Файл: Затышняк, В. Е. Социально-экономическая природа аппарата управления при социализме.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тия'м в лучшем решении ими технических и экономических проблем. Это изменило характер взаимоотношений централь­ ных и республиканских хозяйственных органов с предприя­ тиями. Работа министерств по руководству предприятиями стала более конкретной и целенаправленной.

Большую роль в улучшении руководства народным хо­ зяйством сыграло постановление Совета Министров Союза ССР, принятое 'в июле >1967 года «О сО|Вершенст1вовашш систе­ мы повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли». С тех пор почти все специалисты указан­ ных отраслей прошли курс повышения своих знаний на основе требований жизни сегодняшнего дня.

Руководствуясь указаниями В. И. Ленина, коммунистиче­ ская партия и Советское государство на всех этапах строи­ тельства социализма улучшали организационные формы и структуру органов управления, совершенствовали их аппарат.

XXIV съезд КПСС в Директивах по девятому пятилетне­ му плану развития народного хозяйства подчеркнул, что на современном этапе создания материально-технической базы коммунизма «одной из важнейших задач, которая должна быть решена в течение новой пятилетки, — дальнейшая ра­ ционализация структуры управления народным хозяйст­ вом»» 61. Это вызвано тем, что с каждым годом усложняются межотраслевые и территориальные связи, народное хозяйство постоянно растет, появляются новые отрасли производства. В этих условиях совершенствование управления становится объективной необходимостью для обеспечения четкой и сла­ женной работы всех звеньев общественного производства и ускорения экономического развития страны.

За последние годы у нас много сделано в области совер­ шенствования управления, но предстоит сделать еще больше. Выполняя решения XXIV съезда КПСС по дальнейшему со­ вершенствованию системы управления народным хозяйством, ЦК КПСС и Совет Министров Союза ССР 2 марта 1973 года приняли постановление «О некоторых мерах по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью»62 в ко­ тором предусмотрены специальные меры по укреплению пред­

61

Материалы XXIV съезда КПСС, Госполитиздат, М., 1971,

стр.

172.

62 См. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управ­ ления промышленностью». «Правда», за 3 марта 1973 г.

37


приятий, созданию производственных объединений (комбина­ тов), а также всесоюзных и республиканских производствен­ ных объединений. В постановлении подчеркнуто, что в це­ лях дальнейшего совершенствования управления промыш­ ленностью, усиления концентрации производства и ускорения) технического прогресса министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить в 1973— 1975 годах переход промышленности на следующие системы управления:

а) двухзйенную:

общесоюзное или союзно-республиканское министерство (ве­ домство) СССР — производственное объединение (комбинат),, предприятие;

республиканское министерство (ведомство) союзной рес­ публики — производственное объединение (комбинат), пред­ приятие;

б) трехзвенную:

общесоюзное или союзно-республиканское министерство (ве­ домство) СССР — всесоюзное промышленное объединение — производственное объединение (комбинат), предприятие;

ооюзно-республиканское министерство (ведомство)

СССР — союзно-республиканское министерство (ведомство) союзной республики — производственное объединение (ком­ бинат), предприятие;

республиканское министерство (ведомство) союзной рес­ публики — республиканское промышленное объединение — производственное объединение (комбинат), предприятие;

республиканское министерство (ведомство) союзной рес­ публики — министерство автономной республики, управление исполкома областного (краевого) Совета депутатов трудя­ щихся — производственное объединение (комбинат), пред­ приятие.

В зависимости от особенностей отрасли (подотрасли) уп­ равление промышленностью может осуществляться министер­ ством (ведомством) одновременно по двух- и трехзвенной системе. Особое внимание уделяется упрощению структуры управления и сокращению излишних звеньев, улучшению под­ бора, расстановки и воспитанию кадров, повышению их ответ­ ственности за порученное дело.

Сейчас в стране развернута большая работа по реализа­ ции постановления ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР от 2 марта 1973 года. Претворение этого постановления

38

в жизнь будет способствовать дальнейшему повышению уров­ ня работы промышленности, укреплению и расширению ин­ дустриальной базы всего народного хозяйства.

Таким образом, с переводом промышленности на двух- и трехзвенную системы управления будет создан ряд всесоюз­ ных и республиканских производственных объединений, функ­ ционирующих на принципах хозяйственного расчета. При двухзвенной системе производственные объединения, комби­ наты и предприятия будут подчиняться непосредственно ми­ нистерству. В трехзвенной системе в виде среднего звена управления создаются всесоюзные или республиканские про­ мышленные объединения, в которые входят производственные единицы — предприятия, комбинаты, объединения.

