Файл: Умецкая, Л. В. Из чего складывается себестоимость продукции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 5
Выполнение |
|
плана по снижению себестоимости |
товарной продукции |
||||||||
|
|
и затратам на 1 |
рубль |
товарной |
продукции |
|
|||||
|
|
|
|
Показатели |
|
|
|
|
Сумма |
||
Плановая себестоимость товарной продукции в тыс. руб. |
2 380 |
||||||||||
Себестоимость фактически выпущенной товарной продукции |
|
||||||||||
в тыс. руб.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2412 |
|
а) по плановой себестоимости |
|
|
|
|
|
||||||
б) по фактической себестоимости |
предприятия в тыс. |
2 395 |
|||||||||
Товарная продукция в оптовых ценах |
|
||||||||||
руб.: |
по плану |
|
|
|
|
|
|
|
2 800 |
||
а) |
ценам, |
действовавшим в |
|
отчетном |
|||||||
б) |
фактически по |
|
2 940 |
||||||||
году |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
в) фактически по ценам, принятым в плане |
|
|
2 910 |
||||||||
Затраты на |
1 |
рубль товарной продукции по |
плану в коп. |
85,0 |
|||||||
(2380 :2800) |
1 |
рубль |
фактически |
выпущенной |
товарной |
||||||
Затраты на |
|
||||||||||
продукции в коп.: |
|
|
себестоимости, |
пересчи |
|
||||||
а) |
по плановым показателям |
|
|||||||||
танным на фактический выпуск и ассортимент продук |
82,9 |
||||||||||
ции (2412 : 2910) |
ценам, |
действовавшим |
в отчетном |
||||||||
б) |
фактически по |
81.5 |
|||||||||
году (2395 :2940) |
|
принятым в |
плане |
(2395— |
|||||||
в) фактически по ценам, |
81.6 |
||||||||||
20) : 2910 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Пр и м е ч а н и е . |
Влияние |
на |
себестоимость товарной |
продук |
|||||||
ции произведенного |
в установленном порядке |
изменения |
цен на |
сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на электрическую и тепловую энергию и грузовые перевозки (удоро- жаниеЧ- , удешевление —) рассматривается по сравнению с цена ми и тарифами, принятыми в плане +20 тыс. руб.
плановой себестоимости фактического выпуска продук ции — 82,9 коп. Первый показатель получен при пла новой структуре продукции, второй — при фактической. Следовательно, изменение плановой структуры продук-
58
ции способствовало снижению затрат на 1 рубль товар ной продукции на 2,1 коп. (82,9—85,0).
Чтобы определить, как изменились затраты на 1 рубль под влиянием снижения (увеличения) себестоимости от дельных изделий, следует сравнить затраты на 1 рубль, полученные исходя из плановой и фактической себестои мости одного и того же (фактического) объема продук ции при условии, что цены, принятые в плане, не изме нялись: 82,9 коп. и 81,6 коп.
Разница между этими двумя показателями образова лась за счет снижения себестоимости отдельных видов продукции, что привело к уменьшению затрат на 1 рубль в размере 1,3 коп. (81,6—82,9).
Показатель 81,6 коп. рассчитан исходя из фактиче ской себестоимости выпущенной продукции, но при со хранении цен, заложенных в плане. Показатель 81,5 коп. получен при тех же фактических условиях и при дей ствующих ценах, т. е. происшедшее в отчетном году из менение цен снизило затраты на 1 рубль товарной про дукции на 0,1 коп. (81,5—81,6).
Но, как видно по данным табл. 5, в отчетном году бы ли повышены оптовые цены на продукцию (товарная продукция в действующих ценах 2940 тыс. руб., в ценах, принятых в плане, — 2910 тыс. руб.) и одновременно увеличились цены и тарифы на материалы, энергию и
•грузовые перевозки.
