Файл: Руководство по авиационно-химическим работам в гражданской авиации СССР руководство..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 21

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР

у т в е р ж д а ю .

Министр гражданской авиации Б. Бугаев

26 февраля 1973 г.

Р У К О В О Д С Т В О

ПО АВИАЦИОННО-ХИМИЧЕСКИМ РАБОТАМ

В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР

РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКИИ ОТДЕЛ

МОСКВА

1973

't \,а. публичная

j чно - т&кнй .е пая

бйЗдиотаи* С С С Р

о и-ЭШПАЯ?

j ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

Ц ъ - 3 ф 0

$

С введением в действие настоящего Ру­ ководства по АХР Руководство по авиа­ ционно-химическим работам (издание 1968 г.) утрачивает силу.

ВВ Е Д Е Н И Е

Кавиационно-химическим работам в сель­ ском хозяйстве относятся: защита растений от вредителей и болезней, внесение минераль­ ных удобрений, борьба с сорной раститель­ ностью, дефолиация и десикация сельхозкуль­

тур и др.

-

Для повышения технической и экономиче­ ской эффективности авиационно-химических работ, период проведения которых лимити­ руется метеорологическими и агротехнически­ ми условиями, решающее значение имеют на­ иболее рациональная организация производ­ ственного процесса и четкое руководство а:виахимработами. С этой целью необходимо:

— правильно организовать рабочее место летного, технического состава и обслужива­ ющего персонала, установив четкое разделе­ ние труда в процессе производства работ; .

— совершенствовать производственные свя­ зи между предприятиями гражданской авиа­ ции и организациями сельского хозяйства;

—: в районах проведения авиахимработ ор­ ганизовать опорные базы эскадрилий (звень­ ев), а на предприятиях ГА — пункты управ­ ления полетами на авиахимработах;

3

— проводить инвентаризацию (паспортиза­ цию) полей в колхозах и совхозах, пригодных для авиационной обработки;

за эскадрильями, звеньями и экипажами закреплять постоянные районы работ и хозяй­ ства;

предусматривать широкое плановое ма­ неврирование самолетами (вертолетами) как

между предприятиями управления ГА, так

ивнутри отдельных авиаотрядов;

организовать работу каждого самолета (вертолета) по графику, согласованному с ор­

ганизациями сельского хозяйства;

обеспечить высококачественное техниче­ ское обслуживание материальной части, га­ рантирующее безаварийную и бесперебойную работу в течение всего сезона работ;

не допускать простоев материальной ча­ сти по организационным и другим причинам, свести к минимуму перерывы в работе само­ лета (вертолета), связанные с загрузкой хи­ микатов, заправкой бензином и т. п.;

установить распорядок рабочего дня на аэродромах (исходя из конкретных условий

данного хозяйства й вида работ) для каждой категории летного, технического состава и об­ служивающего персонала. Распорядок дня должен быть составлен из условия обеспече­ ния безопасности полетов и способствовать достижению высокого качества проводимых работ и максимальному использованию авиа­ ционной техники;

— обеспечить летному и техническому со­ ставу предполетный и послеполетный отдых,

4


питание, предоставлять еженедельные дни от­ дыха, а также создать нормальные бытовые условия;

развернуть между предприятиями, под­ разделениями ГА и экипажами социалистиче­ ское соревнование, направленное на выполне­ ние и перевыполнение государственного пла­ на, обеспечение безопасности полетов, рацио­ нальное использование техники и рабочего времени, повышение качества работ и произ­ водственно-финансовых показателей; совер­ шенствовать организацию труда и повышать культуру производства, широко пропаганди­ ровать и внедрять в производство достижения науки и техники, прогрессивные способы ра­ бот и передовой опыт;

проводить командно-руководящим соста­ вом совместно с общественными организация­ ми постоянную организаторскую и политико­ воспитательную работу среди личного состава, направленную на повышение коммунистиче­

ской сознательности, качественное выполнение авиахимработ и обеспечение безопасности по­ летов, укрепление трудовой и производствен­ ной дисциплины.

Авиационно-химические работы должны вы­ полняться в точном соответствии с требова­ ниями Наставления по производству полетов, Наставления по технической эксплуатации воз­ душных судов, Наставления по аэродромной службе, Указаний по технологии авиационнохимических работ и других руководящих доку­ ментов, издаваемых Министерством граждан­ ской авиации и регламентирующих летно-про­ изводственную работу и эксплуатацию воздуш­

ных судов.

