Файл: Рашкован, И. Г. Прядение - наука и искусство (новая сущность старинных профессий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особо следует сказать о температуре и влажности воздуха в цехах. Ведь они во многом обусловливают не только условия труда работающих, но и нормальное протекание технологического процесса. На Фряновской фабрике в цехах работают вентиляция, доувлажнитель­ ные устройства. Зимой в цехи нагнетается подогретый воздух, летом — охлажденный. В результате в любое время года температура поддерживается в пределах 24—25°С. Относительная влажность воздуха 60—65%'

Все трудоемкие процессы механизированы. В чесаль­ ном цехе смесь к самовесам чесальных машин подается по поточной линии. В прядильном цехе снятая с машин пряжа транспортером отправляется на перематывание и на склад готовой продукции.

Образцом шерстообрабатывающего предприятия но­ вого типа является также Ивановский камвольный ком­ бинат. Здесь проведена комплексная механизация тя­ желых и трудоемких работ: внедрены автоматические поточные линии в чесальном цехе и механизированные сборщики пуха на прядильных машинах, организована бестарная транспортировка. На комбинате создан ин­ формационно-вычислительный центр, оснащенный элект- тронно-вычислительной машиной.

Вообще новейшие достижения науки все глубже про­ никают в шерстопрядильное производство.

Так, электронная техника завоевывает прочные по­ зиции в поточных линиях, действующих в чесальном производстве. С помощью электроники автоматически регулируются уровень заполнения бункеров самовесов чесальных машин смесью и подача к каждому аппарату закрепленной за ним смеси, Кроме того, электроника применяется в устройствах для автоматического регу­ лирования ровноты на ленточных машинах, а также в приборах для нейтрализации электростатических заря­ дов. Кстати, для такой нейтрализации используют и ра­ диоактивные изотопы.

79


Ультразвуковой генератор используется в процессе приготовления эмульсий для замасливания смеси и ровницы. Ультразвук помогает очистить всасывающие трубочки мычкоуловителя прядильной машины и другие мелкие детали от загрязнений (раньше, при обычной чи­ стке, работнице приходилось каждую из 400 трубочек на машине прочищать по отдельности вручную щеточ­ ками; теперь же все трубочки, снятые с машины, за­ кладываются в ванну и очищаются ультразвуком в течение часа без участия работницы). Наконец, ультра­ звуковые колебания ускоряют процесс крашения и про­ мывки шерсти и ткани.

Большое внимание уделяется на предприятиях ме­ рам по уменьшению концентрации пыли в цехах и шу­ ма.

Сегодня в ровничном и прядильном цехах концент­ рация пыли, как правило, значительно меньше допус­ каемых норм. Помимо общей вентиляции, предусматри­ вается местная вентиляция на всех трепальных и угаро­ очищающих машинах. Все машины укрываются специальными кожухами.

Значительным достижением техники шерстопрядения следует считать внедрение пневматической чистки че­ сальных машин, пневматических мычкоуловителей и передвижных пневматических пуховсасывателей на прядильных машинах.

Шум в прядильном производстве возникает от быст­ рого вращения веретен, от работы вентиляторов, внут­ рицехового транспорта. Да и работа прядильных и че­ сальных машин тоже сопровождается шумом. Правда, сейчас этот шум намного меньше: сказываются более продуманные с точки зрения снижения уровня шума конструкции машин, замена металлических деталей пластмассовыми или капроновыми.

Последний привал. Гордость профессией

Вот и подходит к концу наш путь по процессам и профессиям шерстопрядильного производства, путь пре­ вращения бесформенной массы клочков запутанных, слипшихся, загрязненных волокон шерсти сначала в толстые шелковистые ленты, затем в тоненькие вытяну­ тые и очень слабые ленточки, а в заключение в гладкие, ровные и прочные нити всех цветов радуги. И теперь мы смело можем задаться вопросом: что же привлекает людей во всех тех профессиях, о которых шла речь в этой книжке.

