Файл: Зикринов, Ф. З. Служба трудовых ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из нормативных актов местных директивных органов представляют интерес те, которые предусматривают обя­ зательность найма кадров производством посредством БТИИН, расширение его правомочий в распределении трудовых ресурсов. Таких актов, следует заметить, с каж­ дым годом становится больше, что свидетельствует о за­ интересованности местных партийных и советских орга­ нов иметь орган с новым правовым статусом.

Таким образом, правовая база бюро недостаточна для успешной их работы, им необходимы такие нормы, ко­ торые четко и полно определяли бы их функции в облас­ ти трудоустройства, распределения трудовых ресурсов, комплектования производства кадрами, ибо любая форма вовлечения населения в общественное производство как объективная необходимость становится созидательной при условии, если она правильно воплощена в организацион­ но-правовые формы, и трудоустройство посредством бюро в этом не представляет какого-либо исключения; поэтому с позиций права крайне важно определить разумные и це­ лесообразные пределы полномочий БТИИН.

Прежде всего юридической науке надлежит разрабо­ тать теоретические основы этой формы распределения и перераспределения трудовых ресурсов, которой, вероят­ но, в перспективе суждено стать основой. Без этого нормо­ творчество в этой сфере не может быть эффективным и осложнится.

Характер посреднических отношений требует выра­ ботки специального правового акта, регламентирующего в комплексе административно-правовые вопросы обеспе­ чения функционирования системы управления трудоуст­ ройством через БТИИН, трудовые и гражданско-право­ вые отношения, возникающие в условиях функционирова­ ния службы трудоустройства.

В нормативном акте целесообразно сформулировать цели, смысл, задачи, значение новой формы вовлечения населения в общественное производство, закрепить прин­

74

ципы распределения трудовых ресурсов через БТИИН, узаконить права сторон, участвующих в посредничестве. Так как отношения БТИИН с гражданами, БТИИН с предприятиями и граждан с последними не могут осу­ ществляться иначе как на основе права и в соответствии с его требованиями, то очень важно определить права и обязанности сторон.

Представляется целесообразным предусмотреть в по­ средническом законодательстве норму, согласно которой обязанностью предприятий является заключение трудо­ вых договоров с гражданами, направляемыми службой в счет заявки. С введением такого порядка расширится форма правовой защиты конституционных прав граждан на труд, уменьшатся правонарушения в системе найма работников.

Поскольку единство прав и обязанностей — закон со­ циализма, то обязанностью граждан должно стать широ­ кое пользование услугами БТИИН. Введение такой нор­ мы— проявление заботы, являющейся в нашем обществе высшим законом в таком жизненно важном для челове­ ка вопросе, каким для него является выбор работы. Эта мера улучшит моральное состояние трудоустраивающих­ ся, будет отвечать интересам хозяйственного развития, создаст условия, благоприятствующие лучшему использо­ ванию главной производительной силы.

Правовому режиму следует подчинить границы по­ среднической деятельности. Несмотря на то, что служба несет в себе возможность управления миграционными процессами и уменьшения потерь, наносимых миграцией, ее правомочия в информации н трудоустройстве ограни­ чиваются рамками одного города, на территории которого она находится, не затрагивая, как уже отмечалось, сель­ скую местность, малые и средние города, рабочие посел­ ки.

Осуществление функции, продиктованной потребно­ стью управлять непрерывно увеличивающейся миграци­

75


ей, обусловливает необходимость наделить БТИИН пра­ вомочием па формирование информации о свободных ра­ бочих местах и резервах рабочей силы по каждой адми­ нистративной территории (район, город, область, край, республика). Возможно, что совершенствование БТИИН в этом направлении ускорит создание общегосударствен­ ного органа, ведающего в комплексе вопросами управле­ ния трудовыми ресурсами страны.

В системе правовых норм, определяющих компетенцию, должна быть норма, представляющая БТИИН право конт­ ролировать формирование занятости на предприятиях, правильность использования ими рабочей силы, соответст­ вие численности работников планам по труду, а также получать от предприятий необходимые сведения, характе­ ризующие достаточно полно использование живого труда и потребность в нем. Информация, которой ныне распола­ гает БТИИН, не позволяет представить картину действи­ тельного положения дел в этих вопросах, а поэтому и не может рассматриваться как удовлетворяющая интересы обращающихся.

Усиливающаяся напряженность баланса труда, увели­ чение численности трудоустраивающихся через БТИИН, а также в целях упорядочения его деятельности, подчине­ ния ее определенным правилам во избежание субъекти­ визма в распределении трудовых ресурсов предполагают необходимость разработки и закрепления в нормативном акте принципов и методов, которыми в обязательном по­ рядке должны руководствоваться бюро. Ибо для общест­ ва чрезвычайно важно, чтобы распределение трудовых ресурсов через государственный орган, каким является БТИИН, было экономически обоснованным и рациональ­

ным.