Такие системы устранят многоступенчатость в управлении отраслями и подотраслями промышленности, сократят лиш­ ние промежуточные звенья, повысят оперативность руководст­ ва и ответственность за развитие хозяйственного расчета. Причем система управления для различных отраслей выби­ рается с учетом их специфики и конкретных условий произ­ водства. Например, если это будет целесообразно, управление может осуществляться министерством одновременно по двух- и трехзвенным системам. В постановлении ЦК КПСС и Со­ вета Министров Союза ССР сказано, что как исключение в некоторых отраслях может быть создана и четырехзвенная система управления. Эта форма управления будет применять­ ся в основном в легкой, пищевой, мясо-молочной промышлен­ ности, где работает большое количество предприятий, распо­ ложенных на территории всей страны.

Главное в перестройке управления промышленностью — это приближение органов хозяйственного (руководства к про­ изводству с целью повышения производительности труда и ускорения темпов научно-технического прогресса. Вместо главков создаются всесоюзные и республиканские промыш­ ленные объединения, которые будут являться едиными про­ изводственно-хозяйственными комплексами, состоящими из производственных объединений, комбинатов, промышленных предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструк­ торских и других предприятий и организаций.

Создаваемые промышленные объединения коренным обра­ зом отличаются от упраздняемых главков. Главк, как извест­ но, не выполняет роли непосредственного организатора про­ изводственного процесса, он является составной частью ми­ нистерства — его структурным звеном, содержится за счет

39



бюджета и не несет материальной ответственности за ра­ боту подотрасли. Промышленное же объединение — хозрас­ четный комплекс, оно будет обязано полностью возмещать затраты на производство продукции и на содержание аппара­ та управления, включая расходы на проектные работы и науч­ но-исследовательские цели, а также приносить прибыльОт­ сюда сразу очевиден экономический эффект от .вышеуказан­ ного совершенствования управления промышленным произ­ водством.

Но никакая перестройка не может быть эффективной без; подготовленных, высококвалифицированных специалистов, способных претворить в жизнь идеи партии в области хо­ зяйственного руководства. Именно аппарату управления, существующему в настоящее время, предстоит совершить пе­ рестройку управления промышленностью. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР подчеркивается, что создание объединений и комбинатов имеется в виду про­ вести в пределах существующей численности аппарата управ­ ления и расходов на его содержание. В связи с этим разра­ батывается и составляется структура органов хозяйственного управления центрального аппарата по министерствам и ве­ домствам. Появилась необходимость улучшения экономиче­ ского образования кадров, чтобы каждый работник аппарата управления хорошо владел современной наукой управления.

Из всего сказанного вытекает, что организационные фор­ мы управления не произвольны. Они прямо и непосредствен­ но зависят от уровня развития производительных сил и со­ циалистических производственных отношений. Формы управ­ ления производством выражают существующие в социали­ стическом производстве отношения. С развитием и совершен­ ствованием социалистического производства коммунистиче­ ская партия и Советское государство совершенствуют свою систему управления путем сознательного установления для каждого этапа организационных форм и методов руководст­ ва народным хозяйством.

40

АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ МОЛДАВСКОЙ ССР НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЕГО РАЗВИТИЯ

Молдавская ССР в настоящее время является высоко­ развитым краем с крупными промышленными комплексами, механизированным колхозно-совхозным сельскохозяйственным производством, высоким уровнем науки и культуры. Боль­ шую роль в достижении этих высоких показателей сыграл аппарат управления социалистическим народным хозяйством республики. i

Изучение процесса создания и развития аппарата управ­ ления в Молдавии представляет значительный интерес, так как Молдавская ССР позже других республик Советского Союза приступила к созданию аппарата управления социа­ листическим производством. Это наложило некоторые особен­ ности в организации и развитии аппарата управления народ­ ным хозяйством республики. В обобщенном виде эта пробле­ ма еще не нашла отражения в научной литературе. Хотя от­ дельные ее стороны излагаются некоторыми авторами при освещении других проблем63.

63

А.

В. С у р и л о в. История государства и права

в Молдав­

ской ССР

1917—1959 гг., Кишинев, 1963; С. Я. А ф т е н ю к.

Ленин­

ская национальная политика Коммунистической партии и образова­ ние советской гсударственности молдавского народа, Кишинев, 1971;

С.

В.

Ц а р а н о в.

30

лет

Молдавской ССР, Кишинев, 1964;

А.

В.

Р е п и д а. К

вопросу

образования Молдавской ССР, Ученые

записки Кишиневского

государственного

педагогического института,

т. II,

1954; А. К о ж у х а р ь .

Развитие

непроизводственной сферы

в Молдавской ССР, Кишинев, 1973; Щ е л о к о в Н. Совнархоз Мол­

давии

приступает к работе, «Советская

Молдавия», за

21 июня

1957 г.;

Ю. М е л ь к о в. Компетентность, ответственность и инициа­

тива кадров,

«Советская Молдавия», за 21

августа 1971 г.;

3 а п а-

д а е в

В. В.

