Файл: Зикринов, Ф. З. Служба трудовых ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Профессиональная неустойчивость имеет свои причи­ ны. Одни работники меняют профессиональную направ­ ленность вследствие непрерывного совершенствования технического базиса. Другие — переквалифицируются по своей инициативе. Третьи — из-за того, что используются не по назначению администрацией и т. д. В значительной мере низкая профессиональная устойчивость обусловли­ вается и неупорядоченностью перемещения, отсутствием профессиональной ориентации.

Создание и применение новой системы содействия трудоустройству населения и комплектованию производ­ ства кадрами уменьшает количество лиц, меняющих про­ фессию. Коэффициент сменяемости профессий у рабочих, трудоустроенных посредством БТИИН в промышлен­ ность, составил 0,104, в строительство — 0,178, в автомо­ бильный транспорт —0,062.

Экономическую эффективность от повышения профес­ сиональной устойчивости при организованном трудо­ устройстве обычно выражают экономией средств на пере­ подготовку кадров, которая рассчитывается следующим образом:

Э= ЗХ(К™ Кто )ХТТо,

где Э — экономия средств на переподготовку кадров от устойчивости профессии при организованном трудоустройстве;

3— средние затраты на переподготовку одного рабочего (в рублях);

Ктн— коэффициент сменяемости профессий у трудо­ устроенных неорганизованно;

Кто— коэффициент сменяемости профессий у трудо­ устроенных организованно;

Тто — численность трудоустроенных организованно. Возможность сохранения профессии создается благо­

даря выявлению спроса производства по каждой профес­ сии. Шоферам, например, в течение всех лет своей дея­ тельности БТИИН меньше 600 автопредприятий не пред­

66

лагало, слесарям —700 и т. д. Широкий выбор предприя­ тий— не последнее условие в профессиональной устойчи­ вости.

Важное подспорье в сохранении профессии — возмож­ ность службы трудоустройства направить обратившегося (при его желании) на работу по его профессии в другой город или сельскую местность, оплатив при этом дорогу, командировочные и выдав специальное пособие.

Значение сохранения приобретенной профессии и ис­ пользования профессиональной подготовки каждого че­ ловека для народного хозяйства в условиях, когда квали­ фицированный труд выполняют десятки миллионов людей, очень велико. Во-первых, чем продолжительнее человек работает по одной профессии, тем выше произво­ дительность его труда. Во-вторых, в воспроизводстве ква­ лифицированной рабочей силы сохраненная профессия имеет значение, равнозначное подготовке новой рабочей силы. В-третьих, чем устойчивее профессия, тем меньше расходы общества на подготовку, переподготовку кадров, выше профессиональное мастерство работников, каче­ ственнее рабочая сила.

Достаточно эффективная работа БТИИН выдвигает в качестве основной задачи непрерывное увеличение масш­ табов организованного трудоустройства, повышение его доли в обеспечении отраслей народного хозяйства.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЛУЖБЫ

ТРУДОУСТРОЙСТВА

Опыт решения вопросов трудоустройства и комплекто­ вания кадрами при посредстве специализированного ор­ гана, несомненно, во многих отношениях эффективнее формы самостоятельного набора кадров. Новая форма обеспечивает более эффективное замещение свободных рабочих мест; способствует более полному использова­

67


нию профессионально-образовательных знаний и трудо­ вых навыков человека; сокращает долю квалифицирован­ ных работников, меняющих профессию при смене пред­ приятия; ускоряет трудоустройство; повышает закрепляемость кадров; содействует укреплению трудовой дисцип­ лины; преодолевает дефицит трудовых ресурсов. Своей деятельностью БТИИН затрагивают важные вопросы мо­ рального и социального характера. Все заметнее стано­ вится роль службы в профессиональной ориентации, в воспитании человека.

Проблемы организованного трудоустройства, требую­ щие своевременного разрешения, многообразны. По на­ правлениям своей деятельности БТИИН сделали только первые шаги. Они еще переживают трудный период ста­ новления. И, пожалуй, самый важный для них сейчас воп­ рос — как развиваться дальше?

