ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 58
Скачиваний: 0
тивности общественного производства, труда и узловым вопросом экономической политики партии на предстоя щий период и дальнейшую перспективу.
Вовлечение населения в общественное производство, распределение и перераспределение трудовых ресурсов — стороны одного и того же порядка, являющиеся прежде всего формами и методами хозяйствования, которые, как любые формы, исторически оправданы до тех пор, пока содействуют развитию производительных сил, повыше нию эффективности общественного производства. Если они перестают отвечать этим требованиям, возникает необходимость их видоизменения или замены новыми, соответствующими требованиям развития экономики. Динамизм социалистической экономики, рост ее масшта бов и глубокие качественные сдвиги, подчеркивал Л. И. Брежнев на XXIV съезде партии, «не позволяют довольствоваться сложившимися формами и методами, даже если они хорошо служили в прошлом»1. Это всецела применимо и к формам комплектования кадрами отрас лей народного хозяйства.
В основе системы обеспечения производства кадрами, включающей в себя, как уже отмечалось, различные ор ганизационные формы, лежит принцип демократического централизма. Сочетая умело его основополагающие на чала, экономика нашей страны несомненно преодолеет возникшие трудности в обеспечении народного хозяйства рабочей силой. Этот принцип, предоставляя широкие права руководителям предприятий в найме кадров, тре бует одновременно твердого и неукоснительного соблю дения государственных интересов в распределении тру довых ресурсов, проведения последовательной и настой чивой борьбы против попыток принимать людей сверх плана, скрывать' внутрипроизводственные резервы труда.
В решениях XXV съезда вопросы управления всеми
1 «Материалы XXIV съезда КПСС». М., 1972, стр. 66.
10
звеньями народного хозяйства конкретизируются при менительно к задачам десятой пятилетки и более дли тельного периода. Признав улучшение управления эконо микой решающим звеном, важнейшим резервом, съезд выделяет в рамках главных направлений хозяйственной стратегии и особеннсютей текущей пятилетки ускорение перестройки хозяйственного механизма, выработку и проведение в жизнь единой системы мер, охватывающей основные стороны руководства хозяйством, укрепление и дальнейшее развитие централизованных начал в уп равлении хозяйством.
Централизм в руководстве экономикой предполагает распределение на таких началах всех ресурсов, участвую щих в производственном процессе, включая трудовые. С этих позиций набор кадров непосредственно производ ством является децентрализованным, хотя и обусловлен непосредственно нуждами крупного и централизованного производства. Основание тому — неорганизованное пере мещение работников к местам приложения т,руда и раз мещение их по производствам, полная самостоятельность предприятий и предоставление каждого из них самому себе в вопросе найма кадров.
В условиях резкого сокращения притока трудоспо собного населения и его высокой занятости в обществен ном производстве такая самостоятельность не всегда оправдана. Она несовместима с общественным характе ром производственных отношений, противоречит требова ниям рационального распределения трудовых ресурсов по производствам, интересам самих предприятий, ибо не всякое предприятие, имея самостоятельность в наборе работников, имеет возможность обеспечить себя необхо димой рабочей силой.
Переход на централизованное обеспечение производ ства кадрами через специализированный орган не озна чает введения мелочной опеки над предприятиями в вопросе найма кадров, это одно из средств создания
и
наиболее благоприятных условий для эффективного ве дения хозяйства и использования главной производи тельной силы. Как самое ценное достояние общества людские ресурсы нуждаются в централизованном рас пределении больше, нежели какие-либо другие. С эко номической и моральной точек зрения введение центра лизованного обеспечения производства кадрами целесо образно и в условиях достатка трудовых ресурсов, а при их повсеместном дефиците необходимость в этом возра стает во много раз.
К числу важнейших проблем, разработанных XXV съездом КПСС, относится решение проблемы качества, на повышение которого должен быть настроен весь механизм планирования и управления. А качество в своей основе — преимущественно трудовая категория, связанная со сбережением труда, экономией времени. В широком плане строжайшая экономия й бережливость труда требуют как коренного улучшения использования рабочей силы на производстве, так и на стадии ее рас пределения по производствам. Но исторически сложи лось так, что бережливости и экономии труда больше уделяется внимания на рабочем месте. А между тем именно в ходе формирования занятости — на изначаль ном этапе — допускаются значительные потери време ни — до 30 и более дней в расчете на одного работника, не считая затрат, связанных с нерациональной переме ной профессий.
