Файл: Рашкован, И. Г. Прядение - наука и искусство (новая сущность старинных профессий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

экономию сырья и материалов, высокую культуру на производстве, эффективное использование рабочего вре­ мени, высокую производительность труда. Вот такая гордость профессией отчетливо ощущается в труде, во всей жизни лучших представителей плеяды текстиль­ щиков — работников шерстопрядильного производства.

Кто же они, лучшие?

Это, например, депутат Ленинского районного Сове­ та депутатов трудящихся Минска, Герой Социалистиче­ ского Труда Зинаида Бычковская. Она работает пря­

дильщицей

на

Минском камвольном комбинате с

1958 года.

Став на комбинате

инициатором

досрочно­

го выполнения

планов девятой

пятилетки,

3. Бычков­

ская так освоила технологию изготовления трикотажной пряжи на машине «Текстима», что систематически вы­ полняет норму выработки на 114—115%. За один 1973 год она сумела выработать 13,7 тонны пряжи сверх плана. Качество пряжи — отличное. 3. Бычковская яв­ ляется не только превосходной прядильщицей; за время работы на комбинате она обучила уже 13 молодых ра­ ботниц.

Это и депутат Верховного Совета СССР, прядильщи­ ца Краснодарского камвольно-суконного комбината Га­ лина Нестеренко. Молодой девушкой пришла она в прядильный цех. Комбинат еще строился. Сначала было трудно: не удавалось при движении каретки схватить оба конца оборванной нити и соединить их. Но помогли друзья — опытные мастера, инструктор производствен­ ного обучения. Конечно, настоящее мастерство пришло не сразу, но непреложными правилами для Г. Нестерен­ ко с первых шагов были следующие: обдумывать каж­ дый шаг своего маршрута, не делать ни одного лишнего движения, строго следить за чисткой вытяжных цилинд­ ров и за состоянием колец и бегунков. В 1965 году на Краснодарском комбинате собрались лучшие прядиль­ щицы страны, чтобы непосредственно у машин опреде­

89


лить, у кого лучшие приемы работы, кто из них работа-: ет быстрее при наивысшем качестве. Своеобразный кон­ курс! И первое место в нем заняла Г. Нестеренко.

Одной из первых на комбинате Г. Нестеренко переш­

ла на обслуживание 600 веретен вместо 400 по

норме.

Ее примеру последовали другие прядильщицы.

План

девятой пятилетки был выполнен за четыре года.

 

Среди лучших и прядильщица Фрунзенского кам­ вольно-суконного комбината, тоже депутат Верховного Совета СССР Надежда Лавская, Выросшая в Сибири в шахтерской семье, Н. Лавская с первых дней своей ра­ боты на комбинате как бы вросла в коллектив, всей ду­ шой полюбила свою работу и шаг за шагом постигла высокое мастерство прядильщицы. Были радости, были и трудности. Но последние всегда преодолевались на­ стойчивостью, волей в достижении цели. Досрочно за­ вершив восьмую пятилетку, Н. Лавская сумела план девятой пятилетки выполнить за неполных три года.

В работе Н. Лавская проявляет истинный талант: все у нее спорится в руках, все получается ладно. Но забота только о своих показателях — этого мало. Она не может спокойно видеть, как некоторые девушки из-за неопытности не выполняют норм выработки. И никого не удивило, когда Н. Лавская выступила инициатором создания на комбинате школы мастеров своего дела. Став настоящим наставником для молодых работниц, она обучила мастерству около 20 девушек.

В этом перечне передовых работниц прядильщицы Валентина Солдатова с Фрунзенского камвольно-сукон­ ного комбината, Сайда Бикашова с Московской кам­ вольной прядильной фабрики имени М. И. Калинина, Любовь Соколова с Боровской суконной фабрики, Ека­ терина Погосова с Ворошиловградского суконного комбината и многие другие работницы, которые гордят­ ся своей профессией и которыми гордится текстильная промышленность, вся наша страна.

90

з

Приложение

Выполнение поставленных перед шерстяной промыш­ ленностью задач по расширению объема производства шерстяных тканей связано с вводом новых мощностей и реконструкцией действующих предприятий на базе новой передовой техники. Эффективное же использова­ ние техники возможно только при наличии высококва­ лифицированных кадров. В настоящее время подготовка рабочих массовых профессий осуществляется в основ­ ном непосредственно на производстве путем индивиду­ ального и бригадного методов обучения.

