Файл: Шубин, М. А. Подготовительные работы при сооружении земляного полотна железной дороги.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

IV. УСТРОЙСТВО водоотводных

И НАГОРНЫХ КАНАВ

На трассе БАМ, сооружаемой в сложных условиях (су­ ровый климат, короткий летний период, распространение вечной мерзлоты), водоотводные и нагорные канавы не­ обходимо устраивать как в талых, так и в мерзлых грун­ тах. На участках, где трасса проходит в горных услови­ ях, водоотводы следует создавать и в скальных грунтах (на незначительном протяжении).

Водоотводные и нагорные канавы устраивают до на­ чала возведения насыпей и сооружения выемок с целью предотвращения поступления к ним воды с поверхности земли в процессе производства земляных работ. В ряде случаев водоотводы служат для предварительного осуше­ ния поверхности земли в местах устройства земляного полотна.

До устройства канавы в талых нескальных грунтах бульдозером планируют горизонтальную площадку шири­ ной 3 м для обеспечения устойчивого положения канаво­ копателя, а затем восстанавливают ось канавы и разби­ вают границу откосов через 20 м.

1. Устройство водоотводных и нагорных канав

в нескальных талых

грунтах

Для устройства водоотводных и нагорных канав в не­

скальных талых грунтах

применяют канавокопатели на

базе траншейного экскаватора ЭТУ-354, универсальные эк­ скаваторы-планировщики, а также экскаваторы-обрат- ные лопаты Э-304, Э-352, ТЭ-3, оборудованные профили­ рующим ковшом. Эти машины позволяют исключить ручной трудпри устройстве водоотводов. На ряде железно­ дорожных строек для устройства канав широко еще ис­ пользуют экскаваторы-драглайны, однако после работы

58

этих экскаваторов до 25—30% объема работ и зачистку дна и откосов канавы необходимо выполнять вручную.

Профилирующий ковш (рис. 24) представляет собой сварную трапецеидальной формы конструкцию из листовой стали толщиной 10 мм. Ширина ковша по дну равна 0,6—0,8 м, высота 0,7— 0,8 м. Режущие части ковша часто изготовляют из ножа автогрейдера, им придают очерта­ ние типового профиля канавы. Для обеспечения жесткости внутри ковша поставлены две диафрагмы. К рукояти эк­ скаватора ковш крепится так же, как стандартный ковш обратной лопаты, для чего на верхнем днище ковша при­ варены проушины.

Устройство канав канавокопателем на базе траншей­ ного экскаватора ЭТУ-354. Канавокопатели на базе тран­ шейного экскаватора ЭТУ-354 применяют для устройства канав глубиной до 0,8 и шириной по дну 0,6 м.

До начала работы канавокопателя на спланированной горизонтальной площадке кольями обозначают линию хода внешней кромки правой гусеницы. Колья устанавливают через 5 м на расстоянии от оси канавы, равном половине ширины гусеничного хода канавокопателя.

Канавы нарезаются за один проход канавокопателя. Машинист и его помощник при движении должны следить за тем, чтобы кромка правой гусеницы шла строго по ли­ нии установки кольев.

Рис. 24. Профилирующий ковш к экскаваторам-обратной ло­ пате Э-304, Э-352 и ТЭ-3

59



Грунт, вынутый из канавы, 'грузят в автосамосвалы и вывозят за пределы канавы или укладывают, если это разрешено, с низовой стороны в виде призмы и затем раз­ равнивают бульдозером.

При необходимости разработки канавы глубиной более 0,8 м верхнюю ее часть разрабатывают бульдозером или скрепером на такую глубину, чтобы ширина по дну была не менее ширины гусеничного хода канавокопателя.

Контроль глубины водоотводной или нагорной канавы следует производить путем нивелирования ее дна и бровок.

Производительность комплекта машин (в м3/смену) в среднем составляет:

 

 

 

Группа грунтов1

 

 

 

I

II

При разработке грунта в отвал . . .

