Файл: Логинов, И. Л. Инженерно-технические мероприятия, повышающие устойчивость электротехнического и радиоэлектронного оборудования к поражающим факторам ядерного взрыва учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
цели, м; |
h — |
удаление рассматриваемой точки от свободной |
||||||||||
ПОВерХНОСТИ ВОДЫ, Mi. |
|
< 1: |
|
|
|
|
||||||
При условии, что |
A3 |
|
кПа. |
|
(13) |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Pm = Pn∞∙А, |
|
||||||
Приближенное время действия подводной ударной волны |
||||||||||||
для случая, |
когда |
h<^L |
и |
|
2Hh |
можно определить из |
сле |
|||||
|
|
|
|
|
H < L |
|
|
|
||||
дующего выражения: |
|
|
τ^~ |
cL |
|
|
|
|||||
В ближней зоне |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
τ = 1 (/¿2 + (//+Ж- ∕A2+(W-Λ)2) ,с, |
(15) |
||||||||||
где с — скорость звука в воде (1500 м/с). |
значительно |
|||||||||||
Время действия |
подводной ударной волны |
|||||||||||
меньше времени действия |
|
воздушной ударной |
волны. |
Это |
объясняется тем, что водная среда имеет большую плотность,
а также образованием и действием волны |
разряжения. Им |
пульс давления при A3 < 1 определяется |
как произведение |
давления во фронте ударной волны на время ее действия и на
некоторый коэффициент, учитывающий удаление рассматри
ваемой точки от свободной поверхности [17]:
I |
= (0,75 ± 0, |
-⅛- |
(16) |
|
|
(Ah)pmx, |
|
||
знак + применяется |
когда h > 0,25 |
м/кг*'3, а, — при h < |
< 0,25 м/кг'/з.
Электротехническое и радиоэлектронное оборудование»
расположенное внутри корпуса, испытывает сотрясения, ко торые возникают под действием ударной волны. Нагрузки,
создаваемые при этом, определяются перемещением, скоро
стью и ускорением корпусных конструкций и фундаментов.
Определение этих параметров в общем виде в большинстве случаев представляет сложную задану из-за неограниченно
большого разнообразия конструкций. Тем не менее в ряде случаев приближенные значения величин этих параметров,
можно получить.
Как показывают расчеты и опытные данные, для наземных сооружений на тех расстояниях, при которых корпусная часть
получает средние разрушения, развиваемые при сотрясениях,
ускорения небольшие и составляют десятые доли земного
10
ускорения и реже достигают значений в несколько единиц. Из этого следует, что электротехническое оборудование, за
крепляемое внутри помещений, не нуждается в амортизации, если нет к этому, причин технологического порядка. Поэтому главную опасность для такого оборудования представляет
затекающая в производственное помещение ударная волна.
Данные испытаний, проведенных на полигонах в США, пока
зывают, что срыв с креплений и разрушение непрочного обо
рудования происходит при Δpφ⅛>3O кПа.
Электротехническое оборудование, находящееся в произ
водственном кирпичном здании, может быть также поврежде но летящими обломками кирпича и завалено ими. Поэтому
в последнее время производственные здания стремятся
строить в виде стального каркаса с легким заполнением и за
стеклением, которые под воздействием ударной волны не
дают осколков, способных вывести оборудование .из строя. В этом случае требования к электротехническому оборудова нию определяются не средними разрушениями корпусной
части, а ударостойкостью основной части станочного обору
дования, в отдельных |
случаях — ударостойкостью каркаса. |
На электротехническое |
и радиоэлектронное оборудование, |
устанавливаемое на машинах .и самолетах, более существен
ное влияние оказывают ускорения, которые возникают при
ударе вследствие опрокидывания машин. Величины этих ускорений могут достигать больших значений.
