Файл: Умецкая, Л. В. Из чего складывается себестоимость продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 5

Выполнение

 

плана по снижению себестоимости

товарной продукции

 

 

и затратам на 1

рубль

товарной

продукции

 

 

 

 

 

Показатели

 

 

 

 

Сумма

Плановая себестоимость товарной продукции в тыс. руб.

2 380

Себестоимость фактически выпущенной товарной продукции

 

в тыс. руб.:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2412

а) по плановой себестоимости

 

 

 

 

 

б) по фактической себестоимости

предприятия в тыс.

2 395

Товарная продукция в оптовых ценах

 

руб.:

по плану

 

 

 

 

 

 

 

2 800

а)

ценам,

действовавшим в

 

отчетном

б)

фактически по

 

2 940

году

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в) фактически по ценам, принятым в плане

 

 

2 910

Затраты на

1

рубль товарной продукции по

плану в коп.

85,0

(2380 :2800)

1

рубль

фактически

выпущенной

товарной

Затраты на

 

продукции в коп.:

 

 

себестоимости,

пересчи­

 

а)

по плановым показателям

 

танным на фактический выпуск и ассортимент продук­

82,9

ции (2412 : 2910)

ценам,

действовавшим

в отчетном

б)

фактически по

81.5

году (2395 :2940)

 

принятым в

плане

(2395—

в) фактически по ценам,

81.6

20) : 2910

 

 

 

 

 

 

 

 

Пр и м е ч а н и е .

Влияние

на

себестоимость товарной

продук­

ции произведенного

в установленном порядке

изменения

цен на

сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на электрическую и тепловую энергию и грузовые перевозки (удоро- жаниеЧ- , удешевление —) рассматривается по сравнению с цена­ ми и тарифами, принятыми в плане +20 тыс. руб.

плановой себестоимости фактического выпуска продук­ ции — 82,9 коп. Первый показатель получен при пла­ новой структуре продукции, второй — при фактической. Следовательно, изменение плановой структуры продук-

58


ции способствовало снижению затрат на 1 рубль товар­ ной продукции на 2,1 коп. (82,9—85,0).

Чтобы определить, как изменились затраты на 1 рубль под влиянием снижения (увеличения) себестоимости от­ дельных изделий, следует сравнить затраты на 1 рубль, полученные исходя из плановой и фактической себестои­ мости одного и того же (фактического) объема продук­ ции при условии, что цены, принятые в плане, не изме­ нялись: 82,9 коп. и 81,6 коп.

Разница между этими двумя показателями образова­ лась за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции, что привело к уменьшению затрат на 1 рубль в размере 1,3 коп. (81,6—82,9).

Показатель 81,6 коп. рассчитан исходя из фактиче­ ской себестоимости выпущенной продукции, но при со­ хранении цен, заложенных в плане. Показатель 81,5 коп. получен при тех же фактических условиях и при дей­ ствующих ценах, т. е. происшедшее в отчетном году из­ менение цен снизило затраты на 1 рубль товарной про­ дукции на 0,1 коп. (81,5—81,6).

Но, как видно по данным табл. 5, в отчетном году бы­ ли повышены оптовые цены на продукцию (товарная продукция в действующих ценах 2940 тыс. руб., в ценах, принятых в плане, — 2910 тыс. руб.) и одновременно увеличились цены и тарифы на материалы, энергию и

•грузовые перевозки.

Увеличение этих цен и тарифов показано в отчете (табл. 5) — 20 тыс. руб. Изменение цен и тарифов на материальные затраты и оптовых цен на продукцию ока­ зывает различное влияние на величину затрат на 1 рубль товарной продукции. Чтобы рассчитать это влияние, ис­ числим еще один показатель затрат на 1 рубль: исходя из фактической себестоимости фактического объема про­ дукции, фактических цен и тарифов на материальные затраты, сохранив только плановые оптовые цены на продукцию, т. е. 82,3 коп. (2395:2910).

59


Сравнив полученный показатель с фактическими за­ тратами в плановых ценах, заметим, что повышение цен и тарифов на материалы и услуги увеличило затраты на 1 рубль товарной продукции на 0,7 коп. (82,3—81,6). Если сравнить этот показатель с фактическими затрата­ ми в действующих ценах, то можно отметить, что повы­ шение оптовых цен на продукцию привело к снижению затрат на 1 рубль на 0,8 коп. (81,5—82,3).

Итак, отклонение от плана по затратам на 1 рубль товарной продукции в сумме 3,5 коп. сложилось под влиянием следующих факторов:

изменения структуры выпущенной продукции . .

.

— 2,1 коп.

снижения'себестоимости отдельных изделий . . . .

 

— 1,3

»

повышения цен на материалы, тарифов

 

 

»

’ на энергию и перевозки...................................... + 0 , 7

повышения оптовых цен на товарную продукцию

. —■ 0,8

»

Ит о г о .

.

. — 3,5

»

Таким образом, затраты на 1 рубль товарной продук­ ции уменьшились на 3,5 коп., из них только 1,3 коп. по­ лучены за счет снижения себестоимости. Остальная сум­ ма экономии не зависит от деятельности данного пред­ приятия.

Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции.

В отчете о себестоимости товарной продукции приводят­ ся данные о затратах на фактический выпуск сравнимой товарной продукции. Кроме этих данных для анализа необходимо использовать из техпромфинплана показа­ тели о затратах на плановый выпуск сравнимой товар­ ной продукции (табл. 6).