360

310

»

»

грунта с погрузкой

285

240

в автомобили-самосвалы........................

1 Здесь и далее группы грунтов указаны по ЕНиР.

Устройство водоотводных и нагорных канав универсаль­ ными экскаваторами-планировщиками. Универсальными экскаваторами-планировщиками можно устраивать водоот­

водные и

нагорные канавы любой глубины и ширины

в грунтах

I— III групп.

Перед началом работы экскаватора-планировщика на спланированной горизонтальной площадке кольями через 10 м разбивают ось канавы, верхние бровки и подошвы откосов. На осевых кольях указывают проектные глуби­ ны канавы.

Экскаватор-планировщик устанавливают и перемеща­ ют по оси канавы, он разрабатывает канаву за одну про­

ходку.

 

 

 

Разработку

грунта на

каждой стоянке

осуществляют

за три приема

(рис. 25).

Сначала ковшом,

установленным

под проектным углом заложения откоса канавы, выреза­ ется грунт по контуру одного откоса, а затем после пово-

60


tessHS
о,во _
Рис. 25. Схема разработки водоот­ водной и нагорной канав экскавато­ ром-планировщиком:
1,2, 3 — последовательность разработ­ ки грунта с одной стоянки экскаватора

рота ковша — по контуру второго откоса. Одновре­ менно зачищаются отко­ сы канавы. Оставшийся грунт по оси канавы вы­ бирается нормально уста­ новленным ковшом. При этом производится зачи­ стка дна канавы.

Для устройства канав целесообразно применять профилирующий ковш.

После разработки грун­ та экскаватор-планиров­

щик перемещают на новую стоянку. Экскаватор Э-4010 передвигает шофер по сигналу машиниста, а экскаваторы других типов перемещают сами машинисты.

Грунт из канавы грузят в автомобили-самосвалы или укладывают с низовой стороны в виде призмы. В послед­ нем случае планировку грунта (при необходимости) вы­ полняют непосредственно экскаватором-планировщиком за вторую проходку, для чего его оборудуют отва­ лом.

Контроль глубины канавы и продольного уклона осу­ ществляют нивелировкой.

Производительность экскаваторов в среднем составля­ ет: с погрузкой грунта в автомобили-самосвалы — 130 м3/смену, в отвал — 150 м3/смену.

Устройство водоотводных и нагорных канав экскавато- ром-обратной лопатой с профилирующим ковшом. Одно­ ковшовыми экскаваторами, оборудованными профилирую­ щими ковшами, можно разрабатывать водоотводные кана­ вы в талых грунтах I— III групп. Особенно эффективно применение их для устройства канав в переувлажненных суглинистых и глинистых грунтах. Одноковшовые экска­ ваторы можно применять для разработки канав любой глу­

61

 

 

бины и ширины по дну с

 

 

укладкой грунта

в отвал

 

 

или погрузкой в автомо­

 

 

били-самосвалы.

 

 

 

Разбивочные

работы

Рис. 26. Схема разработки канавы

выполняют так же, как и

при разработке

канав

экскаватором-обратной

лопатой с

экскаватором

- планиров­

профилирующим ковшом:

щиком.

 

 

1, 2, 3 — последовательность

разработ­

 

 

ки при одной проходке экскаватора

Для устройства кана­

 

 

вы экскаватор

устанавли­

вают по оси канавы.

Разработка канавы в зависимости от

ее ширины и глубины осуществляется за один или несколь­ ко приемов. Канава глубиной не более высоты ковша от­ рывается экскаватором за одну проходку. При этом зачи­ стка дна и откосов канавы делается во время передвиже­ ния экскаватора на новую стоянку, для чего рукоять уста­ навливают в вертикальное положение так, чтобы ножи ков­ ша плотно прилегали к откосам и дну канавы.

