Файл: Соколов, Н. И. Годы, люди, катера страницы истории Костромского судомеханического завода.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К уста рная м астерская бр. Б обровы х, куп л е н н а я ар тел ью в 1929 год у. От этой са р а ю ш ки на чи н а е тся К остром ской

суд о м е ха н и ч е ски й завод.

стных заречных деревнях — Гридине, Оганине, Аферове

и других —'испокоп веку жили люди очень

ценной

для

артели профессии— котельщики из

числа

крестьпн-от-

ходников. Специальность эта была,

как правило,

родо­

вой, потомственной, умельцы здесь были отменные, одна­ ко секреты свои хранили крепко, были разобщены. Вот с ними и предстояло начинать в Костроме невиданное до­ селе дело — строить катера.

Чертежи на первый катер изготовил В. А. Флоров. Самостоятельно он упорно и скрупулезно изучал кора­ бельноесложнейшее дело и, надо сказать, освоил его со­ лидно и фундаментально. Впоследствии, будучи главным инженером завода в 30-х годах, он сам составлял проект­

11

ные задания на новые типы катеров. Иногда допускал незначительные отклонения в технологии, но, думается,

что это более шло от его нетерпеливости, желания все сделать быстрее — проволочек в работе он не любил.

Так вот, чертежи были изготовлены, были клепаль­ щики, дыроколыцики, чеканщики, кузнецы, литейщики, напревальщицы заклепок, столяры, не было... судострои­ телей, не было корабелов-плазовщиков, корпусников. Но вот из деревни Оганино пришел в артель Кузьма Алек­ сандрович Боронин, привел он с собой и сына Николая. Было Кузьме Боронину шестьдесят, но старик он был крепкий. А главное, дело свое знал назубок. И не только плазовое, но и процесс изготовления продольного и попе­ речного набора корпуса, его выставку на стапеле, выбой­ ку наружной обшивы корпуса. Короче, это был единст­ венный корабел в артели и доверили ему поэтому плазо­

вое дело.

О корабелах нередко говорят, что им приходится строить три судна: одно бумажное, другое деревянное и лишь третье настоящее, железное. Перед тем как зало­ жить на стапеле судно, приходится немало повозиться с чертежами и шаблонами.

Святая святых для любого судостроительного заво­ д а — плаз. В зависимости от того, какие суда выпускает завод, такой величины и плаз—помещение с идеально ровным полом, где даже ходить-то разрешается лишь в войлочных тапочках. Именно здесь начинается рождение корабля. Прямо на полу разбивается теоретический чер­ теж судна в натуральную величинуДелается он в трех проекциях... Но вот разбивка закончена. Теперь с по­ мощью специальных плазовых гвоздей, укладываемых по всем линиям, с чертежа на листы фанеры или на дере­ вянные щиты «снимаются» отдельные части корпуса, опять-таки в натуральную величину. По этим наметкам готовятся деревянные копирщиты и шаблоны для рас­ кроя металла.

12


Единственным человеком, который мог провести эту операцию был К- А. Боронин. Плаз с грехом пополам разместили на чердаке мастерской. Разбивку катера про­ изводили на сколоченных из фанеры щитахТут же изго­ товляли и все шаблоны. Кузьма Александрович секрет разбивки на плазе скрывал ото всех, кроме сына Нико­ лая. Работал он, заперев дверь на крючок, и никого, кроме сына, не допускал на плаз. Когда случалось заити на .плаз Флорову, Боронин дверь отпирал, но работу тут

же прекращал.

— Да ты, Кузьма Александрович, продолжай, а я по­

сижу, покурю, — говорил Флоров.

— Нет уж, Виктор Александрович, и я с вами пере­ дохну: работа тяжелая, поползаешь тут весь день, к ве-

13

меру все косточки болят. Старость не радость,— отвечал Боронин и не приступал к работе до тех пор, пока техно­ рук не уходил.