При индивидуальном методе обучения учеников за­ крепляют за лучшими рабочими предприятия. После освоения рабочих навыков непосредственно в работе эти ученики переводятся на самостоятельное обслуживание машин под наблюдением инструктора производственно­ го обучения, который отвечает за дальнейшую их подго­ товку.

При бригадном методе обучения комплектуются группы по 10—12 человек. Для них выделяются обору­ дование и инструкторы производственного обучения. В данном случае ученикам сообщается необходимый ми­ нимум знаний по технике и технологии. После оконча­ ния учебы ученикам, сдавшим экзамен, присваивается разряд. Далее в течение 6 месяцев за учениками уста­ навливается контроль со стороны инструктора.

Но в последние годы все большее значение приоб­ ретает подготовка квалифицированных рабочих для

9'


шерстопрядильных производств в таких стационарных учебных заведениях, как ПТУ, ТУ и частично ФЗО. В них принимаются молодые люди с восьмилетним или десятилетним образованием. Лица, окончившие техни­ ческое училище, получают документ о присвоении раз­ ряда по профессии, а те, кто пришел в училище после восьмого класса, и аттестат зрелости.

Практика показала, что рабочие, окончившие ПТУ, получают лучшую теоретическую и практическую подго­ товку по сравнению с рабочими, освоившими профес­ сию путем индивидуального или бригадного метода обу­ чения; поэтому им значительно легче удаются дальней­ шее продвижение к высшей квалификации, а также ос­ воение новых профессий в случае замены устаревшей техники.

В профессионально-технических училищах, помимо глубокого изучения общеобразовательных и специальных предметов, учащиеся получают хорошую физическую подготовку на стадионах, в спортзалах, на лыжных ба­ зах и в плавательных бассейнах. Занятия в кружках художественной самодеятельности способствуют общему развитию учащихся и создают условия для разумного использования свободного времени.

Предприятия видят в выпускниках профессиональнотехнических училищ не только высококвалифицирован­ ных специалистов, но и качественно новое пополнение рабочего класса, всесторонне развитых культурных людей.

Обучение в профессионально-техническом училище осуществляется бесплатно. В период производственной практики труд учащихся ПТУ оплачивается по нормам и расценкам, действующим на предприятии.

Ниже приведен список профессионально-технических училищ шерстяной промышленности СССР:

г. Баку, 4-я Поперечная ул., 4, ГПТУ при камволь­ ном комбинате;

92

г. Бор Горьковской обл., Неклюдовский поселковый Совет, фабрика первичной обработки шерсти;

г. Брянск, Камвольная ул., 6, ГПТУ № 10 при кам­ вольном комбинате;

г. Ереван, Вардашен, 9-я ул., 54, ГПТУ № 20 при камвольно-суконном комбинате;

г. Иваново, пр. Строителей, 124, ГПТУ при камволь­ ном комбинате;

г. Кайрак-Кум Таджикской ССР,

ул.

Ленина, 7,

ГПТУ №21 при ковровом комбинате;

 

98,

ГПТУ

г. Кировабад, ул. Унзера

Гаджибекова,

№ 42 при ковровом комбинате;

 

ГПТУ № 5

. г. Клинцы Брянской обл.,

ул. Ногина, 24,

при объединении тонких сукон;

ГПТУ № 4

при

г. Краснодар, Сормовская ул., 5,

камвольно-суконном комбинате;

 

 

 

г. Курск, ул. Энергетиков, 2, ГПТУ № 23 при трико­ тажном комбинате;

г. Минск, 2-й пер. Розы Люксембург, 7, ГПТУ при тонкосуконном комбинате;

г. Минск, ул. Маяковского, 123, ГПТУ при камволь­ ном комбинате;

г. Моршанск Тамбовской обл., Коммунальная ул., 19, ГПТУ при суконной фабрике;

г. Москва, Варшавское шоссе, 5/4, ГПТУ № 111 при камвольной прядильной фабрике им. М. И. Калинина;

г. Омск, ГПТУ № 9 при текстильном производствен­ ном объединении «Восток»;

г. Рассказово Тамбовской обл., Ремесленная ул., 11, ГПТУ № 11;

г. Свердловск, Новинская ул., 1, ГПТУ № 74; г. Семипалатинск, пр. Мира, 138, ГПТУ № 43;