Прежде всего — сознание того, что труд, результаты труда работницы шерстопрядильного предприятия явля­ ются жизненно необходимыми для других людей. Это удивительное ощущение нужности твоей работы усили­ вается, дополняется радостью, подобной той, какую ис­ пытывает садовник, лелея выращиваемое им деревце. Не меньше садовника работница, чьи чуткие пальцы нежно прикасались к продукту, а глаза непрестанно на­ блюдали за его состоянием, за движением сотен нитей на машине, ухаживает за лентой и ровницей. Снимая с машины полные катушки с пряжей, она мысленно ви­ дит готовые красивые платья, костюмы, трикотажные кофточки, изготовленные из этой пряжи, и заранее гор­ дится тем, что в этих изделиях частица ее труда, ее души.

Очень важным обстоятельством следует считать ши­ рокое использование в шерстопрядильном производстве высокомеханизированного и автоматизированного обо­ рудования. Работа, с одной стороны, не требует физиче­ ского перенапряжения, а, с другой, является содержа­ тельной, отнюдь немонотонной.

«Умные» машины послушно выполняют приказы че­ ловека. Стоит только на ровничной, ленточной или греб­ нечесальной машине оборваться одной из многих ленто­ чек — и машина сама остановится; она будет стоять до тех пор, пока работница не ликвидирует обрыв. А взять

82


те же автоматические регуляторы толщины ленты на ленточных машинах, о которых мы уже говорили. Эти механизмы не только «чувствуют», где в ленте толстое, а где тонкое место. Более того, «нащупав» это место, они сами и выравнивают его на ходу при скорости 80— 100 метров в минуту.

Конечно, даже рядом с такими машинами прядиль­ щице, аппаратчице, ровничнице или гребнечесальщице работы хватает! Каждая работница на своем рабочем месте занята в течение всей рабочей смены. И пусть у нее меньше устают руки — зато больше времени для на­ блюдения за работой машины, за качеством продукта. Именно такое активное наблюдение не менее важно для дела, чем выполнение ручных операций.

На первый взгляд может показаться, что здесь име­ ет место явное противоречие: вроде бы работница не столь загружена, а результаты труда лучше. Но никако­ го противоречия нет. О чем свидетельствует свободное время для активного наблюдения? Например, о невысо­ кой обрывности нитей, о хорошем состоянии машины и хорошем уходе за ней, о своевременной смазке колец, в силу чего бегунки меньше истираются и ломаются. Только при активном наблюдении работница может дей­ ствовать спокойно и осмысленно. А когда все 480 минут рабочего времени заняты выполнением ручных опера­ ций, ждать высоких показателей производительности труда и высокого качества продукции не приходится.

Каждая профессия шерстопрядильного производст­ ва позволяет работнице в полной мере раскрыть свои способности, проявить инициативу и благодаря творче­ скому подходу к работе постоянно совершенствовать свое мастерство.

У опытных работниц все операции изучены и сотни раз повторены. Свой маршрут между машинами они, эти работницы, строят свободно, так, как им представ­ ляется более целесообразным.

83

Часто можно услышать, что та или иная прядиль­ щица работает быстро потому, что она по природе, от рождения подвижная. Разумеется, природная подвиж­ ность имеет определенное значение, но в большей сте­ пени успех в работе зависит от правильного планирова­ ния маршрута движения при обслуживании машин, ра­ циональных приемов труда, от того, как используется рабочее время. Сколько есть работниц, которые не об­ ладают большой быстротой в движениях. Зато каждое движение до предела рассчитано, каждая операция до предела отработана. Глядя со стороны на действия та­ ких работниц, получаешь истинное наслаждение.

