Файл: Зикринов, Ф. З. Служба трудовых ресурсов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тивности общественного производства, труда и узловым вопросом экономической политики партии на предстоя­ щий период и дальнейшую перспективу.

Вовлечение населения в общественное производство, распределение и перераспределение трудовых ресурсов — стороны одного и того же порядка, являющиеся прежде всего формами и методами хозяйствования, которые, как любые формы, исторически оправданы до тех пор, пока содействуют развитию производительных сил, повыше­ нию эффективности общественного производства. Если они перестают отвечать этим требованиям, возникает необходимость их видоизменения или замены новыми, соответствующими требованиям развития экономики. Динамизм социалистической экономики, рост ее масшта­ бов и глубокие качественные сдвиги, подчеркивал Л. И. Брежнев на XXIV съезде партии, «не позволяют довольствоваться сложившимися формами и методами, даже если они хорошо служили в прошлом»1. Это всецела применимо и к формам комплектования кадрами отрас­ лей народного хозяйства.

В основе системы обеспечения производства кадрами, включающей в себя, как уже отмечалось, различные ор­ ганизационные формы, лежит принцип демократического централизма. Сочетая умело его основополагающие на­ чала, экономика нашей страны несомненно преодолеет возникшие трудности в обеспечении народного хозяйства рабочей силой. Этот принцип, предоставляя широкие права руководителям предприятий в найме кадров, тре­ бует одновременно твердого и неукоснительного соблю­ дения государственных интересов в распределении тру­ довых ресурсов, проведения последовательной и настой­ чивой борьбы против попыток принимать людей сверх плана, скрывать' внутрипроизводственные резервы труда.

В решениях XXV съезда вопросы управления всеми

1 «Материалы XXIV съезда КПСС». М., 1972, стр. 66.

10

звеньями народного хозяйства конкретизируются при­ менительно к задачам десятой пятилетки и более дли­ тельного периода. Признав улучшение управления эконо­ микой решающим звеном, важнейшим резервом, съезд выделяет в рамках главных направлений хозяйственной стратегии и особеннсютей текущей пятилетки ускорение перестройки хозяйственного механизма, выработку и проведение в жизнь единой системы мер, охватывающей основные стороны руководства хозяйством, укрепление и дальнейшее развитие централизованных начал в уп­ равлении хозяйством.

Централизм в руководстве экономикой предполагает распределение на таких началах всех ресурсов, участвую­ щих в производственном процессе, включая трудовые. С этих позиций набор кадров непосредственно производ­ ством является децентрализованным, хотя и обусловлен непосредственно нуждами крупного и централизованного производства. Основание тому — неорганизованное пере­ мещение работников к местам приложения т,руда и раз­ мещение их по производствам, полная самостоятельность предприятий и предоставление каждого из них самому себе в вопросе найма кадров.

В условиях резкого сокращения притока трудоспо­ собного населения и его высокой занятости в обществен­ ном производстве такая самостоятельность не всегда оправдана. Она несовместима с общественным характе­ ром производственных отношений, противоречит требова­ ниям рационального распределения трудовых ресурсов по производствам, интересам самих предприятий, ибо не всякое предприятие, имея самостоятельность в наборе работников, имеет возможность обеспечить себя необхо­ димой рабочей силой.

Переход на централизованное обеспечение производ­ ства кадрами через специализированный орган не озна­ чает введения мелочной опеки над предприятиями в вопросе найма кадров, это одно из средств создания

и


наиболее благоприятных условий для эффективного ве­ дения хозяйства и использования главной производи­ тельной силы. Как самое ценное достояние общества людские ресурсы нуждаются в централизованном рас­ пределении больше, нежели какие-либо другие. С эко­ номической и моральной точек зрения введение центра­ лизованного обеспечения производства кадрами целесо­ образно и в условиях достатка трудовых ресурсов, а при их повсеместном дефиците необходимость в этом возра­ стает во много раз.

