Файл: Затышняк, В. Е. Социально-экономическая природа аппарата управления при социализме.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АППАРАТА УПРАВЛЕНИЯ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Целью управления в 'социалистическом обществе являет ся создание материально-технической базы коммунизма, удов летворение материальных и духовных потребностей трудя щихся, формирование коммунистических общественных отно шений, воспитание всесторонне развитого человека. Орудием осуществления этих задач является социалистическое госу дарство во главе с Коммунистической партией. Только со циалистическому государству присуща хозяйственно-органи заторская функция. Поэтому с первых дней своего сущест вования оно уделяло особое внимание формированию аппа рата управления.
Подлинно научный, марксистско-ленинский характер управление получило только при социализме, в условиях об щественной собственности на средства производства. Теоре тическое обоснование новых форм организации управления народным хозяйством в условиях социализма было разрабо тано В. И. Лениным. Он сразу же после победы Великой Октябрьской социалистической революции выдвинул в ка честве важнейшей народнохозяйственной задачи создание со циалистической орган,из.ации управления. «Мы, партия боль шевиков, Россию убедили. Мы Россию отвоевали — у бога тых для бедных, у эксплуататоров для трудящихся. Мы долж ны теперь Россией управлять» 1314. Эта задача, подчеркивал В. И. Ленин, «ставилась и решалась нами на другой же день
после 25 |
октября |
1917 года»н. |
||
Одновременно со сломом старого буржуазного государст |
||||
венного |
аппарата |
создавался новый социалистический госу |
||
13 |
В. |
И. |
Л е н и н . |
Поли. собр. соч., т. 36, стр. 172. |
14 |
Т а м |
же. |
|
10
дарственный аппарат и его органы управления. Но это был очень сложный и трудный процесс, ибо создание новой эконо мики и соответствующего ей аппарата управления осложня лось сильной отсталостью дореволюционной России и отсут ствием навыков управления у пришедших к власти трудящих ся масс 15. Поэтому В. И. Ленин подчеркивал, что социали стические преобразования экономики приобретают в нашей стране особую сложность. «Чем более отсталой является стра на, которой пришлось, в силу зигзагов истории, начать социа листическую революцию, тем труднее для нее переход от ста рых капиталистических отношений к социалистическим. Здесь к задачам разрушения прибавляются новые, неслыханной трудности задачи — организационные» 16.
Управляющий делами Совнаркома В. Д. Бонч-Бруевич вспоминал, как под руководством В. И. Ленина создавался аппарат управления молодого Советского государства: «Дней через пять после Октябрьской революции в Петрограде Вла димир Ильич, ужиная у меня поздно ночью, вдруг оживлен но заговорил о том, что наступило время приступить к ор ганической работе управления страной, для чего надо не медленно создавать аппарат, прежде всего при центральном правительстве. Было совершенно очевидно, что охема всего управления страной у него давно продумана» 17.
Прежде чем возникла социалистическая система руко водства народным хозяйством, нашему обществу пришлось пройти очень сложный путь поисков форм и методов управ
15 Г. И. Петровский, назначенный после Октябрьской революции Народным Комиосаром внутренних дел РСФСР, вспоминает: «Многого мы тогда не знали. Нам казалось, что надо попросту сломать старый аппарат, а вместо него создать новыми силами совсем новую систе му организации власти. Но как это сделать, мы не знали, а жизнь настоятельно требовала ответа на многие вопросы, возникающие на местах, причем вопросы эти часто нуждались в незамедлительном решении. Иногда мы просто не знали, как и приступить к решению того или иного вопроса. Помню, что уже при приезде в Москву я весьма просто «решил» вопрос о том, как быть с такими учрежде ниями, как сенат, синод, некоторые дворянские сословные учреж дения, повесил на дверях этих учреждений замки... и вое. Ленин рассмеялся, когда узнал об этом «решении», а потом указал мне, что прежде, чем закрывать, надо было изучить их деятельность, узнать получше людей, работавших там, и честных, желающих рабо тать, привлечь, а контрреволюционеров арестовать...» (См. Об. «Ком мунистическая партия в период упрочения Советской власти», М., 1960. стр. 430—432.).