Хотя с момента создания первых БТИИН в стране и прошло немало времени, ныне они функционируют еще не во всех крупных городах, не говоря уже о малых и средних, в которых имеются определенные резервы тру­ довых ресурсов. А там, где такая служба действует, она больше выступает в роли информационного органа, неже­ ли распределителя трудовых ресурсов. Трудоустройство при посредстве БТИИН и щекинский эксперимент возник­ ли в стране в одно и то же время. Но если задаться целью, какой из социальных экспериментов получил наибольшую известность и распространенность, то при­ оритет останется за щекинским. Организованное же трудоустройство, имея не меньшую экономическую и социальную значимость, чем щекинский эксперимент, все это время находилось и находится в изначальной стадии.

А между тем логика подсказывает развивать эти эксперименты параллельно, как взаимообусловливающие друг друга. Следствием щекинского эксперимента, как из­ вестно, является высвобождение определенного количе­ ства работников, трудоустраивать которых надо органи­

68

зованно. Распределение и трудоустройство высвобожден­ ных работников посредством БТИИН повысит эффектив­ ность и социальную значимость щекинского эксперимен­ та. Отсутствие такого органа или его неразвитость за­ трудняют высвобождение кадров с предприятий, рабо­ тающих по щекинскому методу.

Что сдерживает внедрение организованного трудо­ устройства?

В известной мере расширению организованного трудо­ устройства препятствуют предприятия, особенно укомп­ лектованные кадрами, имеющие значительные резервы рабочей силы. В их понимании утверждение службы при­ ведет к упразднению отделов кадров предприятий. В ряде городов преимущества огранизованного трудоустройства не используются из-за того, что местные Советы не выде­ ляют для этой службы необходимые помещения. В по­ лезности БТИИН сомневаются плановые и финансовые органы.

Преимущества, присущие БТИИН, усиливающаяся по мере развития производительных сил, ускорения научнотехнического прогресса и интенсификации производства, подвижность трудовых ресурсов, указывают на необходи­ мость расширения сети БТИИН как информационных, так и выполняющих функции по централизованному тру­ доустройству.

Ныне информационные бюро успешно функционируют в разных по численности населения городах, доказав этим необходимость их создания повсеместно: в каждом городе, районе, возможно, даже включая сельскую мест­ ность, являющуюся важным районом спроса и еще боль­ шим районом предложения рабочей силы.

Система по информации населения о потребности предприятий, строек и организаций в рабочих и служа­ щих должна быть многоступенчатой, в которой организа­ ционно сельские службы включаются в районную, рай­

69



онные и городские — в областную, областные— в респуб­ ликанскую, республиканские — в союзную.

Механизм действия такого органа представляется так. Районная (городская) служба через сельские аккумули­ рует все данные, связанные со спросом на кадры по пред­ приятиям, стройкам, совхозам, колхозам и организациям, расположенным на территории района( города), а также о лицах, ищущих работу. На основе этих данных населе­ ние информируется о всех незанятых местах в районе (го­ роде). Желающие устроиться на работу по объявлению обращаются в районную (городскую) службу.

При незаполнении вакантных мест из жителей района (города) и неудовлетворении нуждающихся в работе на предприятиях района (города) районная (городская) служба связывается с областной, которая осведомляет входящие в ее подчинение службы о свободных местах в районе (городе), а также о желающих выехать из этого района (города) на работу в другие районы, города об­ ласти.

Если служба выявит в других районах, городах жела­ ющих выехать на работу в этот район (город), а в рав­ ной мере и подыщет места работы для желающих вы­ ехать из этого района( города), то она уведомляет район­ ную (городскую) службу, запросившую кадры и извес­ тившую о желающих выехать. Районной (городской) службе сообщается служба трудоустройства, изыскавшая людей в отъезд, и служба, изъявившая согласие принять людей. В дальнейшем посредничество по отправке — при­ ему людей осуществляется на уровне заинтересованных в этом районных (городских) служб.

На каждый период времени (месяц, декаду, неделю) районные и городские службы выявляют потребность на­ родного хозяйства в кадрах (дефицитные профессии, ус­ ловия заполнения свободных мест) и профессии, исполь­ зование которых не представляется возможным в данной местности, и передает сведения областной службе. Област-

70

ная служба, объединяющая районные и городские служ­ бы* сгруппировав по территориям данные о дефицитных и избыточных профессиях, сообщает о них (с краткими условиями труда и быта) районным, городским службам.

Республиканская служба получает в установленные сроки от областных служб данные о кадровой потребно­ сти (по профессиям), об излишках рабочей силы( по про­ фессиям) и в свою очередь доводит до областных служб сведения, сообщающие наличие свободных мест и трудо­ вых ресурсов (по профессиям) в каждой области.

