ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
Мотивы увольнения у обратившихся в БТИИН
|
|
Продолжение табл. 8 |
|
|
Место мотива увольнения |
в отраслях |
по профессиям |
|
|
|
•ы » |
|
|
3 = 1 |
о? |
яО) |
>)£ CD |
Z S Я |
||
о |
35 |
S © S |
|
се |
|
|
|
|
|
к с |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
i; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о© |
s x |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и Я |
Ь |
о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. Ж |
CD |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оо |
5 ©О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*■* |
|
|
|
|
|
|
|
|
Неудовлетворенность ха |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
рактером работы (про |
8 |
5 |
5 |
|
7 |
9 |
7 |
10 |
7 |
3 |
8 |
||
фессией) |
|
|
|
||||||||||
Неудовлетворенность |
6 |
9 |
6 |
|
8 |
3 |
5 |
9 |
4 |
7 |
7 |
||
условиями труда |
|
||||||||||||
Нарушение |
трудовой |
12 |
10 |
|
|
10 |
8 |
10 |
|
11 |
8 |
10 |
|
дисциплины |
|
7 |
|
7 |
|||||||||
Использование |
не по |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
специальности |
(отказ |
|
11 |
|
|
12 |
|
12 |
11 |
12 |
11 |
12 |
|
в повышении разряда) |
13 |
И |
|
13 |
|||||||||
Высвобождение |
|
9 |
12 |
10 |
11 |
10 |
13 |
13 |
9 |
12 |
11 |
||
Отсутствие |
мест |
в дет |
|
13 |
12 |
|
13 |
11 |
11 |
12 |
10 |
13 |
13 |
ских учреждениях |
|
|
жат многие сведения (пол, возраст, образование, стаж работы и т. д.), позволяющие составить подробную ха рактеристику меняющим место работы. Постоянный учет мотивов увольнения позволяет .начиная с 1970 года, ана лизировать текучесть кадров в целом по городу, по лю бой отрасли, по любому предприятию, по любой профес сии и выявить закономерности и тенденции явления. Учи тываемые в бюро мотивы увольнения являются более достоверными, объективными, что позволяет разрабаты вать действенные мероприятия, направленные на стаби лизацию кадров. Дело в том, что в бюро приходит чело век, уже расторгнувший трудовой договор с предприяти ем, что позволяет ему назвать ту причину, о которой он не всегда может сказать в силу известных соображений в отделе кадров, который его еще не рассчитал. Имея та кой материал, становится ненужным анкетирование с целью установления причин текучести, отвлекающее не малые силы и денежные средства.
Служба трудоустройства накопила и продолжает на капливать богатый материал о текучести кадров. И одна из задач заключается в том, чтобы начать использовать результаты его анализа. При выработке рекомендаций по закреплению кадров им могут воспользоваться партий ные, советские, профсоюзные, комсомольские, хозяйствен ные, научные органы, предприятия. На материалы, имею щиеся в БТИИН, можно опираться на стадии разработки планов социального развития городов, предприятий.
Однако создается впечатление, что об этих материа лах имеют представление далеко не все органы и исследо ватели. В ряде научных работ, вышедших в последнее время и посвященных проблемам движения и текучести кадров и в том числе учетно-отчетной документации, ко торую целесообразно привлекать при анализе текучести, ни слова не говорится об «Учетной карточке на обратив шегося с просьбой о трудоустройстве»— носителе важных сведений об этом явлении. А другие исследователи даже
( S 0
сомневаются относительно возможностей БТИИН в части борьбы с текучестью, увидели в нем механизм, которым ужесточается административно-правовое регулирование поведения работников и усиливается роль административ ных мер в управлении трудовыми ресурсами.
На наш взгляд, с таким пониманием роли БТИИН сог ласиться нельзя. Организованное трудоустройство — од но из тех средств, которое несет в себе возможность поло жительного воздействия иа устойчивость кадров, а пото му в численности принимаемой рабочей силы производ ством надо всемерно повышать удельный вес работников, трудоустраиваемых через БТИИН.