К числу важнейших проблем, разработанных XXV съездом КПСС, относится решение проблемы качества, на повышение которого должен быть настроен весь механизм планирования и управления. А качество в своей основе — преимущественно трудовая категория, связанная со сбережением труда, экономией времени. В широком плане строжайшая экономия й бережливость труда требуют как коренного улучшения использования рабочей силы на производстве, так и на стадии ее рас­ пределения по производствам. Но исторически сложи­ лось так, что бережливости и экономии труда больше уделяется внимания на рабочем месте. А между тем именно в ходе формирования занятости — на изначаль­ ном этапе — допускаются значительные потери време­ ни — до 30 и более дней в расчете на одного работника, не считая затрат, связанных с нерациональной переме­ ной профессий.

Основоположники марксизма отмечали, что в усло­ виях социализма «экономия времени... остается первым экономическим законом...»1. При нынешних масштабах народного хозяйства, в условиях развитого социализма экономия времени приобрела особое значение. В речи на XVI съезде советских профсоюзов Генеральный сек­ ретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев привел конкретные циф­

1 К. Маркс я Ф. Энгельс. Соч., т. 46, ч. I, стр. 117.

12

ры, дающие представление о том, как важно дорожить временем *. Поэтому объективно необходимо в пятилетке качества обратить внимание на выработку мероприятий по рационализации системы трудоустройства, имея в ви­ ду сокращение у трудоустраивающихся перерыва между увольнением и поступлением на новое место работы.

К 'числу веских причин, обусловливающих необходи­ мость новых форм комплектования производства кадрами, относится трудность сбалансирования потреб­ ности народного хозяйства в рабочей силе с источниками ее обеспечения в связи с ожидаемыми принципиальными изменениями в формировании трудовых ресурсов, что вызывается замедлением относительного и абсолютного роста численности трудоспособного населения, начавше­ гося в десятой пятилетке. По сравнению с девятой пя­ тилеткой в 1976—1980 годах прирост трудовых ресурсов останется на прежнем уровне, а в одиннадцатой (1981— 1985 гг.) и двенадцатой (1986—1990 гг.) возможно их уменьшение. И XXV съезд КПСС поставил задачу доби­ ваться увеличения производства на действующих пред­ приятиях за счет роста производительности труда при той же или сокращенной численности работников3. Только при этом условии можно будет решить проблему обеспе­ чения кадрами новых предприятий. Сосредоточение уси­ лий на обеспечении кадрами ведущих участков народного хозяйства вытекает из ленинского указания о необходи­ мости выделения в цепи очередных задач основного зве­ на 4. Без сомнения, концентрация трудовых ресурсов и первоочередность обеспечения ими наиболее важных объ-1234

1 «Правда»,

1977, 22 марта.

2

См. «Трудовые ресурсы и научно-техническая революция». М.,

1974,

стр. 172.

 

3

См. «Материалы XXV съезда КПСС». М., 1976, стр. 168.

4 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 6, стр. 164; т. 36, стр. 205.

2—1249

13


ектов немыслимы без совершенствования организации форм распределения трудовых ресурсов.

В интересах ускорения строительства коммунизма XXV съезд КПСС дал принципиально новые установки по социалистическому планированию, обеспечивающие сбалансированность развития экономики, соблюдение народнохозяйственных и отраслевых пропорций. Особое внимание при этом обращено на рациональное исполь­ зование трудовых ресурсов К И, безусловно, реализация этого указания съезда ускорит совершенствование ме­ ханизма распределения и перераспределения трудовых ресурсов. Потому что в социалистическом обществе, как отмечал К. Маркс, «регулирование рабочего времени и распределение общественного труда между различными группами производства... становится важнее, чем когда бы то ни было» 21.

Разрабатывая конкретные вопросы экономической политики партии и Советского государства в первые годы после победы социалистической революции, В. И. Ленин уделял серьезное внимание проблемам тру­ да, обеспечению кадрами экономики грядущего социа­ листического общества, вовлечению людей в обществен­ ное производство. В этом В. И. Ленин видел одно из важнейших социалистических преобразований, а потому и призывал вести эту работу шире, систематичнее. Он особенно тщательно проверял все, что делали Наркомат труда, его подведомственные учреждения. Взыскательно с них спрашивал, если дело не спорилось. Проблемы труда, считал он,— это заботы людей, заботы их устро­ енной или неустроенной жизни, а потому и настаивал строить работу по вовлечению населения в общественное производство на государственной основе, сначала хотя бы

в небольших, местных

рамках в

виде

опыта.