Союзная служба координирует деятельность респуб­ ликанских служб, организует через них межреспубли­ канскую информацию о спросе на кадры и межреспубли­ канское распределение трудовых ресурсов в нужных на­ правлениях.

С созданием служб на уровне района, города, об­ ласти, республики, возглавляемых общесоюзным органом, решение таких проблем, как организация информации о спросе на кадры, распределения, перераспределения их, трудоустройства граждан и комплектования отраслей народного хозяйства кадрами может считаться постав­ ленным на более правильный путь, несущий большие удобства населению в вопросе выбора работы, огромную экономию народнохозяйственных сил и средств.

Поскольку преимущества БТИИН реализуются менее полно в информационных службах, чем в службах с функ­ циями централизованного трудоустройства, то необходи­ мо смелее узаконивать БТИИН в качестве основного органа, под контролем и при посредстве которого осу­ ществлялся бы процесс обеспечения производства кад­ рами.

Четкая и слаженная работа БТИИН возможна в слу­ чае, если важнейшие отношения в посредничестве регули­ руются правом. Нынешний же вариант определения функ­ ций БТИИН и соответствующих им полномочий не яв­ ляется удачным, так как, с одной стороны, недостаточно

71


прав для решения возложенных на них задач по органи­ зации трудоустройства и комплектования кадрами, а с другой, он не отвечает на вопрос о форме реализации дан­ ных службе полномочий.

Создание БТИИН не вызвало изменений в хозяй­ ственном и трудовом праве, их развитие идет в рамках принятого до их образования законодательства. Вопро­ сы организованного трудоустройства и комплектования кадрами посредством БТИИН не нашли отражения в Ос­ новах законодательства СССР и союзных республик о труде, в Положении о социалистическом предприятии и в других принятых после создания органа основополагаю­ щих нормативных актах, вносящих строгий порядок в са­ мые разные области права.

Имеющийся общесоюзный акт носит самый общий ха­ рактер — возлагает на государственные комитеты советов министров союзных республик по труду функции органи­ зованного трудоустройства и информации населения о спросе на кадры1. Поэтому правовую основу бюро состав­ ляют преимущественно акты республиканского значения, нормативный материал госкомитетов, а также местных директивных органов.

В республиканском законодательстве правовое за­ крепление получили следующие вопросы деятельности БТИИН: организация информационно-справочной работы о спросе производства на кадры; направление предприя­ тиям, стройкам и организациям на работу лиц, не занятых в общественном производстве; источник финансирова­ ния — специальные (внебюджетные) средства предприя­ тий; территориальный аспект, предусматривающий созда­ ние службы в городской местности — в областных цент­ рах, крупных и в отдельных средних, малых городах.

Из функциональных правомочий республиканское за­ конодательство более подробно регламентирует права

1 СП СССР, 1967, № 1, ст. 1.

72

органа в области информации о спросе на кадры ■— обя­ зывает предприятия, стройки и организации, независимо от их ведомственной подчиненности, представлять в бюро сведения о кадровой потребности, запрещает предприя­ тиям ведение информации и закрепляет ее за БТИИН.

По основной, конечной функции — трудоустройству и комплектованию производства рабочими и служащими— прав у бюро явно недостаточно, в законодательстве не оговорено, в какой степени бюро может распоряжаться трудовыми ресурсами на стадии их распределения. По­ этому в ряде городов страны интенсивно ведутся экспе­ рименты, ставящие своей целью апробировать бюро с но­ вым правовым статусом, дающим им право централизо­ ванно комплектовать кадрами предприятие.

Ведомственный нормативный материал представлен Положением о БТИИН, Инструкцией по организации трудоустройства и информации населения, Инструкцией о порядке расчетов за оказание посреднических услуг, до­ говором-соглашением с предприятием на организацию посреднических услуг (преимущественно информацион­

ных) .

В Положении сформулировано решение следующих задач: информация населения о потребности производст­ ва в кадрах; трудоустройство нуждающегося в работе на­ селения; активное вовлечение неработающего населения в общественное хозяйство; оказание предприятиям помо­ щи в комплектовании кадрами.

Объектом договорных отношений является узкий круг вопросов. Предприятие обязуется представлять в БТИИН сведения о наличии свободных мест, перечислять за по­ среднические услуги определенную сумму денежных средств согласно тарифу, а БТИИН — информировать на­ селение о потребности предприятия в рабочих и служа­ щих и направлять ему граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве.

73