Файл: Затышняк, В. Е. Социально-экономическая природа аппарата управления при социализме.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
тия'м в лучшем решении ими технических и экономических проблем. Это изменило характер взаимоотношений централь ных и республиканских хозяйственных органов с предприя тиями. Работа министерств по руководству предприятиями стала более конкретной и целенаправленной.
Большую роль в улучшении руководства народным хо зяйством сыграло постановление Совета Министров Союза ССР, принятое 'в июле >1967 года «О сО|Вершенст1вовашш систе мы повышения квалификации руководящих работников и специалистов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли». С тех пор почти все специалисты указан ных отраслей прошли курс повышения своих знаний на основе требований жизни сегодняшнего дня.
Руководствуясь указаниями В. И. Ленина, коммунистиче ская партия и Советское государство на всех этапах строи тельства социализма улучшали организационные формы и структуру органов управления, совершенствовали их аппарат.
XXIV съезд КПСС в Директивах по девятому пятилетне му плану развития народного хозяйства подчеркнул, что на современном этапе создания материально-технической базы коммунизма «одной из важнейших задач, которая должна быть решена в течение новой пятилетки, — дальнейшая ра ционализация структуры управления народным хозяйст вом»» 61. Это вызвано тем, что с каждым годом усложняются межотраслевые и территориальные связи, народное хозяйство постоянно растет, появляются новые отрасли производства. В этих условиях совершенствование управления становится объективной необходимостью для обеспечения четкой и сла женной работы всех звеньев общественного производства и ускорения экономического развития страны.
За последние годы у нас много сделано в области совер шенствования управления, но предстоит сделать еще больше. Выполняя решения XXIV съезда КПСС по дальнейшему со вершенствованию системы управления народным хозяйством, ЦК КПСС и Совет Министров Союза ССР 2 марта 1973 года приняли постановление «О некоторых мерах по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью»62 в ко тором предусмотрены специальные меры по укреплению пред
61 |
Материалы XXIV съезда КПСС, Госполитиздат, М., 1971, |
стр. |
172. |
62 См. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управ ления промышленностью». «Правда», за 3 марта 1973 г.
37
приятий, созданию производственных объединений (комбина тов), а также всесоюзных и республиканских производствен ных объединений. В постановлении подчеркнуто, что в це лях дальнейшего совершенствования управления промыш ленностью, усиления концентрации производства и ускорения) технического прогресса министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик обеспечить в 1973— 1975 годах переход промышленности на следующие системы управления:
а) двухзйенную:
общесоюзное или союзно-республиканское министерство (ве домство) СССР — производственное объединение (комбинат),, предприятие;
республиканское министерство (ведомство) союзной рес публики — производственное объединение (комбинат), пред приятие;
б) трехзвенную:
общесоюзное или союзно-республиканское министерство (ве домство) СССР — всесоюзное промышленное объединение — производственное объединение (комбинат), предприятие;
ооюзно-республиканское министерство (ведомство)
СССР — союзно-республиканское министерство (ведомство) союзной республики — производственное объединение (ком бинат), предприятие;
республиканское министерство (ведомство) союзной рес публики — республиканское промышленное объединение — производственное объединение (комбинат), предприятие;
республиканское министерство (ведомство) союзной рес публики — министерство автономной республики, управление исполкома областного (краевого) Совета депутатов трудя щихся — производственное объединение (комбинат), пред приятие.
В зависимости от особенностей отрасли (подотрасли) уп равление промышленностью может осуществляться министер ством (ведомством) одновременно по двух- и трехзвенной системе. Особое внимание уделяется упрощению структуры управления и сокращению излишних звеньев, улучшению под бора, расстановки и воспитанию кадров, повышению их ответ ственности за порученное дело.
Сейчас в стране развернута большая работа по реализа ции постановления ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР от 2 марта 1973 года. Претворение этого постановления
38
в жизнь будет способствовать дальнейшему повышению уров ня работы промышленности, укреплению и расширению ин дустриальной базы всего народного хозяйства.
Таким образом, с переводом промышленности на двух- и трехзвенную системы управления будет создан ряд всесоюз ных и республиканских производственных объединений, функ ционирующих на принципах хозяйственного расчета. При двухзвенной системе производственные объединения, комби наты и предприятия будут подчиняться непосредственно ми нистерству. В трехзвенной системе в виде среднего звена управления создаются всесоюзные или республиканские про мышленные объединения, в которые входят производственные единицы — предприятия, комбинаты, объединения.
