Файл: Затышняк, В. Е. Социально-экономическая природа аппарата управления при социализме.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ленность управленческого аппарата в 1957 году по респуб ликанским министерствам, организациям и учреждениям MGCP составляла 14.196 человек79.
За десять лет, прошедших с 1947 года, аппарат управления в республике численно увеличился более чем в 9 раз. Это, с одной стороны, говорило о том, что МССР стала высокораз витой социалистической республикой с разветвленной сетью отраслей промышленного и сельскохозяйственного произ водства. С другой стороны, однако, увеличение численности аппарата не говорит о его совершенстве. С середины 50-х го дов принимается ряд мер по сокращению административноуправленческого аппарата. Так, в 1959 году была изменена структура Совета Народного Хозяйства. После 1959 года Совнархоз Молдавской ССР состоял из 23 отделов и 3 управ лений, а численный состав работников аппарата управления в результате реорганизации сократился с 705 до 638 че ловек 80.
На предприятиях республики аппарат управления также был сокращен. Так, с 1959 года до середины 1964 года было сокращено 7,2 тысячи единиц административно-управленче ского персонала, что снизило удельный вес аппарата управ ления среди рабочих и служащих с 11,2 процента в 1958 году до 9,1 процента в 1965 году81.
Октябрьский'(1964 год) Пленум ЦК КПСС явился новым значительным шагом вперед в деле дальнейшего совершенст вования советского аппарата управления. С этого времени начинается новый этап в руководстве отраслями народного хозяйства республики.
В ноябре 1964 года на Пленуме ЦК КПСС был рассмотрен опыт перестройки партийных, комсомольских, профсоюзных и советских органов по производственному принципу. Пле нум признал необходимым вернуться к территориально-про изводственному принципу построения партийных и советских органов. На основании решения ноябрьского (1964 г.) Пле нума ЦК КПСС 4 декабря 1964 года Пленум ЦК КП Мол давии принял постановление о создании в Молдавии единых партийных и советских органов и разукрупнил ряд районов. В этот период проводится и ряд мер по совершенствованию управления промышленностью в республике. Так, согласно решению Шестой сессии Верховного Совета Молдавской ССР,
79 ЦГА, МССР, ф. 2845, оп. 7, Д. 240, л. 9.
80 ЦГА, МССР, ф. 2845, ОП. 7, д. 270, л. 4—5.
81 См. История Молдавской ССР, т. II., Кишинев, 1968, стр. 724.
51
которая руководствовалась решениями сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС и Шестой сессии Верховного Совета СССР, в Молдавии были созданы четыре новых союзно-республикан ских министерства: легкой промышленности, мясной и молоч ной, пищевой и промышленности строительных материалов. Министерство торговли Молдавской ССР было преобразова но в союзно-республиканское. Созданы союзно-республикан ское Министерство местной промышленности и республикан ское Министерство сельского строительства. Кроме того, был создан ряд управлений.
Новая система управления промышленностью через обще союзные, союзно-республиканские и республиканские мини стерства (ведомства) сохранена и по сей день, так как она отвечает принципам устройства нашей страны как союзного социалистического государства. Эта система управления обеспечивает сочетание централизованного руководства с раз витием инициативы союзных республик и отдельных произ водственных коллективов, и на данном этапе играет важную роль в создании материально-технической базы коммунизма.
Аппарат управления не является застывшим, раз навсег да данным звеном социалистической системы хозяйствования. Он изменяется и совершенствуется в соответствии с измене нием требований социалистического общества.
В предлагаемой работе сделана попытка показать лишь некоторые стороны возникновения и развития аппарата управления народным хозяйством в социалистическом обще стве. Всестороннее исследование этой сложной проблемы требует больших усилий многих ученых и практиков-
Разработанные коммунистической партией и проводимые в жизнь мероприятия по совершенствованию системы управ ления народным хозяйством открывают большие перспективы его дальнейшего развития. Это дает возможность поднять на новый, более высокий уровень всю систему хозяйствования. Осуществляемые партией мероприятия по совершенствованию системы управления народным хозяйством требуют от ра ботников аппарата управления повышения уровня хозяйст венной деятельности в соответствии с требованиями жизни не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня.
52
С О Д Е Р Ж А Н И Е |
|
В в е д е н и е .................................................................................... |
3 |
Марксизм-ленинизм об аппарате управления как неотъемле |
|
мой части общественного п р ои зв од ств а ...................................... |
4 |
Становление и развитие аппарата управления народным хо |
|
зяйством ......................................................................................... |
10 |
Пути совершенствования аппарата управления в период раз |
|
витого со ц и а л и з м а ............................................................................ |
29 |
Аппарат управления Молдавской ССР на различных этапах |
|
его р а з в и т и я ....................................................................................... |
41 |
В. Е. ЗАТЫШНЯК Социально-экономическая природа аппарата управления при социализме
Редактор А. |
Коган |
|
Технический редактор К. Чеканений |
||
Корректор -Н. Годорожа |
|
|
Сдано в набор 4/ХИ 1973 г. |
Подписано в печать 15/V 1974 г. |
|
Формат бумаги 60Х841/и |
|
Бумага тип. № 1 |
Физ. печатных листов 3,5 |
Тир. 600 |
Усл.-печ. листов 3,23 |
Учетно-изд. листов 3,04 |
Зак. 4754 |
|
АБ06004 |
|
Цена 16 коп. |
ИЗДАТЕЛЬСТВО ЦК КП МОЛДАВИИ Кишинев-277612, улица Пушкина, 22. Дом печати
Типография Издательства ЦК КП Молдавии, Кишинев