ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
Из нормативных актов местных директивных органов представляют интерес те, которые предусматривают обя зательность найма кадров производством посредством БТИИН, расширение его правомочий в распределении трудовых ресурсов. Таких актов, следует заметить, с каж дым годом становится больше, что свидетельствует о за интересованности местных партийных и советских орга нов иметь орган с новым правовым статусом.
Таким образом, правовая база бюро недостаточна для успешной их работы, им необходимы такие нормы, ко торые четко и полно определяли бы их функции в облас ти трудоустройства, распределения трудовых ресурсов, комплектования производства кадрами, ибо любая форма вовлечения населения в общественное производство как объективная необходимость становится созидательной при условии, если она правильно воплощена в организацион но-правовые формы, и трудоустройство посредством бюро в этом не представляет какого-либо исключения; поэтому с позиций права крайне важно определить разумные и це лесообразные пределы полномочий БТИИН.
Прежде всего юридической науке надлежит разрабо тать теоретические основы этой формы распределения и перераспределения трудовых ресурсов, которой, вероят но, в перспективе суждено стать основой. Без этого нормо творчество в этой сфере не может быть эффективным и осложнится.
Характер посреднических отношений требует выра ботки специального правового акта, регламентирующего в комплексе административно-правовые вопросы обеспе чения функционирования системы управления трудоуст ройством через БТИИН, трудовые и гражданско-право вые отношения, возникающие в условиях функционирова ния службы трудоустройства.
В нормативном акте целесообразно сформулировать цели, смысл, задачи, значение новой формы вовлечения населения в общественное производство, закрепить прин
74
ципы распределения трудовых ресурсов через БТИИН, узаконить права сторон, участвующих в посредничестве. Так как отношения БТИИН с гражданами, БТИИН с предприятиями и граждан с последними не могут осу ществляться иначе как на основе права и в соответствии с его требованиями, то очень важно определить права и обязанности сторон.
Представляется целесообразным предусмотреть в по средническом законодательстве норму, согласно которой обязанностью предприятий является заключение трудо вых договоров с гражданами, направляемыми службой в счет заявки. С введением такого порядка расширится форма правовой защиты конституционных прав граждан на труд, уменьшатся правонарушения в системе найма работников.
Поскольку единство прав и обязанностей — закон со циализма, то обязанностью граждан должно стать широ кое пользование услугами БТИИН. Введение такой нор мы— проявление заботы, являющейся в нашем обществе высшим законом в таком жизненно важном для челове ка вопросе, каким для него является выбор работы. Эта мера улучшит моральное состояние трудоустраивающих ся, будет отвечать интересам хозяйственного развития, создаст условия, благоприятствующие лучшему использо ванию главной производительной силы.
Правовому режиму следует подчинить границы по среднической деятельности. Несмотря на то, что служба несет в себе возможность управления миграционными процессами и уменьшения потерь, наносимых миграцией, ее правомочия в информации н трудоустройстве ограни чиваются рамками одного города, на территории которого она находится, не затрагивая, как уже отмечалось, сель скую местность, малые и средние города, рабочие посел ки.
Осуществление функции, продиктованной потребно стью управлять непрерывно увеличивающейся миграци
75
ей, обусловливает необходимость наделить БТИИН пра вомочием па формирование информации о свободных ра бочих местах и резервах рабочей силы по каждой адми нистративной территории (район, город, область, край, республика). Возможно, что совершенствование БТИИН в этом направлении ускорит создание общегосударствен ного органа, ведающего в комплексе вопросами управле ния трудовыми ресурсами страны.
В системе правовых норм, определяющих компетенцию, должна быть норма, представляющая БТИИН право конт ролировать формирование занятости на предприятиях, правильность использования ими рабочей силы, соответст вие численности работников планам по труду, а также получать от предприятий необходимые сведения, характе ризующие достаточно полно использование живого труда и потребность в нем. Информация, которой ныне распола гает БТИИН, не позволяет представить картину действи тельного положения дел в этих вопросах, а поэтому и не может рассматриваться как удовлетворяющая интересы обращающихся.
Усиливающаяся напряженность баланса труда, увели чение численности трудоустраивающихся через БТИИН, а также в целях упорядочения его деятельности, подчине ния ее определенным правилам во избежание субъекти визма в распределении трудовых ресурсов предполагают необходимость разработки и закрепления в нормативном акте принципов и методов, которыми в обязательном по рядке должны руководствоваться бюро. Ибо для общест ва чрезвычайно важно, чтобы распределение трудовых ресурсов через государственный орган, каким является БТИИН, было экономически обоснованным и рациональ
ным.