16 |
В. |
И. Л е н и н . |
Поли. собр. |
соч., т. 36, стр. 5—6. |
17 |
В. |
Д. Б о н ч - Б р у е в и ч . |
Воспоминания о Ленине. Издатель |
|
ство |
«Наука», 1965, |
стр. 118. |
|
11
ления и прежде всего обучения и воспитания кадров управ ления 18. Впервые в мировой истории человечества начался период привлечения самих трудящихся масс к управлению обществом, формирования командиров производства нового социалистического типа.
Необходимость этого процесса обусловливалась тем, что установление диктатуры пролетариата означало не просто захват политической власти, но и ликвидацию капиталисти ческой частной собственности на средства производства, пре вращение их в собственность пролетарского государства, в общенародное достояние. В этих условиях по словам В. И. Ленина, государственная власть и аппарат ее управ ления в руках рабочего класса становится активнейшим ры чагом творческого воздействия на экономический базис об щества. А для успешного решения этих задач нужны были преданные, подготовленные кадры.
Проблема кадров являлась одной из самых сложных проблем социалистической революции, которая в отличие от буржуазной революции не располагает к моменту ее сверше ния достаточным количеством подготовленных специалистов управления.
Рожденный Великим Октябрем социалистический аппарат управления сразу же приступил к выполнению своих функ ций. Первой формой управления промышленностью в нашей стране был рабочий контроль над крупными фабриками и заводами. «Положение о рабочем контроле» было разработа но под непосредственным руководством В. И. Ленина и 14 ноября 1917 года было принято Центральным Исполнитель ным Комитетом Совета рабочих и солдатских депутатов. На органы рабочего контроля возлагалось наблюдение за сохран ностью народного имущества и поднятием производительно сти труда на предприятиях. Рабочий контроль осуществляли все рабочие каждого предприятия через свои выборные орга ны — заводские, фабричные комитеты, советы старост и т. п., причем в состав этих органов входили представители от слу жащих и от технического персонала 19. Высшим органом ра бочего контроля был Всероссийский Совет рабочего контроля.
18 Уже на II съезде Советов, 26 октября (8 ноября) 1917 года был образован первый государственный орган власти, Совет Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным, состоящий из 13 комиссариа тов. (См. «Съезды Советов в документах» (1917—1936 гг.), М., 1959,
стр. 14—15).
19 Сборник «Декреты Советской власти», т. I, М., 1957, стр. 83—85.
12
Посредством рабочего контроля трудящиеся нашей страны впервые в мире стали учиться управлять производством без капиталистов. Определяя задачи рабочему контролю Цен тральный Совет фабзавко-мов города Петрограда разработал инструкцию, в которой говорилось: Рабочий контроль нужно понимать не в узком смьгсле простой ревизии, а, напротив, в широком смьгсле вмешательства в распоряжения предприни мателя.., активного надзора за правильностью и целесообраз ностью исполнения заказав, потребления энергии и рабочей силы 20.
Деятельность органов рабочего контроля показала, что новому социалистическому государству в его экономической деятельности нужно создать центральный орган, который ру ководил бы всем народным хозяйством страны. И именно рабочим — членам фабрично-заводских комитетов, принад лежит инициатива в создании такого органа. Бывший пред седатель Совета фвбзавкома Петрограда М. Н. Животов в своих воспоминаниях рассказывает, что рабочие фабзавкомов сами разработали схему органа по управлению народг ным хозяйством всей России, который предложили назвать Высшим Советом Народного Хозяйства. В. И. Ленин одобрил эту схему и предложил М. Н. Животову написать проект де крета об учреждении ВСНХ21.
2 декабря-1917 года был издан декрет об организации Высшего Совета Народного Хозяйства. В декрете о ВСНХ
говорилось: «ВСНХ образуется: а) из Всероссийского Совета |
|
рабочего |
контроля, состав которого определен декретом от |
14 ноября |
1917 года; б) из представителей от всех народных |
комиссариатов; в) из сведущих лиц, приглашаемых с совеща |
|
тельным |
голосом» 22. |
На Высший Совет Народного Хозяйства возлагалась зада ча выработки общих норм и планов регулирования экономи ческой жизни ртраны, объединение деятельности центральных и местных регулирующих учреждений23.
Выступая с докладом о деятельности Совета Народных Комиссаров на третьем Всероссийском съезде Советов
20 Национализация промышленности в СССР. Сборник документов и материалов 1917—1920 гг. Госполитиздат, М., 1954, стр. 78.
