ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
Профессиональная неустойчивость имеет свои причи ны. Одни работники меняют профессиональную направ ленность вследствие непрерывного совершенствования технического базиса. Другие — переквалифицируются по своей инициативе. Третьи — из-за того, что используются не по назначению администрацией и т. д. В значительной мере низкая профессиональная устойчивость обусловли вается и неупорядоченностью перемещения, отсутствием профессиональной ориентации.
Создание и применение новой системы содействия трудоустройству населения и комплектованию производ ства кадрами уменьшает количество лиц, меняющих про фессию. Коэффициент сменяемости профессий у рабочих, трудоустроенных посредством БТИИН в промышлен ность, составил 0,104, в строительство — 0,178, в автомо бильный транспорт —0,062.
Экономическую эффективность от повышения профес сиональной устойчивости при организованном трудо устройстве обычно выражают экономией средств на пере подготовку кадров, которая рассчитывается следующим образом:
Э= ЗХ(К™ Кто )ХТТо,
где Э — экономия средств на переподготовку кадров от устойчивости профессии при организованном трудоустройстве;
3— средние затраты на переподготовку одного рабочего (в рублях);
Ктн— коэффициент сменяемости профессий у трудо устроенных неорганизованно;
Кто— коэффициент сменяемости профессий у трудо устроенных организованно;
Тто — численность трудоустроенных организованно. Возможность сохранения профессии создается благо
даря выявлению спроса производства по каждой профес сии. Шоферам, например, в течение всех лет своей дея тельности БТИИН меньше 600 автопредприятий не пред
66
лагало, слесарям —700 и т. д. Широкий выбор предприя тий— не последнее условие в профессиональной устойчи вости.
Важное подспорье в сохранении профессии — возмож ность службы трудоустройства направить обратившегося (при его желании) на работу по его профессии в другой город или сельскую местность, оплатив при этом дорогу, командировочные и выдав специальное пособие.
Значение сохранения приобретенной профессии и ис пользования профессиональной подготовки каждого че ловека для народного хозяйства в условиях, когда квали фицированный труд выполняют десятки миллионов людей, очень велико. Во-первых, чем продолжительнее человек работает по одной профессии, тем выше произво дительность его труда. Во-вторых, в воспроизводстве ква лифицированной рабочей силы сохраненная профессия имеет значение, равнозначное подготовке новой рабочей силы. В-третьих, чем устойчивее профессия, тем меньше расходы общества на подготовку, переподготовку кадров, выше профессиональное мастерство работников, каче ственнее рабочая сила.
Достаточно эффективная работа БТИИН выдвигает в качестве основной задачи непрерывное увеличение масш табов организованного трудоустройства, повышение его доли в обеспечении отраслей народного хозяйства.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛУЖБЫ
ТРУДОУСТРОЙСТВА
Опыт решения вопросов трудоустройства и комплекто вания кадрами при посредстве специализированного ор гана, несомненно, во многих отношениях эффективнее формы самостоятельного набора кадров. Новая форма обеспечивает более эффективное замещение свободных рабочих мест; способствует более полному использова
67
нию профессионально-образовательных знаний и трудо вых навыков человека; сокращает долю квалифицирован ных работников, меняющих профессию при смене пред приятия; ускоряет трудоустройство; повышает закрепляемость кадров; содействует укреплению трудовой дисцип лины; преодолевает дефицит трудовых ресурсов. Своей деятельностью БТИИН затрагивают важные вопросы мо рального и социального характера. Все заметнее стано вится роль службы в профессиональной ориентации, в воспитании человека.
Проблемы организованного трудоустройства, требую щие своевременного разрешения, многообразны. По на правлениям своей деятельности БТИИН сделали только первые шаги. Они еще переживают трудный период ста новления. И, пожалуй, самый важный для них сейчас воп рос — как развиваться дальше?
Хотя с момента создания первых БТИИН в стране и прошло немало времени, ныне они функционируют еще не во всех крупных городах, не говоря уже о малых и средних, в которых имеются определенные резервы тру довых ресурсов. А там, где такая служба действует, она больше выступает в роли информационного органа, неже ли распределителя трудовых ресурсов. Трудоустройство при посредстве БТИИН и щекинский эксперимент возник ли в стране в одно и то же время. Но если задаться целью, какой из социальных экспериментов получил наибольшую известность и распространенность, то при оритет останется за щекинским. Организованное же трудоустройство, имея не меньшую экономическую и социальную значимость, чем щекинский эксперимент, все это время находилось и находится в изначальной стадии.