В сферу правового воздействия в первую очередь должны попасть, с нашей точки зрения, рассмотренные выше принципы, выработанные в ходе практики, которые ныне служба стремится провести в жизнь.
76
Поскольку в основе рассматриваемой формы лежат централизованные начала, обеспечивающие эффектив ность организованного трудоустройства, то очень важно ■нормативно закрепить этот принцип в качестве основопо лагающего в системе обеспечения производства кадрами на современном этапе. Это обусловливается тем значе нием, какое имеет в экономическом развитии общества фактор трудовых ресурсов.
Хотя и представляется бесспорным, что трудоустрой ство через БТИИН не ущемляет гарантированных прав граждан в вопросе выбора работы, что оно опирается на основополагающий принцип трудового законодатель ства—"принцип подлинной свободы труда в нашей стра не, на законодательные положения о том, что трудоуст ройство зависит от желания, волеизъявления, способно стей человека, очень важно оговорить эти принципиаль ные моменты в посредническом законодательстве.
В процессе организованного трудоустройства между БТИИН и предприятиями возникают отношения, пра вильное разрешение которых может быть обеспе'чено только в случае наличия права о взаимной ответствен ности по обязательствам. На практике же вопросы, свя занные с ответственностью сторон в рассматриваемой области, не урегулированы, посредники освобождены от ответственности друг перед другом, тогда как характер отношений, затрагивающих всякий раз интересы челове ка, не допускает этого. Поэтому было бы правильным введение ответственности предприятий перед БТИИН за неуведомление о наличии свободных мест; представление недостоверных (завышенных) заявок на кадры; необос нованный отказ в приеме на работу направленным служ бой гражданам; самостоятельный набор кадров сверх плана, минуя БТИИН; нерациональную расстановку и ис пользование трудоустроенных службой. В свою очередь, по мере приобретения прав на централизованное трудо устройство и комплектование кадрами расширение по
7 7
среднических объемов бюро должно брать на себя ответ ственность перед предприятиями за выполнение заявок (в срок, количественно, качественно), а перед населени ем — по оперативному трудоустройству по имеющейся специальности, профессии.
Требует серьезного совершенствования как в части со держания, так и в выполнении гарантийных условий до говорная система, опосредствующая отношения между БТИИН и предприятиями. Из договорных отношений вы пали важные показатели и условия, характеризующие эф фективность организованного трудоустройства. Условия ми не оговаривается: при каком уровне обеспеченности и использования имеющейся в наличии у предприятий ра бочей силы служба трудоустройства должна направлять ему новую рабочую силу: сколько человек бюро обя зуется направить, а предприятие — принять; какой квалификации; в какой срок; в каких случаях бюро прекращает направление людей; сколько време ни (дней) предприятие может не заполнять (брониро вать) вакантное место из заявки, представленной бюро; процедура оформления службой трудоустройства направ ляемого работника; обязательность приема на работу человека, направленного бюро в счет заявки; при каких обстоятельствах предприятие отказывает в приеме на ра боту. Отсутствие таких важный условий делает договор формальным и снижает эффективность распределения трудовых ресурсов через БТИИН.
Представляя собой правовую форму, договор должен содержать условия, исключающие льготные положения для сторон, наиболее полно определить взаимные права и обязанности сторон, органически соединить интересы предприятия и народного хозяйства в области распреде ления трудовых ресурсов.
Другая группа вопросов — правовое регулирование труда и отдыха работников, занятых в службе БТИИН, на которых распространены ныне общие правила, дей
78
ствующие в отношении рабочих и служащих — пятиднев ная неделя с выходными днями в субботу и воскресенье.
Такой режим работы органа, призванного содейство вать ускорению трудоустройства, нельзя назвать ни самым экономичным, ни самым удобным, особенно для работающего населения, но нуждающегося в перемене места работы. Посещение бюро таким контингентом со провождается отвлечением от рабочего места на Несколь ко часов. Нередко граждане обращаются повторно, каж дый раз отпрашиваясь с работы. Подобные потери можно сократить, если БТИИН перевести на режим работы предприятий, где производство не прерывается в общие выходные дни в связи с необходимостью обслуживания населения. Эта мера повысит эффективность службы трудоустройства, создаст удобства населению, сэкономит производству миллионы часов рабочего времени.
