Файл: Шубин, М. А. Подготовительные работы при сооружении земляного полотна железной дороги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ю

 

Сливная призма

Верма со стороны

v\?

БудущегоЛ, пути

Резерв шириной по

*

У ф т

^дну менее 10,0

У£±~

насыпи

о,оуОснование насыпи

Подошва(граница) относа насыпи

§§<§ банкет tie менее 1,о

0,02-0М ' '

^ОсноВпая площадка

X

=±0,1В

 

откоса /

.

Подошва откоса пасы-/

пи

Внутренняя

дроака резерва Бровка откоса

''Не менее"

Не менее О,В 0,6 tieменее 0,3

. . в',в А | /Н е менее 0,0 Славная призма\/

Бровка выемка

Полевая Бровка резерва

Шльер

; менее 5,0

Подосива кавальера

Рис. 1. Типовые поперечные профили земляного полотна:

а - насыпи; б - выемки (значениятдля откосов кавальеров и банкетов принимаются в пределах 1.5^2


Т а б л и ц а 2

Ширина В (в м) земляного полотна на прямых участках однопут­ ных железных дорог различных категорий

Грунты земляного полотна

 

Категории дорог

 

I

п

ш

IV

V

 

Глинистые грунты и недренирующие

6,5*

6,5

5,8

5,5

5,0

пески мелкие и пылеватые . . . .

Скальные, крупнообломочные и песча­

 

 

 

 

 

ные дренирующие............................

5,8*

5,8

5,2

5,0

4,6

* Ширину земляного полотна железных дорог I категории при соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается принимать равной: 7,0 м — в случаях использования глинистых грунтов и 6,0 м — при скальных и дренирующих грунтах.

Уширение земляного полотна делают в пределах всей круговой кривой, а переход к нормальной ширине осу­ ществляют постепенно в пределах переходных кривых.

Ширину земляного полотна, сооружаемого под два пу­ ти, увеличивают на величину м е ж д у п у т ь я (расстоя­ ния между осями путей) с учетом его уширения в кривых. На перегонах на прямых участках ширину междупутья принимают равной 4,10 м.

Таблица 3

Величина уширения земляного полотна в кривых участках

Дороги I и II категорий

Дороги III—V категорий

Радиус кривой в м

Уширение в м

Радиус кривой в м

Уширение в м

4000—3000

0 ,1

4200—2000

 

2500—1800

0 ,2

1800—1200

0 ,1

1500—700

0,4

1000—700

0 ,2

600 и менее

0,5

600 и менее

0,3

10


На трассе БАМ земляное полотно на участке Лена— Тында протяженностью около 1700 км намечено сооружать

сразу под два пути.

находящуюся выше уровня

Часть насыпи и выемки,

бровок, называют с л и в н о й

п р и з м о й . Сливная призма

на однопутных линиях имеет форму равнобедренной трапе­ ции высотой 0,15 м и шириной поверху 2,30 м.

Трапецеидальная форма сливной призмы на однопут­ ных участках позволяет размещать на ней шпалы с рельса­ ми для перевозки и укладки в путь балласта. Размер 2,30 м принят меньше длины шпалы (2,70 м) во избежание обра­ зования замкнутых углублений в сливной призме и пре­ дотвращения скапливания в них атмосферной воды и раз­ вития деформаций основной площадки.

На двухпутных линиях сливную призму делают в виде равнобедренного треугольника высотой 0,20 м с основани­ ем, равным полной ширине земляного полотна. В скаль­ ных и дренирующих грунтах однопутное и двухпутное зем­ ляное полотно проектируют горизонтальным по всей ширине.

Высоту насыпи и глубину выемки (рабочие отметки) измеряют по оси земляного полотна. Высота насыпи опре­

деляется расстоянием от ее основания до уровня

бровок,

глубина выемки — расстоянием от уровня бровок

до по­

верхности земли.

 

Вгорных условиях рабочие отметки достигают 10—20 м

иболее. Причем на долю таких насыпей и выемок прихо­ дится более 30% общего объема земляного полотна.

Откосам насыпей, выемок

и других

устройств

зада­

ют определенную

крутизну,

обеспечивающую

их

устой­

чивость.