21Сборник «Рассказывают участники Великого Октября». М., 1957, стр. 141—142.
22См. Советы народного хозяйства и плановые органы в центре
ина местах (1917—1932 гг). Сб. документов. Госполитиздат, М., 1957,
стр. 61.
23Сборник «Декреты Советской власти», т. I, М., 1957, стр. 172—174.
13
В. И. Ленин говорил, что от рабочего контроля мы шли к созданию Высшего Совета Народного Хозяйства. Только эта мера вместе с национализацией банков и железных дорог...
даст нам возможность приняться за постройку нового социа листического хозяйства24Структурно ВСНХ состоял из от делов и секций по различным отраслям народного хозяйства, которые возглавлялись представителями трудового народа. Аппарат центрального управления каждой национализирован ной отрасли промышленности (главный комитет) состоял при ВСНХ и составлялся на одну треть из представителей рабо чих и служащих данной отрасли промышленности, на одну треть из представителей общепролетарских, общегосударст венных политических и экономических организаций и учреж дений и на одну треть из представителей организаций науч ных сил, высшего технического и коммерческого персонала и всероссийских демократических организаций (Совет Всерос сийских съездов потребительских кооперативов, Советы крестьянских депутатов)25. ,С образованием ВСНХ завершает ся создание начальной оистемы органов управления народ ным хозяйством.
Но ВСНХ как высший орган управления экономикой стра ны не ,мог вникать в хозяйственную деятельность каждого от дельного предприятия, он руководил хозяйством страны в целом. Для руководства отдельными предприятиями должен был быть создан новый аппарат управления.
3 марта 1918 года ВСНХ издает постановление об управ лении национализированными предприятиями. В этом поста новлении говорилось: центральное управление национализи рованными предприятиями назначает для каждого крупного предприятия технического и административного директоров. При административном директоре состоит хозяйственно-ад министративный совет из выборных рабочих, служащих и инженеров предприятия... Совету предоставляется право де лать центральному управлению представление о смене дирек торов предприятия и представлять своих кандидатов 26.
Таким образом, с первых же дней Советской власти оо-
24 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 35, стр. 274—275.
25 См. Советы народного хозяйства и плановые органы в центре и на местах (1917—1932 гг). Сб. документов. Госполитиздат, М., 1957,
стр. 68—69.
26 Советы народного хозяйства и плановые органы в центре и на местах (1917—1932 гг). Сборник документов. Госполитиздат, М„ 1957,
стр. 66—67.
14
вдается и низовой аппарат управления народным хозяйством. Но между ВСНХ и низовьгм звеном управления хозяйством оставался большой разрыв, они находились на большом рас стоянии друг от друга. Для сближения низовых и высших органов управления нужно было создать промежуточные ор ганы. Для этого в целях организации и регулирования всей экономической жизни каждого промышленного района (обла сти) при районных (областных) и местных Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов создавались районные Советы народного хозяйства, как местные учреждения по организации и регулированию производства 27.
На первом съезде |
Совнархозов, который проходил с |
26 мая по 4 июня 1918 |
года было принято положение об об |
ластных Советах народного хозяйства, в .котором подчеркива лось, что областные Совнархозы являются экономическими отделами областных Советов рабочих, солдатских и крестьян ских депутатов. Аппарат управления совнархозов образуется из представителей профсоюзов и представителей Советов ра бочих, солдатских и крестьянских депутатов и утверждается областными Советами 28.
Одновременно с рабочим контролем и созданием Совнар хозов в промышленности молодое Советское государство соз дает особые органы управления в сельской (местности, руко водимые сельским пролетариатом. Такими органами диктату ры пролетариата на селе явились Комитеты деревенской бед ноты (комбеды).
11 июня 1918 года ВЦИКом был издан декрет об орга низации комбедов, в котором говорилось, что повсеместно учреждаются волостные и сельские комитеты деревенской бедноты, организуемые местными Советами рабочих и крестьянских депутатов при непосредственном участии продо вольственных органов и под общим руководством Народного Комиссариата продовольствия и .Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. Избирать и быть 'из бранным в волостные и сельские комитеты бедноты могут без каких бы то ни было ограничений как местные, так и
27 См. Положение о районных (областных) и местных Советах на родного хозяйства. Сборник документов. Советы народного хозяйст ва и плановые органы в центре и на местах. (1917—1932 гг). Госполитиздат, М., 1957, стр. 63.
