Файл: Ильинский, Д. Я. Обоснование решений при проектировании и эксплуатации машин и линий легкой промышленности учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СССР
ВСЕСОЮЗНЫЙ ЗАОЧНЫЙ ИНСТИТУТ ТЕКСТИЛЬНОЙ И ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛ ЕННОСТИ
ФАКУЛЬТЕТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНЖЕНЕРОВ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Д. я. ИЛЬИНСКИЙ
Гк о н т р о л ь н ый
ЭКЗЕМПЛЯР
ОБОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН И ЛИНИЙ
ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Утверждено Советом института в качестве учебного пособия для слушателей факультета усовершенствования инженеров и руководящих работников и для студентов ВЗИТЛП
МОСКВА «ЛЕГКАЯ ИНДУСТРИЯ» ■1973
Научный редактор проф. Я. М. Карелин
м. у*.1. |
.vnvia |
V'.i'J*' . |
"•OP |
- *■* M/iTAJlbr.Oi С ЗЛ/1Л \
& - е ш
ВВЕДЕНИЕ
Поставленная Директивами XXIV съезда КПСС по пятнлетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 годы задача осуществить техническое перевооружение предприятий легкой промышленности на основе внедрения новой техники и прог рессивной технологии, а также механизации и автоматизации де лает необходимым применение при создании и эксплуатации техно логического оборудования объективных научных методов, что обусловливает максимальную технико-экономическую эффектив ность технологических, технических и организационных меро приятий.
«...наука только тогда достигает совершенства, когда ей удается пользоваться математикой*»,-—эти слова К. Маркса, разумеется, относятся и к 'Проектированию машин и к планированию условий их рациональной эксплуатации.
В пособии излагаются вопросы -системотехники как науки (точ нее, семейства наук), используемой для синтеза систем, создавае мых для решения различных задач наиболее эффективным мето дом.
Целью автора является не систематическое изложение теории системотехники (которая как наука находится в стадии становле ния), а привлечение-внимания читателей к современным -методам и средствам обоснования решений и, главное, — к формированию мысли и целесообразности и необходимости приложения этих мето дов и средств к решению различных задач -проектирования и экс плуатации машин.
* Воспоминание о Марксе и Энгельсе. М., 1956.
ОБЩАЯ ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ОПТИМИЗАЦИИ
Стремление к оптимальным решениям, т. е. к таким решениям, которые в данных условиях дают максимальную эффективность того или иного мероприятия, присуще человеку во всех сферах про явления его разумной, целенаправленной деятельности.
В паше время особенно важны проблемы «...которые необходи мы для решения различных видоизменений одной и той же [зада чи], общей для всей практической деятельности человека: как рас полагать средствами своими для достижения по возможности
большей выгоды?» (П. Л. Чебышев. |
Полное |
собрание |
сочинений, |
т. V. Изд-во АН СССР, 1951, с. 150—151). |
|
|
|
Сложность и масштаб проблем |
совершенствования |
как техно |
логических машин легкой промышленности, так и систем их экс плуатации все возрастает. Это вызвано значительным расширени ем парка машин, ускоренным конструктивным усложнением обору дования (в результате автоматизации, интенсификации режимов, концентрации нескольких операций в одной машине, объединения машин в комплексы и т. д.), увеличением количества факторов, влияющих на эффективность работы оборудования, резким возра станием ответственности конструкторов и эксплуатационников за качество новой техники (в связи с увеличением затрат «а оборудо вание) и др.
В этих условиях вполне закономерно привлечение 'кибернетики для разрешения проблем создания машин и планирования систем их эксплуатации.
Двумя тесно связанными направлениями развития кибернетики являются системный подход и теория исследования операций. Сис т е мн ы й п о д х о д - — современная методология установления -при чинно-следственных связей, выявления, объективного обоснования и формулирования целей и задач различных мероприятий, а также установления соответствия средств поставленным целям.
Системный подход исходит из того, что все составляющие ми ра рассматриваются и анализируются как система, обязательными компонентами которой являются -входы, процесс, выходы, управле ние с обратной связью, ограничения.