В сферу правового воздействия в первую очередь должны попасть, с нашей точки зрения, рассмотренные выше принципы, выработанные в ходе практики, которые ныне служба стремится провести в жизнь.

76

Поскольку в основе рассматриваемой формы лежат централизованные начала, обеспечивающие эффектив­ ность организованного трудоустройства, то очень важно ■нормативно закрепить этот принцип в качестве основопо­ лагающего в системе обеспечения производства кадрами на современном этапе. Это обусловливается тем значе­ нием, какое имеет в экономическом развитии общества фактор трудовых ресурсов.

Хотя и представляется бесспорным, что трудоустрой­ ство через БТИИН не ущемляет гарантированных прав граждан в вопросе выбора работы, что оно опирается на основополагающий принцип трудового законодатель­ ства—"принцип подлинной свободы труда в нашей стра­ не, на законодательные положения о том, что трудоуст­ ройство зависит от желания, волеизъявления, способно­ стей человека, очень важно оговорить эти принципиаль­ ные моменты в посредническом законодательстве.

В процессе организованного трудоустройства между БТИИН и предприятиями возникают отношения, пра­ вильное разрешение которых может быть обеспе'чено только в случае наличия права о взаимной ответствен­ ности по обязательствам. На практике же вопросы, свя­ занные с ответственностью сторон в рассматриваемой области, не урегулированы, посредники освобождены от ответственности друг перед другом, тогда как характер отношений, затрагивающих всякий раз интересы челове­ ка, не допускает этого. Поэтому было бы правильным введение ответственности предприятий перед БТИИН за неуведомление о наличии свободных мест; представление недостоверных (завышенных) заявок на кадры; необос­ нованный отказ в приеме на работу направленным служ­ бой гражданам; самостоятельный набор кадров сверх плана, минуя БТИИН; нерациональную расстановку и ис­ пользование трудоустроенных службой. В свою очередь, по мере приобретения прав на централизованное трудо­ устройство и комплектование кадрами расширение по­

7 7


среднических объемов бюро должно брать на себя ответ­ ственность перед предприятиями за выполнение заявок (в срок, количественно, качественно), а перед населени­ ем — по оперативному трудоустройству по имеющейся специальности, профессии.

Требует серьезного совершенствования как в части со­ держания, так и в выполнении гарантийных условий до­ говорная система, опосредствующая отношения между БТИИН и предприятиями. Из договорных отношений вы­ пали важные показатели и условия, характеризующие эф­ фективность организованного трудоустройства. Условия­ ми не оговаривается: при каком уровне обеспеченности и использования имеющейся в наличии у предприятий ра­ бочей силы служба трудоустройства должна направлять ему новую рабочую силу: сколько человек бюро обя­ зуется направить, а предприятие — принять; какой квалификации; в какой срок; в каких случаях бюро прекращает направление людей; сколько време­ ни (дней) предприятие может не заполнять (брониро­ вать) вакантное место из заявки, представленной бюро; процедура оформления службой трудоустройства направ­ ляемого работника; обязательность приема на работу человека, направленного бюро в счет заявки; при каких обстоятельствах предприятие отказывает в приеме на ра­ боту. Отсутствие таких важный условий делает договор формальным и снижает эффективность распределения трудовых ресурсов через БТИИН.

Представляя собой правовую форму, договор должен содержать условия, исключающие льготные положения для сторон, наиболее полно определить взаимные права и обязанности сторон, органически соединить интересы предприятия и народного хозяйства в области распреде­ ления трудовых ресурсов.

Другая группа вопросов — правовое регулирование труда и отдыха работников, занятых в службе БТИИН, на которых распространены ныне общие правила, дей­

78

ствующие в отношении рабочих и служащих — пятиднев­ ная неделя с выходными днями в субботу и воскресенье.

Такой режим работы органа, призванного содейство­ вать ускорению трудоустройства, нельзя назвать ни самым экономичным, ни самым удобным, особенно для работающего населения, но нуждающегося в перемене места работы. Посещение бюро таким контингентом со­ провождается отвлечением от рабочего места на Несколь­ ко часов. Нередко граждане обращаются повторно, каж­ дый раз отпрашиваясь с работы. Подобные потери можно сократить, если БТИИН перевести на режим работы предприятий, где производство не прерывается в общие выходные дни в связи с необходимостью обслуживания населения. Эта мера повысит эффективность службы трудоустройства, создаст удобства населению, сэкономит производству миллионы часов рабочего времени.

