Файл: Соколов, Н. И. Годы, люди, катера страницы истории Костромского судомеханического завода.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
К уста рная м астерская бр. Б обровы х, куп л е н н а я ар тел ью в 1929 год у. От этой са р а ю ш ки на чи н а е тся К остром ской
суд о м е ха н и ч е ски й завод.
стных заречных деревнях — Гридине, Оганине, Аферове
и других —'испокоп веку жили люди очень |
ценной |
для |
|
артели профессии— котельщики из |
числа |
крестьпн-от- |
|
ходников. Специальность эта была, |
как правило, |
родо |
вой, потомственной, умельцы здесь были отменные, одна ко секреты свои хранили крепко, были разобщены. Вот с ними и предстояло начинать в Костроме невиданное до селе дело — строить катера.
Чертежи на первый катер изготовил В. А. Флоров. Самостоятельно он упорно и скрупулезно изучал кора бельноесложнейшее дело и, надо сказать, освоил его со лидно и фундаментально. Впоследствии, будучи главным инженером завода в 30-х годах, он сам составлял проект
11
ные задания на новые типы катеров. Иногда допускал незначительные отклонения в технологии, но, думается,
•что это более шло от его нетерпеливости, желания все сделать быстрее — проволочек в работе он не любил.
Так вот, чертежи были изготовлены, были клепаль щики, дыроколыцики, чеканщики, кузнецы, литейщики, напревальщицы заклепок, столяры, не было... судострои телей, не было корабелов-плазовщиков, корпусников. Но вот из деревни Оганино пришел в артель Кузьма Алек сандрович Боронин, привел он с собой и сына Николая. Было Кузьме Боронину шестьдесят, но старик он был крепкий. А главное, дело свое знал назубок. И не только плазовое, но и процесс изготовления продольного и попе речного набора корпуса, его выставку на стапеле, выбой ку наружной обшивы корпуса. Короче, это был единст венный корабел в артели и доверили ему поэтому плазо
вое дело.
О корабелах нередко говорят, что им приходится строить три судна: одно бумажное, другое деревянное и лишь третье настоящее, железное. Перед тем как зало жить на стапеле судно, приходится немало повозиться с чертежами и шаблонами.
Святая святых для любого судостроительного заво д а — плаз. В зависимости от того, какие суда выпускает завод, такой величины и плаз—помещение с идеально ровным полом, где даже ходить-то разрешается лишь в войлочных тапочках. Именно здесь начинается рождение корабля. Прямо на полу разбивается теоретический чер теж судна в натуральную величинуДелается он в трех проекциях... Но вот разбивка закончена. Теперь с по мощью специальных плазовых гвоздей, укладываемых по всем линиям, с чертежа на листы фанеры или на дере вянные щиты «снимаются» отдельные части корпуса, опять-таки в натуральную величину. По этим наметкам готовятся деревянные копирщиты и шаблоны для рас кроя металла.
12
Единственным человеком, который мог провести эту операцию был К- А. Боронин. Плаз с грехом пополам разместили на чердаке мастерской. Разбивку катера про изводили на сколоченных из фанеры щитахТут же изго товляли и все шаблоны. Кузьма Александрович секрет разбивки на плазе скрывал ото всех, кроме сына Нико лая. Работал он, заперев дверь на крючок, и никого, кроме сына, не допускал на плаз. Когда случалось заити на .плаз Флорову, Боронин дверь отпирал, но работу тут
же прекращал.
— Да ты, Кузьма Александрович, продолжай, а я по
сижу, покурю, — говорил Флоров.
— Нет уж, Виктор Александрович, и я с вами пере дохну: работа тяжелая, поползаешь тут весь день, к ве-
13
меру все косточки болят. Старость не радость,— отвечал Боронин и не приступал к работе до тех пор, пока техно рук не уходил.
Работал он превосходно, и Флоров, сверяя разметку с чертежами, обычно никаких ошибок не находил. Ста рый рабочий гордился своей высокой квалификацией. Вскоре он ушел на покой, плазовщиком стал его сын Ни колай, который «секрета» уже не таил. От него плазовое дело постиг и Флоров.
А ныне тонкости и особенности разбивки катера на плазе знают десятки людей — инженеры, техники, рабо чие. Сейчас завод имеет два плаза. Вот один из них — ог ромное, светлое помещение с абсолютно гладким, блестя щим полом, выкрашенным в черный цвет. Пол покрыт пе реплетающимися линиями, различными значками, цифра ми. Виртуозно производят разбивку очередного катера плазовщики В. И. Логинов и Ю. Ф. Козлов. Высшая точ ность— вот суть их работы. Ошибись на малую толику —
итонны металла полетят в отходы. Коммунист Логиноз работает на заводе скоро четверть века. Логиновых на заводе целая династия. Но о них я еще расскажу в свое время- А пока лишь хочу сказать вот что: конечно, со временному рабочему при нынешнем уровне образования
испециального обучения не трудно познать секреты лю бой профессии, но вот мастером своего дела дано стать не каждому. О них говорят: рабочая косточка. Думается,
что Логиновы и десятки других династий и фамилий на заводе — из этого золотого сорта людей. Тут надо иметь не только знание, умение и навык, но и особую рабочую гордость и любовь к своему заводу, чтобы высоко ценить и нести свое рабочее достоинство и честь заводской
марки...
Не было в первые годы существования артели и ста пелей в том виде, какие имеются сейчас. А просто-напро сто бралось соответствующей длины бревно, устанавли валось строго по горизонтали, верхняя часть его подтесы-
14
валась, а посредине проводилась меловая риска, -которой
ипридерживались судосборщики при закладке днищевых листов корпуса. Закладка катеров производилась прямо во дворе под открытым небом.