 

 

 

 

 

К р у т и з н о й

о т к о с а называют отношение

высоты

откоса на каком-либо уровне к его заложению

(горизон­

тальной проекции) на этом же уровне.

Крутизну

откоса

выражают отношением 1 : т,

величину т называют п о к а ­

з а т е л е м к р у т и з н ы о т к о с а .

2* 11


Крутизна и форма откосов насыпей и выемок (прямо­ линейные или ломаные) зависят от их рабочих отметок и характеристики грунтов. Для типовых поперечных про­ филей крутизна откосов насыпей и выемок принята сле­ дующей:

Характеристика насыпей и выемок

крутизна откосов

Н а с ы п и

из камня

слабовыветривающихся

 

 

скальных пород при высоте:

 

 

1 : 1 , 3

до 6 м

............................................................

 

 

 

 

» 20 » ............................................................

из крупного и средней крупнос­

 

1 : 1 , 5

На с ыпи

 

 

ти песка,

гравия ,

гальки,

щебенистых и

 

 

дресвяных грунтов

слабовыветривающихся

 

1:1,5

пород при ............................высоте до 1 2 м

из остальных

 

На с ыпи

высотой до 12 м

 

 

годных для их возведения грунтов:

 

 

1:1,5

в верхней части высотой до 6 м . . . .

 

в нижней части . .....................................

 

1:1,75

В ы е м к и

глубиной до 12 м

в глинах, су­

 

1:1,5

глинках, ............................

супесях ,

песках

 

скаль­

 

В ы е м к и

в слабовыветривающихся

От 1:0,2

ных грунтах....................................................

 

 

 

В ы е м к и

в легковыветривающихся

скаль­

до

1:0,5

От 1:0,5

ных грунтах.....................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

до

1:1,5

Для возведения насыпи грунт иногда берут рядом с на­

сыпью, из верхних слоев земли. При этом

образуется

углубление, называемое р е з е р в о м , который

служит за­

тем в качестве водоотвода.

Дну резервов придают продольный уклон не менее 0,002 и поперечный уклон не менее 0,02. Дно резерва при его ши­ рине до 10 м проектируют односкатным с поперечным уклоном от земляного полотна, а при ширине более Ю м — двускатным с уклоном от краев резерва к его середине.

12


Откосы резервов проектируют не круче 1 : 1,5. Воду из резервов выпускают в пониженные места. При поперечном уклоне местности круче, чем 1 : 10, резервы закладывают с нагорной стороны.

Между подошвой откоса насыпи (линией пересечения

откоса насыпи с поверхностью земли)

и внутренней бров­

кой резерва

(линией пересечения откоса резерва

с поверх­

ностью земли) оставляют нетронутую

полосу

земли, на­

зываемую

е с т е с т в е н н о й б е р м о й . Ширину

бермы

назначают не менее 3 м, а со стороны строительства

буду­

щего второго пути — не менее 7,1 м.

 

 

 

В выемках с обеих сторон от основной площадки устраи­

вают к ю в е т ы для сбора и отвода

воды, стекающей с

основной площадки и откосов выемки. Без кюветов разре­ шается устраивать выемки:

в дренирующих грунтах, а также в мелких песках, в районах с засушливым климатом, где возможно полное впитывание и испарение атмосферных осадков;

вслабовыветривающихся скальных породах, где для концентрации поверхностной воды, поступающей в выемку

соткосов и основной площадки, предусмотрена укладка бордюрных блоков (бетонных или из камня) вдоль полотна железных дорог;

вскальных породах при проектировании выемок с тран­ шеями.

Кюветы делают трапецеидальной формы шириной по дну после укрепления не менее 0,40 м и глубиной не ме­

нее 0,60 м с откосами крутизной 1 : 1,5.

Продольный уклон кюветов принимают равным про­ дольному уклону бровки выемки. В пределах выемок с про­ дольным уклоном менее 0,002 кюветы проектируют с про­ дольным уклоном, равным 0,002. В таких случаях в точках

водораздела глубину кюветов

разрешается уменьшить

до 0,2 м.

 

Вместо глубоких кюветов с целью сокращения объема

земляных работ по'устройству

выемки устраивают лотки.

13