Файл: Соколов, Н. И. Годы, люди, катера страницы истории Костромского судомеханического завода.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
II. СТАНОВЛЕНИЕ ЗАВОДА
РИНЯВ ЗАВОД в свою систе му в апреле, Наркомлес, естест венно, не смог сразу же обеспе чить его фондами, материала ми и заказами. Но возникшие трудности не испугали коллек тив, люди знали, что теперь о заводе заботится государство. Появилась твердая уверен
ность, что трудности эти временного порядка, что у заво да появились перспективы развития, что с каждым годом будут теперь улучшаться условия и организация труда. Так, собственно, оно и произошло.
Энергично повели дело директоры Н. С. Назаров, а в дальнейшем Ф. О. Маковский, и технорук В. А. Флоров, назначенный в связи с организацией завода главным инженером.
Рассказывая о годах становления завода, следует от метить такие важные этапы жизни коллектива, как соз дание и укрепление партийной, комсомольской и профсо юзной организаций. В момент организации артели в кол лективе были один коммунист и один комсомолец. Проф союзной организации не было вовсе. После создания за вода в партийной и комсомольской организациях насчи тывалось уже более чем по двадцать человек. Большин ство работников завода вступили в члены профсоюза.
20
Большим авторитетом пользовались на заводе коммуни сты-передовики производства, активисты общественной жизни, организаторы и запевалы социалистического со ревнования М. И. Данилов, П. И. Пучков, Ф. М. Алешин, К. Д. Шушаричев, К. С. Четверухин, Емелин. Коммуни сты стали заметной силой, партячейка получила возмож ность влиять на политическое воспитание рабочих, вести их на выполнение государственных планов и заданий, развернула среди них стахановское движение и ударни чество. Коммунисты были организаторами субботников и воскресников, которые в те годы играли большую роль не только в хозяйственном отношении, но и были формой спайки коллектива, особенно на заводе, контингент кото рого состоял в подавляющем большинстве из вчерашних крестьян-отходников, все еще непосредственно связанных с деревней. Коммунисты проводили подписку на газеты, на государственные займы, организовали группы партий ного просвещения, в которые вовлекались и беспартий ные, направляли работу комсомольской и профсоюзной организаций.
В результате заметно изменился в лучшую сторону нравственный, духовный облик большинства рабочих. Черты, присущие рабочему-кустарю, исчезали, на смену им приходили и закреплялись черты рабочего класса, самого передового и революционного класса — росло ра бочее самосознание, рабочая гордость, рос дух коллекти визма, пролетарской сплоченности, крепла любовь к сво ему предприятию.
В борьбе за выполнение второго пятилетнего плана мужали люди завода. Десятки рабочих осваивали новую технику, ломали старые нормы и на основе стахановского движения перевыполняли их в несколько раз. Перед вой ной половина всех рабочих на заводе были стахановца ми. Среди них мы снова встречаем имена трех братьев Логиновых, братьев Скобелшных, работницу Коростеле ву, рабочих Корепанова, Красикова, Малкова, Сараева.
21
Трудовые усилия коллектива увенчались полным ус пехом: план второй пятилетки был выполнен к 1 апреля
1937 года.
В 1938 соду на XVIII съезде партии был рассмотрен и утвержден третий пятилетий .план развития народного хозяйства СССР. При разработке этого плана партия опиралась на опыт и инициативу народа. Проект Дирек тив пятилетнего плана был обсужден на собраниях тру дящихся и в печати.
Коллектив костромских судостроителей, обсуждая материалы съезда, горячо приветствовал решения по пя тилетнему плану. Выступая тогда на собрании, судосбор щик Дмитрий Логинов сказал:
— Я, беспартийный рабочий, целиком и полностью поддерживаю решения нашей парши. Эти решения отра жают волю всего советского народа, каждого из нас. Я встаю на трудовую вахту и обязуюсь повысить произ водительность труда на тридцать процентов...
Подобные обязательства брали десятки передовых рабочих, инженерно-технические работники, служащие. Это был единый творческий, вдохновенный порыв. И он красноречиво говорил о том, насколько вырос и возму жал коллектив завода, его политическое и гражданское самосознание.
Какие же основные перемены произошли в предвоен ную пятилетку?
Во-первых, были выстроены деревянные корпусной, механический и достроечный цехи, столовая. Стало по ступать новое оборудование для основных цехов, попол няться транспортные средства. Я помню, какое ликова ние вызвало появление в 1935 году у ворот завода перво го грузового автомобиля и первого гусеничного трактора. Рабочие и служащие завода выбежали смотреть новую технику. Люди любовно поглаживали машины. Радость была двойной: машины были отечественного производ ства.