Основоположники марксизма отмечали, что в усло виях социализма «экономия времени... остается первым экономическим законом...»1. При нынешних масштабах народного хозяйства, в условиях развитого социализма экономия времени приобрела особое значение. В речи на XVI съезде советских профсоюзов Генеральный сек ретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев привел конкретные циф
1 К. Маркс я Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 117.
12
ры, дающие представление о том, как важно дорожить временем *. Поэтому объективно необходимо в пятилетке качества обратить внимание на выработку мероприятий по рационализации системы трудоустройства, имея в ви ду сокращение у трудоустраивающихся перерыва между увольнением и поступлением на новое место работы.
К 'числу веских причин, обусловливающих необходи мость новых форм комплектования производства кадрами, относится трудность сбалансирования потреб ности народного хозяйства в рабочей силе с источниками ее обеспечения в связи с ожидаемыми принципиальными изменениями в формировании трудовых ресурсов, что вызывается замедлением относительного и абсолютного роста численности трудоспособного населения, начавше гося в десятой пятилетке. По сравнению с девятой пя тилеткой в 1976—1980 годах прирост трудовых ресурсов останется на прежнем уровне, а в одиннадцатой (1981— 1985 гг.) и двенадцатой (1986—1990 гг.) возможно их уменьшение. И XXV съезд КПСС поставил задачу доби ваться увеличения производства на действующих пред приятиях за счет роста производительности труда при той же или сокращенной численности работников3. Только при этом условии можно будет решить проблему обеспе чения кадрами новых предприятий. Сосредоточение уси лий на обеспечении кадрами ведущих участков народного хозяйства вытекает из ленинского указания о необходи мости выделения в цепи очередных задач основного зве на 4. Без сомнения, концентрация трудовых ресурсов и первоочередность обеспечения ими наиболее важных объ-1234
1 «Правда», |
1977, 22 марта. |
|
2 |
См. «Трудовые ресурсы и научно-техническая революция». М., |
|
1974, |
стр. 172. |
|
3 |
См. «Материалы XXV съезда КПСС». М., 1976, стр. 168. |
|
4 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 6, стр. 164; т. 36, стр. 205. |
||
2—1249 |
13 |
ектов немыслимы без совершенствования организации форм распределения трудовых ресурсов.
В интересах ускорения строительства коммунизма XXV съезд КПСС дал принципиально новые установки по социалистическому планированию, обеспечивающие сбалансированность развития экономики, соблюдение народнохозяйственных и отраслевых пропорций. Особое внимание при этом обращено на рациональное исполь зование трудовых ресурсов К И, безусловно, реализация этого указания съезда ускорит совершенствование ме ханизма распределения и перераспределения трудовых ресурсов. Потому что в социалистическом обществе, как отмечал К. Маркс, «регулирование рабочего времени и распределение общественного труда между различными группами производства... становится важнее, чем когда бы то ни было» 21.
Разрабатывая конкретные вопросы экономической политики партии и Советского государства в первые годы после победы социалистической революции, В. И. Ленин уделял серьезное внимание проблемам тру да, обеспечению кадрами экономики грядущего социа листического общества, вовлечению людей в обществен ное производство. В этом В. И. Ленин видел одно из важнейших социалистических преобразований, а потому и призывал вести эту работу шире, систематичнее. Он особенно тщательно проверял все, что делали Наркомат труда, его подведомственные учреждения. Взыскательно с них спрашивал, если дело не спорилось. Проблемы труда, считал он,— это заботы людей, заботы их устро енной или неустроенной жизни, а потому и настаивал строить работу по вовлечению населения в общественное производство на государственной основе, сначала хотя бы
в небольших, местных |
рамках в |
виде |
опыта. |
В статье |
1 См. «Материалы XXV |
съезда КПСС», М., |
1976, стр. |
126. |
|
2 К- Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 25, |
ч. II, стр. 421. |
|
14
«Наказ от СТО (Совета Труда н Обороны) местным со ветским учреждениям», подчеркивая народнохозяйствен ную значимость и необходимость организации такой ра боты на государственной основе, В. И. Ленин одновремен но характеризует привлечение людей к труду и как важнейшую проблему социализма, требующую обяза тельно систематического учета практического опыта, со бирания и изучения его ‘.