Раньше считали: чтобы стать хорошей прядильщи­ цей, нужно проработать 3—4 года; только тогда работ­ ница сумеет хорошо соединять концы оборванных нитей, снимать наработанный съем и менять бобины с ровни­ цей. Но и проработавшая куда больший срок работница, случись малейшая поломка на машине или выработка брака, была просто-напросто беспомощна что-либо сде­ лать. Ведь она не имела понятия, от чего возник брак, как можно его ликвидировать, где произошла поломка, как ее исправить. Приходилось обращаться к помощни­ ку мастера. Повседневный же труд заключался в авто­ матическом выполнении соответствующих операций, когда не задумываются над тем, почему да как все про­ исходит, можно ли что-нибудь изменить или усовершен­ ствовать, когда виден только конечный результат тру­ да — лента, ровница, пряжа. А те мастера или опытные работницы, которые после многолетнего труда без вся­ кой посторонней помощи постигали некоторые тонкости своей профессии, старались никому не выдавать своих «секретов» (доходи, мол, сама до всего, как я доходи­ ла). И неудивительно, что чаще всего уходило несколь­ ко лет на то, что можно было бы освоить за один год.

Слов нет, текстильные машины (а машины шерсто­ прядильного производства особенно) сложны по своей

84


конструкции. Каждая из них состоит из десятков меха­ низмов и сотен деталей. Но грамотному человеку под силу глубоко теоретически изучить и досконально уз­ нать устройство машины и работу отдельных ее меха­ низмов, без труда осуществлять регулировку механиз­ мов, наладку и даже мелкий ремонт.

Но дело даже не в одних сложных машинах. Необ­ ходимо помнить, что современное шерстопрядильное про­ изводство — это сложный комплекс технических, техно­ логических, организационных и экономических катего­ рий, которые тесно взаимосвязаны между собой. И успех работы всего производства зависит от каждой из этих категорий. Обойтись здесь без знания физики, химии, математики нельзя.

Между прочим, исследования показывают, что про­ изводительность труда молодых рабочих со средним образованием на 10—13% выше, а количество рациона­ лизаторов среди них в 2—3 раза больше, чем среди тех, кто окончил 7—8 классов.

Доказывать все это нет, наверное, нужды. Достаточ­ но заметить, что сегодня в шерстопрядении буквально «царят» математика и механика.

Потребность в математических вычислениях возника­ ет в самом начале технологического процесса. Вспом­ ните, как проектируются основные свойства будущей пряжи, такие, как ее прочность, линейная плотность и др. Здесь без умения составлять уравнения вряд ли удастся сдвинуться с места.

Еще сложнее кинематические и технологические рас­ четы, с которыми приходится встречаться в шерстопря­ дильном производстве. Ведь на одной машине одновре­ менно осуществляются несколько процессов, и каждый процесс выполняется определенными механизмами, в которых каждый рабочий орган движется с определен­ ной, точно рассчитанной скоростью. Малейшее измене­ ние скорости сразу приведет к изменению самых раз­

85

личных технологических параметров работы машин, что, без сомнения, скажется на’свойствах пряжи.

А технологический расчет планов чесания и пряде­ ния в производстве гребенной пряжи? Если в аппарат­ ном производстве смесь, чтобы получить пряжу, обра­ батывают лишь на двух переходах (чесальный аппарат и прядильная машина), то при изготовлении гребенной пряжи ленту, полученную с чесальной машины, подвер­ гают обработке на 15—18-переходах ленточных, гребне­ чесальных, ровничных и прядильных машин. Поэтому-то предварительно необходимо составить своеобразный план; в нем должны быть предусмотрены параметры за­ правки машин каждого перехода, указано число лент, заправляемых в машину, величина вытяжки, скорость машины, ее производительность и т. д. План составляет­ ся с таким расчетом, чтобы была гарантирована полная сопряженность между переходами, обеспечено наилуч­ шее качество конечного продукта — пряжи при макси­ мальной производительности оборудования.

И экономику производства должен знать каждый рабочий.

Прежде всего необходимо понять, понять и запом­ нить, что хозяином предприятия в полном смысле этого слова являются сами рабочие, члены коллектива этого предприятия. От того, как работает каждый труженик, зависит благополучие предприятия в целом, всех рабо­ тающих на нем. В одну минуту шерстяная промышлен­ ность нашей страны вырабатывает свыше 1000 метров шерстяных тканей и расходует при этом свыше 500 ки­ лограммов сырья. Нетрудно себе представить, что озна­ чает в масштабе страны экономия 1 % сырья в течение всего года.