22
Бригада та ке л а ж н и ко в на сп уске катера в 1933 год у.
Кстати, как раз в эти годы мы стали получать свои советские двигатели и полностью отказались от импорт ных моторов. Отечественные двигатели позволили заводу перейти к серийному производству катеров различных типов — от 5,5-метровых до 23-метровых и различного назначения: в 1936 году завод выпускал шесть типов ка теров, а в следующем — уже девять.
Втретьей пятилетке произошли еще два этапных по воротных момента в производстве. На фоне индустриа лизации всей страны они, может быть, выглядели и не столь уж значительными, но для костромских катеростроителей явились определяющими.
В1936 году костромичи впервые применили электро сварку. Первым сварщиком на заводе стал один из луч ших рабочих Николай Александрович Еремин. Электро сварка воистину произвела революцию в технологии производства. С ее внедрением исчезли многие, основные
еще вчера, профессии, исчез несмолкаемый грохот, во многом улучшились условия труда, повысилось не только качество катеров, но и резко возросла производитель ность.
1937 год вошел в историю завода как начало выпуска газогенераторных катеров и большой исследовательской работы по изысканию наилучшей системы газогенера торной установки. Исследования вели инженер «Гипролеспрома» Семенов-Жуков и инженер «ЦНИИлесосплава» Кузнецов. Установки обоих изобретателей имели свои положительные качества и недостатки. Установка Семе нова-Жукова требовала мелкой чурки, установка же Кузнецова работала на швырковых дровах, что делало ее чрезвычайно удобной в применении на лесосплаве вдали от топливных баз.
Насколько своевременны были эти поиски, вскоре до казала война, когда каждый грамм жидкого топлива был на строжайшем учете, а потом и в послевоенный восста новительный период. Газогенераторные катера потруди-
24
лнсь наславу во всех отраслях народного хозяйства, по особенно — в лесной промышленности, где они выполни ли большую часть лесосплавных и транспортных работ.
В 1952 году за разработку и освоение нового мощно го газогенераторного катера «Т-63» группа конструкто ров и строителей была удостоена Государственной пре мии. В числе лауреатов был и старейший судостроитель Костромского завода Иван Александрович Афанасьев. Простой, скромный, требовательный к себе, принципи альный в отношениях с людьми, И. А. Афанасьев сорок лет отдал родному заводу, прошел путь от простого ра бочего до начальника ведущего корпусного цеха. Опыт ный руководитель, он сумел сплотить коллектив цеха на быстрое выполнение этого почетного задания. Безуслов но, награда И. А. Афанасьеву — это признание заслуг всего коллектива костромских катеростроителей.
О том, какое значение придавало правительство стро ительству газогенераторных катеров, говорит тот факт, что в 1939 году на заводе был построен специальный пер вый кирпичный цех — газогенераторный (ныне цех монта жа, отделки и испытания катеров).
Все эти победы и достижения не приходили сами со бой, доставались они трудно, но тем и дороже эти завое вания, что достигались в борьбе, в трудностях роста. Бы ло и наводнение в эти годы, которое вывело из строя одиннадцать готовых катеров, были перебои в снабжении материалами, по-прежнему «душила» нехватка производ ственных помещений, отсутствовали подъездные железно дорожные пути, удаленность от воды. Катера транспорти ровались до воды и на железную дорогу на санях летом и зимой волоком. Однако трудности переживала вся страна, каждое из 4500 предприятий, пущенных в эксплу атацию во вторую пятилетку. Поэтому и костромские су достроители с надеждой и верой смотрели вперед, пре одолевали все трудности и делом доказали, что им по плечу большие задачи и свершения.
25
Помимо основной продукции — катеров — завод вы пускал много вспомогательного оборудования для лесной промышленности и сплавщиков. Так, например, были за пущены в очень большую серию передвижные электро станции мощностью 30 киловатт для лесозаготовок, в большом количестве выпускались газогенераторные уста новки, шла предварительная подготовка к производству плавучих электростанций мощностью в 40 и 90 киловатт.
Творческий труд советского народа по претворению в жизнь третьего пятилетнего плана прервала фашистская Германия, развязавшая войну, вошедшую в историю, как самая кровавая и жестокая битва за все время суще ствования человечества. Наш нцрод назвал ее Великой Отечественной войной, а еще^— священной и народной.
III. СУДОСТРОИТЕЛИ-ФРОНТУ
ОГДА НАЧАЛАСЬ Великая Отечественная война, многие отрасли .промышленности с производства мирной продук ции перешли на обслуживание нужд фронта. На выполнение военных заказов перешел и коллектив Костромского судо механического завода.