Сроки трудоустройства. Подвижность работников име ет значение закономерности, но обществу не безразлично, какие оно будет нести издержки, потери времени в связи с усиливающейся мобильностью трудовых ресурсов. С об щественной точки зрения выгодно, чтобы перерыв в тру довой деятельности был коротким по времени, что позво лит при той же численности трудовых ресурсов произвес ти больше материальных благ. Чрезмерное растягивание времени трудоустройства наносит народному хозяйству материальный ущерб, а человеку — материальный и мо ральный. И, наоборот, чем короче по времени путь к за водской проходной, тем при прочих равных условиях больше выигрыш. Ускорение трудоустройства увеличива ет производительное время. Чем меньше время трудо устройства, тем более рационально используются трудо вые ресурсы.
Возможную величину выигрыша от сокращения потерь нетрудно подсчитать. Если учесть, что в перемещениях в течение года участвует 59,1% 1 численности работников народного хозяйства, то ускорение трудоустройства на один день экономит в масштабе страны несколько десят
1 В. С. Немченко. Мобильность трудовых ресурсов. «Вестник Мо
сковского университета», серия экономическая», 1974, № 1, стр. 68.
61
ков миллионов человеко-дней. Но выигрыш от ускорения трудоустройства может быть в несколько раз больше, ибо сложившийся перерыв в работе, как отмечалось, очень велик.
Устойчивость и массовость трудовых перемещений, в которых ежегодно принимают участие миллионы людей, а также длительность перерыва в работе указывают на необходимость принятия мер, сокращающих паузу между увольнением и поступлением на работу.
Ученые, выявляя факторы длительного перерыва в ра боте, установили: время трудоустройства сокращается по мере повышения уровня грамотности работника; быстрее трудоустраиваются квалифицированные кадры, работаю щие при механизмах и рабочие массовых «сквозных» про фессий, дольше — лица, имеющие малый стаж работы.
Существенно влияет на срок трудоустройства метод, которым человек изыскивает информацию о спросе на кадры и решает вопрос своего трудоустройства. Осведом ление о кадровой потребности в специализированном ор гане и трудоустройство через него при равных условиях ускоряет трудоустройство, что подтверждают данные еди новременного обследования (таблица 9).
Сам человек подыскивает долго работу не из-за недо статочности ее или отсутствия, а оттого, что ее чрезмер но много. В условиях крупного, среднего и даже малого города кадры сквозных профессий требуются одновремен но десяткам и даже сотням предприятий и, чтобы выбрать место работы, предстоит обойти немало предприятий (та кова психология человека!), на что и уходит много време ни. Более того, такая форма поиска работы не всегда поз воляет из всех возможных вариантов трудоустройства вы брать лучший.
Что касается БТИИН, то оно ускоряет трудоустройст во благодаря своей осведомленности в кадровой потреб ности и сосредоточению в своих руках обширной инфор мации, касающейся многих сторон работы предприятий: в
62
Таблица 9
Средний срок трудоустройства у лиц, поступивших на работу (в днях)
Города
Актюбинск Алма-Ата Аркалык Гурьев Джамбул Караганда Кокчетав Кустанай Павлодар Петропавловск
Семипалатинск . Талды-Курган Уральск Усть-Каменогорск Целиноград Чимкент
И т о г о :
самостоятельно |
через БТИИН |
||||
в промышленность |
в строи тельство |
в авто транспорт |
в промыш ленность |
в строи тельство |
в авто транспорт |
1j |
|
|
|
|
|
19.6 |
19,5 |
17,7 |
6,4 |
4,9 |
3,6 |
13,8 |
12,1 |
14,0 |
6,5 |
5,6 |
4,7 |
25,2 |
20,1 |
21,5 |
6,0 |
13,8 |
16,5 |
L5.2 |
16,1 |
17,3 |
11,5 |
11,0 |
13,8 |
15,0 |
— |
— |
12,7 |
— |
— |
17,3 |
15,7 |
14,4 |
4,3 |
2,3 |
3,3 |
14,3 |
16,2 |
— |
5,2 |
5,7 |
— |
8,8 |
9,5 |
5,3 |
6,7 |
5,4 |
2,9 |
18,7 |
18,8 |
13,2 |
8,5 |
6,1 |
1,7 |
17,3 |
14,4 |
22,4 |
14,3 |
8,4 |
13,2 |
16,0 |
12,0 |
17,0 |
3,0 |
3,0 |
8,0 |
12,5 |
8,9 |
- |
8,9 |
4,8 |
- |
10,9 |
— |
8,8 |
8,8 |
— |
8,6 |
20,8 |
18,3 |
18,9 |
7,7 |
7,2 |
7,9 |
11,8 |
12,0 |
10,5 |
4,2 |
5,8 |
2,8 |
18,8 |
16,6 |
14,0 |
4,7 |
4,4 |
4,5 |
17,4 |
18,3 |
14,3 |
6,4 |
6,3 |
7,4 |
каких условиях трудятся люди, каков их быт, как постав лено повышение квалификации. Этого достаточно, чтобы, не объезжая отделы кадров и, следовательно, не затрачи вая драгоценного времени, выбрать предприятие и на нем трудоустроиться.