Системному подходу свойствен учет большого числа как де
терминированных, таки случайных факторов, влияющих на |
резуль |
таты функционирования системы. Т е о р и я и с с л е д о |
в а н и я |
4
о п е р а ц и й — прикладная наука, предназначенная для отыска ния и объективного, количественного обоснования оптимальных ре шений в различных областях человечеокой деятельности.
О п т и м и з а ц и я — процеос нахождения такой совокупности значений управляющих переменных величин (варьируемых факто ров) обозначаемых X =■■| хъ х2, . . . . Л'п), которые в данных, фиксированных условиях, характеризуемых постоянными величи нами (параметрами) А = \alt а2, . . . ,аЛ), удовлетворяя задан ным ограничениям В = {Bx, В.,, . . . , Вт], обеспечивают наи выгоднейшее (или по крайней мере не хуже заданного) значение критерия эффективности F, называемого целевой функцией.
В рассматриваемых задачах в качестве управляющих перемен ных величин X фигурируют показатели интенсивности режимов, ко личество последовательно проходимых изделием позиций многоиозищюнной машины или линии, варианты конструктивной реализа ции элемента машины, количество рабочих-иаладчиков, длитель ность эксплуатации и межремонтного периода и другие величины, выбор которых обычно входит в обязанности инженеров-механиков.
Проверяемые ограничения В порождены условиями, накладыва емыми на выходные (управляемые) переменные, характеризующие качество (если в понятие «качество» не включается стоимость, то качество и стоимость) машины или процесса эксплуатации.
К управляемым переменным относят:
1) основные технико-экономшчеокие показатели машины (про изводительность, безотказность, долговечность и др.), которые ха рактеризуют полезную отдачу ее;
2)первоначальные затраты (стоимость, цену и др.), текущие затраты прошлого труда (энергоемкость, расход сырья и вспомога тельных материалов и др.) и затраты живого труда (норму обслу живания, квалификацию персонала и др.);
3)патенто-лицензионные и конъюнктурные показатели, харак
теризующие конкурентоспособность и перспективы сбыта машин на внешнем рынке (в последнее время намечается тенденция количе ственной оценки и этой группы показателей, например, с помощью методов экспертной оценки).
Ограничения, накладываемые на те управляемые переменные, которые характеризуют затраты труда, вызваны ограниченностью ресурсов (средств). В качестве целевой функции обычно ис пользуются приведенные затраты, производительность обществен ного труда, себестоимость, фактическая производительность маши ны или линии и др.
При решении всех задач оптимизации, связанных с конструи рованием и эксплуатацией машин, возможны две модификации задачи.
1.Получить максимальную эффективность, например, произво дительность или надежность системы при заданных ограничениях на затрачиваемые средства.
2.Обеспечить заданную эффективность системы при минимальу ных затратах средств.
5
Постановка задачи |
оптимизации: найт.и х i, |
x*, . . |
. , х„, |
||||
которые удовлетворяют т условиям |
|
|
|
|
|||
Yj{A- X) |
U<; |
— |
| bj\ |
, - 1, |
2,---, |
m. |
|
Запись | — ; > i обозначает: не больше или равно, |
или не меньше |
||||||
и обеспечивает |
|
|
|
|
|
|
|
F(A; |
X) -> max; |
F > FA |
|
|
|||
или |
|
X ) —>' min; |
|
|
|
|
|
t ( A \ |
|
|
|
|
|||
т. e. значение целевой |
функции |
F должно |
быть |
экстремальным |
|||
(максимальным или минимальным) |
и при |
том не менее |
(более) |
заданного F *.
