Файл: Шматков, Н. А. Пневматические средства автоматизации и механизации в угольной промышленности ЧССР (обзор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Техническая характеристика элементов Ш М

серии 20

Максимальное количество конвейеров в линии .

. .

10

Подводимое давление воздуха в питающей сети, кгс/см2

3—6

Рабочее давление в питающем трубопроводе для элект­

 

рического привода, кгс/см2 ........................................

1,6—2,0

 

Рабочее давление в питающем трубопроводе для пнев­

 

матического привода, кгс/см2 .................................

 

2,5

1,1

Рабочее давление в

трубопроводе управления,

кгс/см2

Скорость вращения датчиков MJM12a, MJM22b,

об/мин

450—510

Допустимое время проскальзывания, сек . . .

. .

30

Управляющее напряжение контактора, в .................

 

24

 

Напряжение в цепи автоматической и линейной сигнали­

 

зации, в ......................................................................................

в панели MJM20a, в . .

.

220

Напряжение батарей

1,4

Скорость вращения

элементов MJM12a, MJM22b

для

 

двухскоростных ленточных конвейеров при минималь­

 

ной скорости, об/мин..................................................

 

610

 

Панель управления MJM 20 предназначена для дистанционно­ го управления конвейерной линией. Панель состоит из корпуса и откидной крышки, выполненных из листовой стали. Габаритные размеры корпуса 360X330X177 мм. Сжатый воздух под давлением 4— 6 кгс/см.2 по магистрали 1 (рис. 7) подается на воздушный

Рис. 7. Принципиальная схема панели управления MJM20

фильтр 2, предназначенный для очистки воздуха от содержащихся в нем влаги и загрязнений. Давление в силовой магистрали конт­ ролируется с помощью манометра 3. Регулятор давления 4 служит для формирования давления сжатого воздуха 1,6—2,0 кгс/см2, не­ обходимого для питания панели управления. Кнопочный вентиль 5 служит для пуска автоматизированной линии. Вентиль снабжен замком, поэтому пуск линии может осуществить только лицо, име­ ющее специальный ключ. Конструктивно вентиль выполнен таким образом, что пуск и останов линии осуществляются с помощью одной кнопки. В связи с этим уменьшается вероятность ошибочно­ го включения (особенно в аварийной ситуации) по сравнению с

16


системой управления, имеющей две отдельные кнопки «Пуск» и «Стоп».

Трехходовой мембранный вентиль 6 предназначен для подачи сжатого воздуха, давление которого контролируется с помощью манометра 7, в трубопровод питания системы 8. Управляющее дав­ ление для вентиля 6 формируется кнопочным вентилем 5 при пу­ ске первого конвейера. При кратковременном снятии давления питания в дени 1 кнопочный вентиль возвращается в исходное по­ ложение, что исключает самопроизвольный пуск линии при возоб­ новлении питания. При этом снимается давление в цепи 9, а сле­ довательно, и 8, что приводит к останову конвейерной линии. Пов­ торный пуск линии возможен только с помощью специального клю­ ча, как и при первом пуске.

Панель MJM20a предназначена для сигнализации о количест­ ве работающих конвейеров в линии. Корпус панели изготовлен из листовой стали. Габаритные размеры корпуса — 360X330X170 мм. Внутри панели размещены: три миллиамперметра Д70С с преде­ лом измерения по току 1 ма со шкалой, градуированной в расче­ те на 10 конвейеров; три потенциометра; три сухих элемента; три кнопки для контроля напряжения; присоединительные клеммы.

Г

Рис. 8. Принципиальная схема системы сигнализации о числе работающих конвейеров в линии:

1 — панель MJM20a; 2, 3, 4 — цепи сигнализации соответственно 1-го, t-ro и 10-го конвейеров

Принцип действия устройства (рис. 8) следующий. Каждый из конвейеров снабжен микровыключателем, контакт К которого под­ ключает при замыкании сопротивление /?=10 ком. Все цепочки (контакт с сопротивлением) соединены параллельно и подключе­ ны к измерительной панели. Величина тока, протекающего через миллиамперметр, является функцией количества подключенных сопротивлений, т. е. количества работающих конвейеров. Таким образом, по величине тока можно определить количество конвейе-

2—409

'

чч'оДя.ч '

17

 

.

! ‘.i Щ .Ц

 

. А , t

ров, находящихся в работе, а с учетом их взаимной блокировки можно установить порядок конвейеров и место повреждения. Па­ нель MJM20a сконструирована для трех ветвей работающих кон­ вейеров, с десятью конвейерами в каждой из них.

Влияние соединительной линии (длина которой не должна пре­ вышать 5 км) на показание прибора компенсируется потенцио­ метром путем выведения стрелки прибора на контрольную риску при нажатой кнопке «Контроль». Устройство сигнализации MJM20a выполнено с искробезопасными цепями и предназначено для работы в сверхкатегорийных шахтах по газу.