В ленинском понимании практике социалистического хозяйствования требуются такие формы и методы вовле чения населения в общественное производство и комп лектования его кадрами, которые, с одной стороны, позволяли бы «десятки и сотни тысяч рабочих двинуть туда, куда надо Советской власти»12 организованно, соблюдая принцип добровольности, заинтересованности трудящихся, а с другой, наилучшим образом обеспечи вали бы «установление правильного распределения ра бочих сил в производстве.., сбережение народных сил, устранение всякой лишней траты сил...»3. Ленинские мысли также ориентируют на постоянный поиск новых форм привлечения людей к труду. «...Строить новые фор мы и приемы привлечения людей к труду — это работа многих лет и десятилетий. Это — благодарнейшая и бла городнейшая работа» 4.
Эти положения К. Маркса и В. И. Ленина имеют огромное методологическое значение и очень важны для правильного понимания того, каким требованиям дол жны отвечать формы вовлечения населения в общест венное производство и комплектования производства кадрами и в каком направлении их совершенствовать. Правильное распределение, сбережение (экономия), не допущение потерь — вот основные принципы, которые
1В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 43, стр. 285.
2В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 42, стр. 150. 3 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 34, стр. 156.
4В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 40, стр. 316.
2* |
15 |
должны лежать в основе социалистического распределе ния трудовых ресурсов, осуществляемого на практике через различные формы вовлечения населения в обще ственное производство.
Все вместе взятое — важные аргументы и одновремен но объективные предпосылки, обусловливающие поста новку самого вопроса о необходимости замены формы самостоятельного набора кадров новой.
Какая форма может заменить производственную форму приема кадров, преодолеть ее недостатки и в то же время соответствовать современному состоянию трудовых ресурсов, содействовать их лучшему использо ванию, еще большему росту эффективности обществен ного производства, курсу интенсивного ведения хозяйст ва и более отвечать современным требованиям, предъ являемым к формам и методам ведения хозяйства? Такой, как свидетельствует почти десятилетняя практи ка, может быть форма организованного трудоустройства населения и комплектования производства кадрами, осуществляемая через бюро трудоустройства и инфор мации населения (БТИИН).
Из значительного числа вопросов, более или менее полно характеризующих новую форму трудоустройства, в настоящей работе рассматриваются цель, сущность, принципы организованного трудоустройства, организа ция и развитие его в Казахской ССР, эффективность и направления совершенствования службы трудоустрой ства.
КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА КАДРАМИ СЛУЖБОЙ ТРУДОУСТРОЙСТВА
Цель, задачи и принципы посредничества. До конца
60-х годов вопросы информации о спросе на рабочих и служащих, трудоустройства их и комплектования ими
16
производства были преимущественно делом каждого отдельного человека и отделов кадров предприятий, строек и организаций. Не обеспеченные работниками предприятия (а часто и укомплектованные) изцещали, кто и на каких условиях им требуется, и впервые ищу щие работу или меняющие ее по каким-либо причинам пускались в длительное путешествие по заводским про ходным, маршрут которого определял и менял, как правило, не сам человек, а объявления. В неопределен ности при этом оставалось и предприятие: оно не знало, сколько людей и какой квалификации откликнется на его объявление.
И такой порядок решения жизненно важных как для человека, так и предприятия вопросов долгое время считался и, к сожалению, еще считается некоторой нор мой по сей день, несмотря на очевидность его недостат ков. Создание органов по использованию трудовых ре сурсов, опыт социалистических стран в распределении трудовых ресурсов подсказали направление рационали зации системы найма кадров — решение ее на началах посредничества, осуществляемого специализированным органом— службой трудоустройства. РСФСР, респуб лики Прибалтики и Казахстан в числе первых стали внедрять трудовое посредничество. К началу десятой пятилетки бюро функционировали во всех союзных рес публиках, кроме Азербайджана.
