Файл: Логинов, И. Л. Инженерно-технические мероприятия, повышающие устойчивость электротехнического и радиоэлектронного оборудования к поражающим факторам ядерного взрыва учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
Решение. Пользуясь уравнением (17), определим ускоре
ние перекрытия и построим его график:
|
2,3-1000 |
|
2π-16 |
£ |
sin |
2π∕ |
Ψ(0 = |
COS |
е 2 |
||||
|
16-9,8 |
|
10 |
|
10 /• |
График изменения ускорения днища вместе с оборудованием
во времени показан на, рис. 2. Этот график показывает, что
ускорение днища при взятых параметрах достигает 105 g.
Рис. 2. Кривая ускорения днища судна при сотрясениях, вы-' званных взрывом
Чтобы оборудование выдержало сотрясения с такими уско
рениями, необходимо его амортизировать.
Для повышения ударостойкости элементов и узлов элек
тротехнического оборудования применяются разные методы,
в том числе:
—■ применение амортизации для снижения ускорений, раз
виваемых при сотрясениях;
— выбор для монтажа ударостойких элементов и узлов;
—■ применение ударостойких связей с электроприводами и
линиями;
— применение защитных устройств от механических по вреждений;
— размещение в прочных сооружениях.
14
Не менее важным является дублирование и резервирова
ние наиболее важных узлов оборудования. Так как сотрясе ние в разных местах различно, то рекомендуется, по возмож
ности, установку дублирующего оборудования производить там, где сотрясения меньше и вдали от основного оборудова ния.
Эти методы применяются и в обычных условиях. Для на
шего случая они должны быть конкретизированы и рассчи
таны с учетом воздействия ударной волны, возникающей при
ядерном взрыве.
§ 2. Амортизация электротехнического и радиоэлектронного оборудования
Амортизация электротехнического и радиоэлектронного
оборудования позволяет снизить ускорения, развиваемые при
сотрясениях, возникающих под действием ударной волны и
тем самым избежать поломок и выхода оборудования из
строя. Амортизация может быть достигнута конструктивным методом и применением специальных амортизаторов.
Рис. 3. Типы конструктивной амортизации: 1 — оборудование, 2 — упругий элемент
Под конструктивной амортизацией понимается установка
оборудования на податливые фундаменты, применение спе
циальных методов крепления, монтаж оборудования на амор тизированной переборке и др. Примером податливых фунда
ментов могут служить упругие фасонные элементы (рис. 3,α), высокая консольная тумба (рис. 3,6), промежуточные плат
формы, переборки палубы. В качестве конструктивной амор
15
тизации могут быть использованы стальные пружины
(рис. 3,β); они чаще всего применяются для амортизации лег
ких приборов. Для повышения ударостойкости кабельных
трасс последние прокладываются, как правило, пучками ско-
бовым, кассетным или свободным способом (рис. 3,г, 3,д).
Свободный способ прокладки заключается в, свободной
укладке (без крепления) кабелей в желобах, каналах, трубах.
Снижение перегрузок, действующих на оборудование, дости
гается также применением упругих прокладок и шайб. Они могут устанавливаться под фундаментные рамы, крепежные болты и опорные лапы (рис. 4).
1 — |
Рис. 4. Установка упругих прокладок и шайб: |
|
упругие прокладки из твердой резины; 2 —упру |
|
гие шайбы |
Конструктивная амортизация имеет важное значение в узлах крепления, в частности, в подборе болтов и стопорных
башмаков. Эксперименты, проведенные в США [2], показали,
что придонные болты, имеющие уменьшенный диаметр стержня, способны выдерживать большие перегрузки, чем обычные болты (рис. 5), они позволяют избежать концентра
ции напряжений в резьбе и заставить работать свободный от нарезки стержень болта.
Стопорные башмаки должны быть такими, чтобы исклю
чить выход из строя стопорных лап. Для этого выступающая
часть стопорного башмака (рис. 6) должна деформироваться
при безопасной для опорной лапы нагрузке, что исключает возникновение чрезмерно изгибающего момента, в опорных
лапах и появление трещин и поломок. Как в придонных бол
тах, так и в стопорных башмаках незначительная остаточная деформация допускается.
16
Примером .использования амортизированных переборок может служить монтаж радиоаппаратуры на амортизирован ной переборке радиорубки судна. При проектировании амор тизации цель состоит в том, чтобы избежать резонанса, амор
тизированного оборудования в условиях ходовой вибрации. Это значит, частота свободных колебаний амортизированно го оборудования должна лежать за, пределами частоты ходо
вой вибрации.