Секретарь партийной организации завода М. И. Дани лов, рассказывая о первых днях войны, вспоминает:
—Я в то время учился в областной партийной школе
вЯрославлеПосле объявления войны все мы, секретари партийных организаций, разъехались по местам работы. На заводе собрали митинг, разъяснили создавшееся по ложение, а также наметили неотложные задачи дня.
Выступившие на митинге рабочие, ИТР и служащие завода все, как один, заявили, что для достижения побе ды над врагом будут напряженно, не жалея сил, трудить ся каждый на своем посту, а если будет нужно, сменят свой'рабочий инструмент на винтовку, чтобы бить нена
вистного врага...
Начались проводы мобилизованных. В армию ушли лучшие производственники: токарь Н. А. Груздев, кузнец А. В. Бучкин, слесарь П. М. Трифонов, токарь В. П. Те-
27
перский, механик Г. Н. Косопанов, водопроводчик В. С. Бабкин — и многие другие. Некоторые судостроите ли добровольно пошли на фронт в составе Ярославской коммунистической дивизии. Записались в дивизию заме ститель секретаря партийной организации Ф. М. Алешин, плановик Д. К. Карпов, мастер А. Н. Косопанов и многие другие.
Оставшиеся на заводе рабочие приступили к изго товлению катеров для нужд фронта. Начались нелегкие военные будни. В августе на заводе было введено казар менное положение и круглосуточное дежурство. Все ноче вали па предприятии. Был введен двенадцатичасовой ра бочий день. Инженерно-технические работники и служа щие до 16 часов выполняли свои прямые обязанности, а с 16 часов работали на производстве — на монтаже кате ров, которые были крайне необходимы фронту. На заво де осталось мало кадровых рабочих. Ушедших в армию заменили подростки. Девушки Нина Таловая, Шура Кокушенкова. Валя Моисеева работали слесарями, Лида Шапошникова и Нина Евсеева — электромонтажниками, Макарова и Никитина — столярами.
Многие женщины, работавшие на заводе, овладевали
трудными мужскими профессиями. X. |
П. Горячева и |
П. С. Новожилова овладели профессией |
судосборщика, |
А. П. Турбина и Л. И. Сараева — электросварщика. Шо фер Кимлаева вечером доставляла катера на погрузку, а днем работала слесарем.
Время было тяжелое. Враг подвигался к столице на шей Родины — Москве. Поэтому, помимо основной рабо ты, рабочие и служащие завода отвлекались еще и на трудовой фронт. Положение с продовольствием зимой 1941 года было неважное. На второй год войны питание немного улучшилось. На заводе было организовано под собное хозяйство. Несмотря на тяжелое положение, ос новным законом производства было выполнение установ ленных на день заданий.
28
Весной 194'2 года впервые на заводе началось строи тельство цельносварных катеров. Под руководством на чальника технического отдела А. Л. Турасса были сваре ны катерные корпуса при помощи электросварки цели ком. Теперь корпуса стали выставляться на стапель ки лем вверх, а не вниз, как предусматривалось старой тех нологией. Эти два прогрессивных мероприятия намного сократили срок пребывания катеров на стапеле.
Ранней весной 1942 года на Волгу под Сталинград ушла первая большая партия катеров. Многие команды катеров за бои под Сталинградом получили высокие зва ния гвардейских и краснознаменных.
Побывавший на заводе командующий Волжской во енной флотилией контр-адмирал Рогачев поблагодарил коллектив завода за его хорошую продукцию. Контр-ад мирал рассказывал, что костромские катера в боях пока зали себя с самой хорошей стороны. Немцам трудно было попадать в них снарядами и бомбами из-за их неболь ших размеров и хорошей маневренности. Невдалеке рва лись бомбы, катара подпрыгивали на воде, но, благодаря хорошей устойчивости, не переворачивались вверх дном. Иной раз взрывной волной сносило надстройки, срывало двигатель с фундамента, обшивка превращалась в «гар мошку», а катер продолжал жить.
— Фашисты называют ваши катера «москитной фло тилией», — заявил судостроителям контр-адмирал.
После Сталинградской битвы многие из костромских катеров были направлены на другие участки фронта. Не которые из них дошли даже до самого Одера и участво
вали в великой битве за |
Берлин. |
Вот что рассказывает |
механик одного из катеров — |
рабочий-слесарь завода В. В. Тужилкин: |
|
«В мае 1943 года дивизион газогенераторных катеров |
под командованием старшего лейтенанта Курицына был направлен из Костромы под Сталинград, в Камышинский район, для выполнения траловых работ на Волге.
29