Разработка канавы, глубина которой больше высоты ковша, осуществляется также одной проходкой экскава­ тора за несколько приемов (рис. 26). Сначала разрабаты­ вают верхнюю часть канавы на глубину ковша, а затем нижнюю часть.

Контроль

глубины канавы

осуществляют в

процессе

разработки

канавы с помощью

трех визирок

(рис. 27).

Одну из них (подвижную) закрепляют

на рукояти экска­

ватора так, чтобы верх ее мог устанавливаться на

высоте

2,2—2,5 м от режущей кромки ковша, две другие

визир­

ки — неподвижные, длина их

2,3 м.

 

 

После разработки канавы

на длину

15—20 м

в нача­

ле ее ставят одну неподвижную визирку, а на расстоянии 10— 15 м от нее — вторую визирку. Обе визирки устанав­ ливают по нивелиру на проектную отметку. Верх подвиж­ ной визирки все время держат на линии визирования не­ подвижных визирок. По мере удаления экскаватора на

62


Неподвижные

Подвижная

Визирка

Визирка

10-15 ■Проектный уровень дна канавы

Рис. 27. Устройство водоотводных и нагорных канав экскаватором-об- ратной лопатой с профилирующим ковшом

15—20 м первую визирку переносят и устанавливают на таком же расстоянии от второй визирки. При ломаном продольном профиле канавы неподвижные визирки снова устанавливают на проектные отметки по нивелиру — од­

ну в

точке перелома

профиля, другую на расстоянии от

этой

точки 10— 15 м

в сторону экскаватора. Устанавлива­

ют визирки на проектную отметку мастер или геодезист и помощник машиниста экскаватора.

Производительность экскаватора при разработке грун­ тов II группы составляет примерно 200 м3/2смену.

2. Устройство водоотводных канав на болотах

Для устройства канав на болотах могут быть использо­

ваны экскаваторы-обратные лопаты

с

профилирующим

ковшом, а

также

драглайны с

ковшом

емкостью

0,35—0,65 м3.

 

 

 

 

Ширина

и высота

профилирующего

ковша

должны

быть равны 0,8 м, т. е. соответствовать типовым размерам водоотводных канав, устраиваемых на болотах.

Технология устройства водоотводных канав на болотах не отличается от технологии устройства канав в обычных условиях. Канаву отрывают за один проход экскаватора,

63

грунт укладывают в вал, а затем разравнивают его буль­ дозером слоем толщиной 0,5 м.

Драглайном водоотводные канавы отрывают сразу на полный профиль. При этом чтобы придать откосам кана­ вы требуемую крутизну (1:1,5), ковш драглайна должен работать под углом к вертикальной оси. Наклон ковша достигается за счет уменьшения подъемной цепи на 2—3 звена.

Устройство канав драглайном рекомендуется про­ изводить по возможности одновременно с устройством траншеи при подготовке основания под насыпи (см. раз­ дел IV ).

Для устройства канав на болотах целесообразно при­ менять экскаваторы на уширенном гусеничном ходу или подкладывать под гусеницы обычных экскаваторов пере­ носные щиты.

3. Устройство водоотводных и нагорных канав в мерзлых, полускальных и скальных грунтах

Устройство канав в мерзлых и слабых скальных

грун­

тах экскаватором-обратной лопатой с ковшом

активного

действия. Для разработки мерзлых и полускальных

грун­

тов IV и V групп, а также слабых сильнотрещиноватых

скальных грунтов VI группы созданы ковши

активного

действия к одноковшовым экскаваторам. Для устройства водоотводных канав в таких грунтах можно применять экскаваторы-обратные лопаты с ковшами активного действия.

Сменное оборудование к экскаватору состоит из ковша активного действия, воздухопровода и манометра.

Ковш активного действия отличается от обычного на­ личием на передней стенке трех ударных блоков с пнев­ момолотами. Запуск каждого пневмомолота происходит автоматически при нажатии его зуба на грунт.

64