г. Тбилиси, Авчальское шоссе, 109, ГПТУ № 36 при камвольной прядильной фабрике;

г. Тбилиси, пр. Церетели, 134, ГПТУ № 24 при кам­ вольно-суконном комбинате;

93


г. Тбилиси, Трикотажная ул., 3, ГПТУ № 23 при пря­ дильно-трикотажном комбинате;

г. Тюмень, ул. Пермякова, 40, ГПТУ № 16 при кам­ вольно-суконном комбинате;

г. Фрунзе, ул. XXII съезда КПСС, 6, ГПТУ № 17 при камвольно-суконном комбинате;

г. Цхакая, ул. Ленина, 21, ГПТУ № 66 при ковровом комбинате;

г. Черногорск Красноярского края, ГПТУ № 37 при камвольно-суконном комбинате;

г. Чита, ул. Труда, 2, ГПТУ № 14 при камвольном комбинате.

І

Оглавление

Несколько слов перед дорогой .

........................... ,

 

3

Первые шаги......................................................................................

 

 

 

 

 

 

 

7

Сначала — руно.......................................

 

..

....

8

Чудо биологии, чудо архитектуры...........................................

 

 

10

Что такое прядильная способность шерсти ....

13

Как определить толщину волокна...........................................

 

 

14

Шерсть надо

сортировать..........................................................

шерсти

 

15

Первый привал.

Профессия

сортировщицы

 

16

Какой он, сортировочный конвейер .....................................?

 

 

18

Целлофановые рубашки не помогают.....................................

 

 

19

На камвольно-суконном комбинате.......................................................

 

 

21

Почему комбинат так называется...........................................

 

 

22

Какова пряжа, такова и ткань.................................................

. .

,

26

Пряжу можно проектировать и рассчитывать!

28

Парадокс чесания..........................................................................

 

 

 

29

Из прошлого

в

день сегодняшний..........................................

 

 

33

Второй привал.

Профессия аппаратчицы ....

36

Последний

заслон............................................

. .

38

Третий привал. Профессия гребнечесальщицы ...

41

Процесс с

секретом......................................................................

 

 

его

42

Разрезать

волокно,

чтобы потом вновь соединить

47

части в нить...................................................................................

 

Профессия ленточницы ....

Четвертый привал.

48

Еще сложение, еще вытягивание............................................

 

 

49

Пятый привал. Профессия ровничницы...................................

 

 

52

Легенда о

смертной Арахне.......................................................

это нама­

53

Прядение — это

вытягивание,

это кручение ,

54

тывание

....................................................................................

 

 

 

 

 

 

Так что же нас сегодня не устраивает ..........................?

 

 

58

Можно обойтись

без баллона .................................................!

 

 

62

В нашей стране — впервые........................................................

 

 

63

БД — это

братство, дружба...................................................

 

 

64

Ай да «Репко»!..................................

 

 

 

 

65

Шестой привал.

Профессия прядильщицы ....

66

О чем говорит артикул ткани ...........................................

производстве — мужчины ?

69

Кто нужен

в

прядильном

70

женщины?...............................................................................

 

 

 

 

 

 

Вспоминая и сравнивая..................................................................

 

 

 

73

Последний привал. Гордость профессией...........................................

 

 

81

Приложение........................................

 

 

 

..............................................

 

 

91

 

95


Исаак Григорьевич Рашкован, Мирон Борисович Менделев

ПРЯДЕНИЕ — НАУКА И ИСКУССТВО (новая сущность

старинных профессий)

Редактор Духовный Фі Н. Художественный редактор Володин Р. А. Оформление художника Мусихиной Р. М. Техн. редактор Попова Л. Ф.

Корректор Родичева Т. М.

Сдано в набор 5/ѴІІ—1976 г. Подписано к печати 11/ѴІІІ—1976 г. Т-15517 Формат 70ХЮ87з2 Бумага типографская № 2. П. л. 3. Усл. п. л. 4,2.

Уч.-изд. л. 4,37.

Тираж 5800 экз.

Зак. № 1033. Цена 15 коп. Изд. № 2761

Издательство «Легкая индустрия», 103031, Москва, К-31, Кузнецкий мост, 22

Московская типография № 32 Союзполиграфпрома при Государственном комитете

Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли.

Москва, К-51, Цветной бульвар, д. 26.

V'íy

F

15 коп.