Все это говорит, насколько неотложно сейчас обобще­ ние накопленного опыта БТИИН, выработка соответству­ ющего законодательства и обеспечение им новой системы управления трудовыми ресурсами.

Решение задач, стоящих перед БТИИН, неразрывно связано с совершенствованием оплаты и поощрения труда его работников, так как действующая система оплаты недостаточно стимулирует рост объемов посреднической деятельности, улучшение качества обслуживания населе­ ния, рациональное распределение трудовых ресурсов. Оп­ лату работников этой сферы не затронули" широко приме­ няемые принципы экономического стимулирования в про­ мышленности, строительстве, на транспорте, в бытовом обслуживании и других отраслях, хотя усилия посредни­ ческого органа направлены на улучшение их технико-эко­ номических показателей.

По оплате труда работники БТИИН приравнены к ра­ ботникам отделов исполкомов областных Советов депута­ тов трудящихся, так как организационно служба входит в отдел по труду облисполкома и работает в его составе.

79



Сотрудники БТИИН в сравнении с ними

получают за

свой труд на 30—40% ниже, хотя работа

у них

такая

же, как у отдела кадров предприятий. Важный

вопрос

и выравнивание оплаты труда работников

одинаковой

квалификации. В оплате работников БТИИН наблюдает­ ся удивительная пестрота. В одном и том же бюро, выпол­ няя одну и ту же работу, один инспектор получает 80, другой — 85, третий — 87,5, четвертый — 90, пятый — 92,5 рубля.

Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР

и ВЦСПС от 24 декабря 1976 года оплата труда работ­ ников БТИИН с декабря 1977 года упорядочивается-- ставится в зависимость от категории города и приравнива­ ется к оплате труда работников хозяйственных органов, то есть существенно повышается. Но денежные средства, имеющиеся в распоряжении БТИИН, позволяют широко применять и прогрессивные формы материального поощ­ рения, способствующие совершенствованию механизма организованного трудоустройства. Известный шаг в этом вопросе сделан госкомитетами по труду РСФСР, Узбек­ ской и Казахской ССР и др., которые ввели в действие Положение о премировании работников службы трудо­ устройства.

К показателям, улучшение которых поощряется, отне­ сены: выполнение задания по трудоустройству; увеличе­ ние доли БТИИН в комплектовании производства кадра­ ми; закрепляемость на производстве работников, трудо­ устроенных организованно; сокращение сроков трудо­ устройства, организация труда; культура обслуживания. То* есть в Положении о премировании количественные и качественные показатели взаимно увязаны. Обязательное условие премирования — выполнение сметы доходов.

Но порядок образования источника премирования — фонда поощрения — разный. В Казахстане он образуется за счет отчислений в размере до двух процентов от дохо­ дов БТИИН. В положениях, разработанных, например,

80

Госкомитетами РСФСР и Узбекской ССР, условия пре­ дусматривают отчисления в премиальный фонд в размере 20% от начисления заработной платы. Кроме того, за каждый процент перевыполнения задания по трудоуст­ ройству 2% от заработной платы начисляется в фонд до­ полнительно. Выплата вознаграждения производится: в Казахской ССР — по полугодиям, в других — по кварта­

лам.

Описанная система материального поощрения, разра­ ботанная на основе Типового положения о премировании работников справочно-информационных контор (бюро) системы бытового обслуживания,— серьезный стимул улучшения деятельности БТИИН. Поэтому крайне важно проанализировать накопленный опыт и на его основе вы­ работать и издать Типовое положение по премированию работников БТИИН, включив в него условия, стимулиру­ ющие достижениенаилучших посреднических результа­ тов.

В ходе функционирования органа обнаружилась сла­ бая разработанность его организационной структуры. По ней отсутствуют какие-либо методические основы, реко­ мендации. Этим, видимо, можно объяснить неидентичное решение структурного вопроса БТИИН в союзных респуб­ ликах: в одних структура — двухзвенная (сектор инфор­ мации, сектор трудоустройства), в других — трехзвенная (секторы двухзвенный плюс экономического анализа.)

Последняя более соответствует многообразным функ­ циям, выполняемым службой, но и она далека от совер­ шенства. Значительной части населения посредник под­ бирает не только место работы, но и профессию, что в обязательном порядке требует иметь в структуре специа­ листов, владеющих методологией профотбора.

Как правовая проблема организованное трудоустрой­ ство предполагает наличие в структуре БТИИН юридиче­ ской службы, а как специфическое производство, кото­ рое, как и любое производство, надо вести, опираясь на

81