Работал он превосходно, и Флоров, сверяя разметку с чертежами, обычно никаких ошибок не находил. Ста­ рый рабочий гордился своей высокой квалификацией. Вскоре он ушел на покой, плазовщиком стал его сын Ни­ колай, который «секрета» уже не таил. От него плазовое дело постиг и Флоров.

А ныне тонкости и особенности разбивки катера на плазе знают десятки людей — инженеры, техники, рабо­ чие. Сейчас завод имеет два плаза. Вот один из них — ог­ ромное, светлое помещение с абсолютно гладким, блестя­ щим полом, выкрашенным в черный цвет. Пол покрыт пе­ реплетающимися линиями, различными значками, цифра­ ми. Виртуозно производят разбивку очередного катера плазовщики В. И. Логинов и Ю. Ф. Козлов. Высшая точ­ ность— вот суть их работы. Ошибись на малую толику —

итонны металла полетят в отходы. Коммунист Логиноз работает на заводе скоро четверть века. Логиновых на заводе целая династия. Но о них я еще расскажу в свое время- А пока лишь хочу сказать вот что: конечно, со­ временному рабочему при нынешнем уровне образования

испециального обучения не трудно познать секреты лю­ бой профессии, но вот мастером своего дела дано стать не каждому. О них говорят: рабочая косточка. Думается,

что Логиновы и десятки других династий и фамилий на заводе — из этого золотого сорта людей. Тут надо иметь не только знание, умение и навык, но и особую рабочую гордость и любовь к своему заводу, чтобы высоко ценить и нести свое рабочее достоинство и честь заводской

марки...

Не было в первые годы существования артели и ста­ пелей в том виде, какие имеются сейчас. А просто-напро­ сто бралось соответствующей длины бревно, устанавли­ валось строго по горизонтали, верхняя часть его подтесы-

14


валась, а посредине проводилась меловая риска, -которой

ипридерживались судосборщики при закладке днищевых листов корпуса. Закладка катеров производилась прямо во дворе под открытым небом.

Сейчас корпусный цех оснащен специальными стапе­ лями, установленными на рельсовые тележки. Кантовка

ипередвижение корпусов катеров осуществляются мощ­ ными кантовальными приспособлениями, мостовыми и тельферными кранами. Корпуса катеров поступают в монтажно-сборочный цех, где устанавливают двигатели, гребные валы, винты, рулевое управление, мощные лебед­ ки, электрооборудование и другую сложную технику, ко­ торой оснащается современный специальный катер, пред­ назначенный для механизации сплава леса...

Иснова, возвращаясь в то далекое прошлое, когда

15

И ю ль 1930 года. П ервы й катер спущ е н на воду.

С лева .нап раво :

т е х н о р у к

В.

А .

Ф лоров,

пред ста витель Р ечного

Р е ги стр а

К.

Ф.

М ясни ков

и пред ста витель « В ол гокаспийлеса »

Ц ветков.

собирались пять первых катеров, мы должны знать и помнить: ничего этого не было и в помине, обо всем этом первые судостроители даже не мечтали. Сейчас исчезли профессии дыроколыциков, клепальщиков, чеканщиков. А тогда катера изготовлялись целиком клепанными. На небольшой тринадцатиметровый катер шло около десяти тысяч заклепок, для этого в каждом катере на ручных дырокольных прессах продавливалось в обшиве, продоль­ ном и поперечном наборе около двадцати тысяч отвер­ стий, каждое отверстие надо было прозенковать под за­ клепку, нагреть каждую из десяти тысяч заклепок на простом переносном горне, подать ее клепальщику, а тот и стоя, и сидя, и лежа под катером, в любое время года на деревянном лежаке клепальным молотком проклепы­ вал швы. Все швы чеканились. Выбойку листов наруж­ ной обшпвы выбойщики производили на специальных чу­ гунных плитах.