Если сложить все расходы, связанные с изготовле­ нием одного килограмма шерстяной пряжи (в их числе расходы на сырье, красители и химикаты, заработная плата всего персонала, стоимость эксплуатации машин

86


издания и все другие расходы, составляющие себестои­ мость пряжи), то удельный вес сырья в этих расходах составит от 75 до 90%. А один килограмм шерсти обходится предприятию в 8—14 рублей. Ясно, что для предприятия даже самая незначительная потеря сырья обходится в сотни тысяч рублей; экономия же по дру­ гим статьям себестоимости не в состоянии перекрыть потери сырья. Поэтому-то, естественно, внимание кол­ лектива предприятия всегда приковано к бережному, рациональному расходу каждого грамма дорогостояще­ го и весьма дефицитного сырья.

Рассказывают, что однажды один из фабрикантов в бывшей Симбирской губернии, увидев во дворе фабрики разбросанные и втоптанные в грязь клочки шерсти, стал во весь голос кричать: «Караул! Спасите, меня грабят!»,

икричал так до тех пор, пока не сбежались рабочие и не подобрали все эти клочки. Теперь, конечно, на фаб­

риках подобного не увидишь. Чистая заасфальтирован­ ная территория. Шерсть перевозится со складов в цехи на электрокарах и автомашинах. Сырье аккуратно упа­ ковано в кипы. Любой обрывок ленты, ровницы или ни­ тей прядильщицы, ровничницы и чесальщицы собирают сначала в специально предусмотренные для этого кар­ маны фартука или халата и затем выкладывают в ме­ шочки, которые в конце смены принимаются от каждой работницы. И все же отходы сырья остаются чрезмер­ но большими. Например, в производстве гребенной пря­ жи они достигают 20—22%. Другими словами, из каждых 100 килограммов смеси мы получаем всего 78— 80 килограммов пряжи. Есть над чем призадуматься!

Как видим, вопросы экономии сырья чрезвычайно важны. Не менее важны и вопросы роста производи­ тельности труда. Вот чего стоит одна минута на уже упоминавшейся нами Фряновской фабрике. За минуту коллектив фабрики производит валовой продукции на 112 рублей. Одна минута — это 9,4 килограмма однони­

87

точной пряжи, 10 килограммов ровницы, 11 килограммов гребенной ленты, 12,3 килограмма чесальной ленты.

Стоит вникнуть в приведенные цифры, и тогда ста­ нет понятным стремление многих работниц быстрее вы­ полнять каждую операцию, особенно при ликвидации обрыва, снятии съема, замене сработанной катушки но­ вой — ведь имеет значение каждая доля секунды. Тогда станут понятными попытки увеличить массу каждой партии смеси (благодаря чему значительно сокращают­ ся простои машин, связанные с их перезаправкой на сырье другой партии и чисткой), увеличить массу пряжи в початке (чем больше весит пряжа на патроне, тем больше длина нити на нем, тем больше времени будет нарабатываться один съем и тем меньше будут простаи­ вать машины при снятии съема) и т. д.

Производительность труда является концентрирован­ ным показателем, в котором, как в зеркале, отражаются организация и культура производства, состояние и уход за оборудованием, трудовая дисциплина, уровень квали­ фикации работающих, их отношение к труду.

Итак, профессии шерстопрядильного производства в полной мере обладают всем тем, что может привлечь в профессии человека. Важность производства и его не­ обходимость для людей? Да! Содержательность труда

иего разнообразие? Да! Высокая степень механизации

иавтоматизации производства и использование в нем последних достижений науки и техники? Да! И при всем при этом потребность предприятий в притоке мо­

лодых людей, образованных и пытливых.

Профессии шерстопрядильного производства не толь­ ко привлекают — ими смело можно гордиться! И гор­ диться, помимо всего прочего, тем, что рабочие-тек­ стильщики всегда были в самых первых рядах рабоче­ го класса в его революционной борьбе, тем, что именно в текстильной промышленности родились сотни начина­ ний, открывших дорогу всенародному соревнованию за

88