28 См. Сборник документов. Советы народного хозяйства и пла новые органы в центре и на местах (1917—1932 гг). Госполитиздат,
М., 1957, стр. 75—76.
15
пришедшие жители сел и деревень, за исключением заведо мых кулаков и богатеев29.
Комбеды сыграли большую роль в обуздании кулачества. Они отбирали у кулаков продовольственные излишки, помо гали органам Наркомпрода в заготовке хлеба, в снабжении продовольствием рабочих центров и Красной Армии. Комбе ды завершили передел помещичьей и кулацкой земли.
Выступая на совещании делегатов комитетов бедноты, определяя их роль и значение В. И. Ленин указывал, что здесь дело подходит к самому решительному и коренному вопросу. Вопрос организации деревенской бедноты стоял как самый важный вопрос всей революции. Завоевание земли как и всякое завоевание трудящихся, прочно только тогда, когда оно опирается на самостоятельность самих трудящихся, на их собственную организацию. Такой организации у крестьян как раз и не было; в этом и коренились все трудности борь бы 30. (
Главной задачей комбедов была организация и распре деление в интересах деревенской бедноты продовольствия, сельскохозяйственных орудий, содействие местным продоволь ственным органам31. Комбеды занимались также учетом сельскохозяйственных продуктов у населения, сельскохозяйст венных орудий, организацией общественных запашек, уборкой урожая, организацией первых коллективных хозяйств из бел нящк'их и середняцких слоев населения. Комбеды и их руко водители были проводниками экономической и политической работы Коммунистической партии на селе.
Рабочий контроль на промышленных предприятиях и ком беды на селе, несмотря на недостаточно совершенные формы аппарата, подготовили переход социалистического государст ва к более высоким формам и методам хозяйственного управ ления страной. Комитеты крестьянской бедноты просущест вовали недолго, они выполнили свои задачи к концу 1918 года и прекратили свое существование, слившись с Советами в деревне.
Таким образом, в кратчайшие сроки, в сложнейшей внут ренней и внешней обстановке молодое Советское государство сумело создать органы управления промышленным производ-
29 Сборник «Экономическая политика СССР», т. I, М., 1947, № 60, стр. 139.
30 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 37, стр. 175—176.
31 Сборник «Экономическая политика СССР», т. I, М., 1947, № 60, стр. 139.
16
отвой сверху донизу, создать новый аппарат этих органов, который по своей природе был выходцем из трудящихся масс и служил трудовому народу, а также заложило основы созда ния социалистического управления в сельской местности. Именно этот аппарат управления, созданный в первые годы Советской власти под непосредственным руководством В. И. Ленина, сумел организовать народное хозяйство стра ны на отпор врагу в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. Именно этот аппарат управления орга низовал трудящихся нашего государства на восстановление народного хозяйства, проведение индустриализации и коллек тивизации сельского хозяйства.
Схематично органы аппарата управления народным хо зяйством в первые годы Советской власти выглядели пример но следующим образом:
Схема органов управления производством в первые годы
Советской /власти 3|,а
Большую работу по руководству народным хозяйством в первые годы Советской власти проделал аппарат созданного по инициативе В. И. Ленина в апреле 1920 года Совета ТрУда и Обороны (СТО) 32. Этот орган объединял деятельность всех
3,а Схема составлена на основе документов, опубликованных в сборнике «Советы народного хозяйства и плановые органы в центре и на местах (1917—1932 гг.)». Госполитиздат, М., 1957.
32 В декабре 1920 года VIII Всероссийский съезд Советов принял Положение о Совете Труда и Обороны, в котором было сказано: «В момент возрастающего напряжения борьбы Советской Республики с мировым империализмом ВЦИК образовал 30 ноября 1918 года Со вет Рабочей и Крестьянской Обороны. Выполняя возложенную на
него задачу, Совет |
Обороны объединил Г°К?ТУ nn°” " nm ” |
тр*"” тг“ |
2—4754 |
Гос. публичная |
|
научио-т о пн'веская ... |
||
|
библиото а |
С: СР |
экземпляр
иитАль; ого з а л а