В статье

1 См. «Материалы XXV

съезда КПСС», М.,

1976, стр.

126.

2 К- Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 25,

ч. II, стр. 421.

 

14

«Наказ от СТО (Совета Труда н Обороны) местным со­ ветским учреждениям», подчеркивая народнохозяйствен­ ную значимость и необходимость организации такой ра­ боты на государственной основе, В. И. Ленин одновремен­ но характеризует привлечение людей к труду и как важнейшую проблему социализма, требующую обяза­ тельно систематического учета практического опыта, со­ бирания и изучения его ‘.

В ленинском понимании практике социалистического хозяйствования требуются такие формы и методы вовле­ чения населения в общественное производство и комп­ лектования его кадрами, которые, с одной стороны, позволяли бы «десятки и сотни тысяч рабочих двинуть туда, куда надо Советской власти»12 организованно, соблюдая принцип добровольности, заинтересованности трудящихся, а с другой, наилучшим образом обеспечи­ вали бы «установление правильного распределения ра­ бочих сил в производстве.., сбережение народных сил, устранение всякой лишней траты сил...»3. Ленинские мысли также ориентируют на постоянный поиск новых форм привлечения людей к труду. «...Строить новые фор­ мы и приемы привлечения людей к труду — это работа многих лет и десятилетий. Это — благодарнейшая и бла­ городнейшая работа» 4.

Эти положения К. Маркса и В. И. Ленина имеют огромное методологическое значение и очень важны для правильного понимания того, каким требованиям дол­ жны отвечать формы вовлечения населения в общест­ венное производство и комплектования производства кадрами и в каком направлении их совершенствовать. Правильное распределение, сбережение (экономия), не­ допущение потерь — вот основные принципы, которые

1В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 43, стр. 285.

2В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 42, стр. 150. 3 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 34, стр. 156.

4В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 40, стр. 316.

2*

15


должны лежать в основе социалистического распределе­ ния трудовых ресурсов, осуществляемого на практике через различные формы вовлечения населения в обще­ ственное производство.

Все вместе взятое — важные аргументы и одновремен­ но объективные предпосылки, обусловливающие поста­ новку самого вопроса о необходимости замены формы самостоятельного набора кадров новой.

Какая форма может заменить производственную форму приема кадров, преодолеть ее недостатки и в то же время соответствовать современному состоянию трудовых ресурсов, содействовать их лучшему использо­ ванию, еще большему росту эффективности обществен­ ного производства, курсу интенсивного ведения хозяйст­ ва и более отвечать современным требованиям, предъ­ являемым к формам и методам ведения хозяйства? Такой, как свидетельствует почти десятилетняя практи­ ка, может быть форма организованного трудоустройства населения и комплектования производства кадрами, осуществляемая через бюро трудоустройства и инфор­ мации населения (БТИИН).

Из значительного числа вопросов, более или менее полно характеризующих новую форму трудоустройства, в настоящей работе рассматриваются цель, сущность, принципы организованного трудоустройства, организа­ ция и развитие его в Казахской ССР, эффективность и направления совершенствования службы трудоустрой­ ства.

КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВА КАДРАМИ СЛУЖБОЙ ТРУДОУСТРОЙСТВА

Цель, задачи и принципы посредничества. До конца

60-х годов вопросы информации о спросе на рабочих и служащих, трудоустройства их и комплектования ими

16

производства были преимущественно делом каждого отдельного человека и отделов кадров предприятий, строек и организаций. Не обеспеченные работниками предприятия (а часто и укомплектованные) изцещали, кто и на каких условиях им требуется, и впервые ищу­ щие работу или меняющие ее по каким-либо причинам пускались в длительное путешествие по заводским про­ ходным, маршрут которого определял и менял, как правило, не сам человек, а объявления. В неопределен­ ности при этом оставалось и предприятие: оно не знало, сколько людей и какой квалификации откликнется на его объявление.

И такой порядок решения жизненно важных как для человека, так и предприятия вопросов долгое время считался и, к сожалению, еще считается некоторой нор­ мой по сей день, несмотря на очевидность его недостат­ ков. Создание органов по использованию трудовых ре­ сурсов, опыт социалистических стран в распределении трудовых ресурсов подсказали направление рационали­ зации системы найма кадров — решение ее на началах посредничества, осуществляемого специализированным органом— службой трудоустройства. РСФСР, респуб­ лики Прибалтики и Казахстан в числе первых стали внедрять трудовое посредничество. К началу десятой пятилетки бюро функционировали во всех союзных рес­ публиках, кроме Азербайджана.