5

Режим работы и отдыха летного и инженер­ но-технического состава, занятого выполнени­ ем авиахимических работ, устанавливается в соответствии с действующим Положением о рабочем времени и времени отдыха. Насто­ ящее Руководство обязательно для всех пред­ приятий гражданской авиации, выполняющих авиационно-химические работы.

Г л а в а 1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Авиационно-химические работы могу быть успешно выполнены предприятиями ГА при условии проведения необходимых подго­ товительных мероприятий, к которым относят­ ся: подготовка всех имеющихся самолетов и вертолетов сельхозварианта с ресурсами, обе­ спечивающими своевременное выполнение предусмотренных объемов работ; отбор и обу­ чение летного и технического состава; подго­ товка резервных пилотов и техников, в том числе для работы сменными экипажами, осо­ бенно в ранневесенний период, с аэродромов с искусственным покрытием ВПП; выбор и оборудование аэродромов; заключение догово­ ров с колхозами, совхозами и другими орга­ низациями; подготовка - авиацио-нно-техниче- окого и аэродромного имущества и оборудо­ вания для авиахимработ, а также заправоч­ ного инвентаря, индивидуальных средств за­ щиты и дрлтогп специального снаряжения в соответствии с утвержденным табелем (при­ ложение 4).

12. Каждое предприятие ГА до начала го да обязано составить план по подготовке

6


к авиационно-химическим работам, в котором предусмотреть перечень конкретных меропри­ ятий с указанием сроков и ответственных лиц за их выполнение.

1.3.

До начала

авиахимработ направить

в обслуживаемые

хозяйства оперативные

группы в составе командира эскадрильи (его заместителя по летной службе, командиров звеньев), инженера (техника) по применени­ ям авиации, работников связи и движения, а также врача авиапредприятия.

Количество групп, численный состав и срок выезда на места работ определяются в зави­ симости от характера и объема работ, числа обслуживаемых хозяйств и их территориаль­ ного размещения.

Оперативные группы должны провести не­ обходимые подготовительные мероприятия:

на

а) уточнить с сельхозорганами

договоры

проведение авиационно-химических работ

и

потребное количество самолетов

(вертолё­

тов) для их выполнения.

 

Совместно с представителями заказчика ос­ мотреть участки, подлежащие обработке, и ис­ ключить те из них, на которых не обеспечи­ вается безопасность полетов и качество обра­ ботки;

б) определить состояние, пригодность и оборудование постоянных и временных аэро­ дромов и их соответствие требованиям «На­ ставления по аэродромной службе в граждан­ ской авиации СССР». При необходимости при­ нять меры для приведения аэродромов в эк­ сплуатационное состояние;

7

в) проверить

оборудование

и готовность

опорных баз

для размещения

и работы

командно-руководящего, летного,

инженерно-

технического состава и обслуживающего пер­ сонала.

При отсутствии опорных баз в районе ра­ бот договориться с сельхозорганами о разме­ щении, питании и организации работы эки­ пажей;

г) принять меры для своевременного вы­ полнения заказчиком принятых им договорных обязательств по подготовке и проведению авиационно-химических работ.

1.4. На период выполнения массовых ави химработ в управлениях и объединенных авиаотрядах ГА создавать штабы. Штабы уп­ равлений возглавляются заместителями на­ чальников управлений, а объединенных авиа­ отрядов — командирами этих отрядов.

Руководители штабов привлекают для ра­ боты в них специалистов других служб по своему усмотрению (примерная схема органи­ зации штабов приведена в приложении 5).

Одновременно с этим для обеспечения бес­ перебойного и высокопроизводительного ис­ пользования авиации в сельском хозяйстве, оперативного маневрирования самолетами внутри обслуживаемой территории и решения других вопросов в областях (краях, респуб­ ликах) создаются оперативные штабы.

В состав оперативного штаба должны вхо­ дить представители сельхозорганов, сельхоз­ техники, управления Главнефтеснаба и авиапредприятия (управления) ГА.

Оперативный штаб формируется согласно


совместному приказу заинтересованных орга­ низаций или решению местных советских ор­ ганов.