Некоторые данные об ускорениях оборудования при транспортировке и его свободном падении и других случаях
приведены в табл. 3 и на рис. 1. |
|
|
|
Таблица 3 |
||||
|
Наименование операций |
|
|
|
|
Величина |
||
Транспортировка |
автомобилем |
по |
ускорения |
|||||
оборудования грузовым |
(3-6)£ |
|||||||
городу [2]...................................................................................................................... |
|
оборудования во |
время погрузочно.........- |
|
|
|||
При свободном падении |
|
g |
||||||
разгрузочных |
работ |
[2] . . . . ...... |
(2-5)g |
|||||
Во время приземления самолетов [1]............................................................... |
режимах |
само |
(2 - 4) |
|
||||
Ускорения, возникающие при стартовых |
Zg |
|
||||||
летов [1]..................................................................................................... |
|
|
• |
• . |
• |
' |
|
|
Перегрузки, испытываемые управляемым снарядом «Сайдуин- |
(10-14)^ |
|||||||
дер» (США) при маневрировании [1] . |
. . |
|
|
|
||||
Судно представляет собой совокупность |
большого разно |
образия различных конструкций и устройств значительных
11
размерений. Вследствие этрго сотрясения, вызываемые удар ной волной, носят сложный характер и решить задачу по
определению параметров сотрясения в местах установки обо
рудования в общем виде не представляется возможным. Это обстоятельство заставило прибегнуть к использованию обоб щенных опытных данных. За рубежом для характеристики
процесса сотрясений используются осциллограммы движения
Рис. 1. Номограмма для определения максималь
ного |
ускорения |
упакованного |
оборудования |
при |
||||||
его |
падении с |
определенной |
высоты: |
t— |
время |
|||||
действия |
ускорения, |
с; |
аМякс—максимальное |
|||||||
ускорение |
упакованного |
оборудования, |
g; |
1,3; |
||||||
5; 15; 30; |
75 —высота |
падения оборудования, |
см |
во времени, а также натурный спектр смещений, скоростей и
ускорений. Они позволяют выделить наиболее опасные пере мещения конструкции и оборудования корабля. Исследуя па
раметры сотрясений корпусных конструкций при неконтакт
ном подводном взрыве, Р. Л. Борт (США) получил выраже ние для определения ускорения, которое хорошо аппроксими
рует осциллограммы сотрясений: |
2πT1 |
|
-γ . |
|
|
|||||||||||
∙.∙.,λ |
|
|
V I ~γ ,T1 |
-г |
2πt , |
|
2πi |
|||||||||
|
|
|
|
e |
+⅛e |
|
acosτr+~τre |
|
rasm-τ7Λ |
|||||||
где |
V — |
скорость |
движения |
перекрытия |
|
|
|
|
|
(17) |
||||||
|
|
(опорной конструк |
||||||||||||||
ции) |
|
в месте установки оборудования; |
T1 |
— |
зависит от |
мощ |
||||||||||
ности |
взрыва; |
|
|
время, |
в |
течение |
V— |
|
происходит |
|||||||
T1— |
которого |
|||||||||||||||
смещение корабля |
как твердого тела, |
|
|
зависит |
от |
мощ |
||||||||||
ности |
и расположения взрыва, |
а также от типа |
судна; |
T2— |
||||||||||||
|
12
время в течение Tкоторого происходит |
затухание основного |
||||||||||||||||||||
тона, колебаний |
перекрытийT |
вместе |
с |
установленным |
на них |
||||||||||||||||
оборудованием, |
2 -÷- |
зависит |
от |
демпфирирующих |
свойств |
||||||||||||||||
конструкций перекрытия; |
|
3- |
период основного тона коле |
||||||||||||||||||
баний |
перекрытия |
вместе Tс2 |
установленным |
на нем оборудо |
|||||||||||||||||
ванием; |
|
T3 — |
зависит от веса и Vрасположения оборудования. |
||||||||||||||||||
Значения |
параметров |
|
и |
T3 |
должны быть известны из |
||||||||||||||||
натурных испытаний. |
|
Значения |
|
|
и |
T1 |
можно получить, поль |
||||||||||||||
зуясь выражениями: |
смещения |
судна как твердого тела при |
|||||||||||||||||||
— для величины |
|||||||||||||||||||||
взрыве: |
|
|
|
|
|
|
|
Λi |
|
|
M |
» |
|
|
|
|
(18) |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
M |
|
|
|
|
|
||||
— для скорости смещения: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(I9) |
|||||||||||
тогда |
T1 |
= ʌ-, |
с, |
где |
|
v=3Γ> m∕c∙ |
|
кг; |
1 — |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
M |
— масса |
судна, |
|
импульс си |
|||||||||||||
|
|
|
k — |
коэффициент в |
выражении |
для силы |
сопротив |
||||||||||||||
лы, Нс;k = c |
|||||||||||||||||||||
ления; |
|
|
x^-∙, |
S — |
площадь подводной |
части |
|
борта суд |
|||||||||||||
на, м2; |
|
р — массовая плотность воды, |
кг/м/3dx. |
|
|
|
|||||||||||||||
Выражение |
(18) |
получено |
в результате |
решения уравне- |
|||||||||||||||||
ния движения |
после |
|
взрыва.: |
|
|
¿2Х |
|
|
2 = θ∙ |
Форму |
|||||||||||
ла (17) может быть использована |
для |
XdFl |
|
|
ускоре |
||||||||||||||||
определения |
|||||||||||||||||||||
ний и при надводном взрыве. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наиболее сильные сотрясения испытывают корпусные кон
струкции, расположенные ближе к месту взрыва. По мере удаления от них интенсивность сотрясений снижается. Так,
ускорения киля и днища транспортного судна при подводном
взрыве обычного заряда достигает примерно 120 |
g, |
ускорение |
||||||
верхней палубы—15 |
g |
и |
ускорение |
конструкций мостика — |
||||
Ю |
g |
И. |
|
|
ускорение |
днища судна |
при под |
|
|
Пример. Определить |
водном взрыве, если скорость движения перекрытия в месте установки оборудования 2,3 м/с, время, в течение которого
происходит смещение судна как твердого тела, T1 — 16 мс,
время, в течение которого происходит затухание основного
тона колебаний перекрытия вместе с установленным на. нем
оборудованием, T2 = 2 мс, период основного тона колебаний перекрытия вместе с установленным на нем оборудованием
T3 = 10 мс. -
13