А между тем логика подсказывает развивать эти эксперименты параллельно, как взаимообусловливающие друг друга. Следствием щекинского эксперимента, как из вестно, является высвобождение определенного количе ства работников, трудоустраивать которых надо органи
68
зованно. Распределение и трудоустройство высвобожден ных работников посредством БТИИН повысит эффектив ность и социальную значимость щекинского эксперимен та. Отсутствие такого органа или его неразвитость за трудняют высвобождение кадров с предприятий, рабо тающих по щекинскому методу.
Что сдерживает внедрение организованного трудо устройства?
В известной мере расширению организованного трудо устройства препятствуют предприятия, особенно укомп лектованные кадрами, имеющие значительные резервы рабочей силы. В их понимании утверждение службы при ведет к упразднению отделов кадров предприятий. В ряде городов преимущества огранизованного трудоустройства не используются из-за того, что местные Советы не выде ляют для этой службы необходимые помещения. В по лезности БТИИН сомневаются плановые и финансовые органы.
Преимущества, присущие БТИИН, усиливающаяся по мере развития производительных сил, ускорения научнотехнического прогресса и интенсификации производства, подвижность трудовых ресурсов, указывают на необходи мость расширения сети БТИИН как информационных, так и выполняющих функции по централизованному тру доустройству.
Ныне информационные бюро успешно функционируют в разных по численности населения городах, доказав этим необходимость их создания повсеместно: в каждом городе, районе, возможно, даже включая сельскую мест ность, являющуюся важным районом спроса и еще боль шим районом предложения рабочей силы.
Система по информации населения о потребности предприятий, строек и организаций в рабочих и служа щих должна быть многоступенчатой, в которой организа ционно сельские службы включаются в районную, рай
69
онные и городские — в областную, областные— в респуб ликанскую, республиканские — в союзную.
Механизм действия такого органа представляется так. Районная (городская) служба через сельские аккумули рует все данные, связанные со спросом на кадры по пред приятиям, стройкам, совхозам, колхозам и организациям, расположенным на территории района( города), а также о лицах, ищущих работу. На основе этих данных населе ние информируется о всех незанятых местах в районе (го роде). Желающие устроиться на работу по объявлению обращаются в районную (городскую) службу.
При незаполнении вакантных мест из жителей района (города) и неудовлетворении нуждающихся в работе на предприятиях района (города) районная (городская) служба связывается с областной, которая осведомляет входящие в ее подчинение службы о свободных местах в районе (городе), а также о желающих выехать из этого района (города) на работу в другие районы, города об ласти.
Если служба выявит в других районах, городах жела ющих выехать на работу в этот район (город), а в рав ной мере и подыщет места работы для желающих вы ехать из этого района( города), то она уведомляет район ную (городскую) службу, запросившую кадры и извес тившую о желающих выехать. Районной (городской) службе сообщается служба трудоустройства, изыскавшая людей в отъезд, и служба, изъявившая согласие принять людей. В дальнейшем посредничество по отправке — при ему людей осуществляется на уровне заинтересованных в этом районных (городских) служб.
На каждый период времени (месяц, декаду, неделю) районные и городские службы выявляют потребность на родного хозяйства в кадрах (дефицитные профессии, ус ловия заполнения свободных мест) и профессии, исполь зование которых не представляется возможным в данной местности, и передает сведения областной службе. Област-
70
ная служба, объединяющая районные и городские служ бы* сгруппировав по территориям данные о дефицитных и избыточных профессиях, сообщает о них (с краткими условиями труда и быта) районным, городским службам.
Республиканская служба получает в установленные сроки от областных служб данные о кадровой потребно сти (по профессиям), об излишках рабочей силы( по про фессиям) и в свою очередь доводит до областных служб сведения, сообщающие наличие свободных мест и трудо вых ресурсов (по профессиям) в каждой области.