Такие системы устранят многоступенчатость в управлении отраслями и подотраслями промышленности, сократят лиш ние промежуточные звенья, повысят оперативность руководст ва и ответственность за развитие хозяйственного расчета. Причем система управления для различных отраслей выби рается с учетом их специфики и конкретных условий произ водства. Например, если это будет целесообразно, управление может осуществляться министерством одновременно по двух- и трехзвенным системам. В постановлении ЦК КПСС и Со вета Министров Союза ССР сказано, что как исключение в некоторых отраслях может быть создана и четырехзвенная система управления. Эта форма управления будет применять ся в основном в легкой, пищевой, мясо-молочной промышлен ности, где работает большое количество предприятий, распо ложенных на территории всей страны.
Главное в перестройке управления промышленностью — это приближение органов хозяйственного (руководства к про изводству с целью повышения производительности труда и ускорения темпов научно-технического прогресса. Вместо главков создаются всесоюзные и республиканские промыш ленные объединения, которые будут являться едиными про изводственно-хозяйственными комплексами, состоящими из производственных объединений, комбинатов, промышленных предприятий, научно-исследовательских, проектно-конструк торских и других предприятий и организаций.
Создаваемые промышленные объединения коренным обра зом отличаются от упраздняемых главков. Главк, как извест но, не выполняет роли непосредственного организатора про изводственного процесса, он является составной частью ми нистерства — его структурным звеном, содержится за счет
39
бюджета и не несет материальной ответственности за ра боту подотрасли. Промышленное же объединение — хозрас четный комплекс, оно будет обязано полностью возмещать затраты на производство продукции и на содержание аппара та управления, включая расходы на проектные работы и науч но-исследовательские цели, а также приносить прибыльОт сюда сразу очевиден экономический эффект от .вышеуказан ного совершенствования управления промышленным произ водством.
Но никакая перестройка не может быть эффективной без; подготовленных, высококвалифицированных специалистов, способных претворить в жизнь идеи партии в области хо зяйственного руководства. Именно аппарату управления, существующему в настоящее время, предстоит совершить пе рестройку управления промышленностью. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР подчеркивается, что создание объединений и комбинатов имеется в виду про вести в пределах существующей численности аппарата управ ления и расходов на его содержание. В связи с этим разра батывается и составляется структура органов хозяйственного управления центрального аппарата по министерствам и ве домствам. Появилась необходимость улучшения экономиче ского образования кадров, чтобы каждый работник аппарата управления хорошо владел современной наукой управления.
Из всего сказанного вытекает, что организационные фор мы управления не произвольны. Они прямо и непосредствен но зависят от уровня развития производительных сил и со циалистических производственных отношений. Формы управ ления производством выражают существующие в социали стическом производстве отношения. С развитием и совершен ствованием социалистического производства коммунистиче ская партия и Советское государство совершенствуют свою систему управления путем сознательного установления для каждого этапа организационных форм и методов руководст ва народным хозяйством.
40
АППАРАТ УПРАВЛЕНИЯ МОЛДАВСКОЙ ССР НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ЕГО РАЗВИТИЯ
Молдавская ССР в настоящее время является высоко развитым краем с крупными промышленными комплексами, механизированным колхозно-совхозным сельскохозяйственным производством, высоким уровнем науки и культуры. Боль шую роль в достижении этих высоких показателей сыграл аппарат управления социалистическим народным хозяйством республики. i
Изучение процесса создания и развития аппарата управ ления в Молдавии представляет значительный интерес, так как Молдавская ССР позже других республик Советского Союза приступила к созданию аппарата управления социа листическим производством. Это наложило некоторые особен ности в организации и развитии аппарата управления народ ным хозяйством республики. В обобщенном виде эта пробле ма еще не нашла отражения в научной литературе. Хотя от дельные ее стороны излагаются некоторыми авторами при освещении других проблем63.
63 |
А. |
В. С у р и л о в. История государства и права |
в Молдав |
ской ССР |
1917—1959 гг., Кишинев, 1963; С. Я. А ф т е н ю к. |
Ленин |
ская национальная политика Коммунистической партии и образова ние советской гсударственности молдавского народа, Кишинев, 1971;
С. |
В. |
Ц а р а н о в. |
30 |
лет |
Молдавской ССР, Кишинев, 1964; |
|
А. |
В. |
Р е п и д а. К |
вопросу |
образования Молдавской ССР, Ученые |
||
записки Кишиневского |
государственного |
педагогического института, |
||||
т. II, |
1954; А. К о ж у х а р ь . |
Развитие |
непроизводственной сферы |
в Молдавской ССР, Кишинев, 1973; Щ е л о к о в Н. Совнархоз Мол
давии |
приступает к работе, «Советская |
Молдавия», за |
21 июня |
|
1957 г.; |
Ю. М е л ь к о в. Компетентность, ответственность и инициа |
|||
тива кадров, |
«Советская Молдавия», за 21 |
августа 1971 г.; |
3 а п а- |
|
д а е в |
В. В. |
В. И. Ленин о подборе кадров и проверке исполнения. |
||
«Коммунист |
Молдавии», 1966, № 10. |
|
|
41
Возникновение аппарата управления Молдавской ССР характеризуется целым рядом особенностей, вызванных свое образным развитием республики после победы Великой Ок тябрьской социалистической революции.