Увеличение этих цен и тарифов показано в отчете (табл. 5) — 20 тыс. руб. Изменение цен и тарифов на материальные затраты и оптовых цен на продукцию ока зывает различное влияние на величину затрат на 1 рубль товарной продукции. Чтобы рассчитать это влияние, ис числим еще один показатель затрат на 1 рубль: исходя из фактической себестоимости фактического объема про дукции, фактических цен и тарифов на материальные затраты, сохранив только плановые оптовые цены на продукцию, т. е. 82,3 коп. (2395:2910).
59
Сравнив полученный показатель с фактическими за тратами в плановых ценах, заметим, что повышение цен и тарифов на материалы и услуги увеличило затраты на 1 рубль товарной продукции на 0,7 коп. (82,3—81,6). Если сравнить этот показатель с фактическими затрата ми в действующих ценах, то можно отметить, что повы шение оптовых цен на продукцию привело к снижению затрат на 1 рубль на 0,8 коп. (81,5—82,3).
Итак, отклонение от плана по затратам на 1 рубль товарной продукции в сумме 3,5 коп. сложилось под влиянием следующих факторов:
изменения структуры выпущенной продукции . . |
. |
— 2,1 коп. |
|
снижения'себестоимости отдельных изделий . . . . |
|
— 1,3 |
» |
повышения цен на материалы, тарифов |
|
|
» |
’ на энергию и перевозки...................................... + 0 , 7 |
|||
повышения оптовых цен на товарную продукцию |
. —■ 0,8 |
» |
|
Ит о г о . |
. |
. — 3,5 |
» |
Таким образом, затраты на 1 рубль товарной продук ции уменьшились на 3,5 коп., из них только 1,3 коп. по лучены за счет снижения себестоимости. Остальная сум ма экономии не зависит от деятельности данного пред приятия.
Анализ себестоимости сравнимой товарной продукции.
В отчете о себестоимости товарной продукции приводят ся данные о затратах на фактический выпуск сравнимой товарной продукции. Кроме этих данных для анализа необходимо использовать из техпромфинплана показа тели о затратах на плановый выпуск сравнимой товар ной продукции (табл. 6).
В техпромфинплане предусмотрено снижение себе стоимости сравнимой товарной продукции на 3,4% и по
лучение экономии в сумме 70 тыс. руб. |
(1970—2040). |
||
Фактические |
затраты против прошлого |
года |
снижены |
на 120 тыс. |
руб. (2005—2125), или на 5,6%. |
Следова |
тельно, предприятие получило экономию сверх плана в сумме 50 тыс. руб., или 2,2%. За счет чего она получена?
60
|
|
|
Т а б л и ц а |
6 |
Себестоимость |
сравнимой товарной продукции |
|
||
|
|
|
(в тыс. руб.) |
|
Показатели |
|
Плановый |
Фактический |
|
|
выпуск |
выпуск |
|
|
По фактической себестоимости |
прошло |
2125 |
|
|
го года |
|
2040 |
|
|
По плановой себестоимости отчетного |
2015 |
|
||
года |
|
1970 |
|
|
По фактической себестоимости отчетно |
2005; |
|
||
го года |
|
X |
|
|
Экономия (—), перерасход (+ ) |
против |
|
|
|
себестоимости прошлого года: |
—70 |
— 120- |
|
|
в абсолютной сумме |
|
|
||
в процентах к себестоимости прош- |
-5 ,6 . |
|
||
лого года |
|
- 3 ,4 |
|
|
Сверхплановая экономия (—), |
перерас |
|
|
|
ход (+ ): |
|
|
—50 |
|
в абсолютной сумме |
|
X |
|
|
в процентах |
|
X |
- 2 ,2 ; |
|
Изменение цен на . сырье, |
материалы, |
|
|
|
топливо, покупные полуфабрикаты, та |
|
|
||
рифов, на электрическую и тепловую |
|
|
||
энергию и грузовые перевозки |
по срав |
|
|
|
нению с принятыми в плане |
X |
+ 4 |
|
|
Плановая экономия в 3,4% рассчитана по отношению? |
||||
к плановому объему |
сравнимой товарной |
продукции |
в. |
оценке по себестоимости прошлого года (2040 тыс. руб.)..