Рис. 5. Призонный болт |
а) |
|
1Рис— . 6. Стопорный башмак: |
|
с уменьшенным диамет |
старая конструкция; б) новая конструк |
|||
ром стержня |
|
ция; |
|
башмак, 2—стопорная лапа |
Более широкое распространение |
получила амортизация |
электротехнического оборудования при помощи амортизато
ров. Основные типы амортизаторов показаны на рис. 7. Цель нометаллические амортизаторы (рис. 7,а) применяются для оборудования, находящегося в тяжелых динамических и кли
матических условиях. Основным рабочим органом амортиза
тора является цилиндрическая пружина и металлическая сет
чатая подушка, находящаяся внутри пружины. Она играет роль демпфера колебаний и представляет собой мелкое пле
тение из нержавеющей стальной проводки. Вспомогательные
амортизирующие подушки служат для ограничения хода вверх и вниз и одновременно воспринимают удары в этих на
правлениях. Резинометаллические амортизаторы (рис. 7,6)
получили весьма широкое распространение как для аморти зации легковесного электрооборудования, так и тяжеловесно го. Резинометаллический амортизатор состоит из металличе ской обоймы и резинового массива, в нижней части которого
имеется конусообразная выемка. Благодаря этой выемке обеспечивается постоянство статической жесткости, т. е. ли
нейная зависимость деформации от нагрузки при малых де
формациях сжатия и растяжения. На рисунке показан лишь
один из типов таких амортизаторов. |
I |
_ |
2 Зак. 1473 |
I |
Гос- ∏^2∏κ∙- |
|
I |
»¡аѵчно-техни' |
|
|
6,.S.κ∙0τer,4 < |
У пружинных амортизаторов ,(рис. 7,в) главным аморти
зирующим элементом является пружина. Она рассчитана на
номинальные статические нагрузки от 0,3 до 30 кг на один
амортизатор.
Рис. 7. Амортизаторы
Резиновые амортизаторы (рис. 7,а) изготавливаются в ви де резиновых втулок или резиновых шнуров из морозостой
кой элластичной резины и применяются при нормальных тем
пературах и при отсутствии воздействия агрессивных жидких и газообразных реагентов, а также световых и радиоактив
ных излучений, в частности, для амортизации радиодеталей.
Движение амортизируемого оборудования при смещении основания описывается уравнением:
Λi⅛ + ⅛ψ(ψ-ifɪ) + C(ψ-ifɪ) = 0, ,
где ∙ψι — смещение основания; if — смещение амортизируемо
го оборудования массой М; C — коэффициент жесткости амортизатора; Λψ — коэффициент внутреннего трения амор
тизатора.
Решение этого уравнения дается в работе В. С. Ильин ского «Вопросы изоляции вибрации и ударов», Μ., «Совет
ское радио», 1960.
18
Анализ показывает, что упругая система должна иметь
такой период собственных колебаний, чтобы длительность
возбуждающих ударных импульсов находилась вне пределов
(0,3—1,3) Т. Частный случай подбора амортизаторов разбе
рем на конкретном примере.
Пример. На транспортное судно со стороны борта дей
ствует ударная волна, вызывая ускорение корпуса судна в месте установки радиоэлектронного блока равное 60 g, дли
тельностью 0,03 с. Блок радиоэлектронной аппаратуры весит
12 кг и может выдержать без повреждения удары с ускоре
нием не более 20 g. Требуется подобрать амортизаторы под указанный блок с таким, расчетом, чтобы передаваемое на
блок ускорение не превышало допустимого.
Решение. 1. Определим ко эффициент изоляции. Так как
силы, действующие на блок при наличии амортизаторов и
без них, нам неизвестны, но известны ускорения, то мы вос пользуемся ими для определе ния ориентировочного значения
коэффициента изоляции:
γi 60 ' ' θ 33∙
2. Чтобы обеспечить зату
хание свободных колебаний,
вызванных воздействием удар
ной волны, выберем коэффи
циент демпфирования равный
0,1 (0 = 0,1).
На рис. 8 показаны кривые
коэффициентов демпфирова
ния, которые снимаются при испытаниях амортизаторов.
Как видно из рис. 8, коэффи циенты демпфирования могут
Рис. 8. Зависимость коэффициента виброизоляции от соотношения меж ду частотой возбуждения и собствен ной частотой системы при различ ном демпфировании
иметь различные значения от 0 до 1. При больших коэффици
ентах демпфирования усложняется устройство амортизаторов.
3. По данным коэффициентов η = 0,33 и D = 0,1 находим
по графику (рис. 8) величину γ = p∕ω, где р — частота воз
буждения; ω — угловая частота собственных колебаний. Ве личина у равна 2,2.
2* |
19 |
4. Определим для нашего случая условные величины пе
риода и частоты ударных импульсов:
Tκ = 2tll = 2 • 0,03 = 0,06 с;
6,28 _
0,06 ~ 104 С“1.
5. Теперь найдем частоту собственных колебаний блока
радиоэлектронной аппаратуры на амортизаторах в направле
нии удара:
,_ ω _ 47,3
ʃ- 2χ ~ 6,28 = 7,5 Гц.
