Файл: Соколов, Н. И. Годы, люди, катера страницы истории Костромского судомеханического завода.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

^ н. Соколов

оды

ЛЮДИ

КАТЕРА

Страницы истории Костромского шщ судомеханического завода

КОСТРОМСКОЙ СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ЗАВОД

м. СОКОЛОВ

годы.

■ЛЮДИН -КАТЕРА

Страницы истории

Костромского судомеханического завода

I

КОСТРОМА

1 9 7 1

Si

9ЛЧ

I Слово к молодежи

Алексей Максимович Горький говорил: «Все познает­ ся сравнением, и для того, чтобы правильно оценивать настоящее, необходимо знать прошлое».

Нынешнее поколение костромских судостроителей и представить себе не может, с чего некогда начинался наш завод, кто стоял у его истоков. А знать это необходимо,

потому что, писал в свое время

Горький, мы

должны

знать историю наших заводов

«завода как

двигателя

промышленности, как школы техников и школы револю­ ционеров, завода как воспитателя классового, революци­ онного самопознания рабочих».

Костромской судомеханический завод по праву счи­ тается пионером в области механизации лесозаготовок и сплава, вооружившим эту отрасль промышленности де­ сятками тысяч катеров различных типов. Начав с кустар­ ной мастерской и рабочей артели, он превратился сейчас в крупное предприятие, выпускающее мощные современ­ ные катера, ему стало по плечу строительство техниче­ ски сложных многотоннажных ледокольных речных буксиров, различного оборудования, например, земле­ сосных установок, сплоточных машин и т. п.

Водометный катер, детище завода, работает сейчас не только на всех реках Советского Союза, но и высоко оценен за границей.

3

Трудности роста и становления завода велики, он не рождался по мановению волшебной палочки, а создавал­ ся руками всего коллектива в течение сорока лет. Вместе с заводом росли люди, прошедшие с ним весь путь. Кост­ ромским судостроителям есть чем гордиться, есть с кого брать пример. Старое поколение рабочих, инокенеров, техников, служащих почти уже все ушло на заслуженный отдых. На заводе теперь трудятся их сыновья и внуки, много молодых рабочих, инженеров. Они должны знать и помнить, что нынешняя слава и благополучие не пришли ^ сами собой, они добыты упорным и подчас нелегкимЦ трудом.

Конечно, жить одними воспоминаниями тоже не сле­ дует. Лишь кровная, неразрывная связь прошлого с на­ стоящим будет наполнять смыслом сегодняшний труд,' творчество и дерзания молодежи. Молодые рабочие дол­ жны сознавать, что своим честным и самоотверженным трудом они уже создают дальнейшую историю своего за­ вода, продолжают дело дедов и отцов. Пусть молодежь станет достойной их сменой!

н. соколов,

бывший директор завода, пенсионер.

I


I. КАК ЭТО НАЧИНАЛОСЬ

 

ЮНЬСКИМ ДНЕМ

1929 года

 

с московского поезда,

пришед­

 

шего в Кострому, сошел сред­

 

них лет мужчина,

по всему ви­

 

д у — командировочный.

Вок­

 

зал в то время был еще на пра­

'»■ "■

вом берегу Волги-

По Москов-

ской улице мужчина

пошагал

левом берегу,

к переправе. Пароход был

на

мужчина присел на камень,

закурил.

Здесь его и нагнал замешкавшийся на станции попутчик. Он тоже присел рядом и сразу же горячо заговорил, про­ должая начатую еще в поезде беседу:

— Николай Ипполитович, еще раз советую вам схо­ дить в артель «Промкоопстрой», — найдите там заведую­ щего слесарно-механической мастерской Флорова и пере­ говорите с ним. Это, во-первых, энергичный, с творческой жилкой человек; во-вторых, энтузиаст водно-моторного спорта; в-третьих, недавно он с несколькими заречными котельщиками построил для горпереправы стальной ка­ тер:.. Знаю я и другое: в артели дела идут не ахти как важно, заказ на катера им будет большим подспорьем. А так, кто же у нас в Костроме возьмется за строительст­ во катеров? Город наш хоть и на Волге стоит, но сугубо текстильный...

5

Р о д она чал ьник ко стр о м ско го ка теро стр оени я —

катер «Ком сом олка»,

п о стр о е н н ы й В. А .

Ф лоровы м

с за р ече нским и котел ьщ и кам и

для горо дско й

перепр авы

через В олгу

в 1928 году.

— Спасибо, Михаил Сергеевич, обязательно восполь­ зуюсь вашим советом, — ответил приезжий-

Гулко шлепая по воде плицами колес, подошел к при­ стани пароход «Первое Мая». Попутчики пошли на по­ садку. Вскоре пароход подошел к городской стороне. У пристани приезжий заметил небольшой мэталлический моторный катер, на борту которого белело название — «Комсомолка».

Не про этот ли катер вы мне говорили, Михаил Сергеевич? — спросил он своего собеседника.

Да, это как раз, что Флоров строил.

— Вот таких бы «комсомолок», да побольше!— по­ шутил приезжий.

6


— Что ж, возможно в Костроме вас ждет удача. Пароход подвалил к пристани, попутчики сошли на

берег и начали подниматься в гору. Костромич объяснил приезжему, как найти контору артели.

Желаю вам успеха, Николай Ипполитович! Если я потребуюсь вам, то звоните в нотариальную контору, спросите нотариуса Романова, чем могу — помогу.