Союзная служба координирует деятельность респуб ликанских служб, организует через них межреспубли канскую информацию о спросе на кадры и межреспубли канское распределение трудовых ресурсов в нужных на правлениях.
С созданием служб на уровне района, города, об ласти, республики, возглавляемых общесоюзным органом, решение таких проблем, как организация информации о спросе на кадры, распределения, перераспределения их, трудоустройства граждан и комплектования отраслей народного хозяйства кадрами может считаться постав ленным на более правильный путь, несущий большие удобства населению в вопросе выбора работы, огромную экономию народнохозяйственных сил и средств.
Поскольку преимущества БТИИН реализуются менее полно в информационных службах, чем в службах с функ циями централизованного трудоустройства, то необходи мо смелее узаконивать БТИИН в качестве основного органа, под контролем и при посредстве которого осу ществлялся бы процесс обеспечения производства кад рами.
Четкая и слаженная работа БТИИН возможна в слу чае, если важнейшие отношения в посредничестве регули руются правом. Нынешний же вариант определения функ ций БТИИН и соответствующих им полномочий не яв ляется удачным, так как, с одной стороны, недостаточно
71
прав для решения возложенных на них задач по органи зации трудоустройства и комплектования кадрами, а с другой, он не отвечает на вопрос о форме реализации дан ных службе полномочий.
Создание БТИИН не вызвало изменений в хозяй ственном и трудовом праве, их развитие идет в рамках принятого до их образования законодательства. Вопро сы организованного трудоустройства и комплектования кадрами посредством БТИИН не нашли отражения в Ос новах законодательства СССР и союзных республик о труде, в Положении о социалистическом предприятии и в других принятых после создания органа основополагаю щих нормативных актах, вносящих строгий порядок в са мые разные области права.
Имеющийся общесоюзный акт носит самый общий ха рактер — возлагает на государственные комитеты советов министров союзных республик по труду функции органи зованного трудоустройства и информации населения о спросе на кадры1. Поэтому правовую основу бюро состав ляют преимущественно акты республиканского значения, нормативный материал госкомитетов, а также местных директивных органов.
В республиканском законодательстве правовое за крепление получили следующие вопросы деятельности БТИИН: организация информационно-справочной работы о спросе производства на кадры; направление предприя тиям, стройкам и организациям на работу лиц, не занятых в общественном производстве; источник финансирова ния — специальные (внебюджетные) средства предприя тий; территориальный аспект, предусматривающий созда ние службы в городской местности — в областных цент рах, крупных и в отдельных средних, малых городах.
Из функциональных правомочий республиканское за конодательство более подробно регламентирует права
1 СП СССР, 1967, № 1, ст. 1.
72
органа в области информации о спросе на кадры ■— обя зывает предприятия, стройки и организации, независимо от их ведомственной подчиненности, представлять в бюро сведения о кадровой потребности, запрещает предприя тиям ведение информации и закрепляет ее за БТИИН.
По основной, конечной функции — трудоустройству и комплектованию производства рабочими и служащими— прав у бюро явно недостаточно, в законодательстве не оговорено, в какой степени бюро может распоряжаться трудовыми ресурсами на стадии их распределения. По этому в ряде городов страны интенсивно ведутся экспе рименты, ставящие своей целью апробировать бюро с но вым правовым статусом, дающим им право централизо ванно комплектовать кадрами предприятие.
Ведомственный нормативный материал представлен Положением о БТИИН, Инструкцией по организации трудоустройства и информации населения, Инструкцией о порядке расчетов за оказание посреднических услуг, до говором-соглашением с предприятием на организацию посреднических услуг (преимущественно информацион
ных) .
В Положении сформулировано решение следующих задач: информация населения о потребности производст ва в кадрах; трудоустройство нуждающегося в работе на селения; активное вовлечение неработающего населения в общественное хозяйство; оказание предприятиям помо щи в комплектовании кадрами.
Объектом договорных отношений является узкий круг вопросов. Предприятие обязуется представлять в БТИИН сведения о наличии свободных мест, перечислять за по среднические услуги определенную сумму денежных средств согласно тарифу, а БТИИН — информировать на селение о потребности предприятия в рабочих и служа щих и направлять ему граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве.
73