопас-

75

ности на разбивочных работах являются инженерно-техни­ ческие работники, под руководством которых выполняются все работы.

Рабочие, назначаемые для выполнения разбивочных ра­ бот, должны получить вводный инструктаж на рабочем ме­ сте по безопасным приемам труда от своего непосредствен­ ного руководителя. Проведение вводного инструктажа оформляют записью в карточке вводного инструктажа по технике безопасности и в специальном журнале. Лица мо­ ложе 16 лет к выполнению разбивочных работ не допус­ каются.

При разбивочных работах необходимо пользоваться ис­ правным инструментом и оборудованием.

Руководители работ должны

систематически

сле­

дить за состоянием инструмента,

находящегося у

ра­

бочих.

 

 

При переездах людей на автомобилях и перевозке на них инструмента и разбивочных знаков необходимо соблю­ дать установленные правила перевозки людей и выпол­ нять все указания ответственного за перевозку лица и шофера.

Запрещается ездить на подножках, бортах кузова, а также стоять в кузове бортового автомобиля, выходить из кузова до полной остановки автомобиля.

Вешки-визирки, откосники и другие разбивочные зна­

ки и приспособления при перевозке

следует

связывать

в пакеты.

 

 

При переходе по трассе к месту работ и

обратно не­

обходимо следить за препятствиями,

имеющимися на пути

(пни, валежник и др.).

 

 

При переносе вешек, реек, штативов и других инстру­ ментов рабочие должны соблюдать некоторый интервал.

При передвижении по топким болотам необходимо иметь длинные шесты и прочные веревки. «Окна» и дру­ гие опасные места следует обходить.

76


При производстве работ в опасных горных местах (на обрывах, крутых косогорах и др.) рабочие должны при­ вязываться веревками к прочно стоящим деревьям или другим надежным предметам.

В зимнее время руководитель работ должен предостав­ лять рабочим время для обогрева и прекращать разбивочные работы при низких температурах.

Земляные работы с помощью землеройных машин и вручную следует производить с обязательным выполне­ нием «Правил техники безопасности и производственной санитарии при сооружении железнодорожного земляного полотна» (М., Оргтрансстрой, 1972).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЖУРНАЛ ВЫНОСОК

 

 

 

 

Железнодорожная линия (автомобильная дорога)---------------

 

 

 

Участок от-----------------

км до-----------------

 

км

 

Наименование

Пикет,

Расстояние от оси в м

Привязоч­

Отметки

Схема рас­

н направление выносок

выносных то­

плюс

 

 

ный угол

выносок

положения

чек

влево

вправо

в Град.

в мм

выносок

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

в

7

П р и м е ч а н и я . 1.

В графах Зи 4 в числителе указывают расстояние до вы­

носной точки, ближайшей к трассе,

в знаменателе — до дальней.

 

2. Отсутствие записи в графе 5

(привязочный угол) указывает, что направление

выноски нормально к оси трассы или к линии тангенса (на кривых).

 

3. Отметки выносок

(графа б)

указывают не менее чем для пяти точек на 1 км

(в числителе — отметка выноски, в знаменателе — отметка осевой точки).

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ВЕДОМОСТЬ РЕПЕРОВ №-----------------

 

 

 

 

Железнодорожная линия (автомобильная дорога)-----------------------------------

 

 

 

Участок от-----------------

км до-----------------

 

км

 

 

 

 

Местоположение реперов,

марок

 

СП

 

на трассе

на расстоянии от оси

 

 

 

в м

 

о

 

 

 

Сц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

еГ

а

 

пикет,

 

 

О.

км

вправо

влево

Ж

г

П Л Ю С

 

 

 

 

 

 

 

г

о

3

4

5

б

 

Описание

 

 

реперов,

 

Отметка

марок

Чертеж

репера,

(срублен­

репера, мар­

ный пень,

марки в мм

вкопанный

ки (эскиз)

столб, цо­

 

коль зда­

 

 

ния и т. п .)

 

7

8

9

П р и м е ч а н и е. Высотные отметки исчислены от репера

Ж

рас-

марки

положенного______________________________ .

 

 

78


РАЗБИВОЧНЫЙ ЖУРНАЛ

 

 

 

s

 

 

 

Ю

 

 

 

(глубина) Н

 

 

 

Рабочая высота

1

2

3

4

Расстояние от оси до границы откоса в м

S

оэ

о;

5 6 7

Превышения границ откосов относительно осевых точек в см

выше ниже

для границ откосов

8

9

10

11

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Расстояния от выно­

Превышения выносных

сок в м

точек относительно

осевой в см

до

оси

до границы

откоса

влево

вправо

влево

вправо

12

13

14

15

выше ниже

для выносных точек, расположенных от оси

влево

вправо

влево

вправо

Примечания

16

17

18

19