Шкаф управления MJM23EV предназначен для обработки по­ ступающей информации от датчиков, контролирующих состояние ленточных конвейеров (MJM11— датчика перегрузочного пункта, MJM12a — центробежного управляющего элемента, контролирую­ щего скорость движения предыдущего конвейера, и MJM22b — дат­ чика скорости контролируемого конвейера), и автоматического уп­ равления контакторами, ручной сигнализацией вдоль линии и ос­ танова конвейера с любого места вдоль него с помощью блокиру­ ющего тросика.

После обработки информации автоматически подается преду­ предительный звуковой сигнал перед пуском конвейера и осущест­ вляется автоматическое управление и блокировка конвейера, осна­ щенного электрическим приводом.

Шкаф состоит из двух частей: пневматической MJM23V и элек­ трической MJM23E. Пневматическая часть размещена в корпусе из стального листа. Габаритные размеры этого корпуса 360X X333X173 мм. Электрическая часть размещена в литом алюми­ ниевом корпусе с габаритными размерами 350X314X162 мм. Обе части соединены между собой винтами.

Шкаф содержит переключатель рода работы (ручное, автома­ тическое управление и нулевое положение); кнопку пуска и оста­ нова конвейера, пневмоэлектропреобразователи (для автоматичес­ кого управления и подачи предупредительного сигнала); натяжное блокирующее устройство с предохранителем; деблокирующую кнопку; кнопку сигнализации. Все кнопки снабжены резиновыми мембранами, предотвращающими проникновение пыли в ыкаф. Переключение осуществляется специальным ключом. Причем при переводе на ручное управление вся ответственность ложится на оператора, так как ключ при этом из шкафа не вынимается.

В режиме автоматического управления кнопка «Пуск—Стоп» блокируется и управление конвейером осуществляется с помощью пневмоэлектрического преобразователя.

Шкаф снабжен двумя сигнальными лампами с зеленым и красным светофильтрами. Лампа с зеленым светофильтром сигна­ лизирует о включении контактора при работе в режиме ручного управления и об исправности шкафа управления MJM23V в авто­ матическом режиме управления. Лампа с красным светофильтром сигнализирует об останове ленточного конвейера в случае натяже­

18


ния блокирующего тросика. Шкаф управления MJM23E оборудо­ ван тремя выводами для подключения контактора, кнопки проти­ вопожарной безопасности и сирены MJM27. Подсоединение кабе­ лей осуществляется с помощью клеммной коробки.

Шкаф управления MJM23V включает регулятор давления, мон­ тажную плату (рис. 9) и деблокирующую кнопку для повторного пуска. На монтажной плате установлены трехходовые мембран­ ные клапаны 15; реле времени (пневмоемкость 6, дифференци­ альное реле 7, дроссельный вентиль 8 и мембранный клапан 9)

для оценки времени проскальзывания ленты; реле времени (пнев­ моемкость 10, дроссельный вентиль 11, мембранные клапаны 12 и 13) для подачи предупредительного сигнала перед пуском лен­ точного конвейера; мембранный клапан 14 и два контрольных манометра 15. Шкаф управления MJM23V является главной рас­ пределительной станцией для каждого перегрузочного пункта.

Работает станция следующим образом.

Все цепи управления станции питаются сжатым воздухом, дав­ ление которого 1,1 кем/см2 поддерживается с помощью регулято­ ра давления 16.

Цепи же управления 17—23 питаются через диафрагмы, слу­ жащие для ограничения расхода сжатого воздуха. Если предыду­ щий конвейер в линии отключен, то датчик MJM12a своим нор­ мально замкнутым контактом соединяет линию управления 17 с

19


атмосферой. В этом состоянии линии 21—23 также сообщены с атмосферой, поэтому пневмоэлектропреобразователи 24 и 25 раз­ мыкают электрические цепи сигнализации и управления контакто­ ром привода конвейера. В исходном состоянии датчик MJM22b скорости движения ленты конвейера имеет нормально замкнутый контакт, который сообщает с атмосферой линию 20. Если контро­ лируемые с помощью датчиков MJM11, MJM12a, MJM15, A1JM22b

параметры находятся в норме, их контакты разомкнуты. При от­ клонении же параметров от заданной величины эти контакты за­ мыкаются. Клапан 4 изолирует в исходном состоянии линию 18 от атмосферы. Поэтому давление в этой линии повышается, что при­ водит к срабатыванию клапана 5, который через диафрагму (по линии 19) и дроссельный вентиль 8 заполняет пневмоемкость 6 и соединенную с ним камеру дифференциального реле 7. В таком состоянии станция находится до момента пуска предыдущего кон­ вейера в линии.