В техпромфинплане предусмотрено снижение себе­ стоимости сравнимой товарной продукции на 3,4% и по­

лучение экономии в сумме 70 тыс. руб.

(1970—2040).

Фактические

затраты против прошлого

года

снижены

на 120 тыс.

руб. (2005—2125), или на 5,6%.

Следова­

тельно, предприятие получило экономию сверх плана в сумме 50 тыс. руб., или 2,2%. За счет чего она получена?

60


 

 

 

Т а б л и ц а

6

Себестоимость

сравнимой товарной продукции

 

 

 

 

(в тыс. руб.)

Показатели

 

Плановый

Фактический

 

 

выпуск

выпуск

 

По фактической себестоимости

прошло­

2125

 

го года

 

2040

 

По плановой себестоимости отчетного

2015

 

года

 

1970

 

По фактической себестоимости отчетно­

2005;

 

го года

 

X

 

Экономия (—), перерасход (+ )

против

 

 

себестоимости прошлого года:

—70

— 120-

 

в абсолютной сумме

 

 

в процентах к себестоимости прош-

-5 ,6 .

 

лого года

 

- 3 ,4

 

Сверхплановая экономия (—),

перерас­

 

 

ход (+ ):

 

 

—50

 

в абсолютной сумме

 

X

 

в процентах

 

X

- 2 ,2 ;

 

Изменение цен на . сырье,

материалы,

 

 

топливо, покупные полуфабрикаты, та­

 

 

рифов, на электрическую и тепловую

 

 

энергию и грузовые перевозки

по срав­

 

 

нению с принятыми в плане

X

+ 4

 

Плановая экономия в 3,4% рассчитана по отношению?

к плановому объему

сравнимой товарной

продукции

в.

оценке по себестоимости прошлого года (2040 тыс. руб.)..

При расчете в этой оценке фактического объема продук­ ции Получим сумму 2125 тыс. рублей. Увеличение объе­ ма продукции на 85 тыс. руб. (2125—2040) при прочих,

неизменных

условиях

способствовало

увеличению.

 

 

_

Г 85 X (-3,4) 1

.

сверхплановой экономии на 3 тыс. руб.

------—-----

План по

снижению

себестоимости

отдельных видов.

6I-:


сравнимой продукции неодинаков. Величина снижения затрат определяется конкретными расчетами по каждо­ му изделию, что и находит свое отражение в плановой себестоимости. Изменение плановой структуры сравни­ мой продукции (увеличение или уменьшение удельного веса изделий с более высоким заданием по снижению затрат) окажет влияние на себестоимость.

Чтобы определить влияние сдвигов в структуре про­ дукции на выполнение задания по снижению себестои­ мости сравнимой продукции, нужно сравнить плановую себестоимость фактически выпущенной сравнимой про­ дукции, рассчитанную при плановой и при фактической структуре продукции. Плановая себестоимость фактиче­ ского выпуска при фактической структуре есть в отче­ те — 2015 тыс. руб., а при плановой структуре ее можно определить следующим образом.

Этот же объем продукции в оценке по себестоимости прошлого года составляет 2125 тыс. рублей. Если бы предприятие не нарушило плановую структуру продук­ ции и равномерно перевыполнило план выпуска по всем изделиям, то себестоимость должна была снизиться на

.3,4%, как и планировалось. Значит, при плановой структу­ ре фактический выпуск продукции в оценке по плановой

[ 2125 X (100_3 4V

-----------------— ,

100

а экономия в сумме 37 тыс. руб. (2015—2052) получена за счет изменений в структуре продукции.

Чтобы определить, как повлияло на сверхплановую экономию снижение себестоимости отдельных изделий, сравним плановую себестоимость с фактической, предва­ рительно скорректировав ее на сумму изменения цен и тарифов на материалы и услуги. Фактическая себестои­ мость в нашем примере составляет 2005 тыс. рублей. Цены и тарифы, как видно из отчета, увеличились против плана на 4 тыс. руб., отсюда фактическая себестоимость при плановых ценах и тарифах составляет 2001 тыс. руб.

62

(2005—4), а сверхплановая экономия от снижения себе­ стоимости отдельных изделий — 14 тыс. руб. (2001— 2015).

Таким образом, предприятие перевыполнило план по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции за счет факторов, приведенных в табл. 7.

 

 

 

Т а б л и ц а 7

Факторы, обеспечившие сверхплановое снижение

 

себестоимости сравнимой товарной

продукции

 

 

Сумма

в тыс.

В процентах

Факторы

к себестоимо­

руб. (экономия—,

сти прошлого

 

перерасход-ь)

года

 

 

 

Увеличение объема сравнимой

продук­

 

 

 

ции

— 3

 

 

Изменение структуры выпущенной срав­

 

 

 

нимой продукции

-3 7

1 ,8

Повышение цен и тарифов

+

4

+

0 , 2

Снижение себестоимости отдельных из­

 

 

 

делий

- 1 4

0 , 6

Ит ог о . . .

— 50

-

2 , 2

Из общей суммы сверхплановой экономии 50 тыс. руб. действительное снижение себестоимости составляет толь­ ко 14 тыс. руб.; 3 тыс. руб. получены благодаря увели­ чению выпуска продукции. Экономия в сумме 37 тыс. руб. не является заслугой предприятия, это результат недовыполнения плана по выпуску отдельных видов про­ дукции или неравномерного перевыполнения плана. Изме­ нение цен и тарифов также не связано с результатами работы предприятия.

Анализ себестоимости по сводным данным позволяет определить, как и за счет чего предприятие выполнило (или не выполнило) план по снижению себестоимости.

63