Г л а в а 2. ВЫБОР И ОБОРУДОВАНИЕ АЭРОДРОМОВ

2.1.Начальникам .управлений, командирам предприятий ГА совместно с сельхозорганами

вкаждой области (крае, автономной респу­ блике) разработать и утвердить рациональ­ ную сеть постоянных аэродромов и принять необходимые меры к организации строитель­ ства аэродромов с искусственным покрытием ВПП, рулежных дорожек, мест стоянок само­ летов (вертолетов), загрузочных и дегазаци­ онных площадок и т. д., а также зданий и сооружений, необходимых для обеспечения авиационно-химических работ.

2.2.В районе предстоящих работ заблаго­ временно подыскать и оборудовать постоян­ ные или временные аэродромы (посадочные площадки). Аэродромы, как правило, следует располагать в центральной части района об­ рабатываемых площадей, в непосредственной близости к ним, с учетом минимальных за­ трат времени на перелеты самолетов и вер­ толетов от аэродрома до участков обработки.

Аэродромы для выполнения авиационно-хи­

мических работ должны располагаться так, чтобы обеспечивалась безопасность одновре­ менных полетов на соседних аэродромах гра­ жданской авиации и других ведомств.

2.3. Выбор участков, проектирование, стро­ ительство и эксплуатацию аэродромов произ­ водить в соответствии с требованиями «На­

9


ставления по аэродромной службе в ГА

СССР», «Технических указаний по проектиро­ ванию, строительству и эксплуатации аэро­ дромов сельскохозяйственной авиации» и «Ру­ ководства по проектированию вертодромов и посадочных площадок для вертолетов граж­ данской авиации».

Строительство постоянных аэродромов дол­ жно вестись на основе типового проекта «Аэродром для выполнения авиационно-хими­

ческих

работ», разработанного ГПИиНИИ

ГА «Аэропроект».

2.4. На

каждый аэродром Составляются

кроки и инструкция по производству полетов. Для определения фактической видимости должны быть выбраны ориентиры, один из которых — на расстоянии, равном минимуму пилота по видимости. Эти ориентиры наносят­

ся на кроки аэродрома.

Кроме этого, на кроках аэродрома указы­ ваются заданные магнитношутевые углы (ЗМПУ) и расстояния до ближайших запас­ ных аэродромов. -

Выбор аэродромов, руководство их обору­ дованием, разработка и утверждение инст­ рукций по производству полетов на них воз­ лагаются на командно-летный состав и соот­ ветствующих специалистов предприятий ГА.

2.5. Пригодность аэродромов к полетам не­ скольких (двух и более) самолетов (вертоле­ тов) определяет командир АЭ. • -

2.6... Загрузочная площадка для приготовле­ ния химикатов и загрузки их в самолет обо­ рудуется на расстоянии не менее 25 м от бо­ ковой границы летной полосы, а -для верто-

10

летав — сбоку от направления взлета и по­ садки, не ближе 20 м от летной полосы. При работе на аэродроме одного самолета (верто­ лета) загрузочная площадка размещается не­ посредственно за боковой полосой безопасно­ сти (БПБ), примыкая к ней. Загрузочные пло­ щадки должны быть удалены от жилых по­ строек, источников водоснабжения, мест хра­ нения фуража и т. п. на расстояние не менее

200м.

2.7.Временные хранилища для горюче-сма­ зочных материалов должны располагаться вне полосы воздушных подходов, не ближе 50 м от границы рабочей площади летной полосы, стоянки самолетов (вертолетов), строений и иметь элементарное противопожарное обору­ дование. Выделенные для временных храни­ лищ места окапываются, очищаются от сухой травы, соломы и т. п.; бочки с горюче-сма­ зочными материалами хранятся в опломбиро­

ванном виде.

Запрещается курить на расстоянии

менее

25 м от самолета (вертолета) и оклада

горю­

че-смазочных материалов.

 

Места стоянки самолетов и вертолетов ус­ траиваются не ближе 25 м от боковой гра­ ницы летной полосы.

2.8. Требования к аэродромам для самолетов Ан-2, Ан-2М, Я к-12

2.8.1. Поверхность летных полос постоян-- пых н временных аэродромов должна быть ровной, без бугров, кочек, ям, колей, по воз-

11