Эффективность за счет ускорения трудоустройства вы ражается экономией времени, рассчитанной по формуле:
Эв= t г/б |
t6/6XT, |
|
где Эв — экономия времени |
в результате |
деятельности |
бюро (в человеко-днях); |
через бюро в |
|
t г/е — средний срок трудоустройства |
расчете на одного рабочего (в днях);
63
t е/б — средний срок трудоустройства без посредства бюро в расчете на одного рабочего (в днях);
Т в —численность трудоустроенных организованно Переведя Эв в условную численность сэкономленных
рабочих (путем деления ее на плановое количество рабо чих дней в году) и зная производительность труда, мож но высчитать объем дополнительной продукции, вырабо танной за счет ускорения трудоустройства.
При расчете среднего срока трудоустройства, особен но у поступающих на работу самостоятельно, очень важ но иметь в виду, что перерыв в профессиональной деятель ности и затрачиваемое на трудоустройство время далеко не тождественные явления. Первый, как правило, длин нее, второе— короче. Проведенный, например, в городах Алма-Ате, Караганде, Петропавловске и Чимкенте опрос 2602 человек, имевших до обращения в бюро перерыв в работе 18, 1 дня, показал, что лишь па четырнадцатый день они занялись поиском работы, а до этого по различ ным причинам ее не искали.
Выигрыш во времени — важная сторона многих совре менных услуг, оказываемых населению, так как в нашу эпоху моральная, экономическая и социальная ценность времени намного возросла. И БТИИН — в ряду тех служб, которые могут экономить время и человеку, и предприятию, и обществу. По нашим расчетам, БТИИН ежегодно сберегают промышленности, строительству и транспорту более миллиона человеко-дней.
Ускорение трудоустройства для народного хозяйства имеет такое же значение, какое для его развития имеет экономия времени, названная Марксом первым законом экономического развития общества, который действует с тем большей силой, чем выше степень развития производ ственных отношений. Раскрывая значение этого закона, К .Маркс указывал: «Как для отдельного индивида, так и для общества всесторонность его развития... зависит от сбережения времени. Всякая экономия в конечном счете
64
сводится к экономии времени...»1 и поэтому «общество должно целесообразно распределять свое время...»12
Поскольку формы выражения закона экономии време ни многообразны и его действие проявляется в сокра щении всех видов нерациональных затрат труда и време ни как в общественном производстве, так и вне его, то ускорение трудоустройства представляется нам одной из специфических форм конкретного выражения этого за кона.
Г. А. Пруденский, исследуя категорию «время», писал: «Везде и всюду фактор времени — решающий момент...»3 Если рациональность форм трудоустройства рассматри вать под углом затрат времени, то самостоятельное тру доустройство, видимо, самая нерациональная форма. Недостатки ее отчетливо видны на фоне организованного трудоустройства. В трудоустройстве заложены немалые резервы времени, сокращение которых надо рассматри вать как одно из важных условий повышения эффектив ности использования трудовых ресурсов, а следователь но, и эффективности общественного производства.
Устойчивость профессии. Социологи и экономисты от мечают, что в отдельных отраслях народного хозяйства на формирование квалифицированного рабочего уходит до 16 лет. В свою очередь, человек, меняя место, довольно часто меняет и профессию. В зависимости от профессио нальной группы степень устойчивости профессии колеб лется от 30 до 70%. Длительный срок овладения мастер ством, частая сменяемость профессии не позволяют, ве роятно, многим работникам за трудовую жизнь достичь требуемого для развития общественного производства, профессионального мастерства.
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 116—117,
2К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. 1, стр. 117.
3Г. А. Пруденский. Проблемы рабочего и внерабочего времени.
М„ 1972, стр. 57.
65