Спасибо, Михаил СергеевичИзвините, что не

представился — Колосовский...

Попутчики попрощались. Обогнув Красные ряды, Колосовскнй через несколько минут уже поднимался по скрипучей узенькой лестнице на второй этаж Табачных рядов, где ютилась контора артели «Промкоопстрой». Найти председателя было делом нетрудным.

Инженер Колосовский из Москвы, — отрекомендо­ вался он председателю артели Степанову. — По заданию председателя ВСНХ товарища Орджоникидзе объезжаю ряд городов с целью размещения заказов на строительст­ во катеров для лесосплава. Вот решил попытать счастье

вКостроме...

Но причем тут наша артель? — развел руками

изумленный Степанов- ”— А п,рй том, Андрей Федорович, что у вас в артели

служит инженер Флоров, Виктор Александрович, если не ошибаюсь.

Ну и что? Он же теплотехник!

Да, но вот на переправе я видел катер, который

построен по его чертежам и под его руководством. Это именно то, что нам нужно.

Но у нас нет ни производственной базы, ни специ- алистов-судостроителей, пн рабочих!

Знаете, Андрей Федорович, давайте позовем Фло­ рова, посоветуемся, а потом уже и будем решать — напо­

ристо предложил Колосовский.

— Пожалуйста!

Когда Флоров выслушал предложение московского

7

представителя, он загорелся: дело предстояло новое, ин­ тересное, тем более, что в артели работа его не увлекала.

— Заманчиво, Андрей Федорович! — горячо убеждал он председателя. — Давайте возьмем этот заказ. Не боги горшки обжигают, не боги и катера строят. Выполним заказ, дела в артели поправим, а главное — государству поможем. Ведь если сам Серго Орджоникидзе человека послал, значит катера позарез нужны. Беремся, Андрей Федорович, а?

В конце концов Степанов сдалсяЗаказ на строитель­ ство пяти сплавных стальных верповальных катеров был принят и заключен договор. Довольный таким неожидан­ ным успехом, Колосовский уехал в Москву, обещав сроч­ но исхлопотать моторы, материалы и кредиты. Степанов и Флоров начали подсчитывать, судить и рядить, где и как заложить катера на стапеля. И тут оказалось, что...

для выполнения заказа у артели нет ни помещения, ни мощностей, ни людей.

Эх, Виктор Александрович, втравил ты меня в без­ надежное дело!—сокрушенно укорял Флорова Степанов.

Нет безвыходных положений, Андрей Федоро­ вич,— бодро отвечал Флоров,-—безнадежные дела соз­ дают сами люди, а я их не признаю. Искать надо, дейст­ вовать, во всяком случае поддержка из Москвы нам обес­

печена.

Флоров был весьма энергичным, инициативным работ­ ником с творческой жилкой, изобретательским огоньком. Лично он был -смел, храбр, находчив, напорист- В годы гражданской войны был награжден орденом Красного Знамени. В 1920 году, будучи командиром технического эскадрона, он па глазах белополяков вывел из окружения эшелон с боеприпасами, угнал его за реку Березину, взо­ рвав за собой мост. Благодаря этому контрнаступление белополяков было задержано, наши войска сумели орга­ низовать оборону и своевременно отправить в тыл ране­ ных красноармейцев и обозы.

8


К оллектив артели в 1930 году.


Вернувшись с фронта, он увлекся водно-моторным спортом, «заразил» всех строительством лодок, был од­ ним из организаторов весьма популярного в 20-е годы общества «Автодор», участником звездных лодочных по­ ходов по Волге. Неугомонный этот человек спроектиро­ вал и первый катер в Костроме — «Комсомолку».

Вот и сейчас он настойчиво искал выход из создавше­ гося положения. Знакомых у него было много. И вот но­ тариус Романов подсказал ему мысль: за рекой Костро­ мой, в Трудовой слободе, есть небольшая кустарная ме­ ханическая мастерская братьев Бобровых. Само зда­ ние—ветхий сарай, но в мастерской есть несколько то­ карных и сверлильных станков, строгальный, есть движок мощностью в двенадцать лошадиных сил, есть неболь­ шие вагранки для медного и чугунного литья, а рядом — две кирпичные кузницы на четыре горна, принадлежащие братьям Коневым. У братьев Бобровых большой долг го­ сударству, мастерскую можно купить дешево, останется денег и на кузницы. Вот и развертывайся, Виктор Алек­ сандрович!

Флоров действовал оперативно и стремительно. Вско­ ре сделка состояласьМастерская была куплена за две тысячи рублей, одновременно приобрели кузницы и дом под контору (она размещалась в нем до 1951 года, теперь там технический кабинет, библиотека и радиоузел).

Так, в середине 1929 года

была создана кооператив­

ная артель, которая через два

года получила название —

«Промысловая механическая

и судостроительная артель

имени Х1У-го Октября». Было избрано правление

в со­

ставе: П. А. Кротов — председатель,

Колчин,

Карабанов,

Шумаричев, Боронин, Четверухии — члены

правления.

Техническим руководителем артели

стал В.

А. Флоров,

заведующим производством — А. И. Карабанов.

база,

Итак, была уже небольшая

производственная

было правление, были первые «специалисты»,

не

было

лишь... рабочих. Где их взять?

Надо сказать,

что в окре-

10