Все это говорит, насколько неотложно сейчас обобще ние накопленного опыта БТИИН, выработка соответству ющего законодательства и обеспечение им новой системы управления трудовыми ресурсами.
Решение задач, стоящих перед БТИИН, неразрывно связано с совершенствованием оплаты и поощрения труда его работников, так как действующая система оплаты недостаточно стимулирует рост объемов посреднической деятельности, улучшение качества обслуживания населе ния, рациональное распределение трудовых ресурсов. Оп лату работников этой сферы не затронули" широко приме няемые принципы экономического стимулирования в про мышленности, строительстве, на транспорте, в бытовом обслуживании и других отраслях, хотя усилия посредни ческого органа направлены на улучшение их технико-эко номических показателей.
По оплате труда работники БТИИН приравнены к ра ботникам отделов исполкомов областных Советов депута тов трудящихся, так как организационно служба входит в отдел по труду облисполкома и работает в его составе.
79
Сотрудники БТИИН в сравнении с ними |
получают за |
|
свой труд на 30—40% ниже, хотя работа |
у них |
такая |
же, как у отдела кадров предприятий. Важный |
вопрос |
|
и выравнивание оплаты труда работников |
одинаковой |
квалификации. В оплате работников БТИИН наблюдает ся удивительная пестрота. В одном и том же бюро, выпол няя одну и ту же работу, один инспектор получает 80, другой — 85, третий — 87,5, четвертый — 90, пятый — 92,5 рубля.
Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР
и ВЦСПС от 24 декабря 1976 года оплата труда работ ников БТИИН с декабря 1977 года упорядочивается-- ставится в зависимость от категории города и приравнива ется к оплате труда работников хозяйственных органов, то есть существенно повышается. Но денежные средства, имеющиеся в распоряжении БТИИН, позволяют широко применять и прогрессивные формы материального поощ рения, способствующие совершенствованию механизма организованного трудоустройства. Известный шаг в этом вопросе сделан госкомитетами по труду РСФСР, Узбек ской и Казахской ССР и др., которые ввели в действие Положение о премировании работников службы трудо устройства.
К показателям, улучшение которых поощряется, отне сены: выполнение задания по трудоустройству; увеличе ние доли БТИИН в комплектовании производства кадра ми; закрепляемость на производстве работников, трудо устроенных организованно; сокращение сроков трудо устройства, организация труда; культура обслуживания. То* есть в Положении о премировании количественные и качественные показатели взаимно увязаны. Обязательное условие премирования — выполнение сметы доходов.
Но порядок образования источника премирования — фонда поощрения — разный. В Казахстане он образуется за счет отчислений в размере до двух процентов от дохо дов БТИИН. В положениях, разработанных, например,
80
Госкомитетами РСФСР и Узбекской ССР, условия пре дусматривают отчисления в премиальный фонд в размере 20% от начисления заработной платы. Кроме того, за каждый процент перевыполнения задания по трудоуст ройству 2% от заработной платы начисляется в фонд до полнительно. Выплата вознаграждения производится: в Казахской ССР — по полугодиям, в других — по кварта
лам.
Описанная система материального поощрения, разра ботанная на основе Типового положения о премировании работников справочно-информационных контор (бюро) системы бытового обслуживания,— серьезный стимул улучшения деятельности БТИИН. Поэтому крайне важно проанализировать накопленный опыт и на его основе вы работать и издать Типовое положение по премированию работников БТИИН, включив в него условия, стимулиру ющие достижениенаилучших посреднических результа тов.
В ходе функционирования органа обнаружилась сла бая разработанность его организационной структуры. По ней отсутствуют какие-либо методические основы, реко мендации. Этим, видимо, можно объяснить неидентичное решение структурного вопроса БТИИН в союзных респуб ликах: в одних структура — двухзвенная (сектор инфор мации, сектор трудоустройства), в других — трехзвенная (секторы двухзвенный плюс экономического анализа.)
Последняя более соответствует многообразным функ циям, выполняемым службой, но и она далека от совер шенства. Значительной части населения посредник под бирает не только место работы, но и профессию, что в обязательном порядке требует иметь в структуре специа листов, владеющих методологией профотбора.
Как правовая проблема организованное трудоустрой ство предполагает наличие в структуре БТИИН юридиче ской службы, а как специфическое производство, кото рое, как и любое производство, надо вести, опираясь на
81