БТИИН не может означать и тем более пониматься как усиление администрирования в деле привлечения к труду, ущемления трудовых прав граждан и предпри ятий. Рождение этой формы вовлечения населения в общественное производство вызвано в первую очередь причинами экономического характера, необходимостью повышения эффективности использования трудовых ре сурсов. В сравнении с неорганизованной формой она
раскрывает перед |
человеком Лголер чинрокиевозможно- |
|
сти трудиться по |
способност |
остям, полнее |
|
17 |
■библиот;:: : |
|
Э Н Зг |
ЧИТА*.........
реализовать его профессионально-образовательные зна ния, трудовые навыки.
Служба трудоустройства, возникшая в условиях со вершенствования управления народным хозяйством, не имеет ничего общего с биржами труда, существовав шими в первые годы советской власти в нашей стране и с ныне действующими в капиталистических странах. Задача бирж труда состояла в основном в борьбе с без работицей. БТИИН же, функционирующие в условиях предельно высокой занятости населения, решают прин ципиально иные проблемы — смягчают кадровый дефи цит путем целенаправленного распределения обращаю щихся, повышают эффективность использования тру довых ресурсов.
Трудовое посредничество, возникшее из обществен ных потребностей, являет собой качественно новую фор му организованного вовлечения населения в производст во, усиливающую централизованные начала в системе найма работников, несущую большие удобства населе нию в выборе работы, а для страны — огромную эконо мию народнохозяйственных сил.
Трудовое посредничество преследует несколько це лей. В вопросе спроса на кадры оно ставит своей целью, с одной стороны, «зааккумулировать» в одном месте сведения, касающиеся свободных рабочих мест, и на
этой основе облегчить |
трудящимся выбор |
работы. |
С другой — упорядочить |
саму информацию, |
уровень |
которой еще не соответствует задачам формирования стабильных производственных коллективов.
Что касается посредничества в трудоустройстве и комплектовании производства кадрами, то оно имеет цель удовлетворить двухстороннюю потребность: трудя щихся — в работе, а народного хозяйства — в трудовых ресурсах. Цель организованного трудоустройства — соз дание более благоприятных условий человеку для реа лизации права на труд и обязанности трудиться, су
18
щественное повышение надежности обеспечения произ водства рабочей силой, ослабление влияния фактора кадровой необеспеченности на развитие отраслей на родного хозяйства и улучшение использования трудовых ресурсов. В этом смысл посредничества БТИИН, дейст вующего в масштабе целого города и справедливо име нуемого городским отделом кадров.
Сущность формы характеризует ее основные черты — организованное распределение трудоустраивающихся, соответствие движения кадров потребностям народного хозяйства и гарантированность трудоустройства. Нали чие организованного момента в ней связано с тем, что распределительная функция относительно мест работы осуществляется посредством правовых форм — договорасоглашения между бюро и предприятием и направления на работу.
Вторая черта проявляется в том, что БТИИН, рас полагая сведениями о трудовой конъюнктуре, обеспечи вает рабочей силой в первую очередь нуждающиеся в ней предприятия, ограничивая приток ее на укомплек тованные.
Третья черта — гарантия включения направленного в производственный коллектив, на первый взгляд, от сутствует в силу того, что известной части граждан не удается заключить трудового договора с предприятием, рекомендованным бюро, и приходится брать направле ния на другие. И здесь самостоятельность формы как бы утрачивается, и она выступает в роли дополняющей форму набора рабочей силы самим предприятием. Но абсолютную гарантию трудоустроиться «с ходу» не дают
идругие формы, включая набор непосредственно про изводством. При любой из них имеют место несостоявшиеся по различным причинам договоры. Точно так же
издесь. В одном случае не трудоустраивается сам че ловек по направлению бюро из-за того, что ему чем-то не подходит предприятие, в другом — ему отказывает
19