Файл: Рашкован, И. Г. Прядение - наука и искусство (новая сущность старинных профессий).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ней 5 или 6; здесь из любой пары цифр нечетная харак теризует ткани чистошерстяные, четная — полушерстя ные. Вторая цифра артикула показывает подгруппу тка ней: 1 — плательная, 2 — костюмная гладкокрашеная, 3 — костюмная пестротканая или рисунчатая, 4 — сук на, 5 — пальтовая, 6 — драпы, 7 — ворсовая, 8 — одея ла и 9 — специальные ткани. Последние цифры обозна чают порядковый номер артикула.
Кто нужен в прядильном производстве — мужчины! женщины!
Трудно в настоящее время удивить кого-либо тем, что в нашей стране женщина, как и мужчина, имеет доступ практически к любой профессии и что за равный труд она получает одинаковую с мужчиной заработную пла ту. Это давно уже ставшее обыденным явление обуслов лено самой сущностью социалистического общества. Вместе с тем в колоссальном разнообразии профессий есть такие, где труд женщин незаменим. К их числу относятся и профессии прядильного производства.
В чем же заключается специфическая особенность прядильного производства, требующего именно женского труда? Почему в этом производстве труду женщин отда ется преимущество перед трудом мужчин?
На всех стадиях обработки мы имеем дело с волок ном—материалом, линейные размеры которого состав ляют миллиметры и даже сотые доли миллиметра. На пример, толщина шерстяного волокна изменяется в среднем от 15 до 50 микрометров, длина перерабаты ваемых волокон находится в пределах от 20 до 80 мил лиметров. Уметь «общаться» с таким материалом, на глаз и на ощупь отличить одни волокна от других мо жет только человек, обладающий хорошим объемным зрением, сосредоточенностью, спокойствием, отличной памятью, ловкостью в движениях рук.
70
Очень важна способность быстро менять направле ние внимания, переключать его с одного объекта на другой. Ведь в процессе работы довольно часто случа
ется, когда, например, занимаясь |
ликвидацией обры |
ва нити на прядильной машине, |
необходимо держать |
в поле зрения сход ровницы с бобины, чтобы своевре менно заменить пустую катушку новой бобиной.
Способность переключать внимание должна соче таться с умением быстро ориентироваться в обстанов ке, ускорять или замедлять темп работы. Последнее становится просто-таки обязательным при совпадении операций, которые необходимо выполнить. В частности, перед снятием наработанной пряжи прядильщице надо быстро соединить оборванные концы нитей и подгото вить все необходимое для снятия с машины початков пряжи и заправки патронов. В течение считанных ми нут ей приходится снять с веретен 400 початков с пря жей и надеть столько же пустых патронов.
В прядильном производстве мелочей нет. Любая небрежность обязательно приводит к выпуску брака или к повышению обрывности, простоев машин и потерь сырья. Стоит, предположим, вовремя не очистить ци линдры от пуха и сора — и пряжа, а затем и ткань бу дут засорены. Стоит только по небрежности допустить, чтобы несколько капель масла попали на ленту, и ров ница, пряжа, выработанные из такой ленты, будут иметь масляные пятна.
Одним словом, без аккуратности и тщательности в выполнении любой операции работа в прядильном про изводстве немыслима.
Выше уже говорилось, что в прядильном производ стве работнице необходима такая черта характера, как спокойствие.
Представьте: на прядильной машине заправили но вую партию ровницы, которая по не зависящим от пря дильщицы причинам имеет повышенную обрывность.
Чі
Подобное иногда случается, чаще всего из-за непра вильного подбора сырья, неудачного замасливания или плохого чесания.
Как поступит в данных условиях прядильщица с ровным, спокойным характером? Она через помощника мастера поставит о повышенной обрывности в извест ность работников чесального и приготовительного це хов, которые примут необходимые меры для улучшения оставшейся частй смеси. Помощник же мастера в пря дильном цехе попытается снизить обрывность, умень шив скорость машины и частоту вращения веретен.
А как поступит прядильщица с неуравновешенным характером? У нее сразу испортится настроение. Она будет гоняться за оборванными нитями, стремясь быст ро ликвидировать обрывы. Мало того, что работница скоро выбьется из сил, будет нервировать всю бригаду. Она не справится со всеми обрывами, и вследствие это го намотка на початках окажется некачественной.
Да, без уравновешенного характера не обойтись. Теперь, наверно, понятнее, почему именно женщины
становятся текстильщицами. Не потому, что эта рабо та физически легче некоторых других. Не поэтому. А потому, что по своим физическим и психологическим особенностям женщины более мужчин соответствуют тре бованиям, предъявляемым текстильными профессиями.
Ну а на долю мужчин на камвольно-суконном ком бинате остаются забота о хорошем состоянии машин, их наладке и ремонте, работа слесарями, токарями, помощниками мастера по обслуживанию машин.