Сейчас корпусный цех оснащен специальными стапе лями, установленными на рельсовые тележки. Кантовка
ипередвижение корпусов катеров осуществляются мощ ными кантовальными приспособлениями, мостовыми и тельферными кранами. Корпуса катеров поступают в монтажно-сборочный цех, где устанавливают двигатели, гребные валы, винты, рулевое управление, мощные лебед ки, электрооборудование и другую сложную технику, ко торой оснащается современный специальный катер, пред назначенный для механизации сплава леса...
Иснова, возвращаясь в то далекое прошлое, когда
15
И ю ль 1930 года. П ервы й катер спущ е н на воду.
С лева .нап раво : |
т е х н о р у к |
В. |
А . |
Ф лоров, |
пред ста витель Р ечного |
Р е ги стр а |
К. |
Ф. |
М ясни ков |
и пред ста витель « В ол гокаспийлеса » |
Ц ветков. |
собирались пять первых катеров, мы должны знать и помнить: ничего этого не было и в помине, обо всем этом первые судостроители даже не мечтали. Сейчас исчезли профессии дыроколыциков, клепальщиков, чеканщиков. А тогда катера изготовлялись целиком клепанными. На небольшой тринадцатиметровый катер шло около десяти тысяч заклепок, для этого в каждом катере на ручных дырокольных прессах продавливалось в обшиве, продоль ном и поперечном наборе около двадцати тысяч отвер стий, каждое отверстие надо было прозенковать под за клепку, нагреть каждую из десяти тысяч заклепок на простом переносном горне, подать ее клепальщику, а тот и стоя, и сидя, и лежа под катером, в любое время года на деревянном лежаке клепальным молотком проклепы вал швы. Все швы чеканились. Выбойку листов наруж ной обшпвы выбойщики производили на специальных чу гунных плитах.
Грохот стоял такой, что был слышен во всем городе и даже за Волгой! Недаром выбойщики глохли раньше времени и называли их «глухарями».
Резка всего металла и заклепок для обшивы произ водилась на ручных ножницах.
Тяжел был труд первых катеростроителей, но они не бросали начатого дела. Среди них были подлинные вир туозы. Бригады клепальщиков — Гузанова, Егорова, Барсукова — каждая из четырех человек ставили до ты сячи заклепок в смену. Великолепно работали котельщи ки братья Логиновы — Михаил, Степан и Дмитрий, дыроколыцица Е. М. Смирнова, нагревалыцица В. И. Смир нова, рабочие других специальностей—столяры, маляры, слесари. Надо учесть и то, что вся работа по монтажу проходила под открытым небом и исключительно вруч ную. Из той рабочей гвардии следует упомянуть добрьшсловом С. М. Курдюмова, Ф. О. Сорокина, Ф. И. Самой лова, Т. Е. Моисеева, а также Тихонова, Гульснера,"Еф ремова, Кустова, Полковникова, Кфилова, Воронцова:''
2 Зак. 5297
И вот в июле 1930 года первые три катера были сняты со стапелей, прошли испытания на реке Костроме, пока зали хорошие результаты и были приняты Речным Реги стром и заказчиком — трестом «Волгокашийлес»- Вместе с этими катерами ушел вниз по Волге и первенец Фло рова — катер «Комсомолка».
Это был торжественный момент не только для судо строителей, но и для всех костромичей — в городе роди лась новая отрасль промышленности.
В артели в то время уже насчитывалось восемьдесят человек, и всего в 1930 году коллектив спустил на воду восемь катеров. В последующие годы артель набирала силу: в 1931 году было построено двадцать катеров, а в последующие два года — по пятьдесят, причем строились
и большие 23-метровые катера. |
|
развитие |
|
Казалось бы, все предвещало дальнейшее |
|||
производства: появилось кое-какое новое |
оборудование, |
||
станки, начали оформляться, вселяться под крышу |
цехи |
||
и службы, в артели работало уже более |
двухсот |
чело |
|
век, шли со всей страны заказы на костромские |
катера, |
завоевавшие известность своей мощностью, ходовыми ка чествами, добротной отделкой, надежностью, удобством в эксплуатации. Однако страна дыбилась в железе пятиле ток, металл, как хлеб, нужен был промышленности, вставшей на путь коллективизации деревни, металл ну жен был армии — успехи молодой социалистической дер жавы были поперек горла миру капитализма, на земле было тревожно. Заказы стали сокращаться, в том числе и от основного заказчика —треста «Лесосплав» молодо го Наркомата лесной промышленности. Для артели на ступили тяжелые времена.
Существовал единственный выход —-перевести артель
всистему государственной промышленности.
1января 1934 года, в полдень, в помещении котельно го цеха было созвано общее собрание всех членов арте ли. Пришли все 260 человек. Часть рабочих не убралась
18
1930 год. П ервы е тр и катера на реке К остром е во время и сп ы та н и й .
в помещении. Открыли дверь — люди стояли во дворе. Выступали члены правления, рядовые рабочие, админист ративные и технические работники, выступали горячо, за интересованно, страстно. Решение было принято едино душно: просить правительство принять артель в госпромышленность. Со своей стороны костромичи обещали усилить темп выпуска катеров. Просьбу судостроителей поддержали городской комитет партии и исполком горсо вета, она встретила понимание и в Наркомлесе.
1 апреля 1934 года был подписан акт о передаче кост ромской катеростроительной артели в систему предприя тий треста «Лесосудомашстрой» Наркомата лесной про мышленности.
Так родился Костромской судомеханический завод. Начался новый этап в истории его развития и становле ния.
2* |
19 |