При расчете в этой оценке фактического объема продук ции Получим сумму 2125 тыс. рублей. Увеличение объе ма продукции на 85 тыс. руб. (2125—2040) при прочих,
неизменных |
условиях |
способствовало |
увеличению. |
||
|
|
_ |
Г 85 X (-3,4) 1 |
. |
|
сверхплановой экономии на 3 тыс. руб. |
------—----- |
||||
План по |
снижению |
себестоимости |
отдельных видов. |
6I-:
сравнимой продукции неодинаков. Величина снижения затрат определяется конкретными расчетами по каждо му изделию, что и находит свое отражение в плановой себестоимости. Изменение плановой структуры сравни мой продукции (увеличение или уменьшение удельного веса изделий с более высоким заданием по снижению затрат) окажет влияние на себестоимость.
Чтобы определить влияние сдвигов в структуре про дукции на выполнение задания по снижению себестои мости сравнимой продукции, нужно сравнить плановую себестоимость фактически выпущенной сравнимой про дукции, рассчитанную при плановой и при фактической структуре продукции. Плановая себестоимость фактиче ского выпуска при фактической структуре есть в отче те — 2015 тыс. руб., а при плановой структуре ее можно определить следующим образом.
Этот же объем продукции в оценке по себестоимости прошлого года составляет 2125 тыс. рублей. Если бы предприятие не нарушило плановую структуру продук ции и равномерно перевыполнило план выпуска по всем изделиям, то себестоимость должна была снизиться на
.3,4%, как и планировалось. Значит, при плановой структу ре фактический выпуск продукции в оценке по плановой
[ 2125 X (100_3 4V
-----------------— ,
100
а экономия в сумме 37 тыс. руб. (2015—2052) получена за счет изменений в структуре продукции.
Чтобы определить, как повлияло на сверхплановую экономию снижение себестоимости отдельных изделий, сравним плановую себестоимость с фактической, предва рительно скорректировав ее на сумму изменения цен и тарифов на материалы и услуги. Фактическая себестои мость в нашем примере составляет 2005 тыс. рублей. Цены и тарифы, как видно из отчета, увеличились против плана на 4 тыс. руб., отсюда фактическая себестоимость при плановых ценах и тарифах составляет 2001 тыс. руб.
62
(2005—4), а сверхплановая экономия от снижения себе стоимости отдельных изделий — 14 тыс. руб. (2001— 2015).
Таким образом, предприятие перевыполнило план по снижению себестоимости сравнимой товарной продукции за счет факторов, приведенных в табл. 7.
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
|
Факторы, обеспечившие сверхплановое снижение |
|
|||
себестоимости сравнимой товарной |
продукции |
|
||
|
Сумма |
в тыс. |
В процентах |
|
Факторы |
к себестоимо |
|||
руб. (экономия—, |
сти прошлого |
|||
|
перерасход-ь) |
года |
||
|
|
|
||
Увеличение объема сравнимой |
продук |
|
|
|
ции |
— 3 |
|
|
|
Изменение структуры выпущенной срав |
|
|
|
|
нимой продукции |
-3 7 |
— |
1 ,8 |
|
Повышение цен и тарифов |
+ |
4 |
+ |
0 , 2 |
Снижение себестоимости отдельных из |
|
|
|
|
делий |
- 1 4 |
— |
0 , 6 |
|
Ит ог о . . . |
— 50 |
- |
2 , 2 |
Из общей суммы сверхплановой экономии 50 тыс. руб. действительное снижение себестоимости составляет толь ко 14 тыс. руб.; 3 тыс. руб. получены благодаря увели чению выпуска продукции. Экономия в сумме 37 тыс. руб. не является заслугой предприятия, это результат недовыполнения плана по выпуску отдельных видов про дукции или неравномерного перевыполнения плана. Изме нение цен и тарифов также не связано с результатами работы предприятия.
Анализ себестоимости по сводным данным позволяет определить, как и за счет чего предприятие выполнило (или не выполнило) план по снижению себестоимости.
63