Методы решения математических задач по нахождению опти мальных значений управляющих переменных составляют раздел
математики, |
называемый |
математическим |
программированием |
|||||
(точнее планированием), |
которое не следует путать с составлени |
|||||||
ем программ для электронно-вычислительных машин (ЭВМ). |
||||||||
Значения |
управляющей |
переменной |
(которые в рассматри |
|||||
ваемых вопросах всегда |
неотрицательны, |
т. е. |
Х^.0) могут быть |
|||||
представлены |
в |
виде |
возрастающей последовательности |
|||||
^ |
j v |
х j n ' * *> |
x j i y ' |
' *» х ]ку |
X ],Ui 1 ^ |
-Xj.U |
||
Функции, входящие в состав целевой функции |
в диапазоне, |
|||||||
< xjk. обычно можно подразделить |
на убывающие (по мере |
|||||||
увеличения х), |
т. е. |
|
|
|
|
|
|
:\ ) < f -v>),
ина возрастающие (по мере увеличения Ху), т. е.
f { X j M 0 > i ( x j )•
Совместное воздействие на показатели качества системы факторов, описываемых убывающими и возрастающими функ циями, обусловливает конфликтность анализируемой ситуации, выражающуюся в том, что одно и то же изменение управляющих переменных ведет одновременно и к ухудшению и к улучшению конечного эффекта.
Наличие конфликтующих факторов органически присуще зада чам оптимизации. Более того, выявление конфликтующих факто ров и характера их влияния на целевую функцию представляет собой сложную и ответственную процедуру, носящую неформаль ный характер.
Значимость теории исследования операций для технологии, тех ники и организации производства легкой промышленности исклю чительна, ибо в сфере производства принятие неоптимальных ре шений по своим материальным и моральным последствиям равно сильно расточительству.
6
Качество принятых решений зависит не только от современно сти методологии и математического аппарата, применяемых для обоснования решения, но и от широты и глубины профессиональ ных знаний, умения нетрафаретно мыслить, навыков, опыта и ин туиции руководителя, а иногда и от его решительности и смело сти.
МЕТОД ПРЯМОГО ПОИСКА (ПЕРЕБОРА)
Метод прямого поиска (перебора) применяется обычно, если имеется одна управляющая переменная, изменяющаяся в относи тельно небольшом диапазоне, и известно, что целевая функция имеет не .более одного экстремума. Этот метод сводится к вычис лению целевой функции для каждого значения управляющей пе ременной, последовательность которых задана или принята при решении данной задачи.
Например, управляющая переменная X — давление в сети пор
шневого гидропривода: X = 0,5; 1,0; |
2,5; 4,0; 10,0 |
МПа. Целевая |
функция/7 ^ ) — суммарная масса |
гидропривода |
(гидроцилин |
дра, насоса, трубопровода и арматуры).
Параметры задачи: рабочее усилие на штоке, длина хода, дли тельность прямого и обратного хода; известны функциональные за
висимости, |
связывающие |
управляющую |
переменную |
X со всеми |
||||
■составляющими целевой функции F(X). |
1~. |
|
|
|
||||
Результаты .вычислений * сведены в табл. |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
Таблица |
1 |
|
|
Насос |
|
|
Гнлроцнлпндр |
f. : |
Суммарная |
||
.V. МПа |
|
|
|
|
|
цмасеа гидро |
||
типоразмер |
масса, кг |
диаметр, мм |
масса, кг•- чГ; |
привода. |
||||
|
F(X), |
кг |
||||||
0,0 |
ВН-25 |
105 |
180 |
40 |
|
149,4 |
|
|
I .0 |
Э.МН-10/1 |
60 |
155 |
23 |
|
85,4 |
|
|
2,5 |
.МВН-1,5 |
30 |
75 |
14 |
|
46,1 |
|
|
4,0 |
ПВВ-1,4м/1 |
242 |
65 |
1! |
|
233,9 |
|
|
1>,0 |
НВВ-1,4м |
297 |
'40 |
7,5 |
|
305,3 |
|
|
В данном случае F(X) |= 46,1 = min |
при давлении |
Х = 2,5 МПа, |
||||||
которое и принимается за оптимальное. |
|
|
|
|
|
При выборе оптимального по критерию потребляемой мощно сти принципа действия поворотного стола машины** в качестве управляющей переменной были приняты следующие механизмы:
.мальтийский, кулачково-цевочный, гидравлический со штоком-рей
*В подготовке задач данного раздела принимал участие А. В. Ипполитов.
**Здесь и ниже имеются в виду технологические машины, входящие и/гостав.
технологических комплексов, представляющих собой систему технологических, транспортных, энергетических и информационных машин и аппаратов.
7