При разгоне предыдущего конвейера до заданной скорости кон­ такт датчика MJA112a замыкается и перекрывает выпуск воздуха из цепи 17, мембранный клапан 12 закрывается, изолируя полость пневмоемкости 10 от атмосферы, мембранный клапан соединяет линию 21 с источником питания. Через мембранный клапан 1 сжа­ тый воздух подается на пневмоэлектропреобразователь 24, кото­ рый замыкает цепи звуковой предупредительной сигнализации. Одновременно через дроссельный клапан 11 начинается заполне­ ние воздухом пневмоемкости 10 и соединенной с ней камеры уп­ равления клапана 13. При повышении в пневмоемкости давления до 0,75 кгс/см2 срабатывает клапан 13 и изолирует линию 22 от атмосферы. Повышение в линии 22 давления до 0,75 кгс/см2 при­ водит к срабатыванию мембранных клапанов 1 и 3. При этом пневмоэлектропреобразователь 24 обесточивает цепь подачи зву­ ковой сигнализации, а пневмоэлектропреобразователь 25 включа­ ет контактор привода конвейера. Одновременно срабатывает кла­ пан 4, при этом цепь 18 через клапан 14 сообщается с атмосфе­ рой. При падении в цепи 18 давления ниже 0,6 кгс/см2 трехходо­ вой клапан 5 через дроссельный вентиль 8 выпускает из пневмо­ емкости 6 сжатый воздух в атмосферу. При разгоне собственного ленточного конвейера до установленной скорости за установлен­ ное время контакт датчика MJM22a замкнут, следовательно, цепь 20 изолирована от атмосферы. При повышении давления до 0,55 кгс/см2 (МЛМ22в снабжен предохранительным клапаном, на­ строенным на давление 0,55 кгс/см2) мембранный клапан 14 пере­ крывает цепь управления 18 и выпуск воздуха прекращается. Ког­ да давление воздуха в этой цепи достигнет 0,75 кгс/см2 с помощью трехходового мембранного клапана 5, пневмоемкость 6 быстро до­ полняется воздухом и устанавливается давление питания. Пуск конвейера на этом заканчивается.

Если ленточный конвейер не разгонится за установленное вре­ мя до заданной скорости, мембранный клапан 14 остается от­

20


крытым, давление в пневмоемкости 6 непрерывно уменьшается. При падении давления до 0,25 кгс/см2 дифференциальное реле со­ общает с атмосферой линии 17 и 23. В этом случае схема приво­ дится в исходное состояние и конвейер останавливается. Для пов­ торного пуска необходимо нажать деблокирующую кнопку.

В случае проскальзывания или обрыва ленты с помощью дат­ чика MJM22b цепь 2G сообщается с атмосферой и через время, оп­ ределяемое параметрами пневмоемкости 6 и дроссельного венти­ ля 8, конвейер отключается таким же образом, как и при пуске. Останов конвейера происходит также при замыкании контакта одного из датчиков MJM11, MJM12a, MJM15 и клапана 26 привоздействии на него тросиком.

При присоединении поливинилхлоридного шланга к датчику MJM22b давление в цепи управления 20 поднимается выше 0,6 кгс/см2, мембранный клапан 14 сообщается с атмосферой, цепь управления 18 и ленточный конвейер останавливаются так же, как

вслучае проскальзывания или обрыва ленты.

Вкаждом конвейере предусмотрено индивидуальное автома­ тическое противопожарное устройство. Основной функцией устрой­ ства является останов тех участков конвейерной линии, которые расположены перед конвейером, находящимся в аварийном сос­ тоянии. Для этой цели служит специальный трубопровод, выпол­ ненный из материала, размягчающегося при сравнительно низких температурах и имеющий специальные тепловые предохранители. При расплавлении теплового предохранителя или повреждении трубопровода в последнем уменьшается давление, что приводит к останову конвейерной линии и автоматическому включению рас­ пылителей, равномерно расположенных вдоль конвейера. Распы­ лители конвейера, на котором произошла авария, находятся в ра­ боте до устранения повреждения или до отключения клапана, по­ дающего сжатый воздух в главный трубопровод подачи воды.

Датчик скорости движения ленты МЛМ22в предназначен для контроля скорости движения и сигнализации о работе ленточного конвейера на панели MJM20a, а также для определения проскаль­ зывания и обрыва ленты. Совместно со шкафом управления MJM23EV для электропривода или MJM23PV для пневмопривода обеспечивает длительное блокирование ленточного конвейера при опасном проскальзывании ленты сверх установленного времени

или обрыве ленты.

Датчик состоит из центробежного устройства 1 (рис. 10), ко­ торое при достижении заданной скорости вращения перекрывает рабочее сопло 2, соединенное со шкафом управления. Полость со­ пла соединена с редукционным клапаном 3, предназначенным для ограничения давления до 0,55 кгс/см2 в полости при закрытом со­ пле. Датчик снабжен микровыключателем 4, который при работе конвейера включает в цепь сигнализации (панель MJM20a) о ко­ личестве работающих конвейеров сопротивление. Датчик МЛМ22в монтируется на консоли натяжной головки конвейера. Шкив дат­

21