Грохот стоял такой, что был слышен во всем городе и даже за Волгой! Недаром выбойщики глохли раньше времени и называли их «глухарями».

Резка всего металла и заклепок для обшивы произ­ водилась на ручных ножницах.

Тяжел был труд первых катеростроителей, но они не бросали начатого дела. Среди них были подлинные вир­ туозы. Бригады клепальщиков — Гузанова, Егорова, Барсукова — каждая из четырех человек ставили до ты­ сячи заклепок в смену. Великолепно работали котельщи­ ки братья Логиновы — Михаил, Степан и Дмитрий, дыроколыцица Е. М. Смирнова, нагревалыцица В. И. Смир­ нова, рабочие других специальностей—столяры, маляры, слесари. Надо учесть и то, что вся работа по монтажу проходила под открытым небом и исключительно вруч­ ную. Из той рабочей гвардии следует упомянуть добрьшсловом С. М. Курдюмова, Ф. О. Сорокина, Ф. И. Самой­ лова, Т. Е. Моисеева, а также Тихонова, Гульснера,"Еф­ ремова, Кустова, Полковникова, Кфилова, Воронцова:''

2 Зак. 5297


И вот в июле 1930 года первые три катера были сняты со стапелей, прошли испытания на реке Костроме, пока­ зали хорошие результаты и были приняты Речным Реги­ стром и заказчиком — трестом «Волгокашийлес»- Вместе с этими катерами ушел вниз по Волге и первенец Фло­ рова — катер «Комсомолка».

Это был торжественный момент не только для судо­ строителей, но и для всех костромичей — в городе роди­ лась новая отрасль промышленности.

В артели в то время уже насчитывалось восемьдесят человек, и всего в 1930 году коллектив спустил на воду восемь катеров. В последующие годы артель набирала силу: в 1931 году было построено двадцать катеров, а в последующие два года — по пятьдесят, причем строились

и большие 23-метровые катера.

 

развитие

Казалось бы, все предвещало дальнейшее

производства: появилось кое-какое новое

оборудование,

станки, начали оформляться, вселяться под крышу

цехи

и службы, в артели работало уже более

двухсот

чело­

век, шли со всей страны заказы на костромские

катера,

завоевавшие известность своей мощностью, ходовыми ка­ чествами, добротной отделкой, надежностью, удобством в эксплуатации. Однако страна дыбилась в железе пятиле­ ток, металл, как хлеб, нужен был промышленности, вставшей на путь коллективизации деревни, металл ну­ жен был армии — успехи молодой социалистической дер­ жавы были поперек горла миру капитализма, на земле было тревожно. Заказы стали сокращаться, в том числе и от основного заказчика —треста «Лесосплав» молодо­ го Наркомата лесной промышленности. Для артели на­ ступили тяжелые времена.

Существовал единственный выход —-перевести артель

всистему государственной промышленности.

1января 1934 года, в полдень, в помещении котельно­ го цеха было созвано общее собрание всех членов арте­ ли. Пришли все 260 человек. Часть рабочих не убралась

18


1930 год. П ервы е тр и катера на реке К остром е во время и сп ы та н и й .

в помещении. Открыли дверь — люди стояли во дворе. Выступали члены правления, рядовые рабочие, админист­ ративные и технические работники, выступали горячо, за­ интересованно, страстно. Решение было принято едино­ душно: просить правительство принять артель в госпромышленность. Со своей стороны костромичи обещали усилить темп выпуска катеров. Просьбу судостроителей поддержали городской комитет партии и исполком горсо­ вета, она встретила понимание и в Наркомлесе.

1 апреля 1934 года был подписан акт о передаче кост­ ромской катеростроительной артели в систему предприя­ тий треста «Лесосудомашстрой» Наркомата лесной про­ мышленности.

Так родился Костромской судомеханический завод. Начался новый этап в истории его развития и становле­ ния.

2*

19