БТИИН не может означать и тем более пониматься как усиление администрирования в деле привлечения к труду, ущемления трудовых прав граждан и предпри­ ятий. Рождение этой формы вовлечения населения в общественное производство вызвано в первую очередь причинами экономического характера, необходимостью повышения эффективности использования трудовых ре­ сурсов. В сравнении с неорганизованной формой она

раскрывает перед

человеком Лголер чинрокиевозможно-

сти трудиться по

способност

остям, полнее

 

17

■библиот;:: :

 

Э Н Зг

ЧИТА*.........


реализовать его профессионально-образовательные зна­ ния, трудовые навыки.

Служба трудоустройства, возникшая в условиях со­ вершенствования управления народным хозяйством, не имеет ничего общего с биржами труда, существовав­ шими в первые годы советской власти в нашей стране и с ныне действующими в капиталистических странах. Задача бирж труда состояла в основном в борьбе с без­ работицей. БТИИН же, функционирующие в условиях предельно высокой занятости населения, решают прин­ ципиально иные проблемы — смягчают кадровый дефи­ цит путем целенаправленного распределения обращаю­ щихся, повышают эффективность использования тру­ довых ресурсов.

Трудовое посредничество, возникшее из обществен­ ных потребностей, являет собой качественно новую фор­ му организованного вовлечения населения в производст­ во, усиливающую централизованные начала в системе найма работников, несущую большие удобства населе­ нию в выборе работы, а для страны — огромную эконо­ мию народнохозяйственных сил.

Трудовое посредничество преследует несколько це­ лей. В вопросе спроса на кадры оно ставит своей целью, с одной стороны, «зааккумулировать» в одном месте сведения, касающиеся свободных рабочих мест, и на

этой основе облегчить

трудящимся выбор

работы.

С другой — упорядочить

саму информацию,

уровень

которой еще не соответствует задачам формирования стабильных производственных коллективов.

Что касается посредничества в трудоустройстве и комплектовании производства кадрами, то оно имеет цель удовлетворить двухстороннюю потребность: трудя­ щихся — в работе, а народного хозяйства — в трудовых ресурсах. Цель организованного трудоустройства — соз­ дание более благоприятных условий человеку для реа­ лизации права на труд и обязанности трудиться, су­

18

щественное повышение надежности обеспечения произ­ водства рабочей силой, ослабление влияния фактора кадровой необеспеченности на развитие отраслей на­ родного хозяйства и улучшение использования трудовых ресурсов. В этом смысл посредничества БТИИН, дейст­ вующего в масштабе целого города и справедливо име­ нуемого городским отделом кадров.

Сущность формы характеризует ее основные черты — организованное распределение трудоустраивающихся, соответствие движения кадров потребностям народного хозяйства и гарантированность трудоустройства. Нали­ чие организованного момента в ней связано с тем, что распределительная функция относительно мест работы осуществляется посредством правовых форм — договорасоглашения между бюро и предприятием и направления на работу.

Вторая черта проявляется в том, что БТИИН, рас­ полагая сведениями о трудовой конъюнктуре, обеспечи­ вает рабочей силой в первую очередь нуждающиеся в ней предприятия, ограничивая приток ее на укомплек­ тованные.

Третья черта — гарантия включения направленного в производственный коллектив, на первый взгляд, от­ сутствует в силу того, что известной части граждан не удается заключить трудового договора с предприятием, рекомендованным бюро, и приходится брать направле­ ния на другие. И здесь самостоятельность формы как бы утрачивается, и она выступает в роли дополняющей форму набора рабочей силы самим предприятием. Но абсолютную гарантию трудоустроиться «с ходу» не дают

идругие формы, включая набор непосредственно про­ изводством. При любой из них имеют место несостоявшиеся по различным причинам договоры. Точно так же

издесь. В одном случае не трудоустраивается сам че­ ловек по направлению бюро из-за того, что ему чем-то не подходит предприятие, в другом — ему отказывает

19