Помощник мастера — очень важное лицо на произ водстве. Он является по сути дела организатором и ру ководителем небольшого коллектива (бригады или комплекта), несет ответственность за состояние машин, входящих в состав комплекта, и за их бесперебойную работу, а также за выполнение норм выработки всеми прядильщицами, за качество продукции.
72
и сравнивая
Вот что говорится в'одной английской балладе о крупной суконной мануфактуре на заре промышленно го переворота в Англии:
«В одном просторном и длинном сарае
Двести ткацких станков стоят, |
|
|
||||
И |
двести |
ткачей — о боже |
узри! |
|
||
Трудятся |
здесь |
от зари до |
зари... |
|
||
В соседнем сарае в душной пыли |
|
|||||
Сто чесальщиц |
шерсти — сюда |
их свезли. |
||||
В |
другом |
помещеньи — идемте |
туда! |
|
||
Двести работниц, дети труда, |
|
|
||||
Не |
зная |
устали |
шерсть прядут |
|
||
И |
грустную песню хором поют. |
|
||||
А рядом с ними на грязном полу |
|
|||||
Полтораста детишек в этом |
аду. |
|
||||
За пени в день они шерсть щипают, |
|
|||||
От тонкой грубую отделяют». |
|
картину |
||||
Эти слова удивительно точно воссоздают |
||||||
тех условий, в которых |
приходилось работать |
и тек |
стильщикам дореволюционной России: непомерно длин ный рабочий день, грошовый заработок, плохая пища, штрафы за малейшую провинность, отсутствие всякой помощи в случае болезни, инвалидности и старости.
Так, на фабрике Мещерина в Москве рабочий день длился 15 часов и начинался в 4 часа утра. Месячные заработки мужчин составляли 8—9 рублей, женщин 3—5 рублей. Еще меньше платили детям. Значительная часть заработка удерживалась в виде штрафов и выче тов; остальная же покрывала задолженность в «харче вой лавке», где продукты отпускались в кредит.
Рабочие фабрики Алексеева жили в казармах, рас положенных на фабричном дворе. Каждое отделение «спальни» было на 70—80 человек. Койки отсутствова ли, спали на сплошных нарах. Режим — почти тюрем ный. Со двора разрешалось выходить только по воскре сеньям.
74
Вообще, надо отметать, шерстяная промышленность царской России представляла собой в основном неболь шие суконные фабрики, принадлежащие купцам и фаб рикантам. Фабрики эти были расположены преимуще ственно в деревнях и мелких городах, т. е. там, где ра бочая сила была дешевой.
Вырабатывали из шерсти грубые и тонкие сукна и небольшое количество камвольных тканей. Из грубых сукон шили шинели для армии и верхнюю одежду для сельского населения. Тонкие сукна предназначались для форменного обмундирования для офицеров, чинов ников, учащихся, а также для одежды зажиточной ча сти населения. На камвольных же фабриках изготовля ли гладкокрашеные тонкие плательные и костюмные ткани из импортной шерсти для городского населения.
Как и многие другие отрасли, шерстяная промыш ленность находилась в полной зависимости от иност ранного капитала. Из-за границы завозили машины, шерсть, красители, большую часть камвольной пряжи, вспомогательные материалы. А количество вырабаты ваемых шерстяных тканей, даже при существовавшем тогда ограниченном спросе, не обеспечивало потребно сти; поэтому ежегодно из Англии, Франции, Германии ввозилось 4—6 млн. метров шерстяных тканей.
Нет нужды рассказывать о том, как за годы импе риалистической и гражданской войн шерстяная про мышленность и ее сырьевая база в России были доведе ны до полной разрухи. Потребовались неимоверные уси лия, потребовался подвиг, тот подвиг, который совершал советский народ на протяжении более чем 50 лет, чтобы страна смогла прийти к сегодняшним успехам.
Национализация всех фабрик в 1918 году. Ликвида ция мелких полукустарных предприятий. Концентрация оборудования на более крупных фабриках.
Затем — реконструкция старых и строительство но вых предприятий. Флагманами в шерстопрядильной про
75
мышленности в это время являются такие крупные предприятия, как Монинский камвольный комбинат в Московской области, камвольно-прядильная фабрика имени М. И. Калинина в Москве, комбинат технических сукон имени Э. Тельмана в Ленинграде, камвольно-су конный комбинат в Тбилиси и т. д. Новые фабрики оснащаются отечественными машинами, а также обо рудованием, завозимым из-за границы.
Затем — годы первых пятилеток. Продолжается дальнейшее оснащение предприятий новой техникой, ук репляется сырьевая база промышленности, улучшаются качество и ассортимент выпускаемых тканей.