Из амортизаторов, выпускаемых промышленностью, такой
частотой и коэффициентом демпфирования обладает равноча
стотный демпфированный амортизатор типа АД-4, образец 1.
Выбор количества амортизаторов производится, исходя из
удобства их размещения. В данном случае достаточно четы рех амортизаторов, так что на каждый амортизатор нагрузка
12 „
составит — = 3 кг.
§ 3. Выбор для монтажа ударостойких элементов и узлов
Выбор ударостойких элементов имеет большое значение для повышения ударостойкости объекта в целом. И хотя эта истина не вызывает никакого сомнения, тем не менее изве стны десятки случаев в английском флоте, когда корабли те
ряли боеспособность в период второй мировой войны, оста ваясь на плаву из-за выхода, из строя ответственного энерге
тического оборудования [2]. Такое же положение имело место
и в американском флоте. В связи с этим было проведено ис
следование способностей корабельного оборудования выдер живать перегрузки и на основе полученных данных опреде лены проектные требования ударостойкости, предъявляемые к корабельному оборудованию. Такие требования в США
были приняты в 1958 г. в виде временных норм ударостой кости оборудования (рис. 9). Сплошная линия на графике
соответствует коэффициенту перегрузки в вертикальном на
правлении, пунктирная линия соответствует коэффициенту
перегрузки в поперечном направлении и штрих-пунктирная —
20
в продольном направлении [2]. В основу этих норм были по
ложены результаты многочисленных опытных данных, полу ченных при натурных испытаниях кораблей и судов. Для
пользования этими нормами по графику определяется коэф
фициент перегрузки для того места, где должно устанавли ваться оборудование, и эта величина умножается на вес обо
рудования. Сила, полученная в результате умножения, при
нимается в качестве расчетной и считается приложенной в.
Рис. 9. Нормы ударостойкости корабельного оборудо вания США (Si-10, 1958):
N — коэффициент перегрузки; G — вес оборудования
центре тяжести рассчитываемого оборудования. Под дей ствием этой силы оборудование не должно выходить из строя.
Допускаемым напряжением является предел текучести мате риала. Данные норм были распространены и на внутренние детали оборудования и на фундамент. Пока эти нормы дей ствуют, хотя подверглись критике, но следует ожидать их
корректировки в сторону ужесточения.
Предел текучести является характеристикой для пластич
ных материалов. Для хрупких материалов в качестве харак
теристики применяют предел прочности, т. е. такой предел,
при котором возникает крупное разрушение, например тре
щина. Однако, на практике большей частью прибегают к
сравнительной оценке материалов при помощи пробы на
твердость. Под твердостью понимается способность материа
21
ла противодействовать механическому проникновению в него посторонних тел. Наиболее широкое распространение получи
ли пробы по Бринеллю и по Роквеллу. В первом случае в по
верхность исследуемой детали вдавливается стальной шарик
диаметром 10 мм, во втором — алмазный острый наконечник. По обмеру полученного отпечатка судят о твердости мате
риала. Для определения предела прочности материала по по
казателю твердости имеются переводные таблицы. Сравнивая между собой показатели разных материалов,
можно судить о более или менее ударостойких материалах,
из которых изготовлен тот или иной элемент. Ниже приведе
ны механические свойства некоторых проводниковых мате
риалов для коллекторов и контактных колец электрических
машин. |
Предел прочности |
Таблица |
4 |
Наименование |
Твердость |
|
|
при растяжении, |
по |
|
|
I |
Н/мм2 |
Бринеллю |
|
Медь металлокерамическая MMK |
250—350 |
68—72 |
|
Нержавеющая сталь |
550 |
140-150 |
|
Из двух видов приведенных материалов большей' ударо стойкостью обладает нержавеющая сталь. Об этом говорит
и предел прочности при растяжении и показатель твердости по Бринеллю. При изготовлении машин для тяжелых условий
эксплуатации более подходящим материалом будет второй. Для оборудования распределительных устройств преиму
щественно применяются алюминиевые шины. Предел проч
ности алюминия при растяжении составляет 90—120 кН/мм2,
а твердость по Бринеллю — 20—25. Эти свойства указывают
на низкую ударостойкость алюминиевых шин. Поэтому на
таких объектах как транспортные суда, подводные лодки це
лесообразнее устанавливать медные шины. Твердость медных
шин ниже и составляет по. Бринеллю 80—105. Следует иметь в виду, что на проявление свойств пластичности и хрупкости
оказывает влияние время нагружения и температурное воз
действие. При быстром нагружении более резко, проявляется
свойство хрупкости, а при длительном, воздействии нагру
зок — свойство пластичности. Например, хрупкое стекло спо
собно при длительном воздействии нагрузки при нормальной
22