Дело в том, что большая часть Молдавии была оккупиро вана в 1918 г. боярской Румынией, а другая ее часть разви валась как автономная социалистическая республика в соста ве Украинской ССР. Именно здесь, на левобережье Днестра рождался социалистический аппарат управления Молдавии и формировались его трудовые ресурсы.
Еще' до образования Молдавской АССР, после изгнания интервентов, в начале 1920 года, на всей территории Левобе режной Молдавии были образованы Революционные коми теты, которые являлись единственными органами власти тру дящихся. Революционные комитеты через свои отделы (зе мельный, управления, финансовый, продовольственный, про свещения, здравоохранения, милиции и др.) организовывали трудящихся на восстановление народного хозяйства и оказа ние помощи Красной Армии.
В марте-апреле 1920 года были избраны сельские, волост ные, городские и уездные Советы. Ревкомы, передав им дела и созданный аппарат управления, прекратили свое существо вание. Деятельность Советов под руководством коммунисти ческой партии способствовала тому, что уже к концу 1923 — началу 1924 года экономические и общественно-политические отношения в восточных районах Молдавии достигли такого уровня развития, что возникла необходимость молдавской автономии.
Решением III сессии ВУЦИК VIII созыва от 12 октября 1924 года была образована Молдавская АССР в составе Украинской ССР. Вся полнота власти в Молдавской АССР до созыва I Всемолдавского съезда Советов, согласно постанов лению третьей сессии ВУЦИК, концентрировалась в руках Временного Революционного Комитета (Ревкома). В его состав вошли Г. И. Старый (председатель), И. И. Бадаев, Г. И- Бучушкану, А. В. Иванов, М. Б. Корнеев, И. Н. Криво рукое и другие. Ревком проводил выборы в местные Советы, решал вопросы землеустройства, развития народного обра зования, финансирования и др .64. С этого момента начался период целенаправленного создания и развития аппарата управления народным хозяйством Молдавии. Процесс фор
64 См. История Молдавской ССР, т. II, Кишинев, 1968, стр. 145.
42
мирования и развития аппарата управления МССР прошел ряд этапов.
В результате большой, напряженной работы уже к концу 1925 года аппарат центральных органов управления Молдав ской АССР в основном сформировался. Он состоял из вер ховного органа законодательной власти МАССР — Централь ного Исполнительного Комитета и его Президиума во главе с председателем Президиума ЦИК Г. И. Старым, правитель ства республики — Совета Народных Комиссаров во главе с председателем СНК МАССР А. И. Строевым и отдельных комиссариатов. Среди них: 1) Народный Комиссариат финан сов, состоящий из таких отделов, как общий, бюджетный, на логовый, местных финансов, финансово-кредитный и кассово бухгалтерский, инспекции налоговых доходов, валютной ин спекции, бухгалтерии по госнало-гам и бухгалтерии по мест ным финансам; 2) Народный Комиссариат внутренней тор говли в составе наркома, инженера-экономиста и статистика; 3) Народный Комиссариат труда в составе наркома, старше го инспектора, трех инспекторов, посреднического бюро, ста тистика и юрисконсульта; 4) Народный Комиссариат земле делия в составе наркома, сельскохозяйственного отдела, от дела землеустройства и мелиорации, ветеринарного отдела и секретариата; 5) Центральный Совет Народного хозяйства в. составе председателя, инженера и инструктора65.
Аппарат управления мобилизовывал трудящихся и направ лял всю работу в республике на восстановление разрушенно го войной народного хозяйства, а также на увеличение выпус ка продукции на действовавших предприятиях. Это сделало возможным уже в 1924— 1925 годах получить валовой продук ции на цензовых предприятиях на сумму 2,6 млн. рублей, и продукции кустарно-ремесленной промышленности на сумму
2,485 млнрублей66.
В условиях сложной внутренней и внешней обстановки в республике проводилась индустриализация, коллективизация сельского хозяйства и культурная революция. Руководимые и направляемые коммунистической партией, органы управле ния народным хозяйством МАССР успешно справились со стоящими перед ними задачами в переходный период. Уже
65 См. С у р и л о в А. В. История государства и права в Молдав ской ССР 1917—1959 гг., Кишинев, 1963, стр. 85—86.
66 Социалистическая индустриализация и развитие рабочего клас са Советской Молдавии (1926— 1958 гг.). Сборник документов и ма териалов, Кишинев, 1970, стр. 24.
43