В. И. Ленин о подборе кадров и проверке исполнения.

«Коммунист

Молдавии», 1966, № 10.

 

 

41


Возникновение аппарата управления Молдавской ССР характеризуется целым рядом особенностей, вызванных свое­ образным развитием республики после победы Великой Ок­ тябрьской социалистической революции.

Дело в том, что большая часть Молдавии была оккупиро­ вана в 1918 г. боярской Румынией, а другая ее часть разви­ валась как автономная социалистическая республика в соста­ ве Украинской ССР. Именно здесь, на левобережье Днестра рождался социалистический аппарат управления Молдавии и формировались его трудовые ресурсы.

Еще' до образования Молдавской АССР, после изгнания интервентов, в начале 1920 года, на всей территории Левобе­ режной Молдавии были образованы Революционные коми­ теты, которые являлись единственными органами власти тру­ дящихся. Революционные комитеты через свои отделы (зе­ мельный, управления, финансовый, продовольственный, про­ свещения, здравоохранения, милиции и др.) организовывали трудящихся на восстановление народного хозяйства и оказа­ ние помощи Красной Армии.

В марте-апреле 1920 года были избраны сельские, волост­ ные, городские и уездные Советы. Ревкомы, передав им дела и созданный аппарат управления, прекратили свое существо­ вание. Деятельность Советов под руководством коммунисти­ ческой партии способствовала тому, что уже к концу 1923 — началу 1924 года экономические и общественно-политические отношения в восточных районах Молдавии достигли такого уровня развития, что возникла необходимость молдавской автономии.

Решением III сессии ВУЦИК VIII созыва от 12 октября 1924 года была образована Молдавская АССР в составе Украинской ССР. Вся полнота власти в Молдавской АССР до созыва I Всемолдавского съезда Советов, согласно постанов­ лению третьей сессии ВУЦИК, концентрировалась в руках Временного Революционного Комитета (Ревкома). В его состав вошли Г. И. Старый (председатель), И. И. Бадаев, Г. И- Бучушкану, А. В. Иванов, М. Б. Корнеев, И. Н. Криво­ рукое и другие. Ревком проводил выборы в местные Советы, решал вопросы землеустройства, развития народного обра­ зования, финансирования и др .64. С этого момента начался период целенаправленного создания и развития аппарата управления народным хозяйством Молдавии. Процесс фор­

64 См. История Молдавской ССР, т. II, Кишинев, 1968, стр. 145.

42

мирования и развития аппарата управления МССР прошел ряд этапов.

В результате большой, напряженной работы уже к концу 1925 года аппарат центральных органов управления Молдав­ ской АССР в основном сформировался. Он состоял из вер­ ховного органа законодательной власти МАССР — Централь­ ного Исполнительного Комитета и его Президиума во главе с председателем Президиума ЦИК Г. И. Старым, правитель­ ства республики — Совета Народных Комиссаров во главе с председателем СНК МАССР А. И. Строевым и отдельных комиссариатов. Среди них: 1) Народный Комиссариат финан­ сов, состоящий из таких отделов, как общий, бюджетный, на­ логовый, местных финансов, финансово-кредитный и кассово­ бухгалтерский, инспекции налоговых доходов, валютной ин­ спекции, бухгалтерии по госнало-гам и бухгалтерии по мест­ ным финансам; 2) Народный Комиссариат внутренней тор­ говли в составе наркома, инженера-экономиста и статистика; 3) Народный Комиссариат труда в составе наркома, старше­ го инспектора, трех инспекторов, посреднического бюро, ста­ тистика и юрисконсульта; 4) Народный Комиссариат земле­ делия в составе наркома, сельскохозяйственного отдела, от­ дела землеустройства и мелиорации, ветеринарного отдела и секретариата; 5) Центральный Совет Народного хозяйства в. составе председателя, инженера и инструктора65.

Аппарат управления мобилизовывал трудящихся и направ­ лял всю работу в республике на восстановление разрушенно­ го войной народного хозяйства, а также на увеличение выпус­ ка продукции на действовавших предприятиях. Это сделало возможным уже в 1924— 1925 годах получить валовой продук­ ции на цензовых предприятиях на сумму 2,6 млн. рублей, и продукции кустарно-ремесленной промышленности на сумму

2,485 млнрублей66.

В условиях сложной внутренней и внешней обстановки в республике проводилась индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция. Руководимые и направляемые коммунистической партией, органы управле­ ния народным хозяйством МАССР успешно справились со стоящими перед ними задачами в переходный период. Уже

65 См. С у р и л о в А. В. История государства и права в Молдав­ ской ССР 1917—1959 гг., Кишинев, 1963, стр. 85—86.

66 Социалистическая индустриализация и развитие рабочего клас­ са Советской Молдавии (1926— 1958 гг.). Сборник документов и ма­ териалов, Кишинев, 1970, стр. 24.

43