Во время Великой Отечественной войны перед ра ботниками шерстяной промышленности стояла одна за дача — обеспечить советских воинов добротными шине лями и другой теплой одеждой, шерстяной пряжей для носков, перчаток и теплого белья. Работать приходи лось в крайне тяжелой обстановке. Во-первых, в резуль тате временной оккупации немецкими захватчиками части советской территории шерстяная промышленность потеряла половину своих предприятий. Во-вторых, боль шинство квалифицированных мастеров и помощников мастеров ушли на фронт, ощущалась острая нехватка сырья, топлива, запасных частей, транспорта для под воза материалов. И все же фронт постоянно получал одежду в нужном количестве. Всю тяжесть этих лет взвалили на себя на текстильных фабриках девушки и женщины, работавшие по 11 часов в сутки, сумевшие заменить ушедших на фронт мастеров, помощников мастеров и начальников цехов.
Послевоенные годы характеризуются необычайно бы стрыми темпами восстановления народного хозяйства, в том числе и предприятий шерстяной промышленности. Важно подчеркнуть, что это восстановление сопровож далось оснащением фабрик более производительными, более совершенными машинами. Уже в 1948 году, всего
76
через три года после окончания войны, предприятия шерстяной промышленности сумели превысить довоен ный уровень по производству тканей, а в 1955 году выра ботка шерстяных тканей в два с лишним раза выше уровня довоенного 1940 года. С каждым годом в строй действующих вступают все новые предприятия, осна щенные самой передовой техникой. За последние 15—20 лет пущены в эксплуатацию такие крупнейшие предпри ятия, как Краснодарский, Фрунзенский, Черниговский, Черногорский, Тюменский, Читинский, Ленинск-Кузнец- кий и Кустанайский камвольно-суконные комбинаты, Минский, Брянский, Калининский и Ивановский кам вольные комбинаты, новая камвольно-прядильная фаб рика в поселке Фряново Московской области и т. д.
Если зайти в чесальный или прядильный цех любого из этих предприятий, то просто трудно представить, что еще совсем недавно, всего каких-нибудь несколько де сятков лет назад, суконные фабрики (камвольных было очень мало) ютились чаще всего в старых зданиях, мно го раз перестроенных и достроенных на разный лад. Нередко прядильный цех одной и той же фабрики раз мещался в нескольких помещениях, расположенных в 3—4 километрах одно от другого. Прядильные машины в цехе приходилось располагать так, что прядильщица вышагивала за смену по 12—14 километров. Все под собные работы по транспортировке смеси, ровницы и пряжи выполнялись вручную. В цехах было пыльно, душно; вентиляция либо вовсе отсутствовала, либо ра ботала без пользы. В летнее время температура в цехе достигала 30—32° С, и чтобы ровница не пересыхала и обрывность не повышалась, под машинами расстилали мокрые тряпки или устанавливали корыта с водой.
Да, так было сравнительно недавно. А сегодня? Вот, к примеру, Фряновская камвольно-прядильная
фабрика. Уже в самом расположении фабрики чувст вуется стремление сгладить ее отрицательные особенно
77
сти, характерные для любого промышленного предприя тия. Огромное современное здание с трех сторон окру жено лесом, а с четвертой стороны поднимаются корпу са жилых домов и магазинов рабочего поселка.
Строители, очевидно, хорошо помнили, что удачно подобранные цвета стен, потолков, машин и пола вызы вают у работающих чувство радости, улучшают настрое ние, способствуют росту производительности труда.
Стены фабрики окрашены в мягкие цвета: салатный и стальной, потолки — белые, колонны в нижней части выложены желтым или белым пластиком. Машины ок рашены в зеленый, темно-голубой и светло-серый цвета, отдельные их части для контраста — в белый цвет.
Общеизвестно, что белая нить четко видна на черном фоне и почти не видна на светлом фоне; наоборот, окра шенные в темные цвета нити плохо видны на темном фоне. Для создания в данном случае необходимой конт растности практикуют соответствующую окраску таких деталей, как нитепроводники и др.
Полы между машинами покрыты ксилолитом розово го цвета, тазы для сбора ленты — красного цвета.
Всоздании благоприятной обстановки на производ стве большое значение имеет освещение. Недостаточная освещенность рабочего места приводит к излишнему напряжению зрения, исключает возможность различить ровницу и пряжу по цветам и оттенкам. На Фряновской фабрике укрепленные в потолке светильники люминес центных ламп в матовых плафонах заливают простор ные цехи поистине дневным ярким светом.
Впоследние годы большое количество прядильных машин было оборудовано специальными нитеосветителями. Благодаря узкому пучку световых лучей, пускае мых вдоль каждой машины, нити на участках между вытяжными цилиндрами и вершинами веретен ярко ос вещаются. Поэтому, где бы не находилась прядильщица, она без труда может заметить обрыв любой нити.
78