Файл: Затышняк, В. Е. Социально-экономическая природа аппарата управления при социализме.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

к 1937 году в MAGCP насчитывалось 217 промышленных предприятий и артелей промысловой кооперации, а такие от­ расли пищевой промышленности, как консервная и винодель­ ческая, приобрели всесоюзное значение и играли главную роль в промышленности Молдавии.

К 1937 году в Молдавии насчитывалось 718 колхозов и 11 совхозов, которые объединяли 96,6 процента крестьянских дворов 67.

ОСНОВНЫЕ ОРГАНЫ

управления народным хозяйством Молдавской АССР, образованные согласно ст. 44 Кнституции МАССР68

67См. История Молдавской ССР, т. II, Кишинев, 1968, стр. 183.

68Схема составлена на основе материалов I сессии Верховного Совета Молдавской АССР, Тирасполь, 1938, стр. 166—167.

44

Достигнутые МАССР успехи были закреплены в новой Конституции, которая была принята 6 января 1938 года VII съездом Советов Молдавии. Новая Конституция Молдав­ ской АССР была конституцией победившего социализма. К этому времени аппарат управления МАССР структурно состо­ ял из следующих органов (см. схему стр. 44).

Совершенно по-иному сложилась судьба другой части Молдавии, находившейся под оккупацией королевской Румы­ нии. Здесь создание социалистического государственного и хозяйственного аппарата управления задержалось на

22года 69.

В1940 году, после воссоединения молдавского народа, по

решению правительства Союза ССР и ЦК ВКЩ б), полномо­ чия аппарата управления МАССР (Молдавского обкома пар­ тии, Верховного Совета и Совета Народных Комиссаров МАОСР) временно распространились и на освобожденную территорию Молдавии. Они были признаны высшими законо­ дательными и исполнительными органами власти на этой тер­ ритории до февраля 1941 г.

10 февраля 1941 года первая сессия Верховного Совета Молдавской ССР утвердила Конституцию Молдавской ССР — Конституцию воссоединенного молдавского народа.

Первая сессия избрала Президиум Верховного Совета МССР в составе 17 человек во главе с Председателем Пре­ зидиума Ф. Г. Бровко и образовала правительство Молдав­ ской ССР — Совет Народных Комиссаров МССР в составе 21 человека, во главе с Председателем Совнаркома Т. А. Константиновым. С этого времени берет начало второй этап в развитии аппарата управления в Молдавской ССР.

Народное хозяйство

Молдавской ССР

к

этому

времени

69

Подробнее об этом

см. С. Я. Афтенюк.

К

вопросу

о создании

советской государственности молдавского народа. «Известия Мол­ давского филиала Академии наук СССР», № 2 (56), 1959; Ленинская национальная политика Коммунистической партии и образование со­

ветской

государственности

молдавского народа. Кишинев, 1971;

А.

В.

С у р и л о в.

История

государства

и права в МССР 1917—

1959

гг.

Кишинев,

1963; А.

В. Р е п и д а.

К вопросу образования

Молдавской ССР. Ученые записки Кишиневского государственного педагогического института, т. И, 1954; Г. М. К о р н и ц о в. Борьба Коммунистической партии Советского Союза за создание государст­ венности молдавского народа (1924—1940 гг.). Ученые записки Ки­ шиневского государственного педагогического института, т. IV, 1955; 3. Г. Р о м а н о в а . Великая Октябрьская социалистическая рево­ люция и воссоединение молдавского народа в едином Советском социалистическом государстве. Ученые записки Кишиневского госуниверситета, т. 50, 1959.

45


стало более сложным и требовало разветвленной сети управ­ ления им. Образованный в 1941 году аппарат управления на­ родным хозяйством МССР насчитывал 1196 человек70 и структурно выглядел следующим образом710 .

Основные органы

управления народным хозяйством Молдавской ССР, образованные I сессией Верховного Совета МССР

Здравоохранения |

госнонтроля

В формировании кадров аппарата управления МССР большую помощь оказывали Союзное правительство и брат­ ские республики Страны Советов. Сюда направлялись пар­ тийные и хозяйственные работники, учителя, врачи, инжене­ ры и техники, а также другие специалисты народного хо­

зяйства.

В течение 1940— 1941 годов под руководством коммунис­ тической партии органы управления Молдавской ССР преж­ де всего осуществляли подлинный революционный переворот во всех областях материальной и культурной жизни освобож­ денных районов. Так, на основании Указа от 28 июня 1940 го­ да объявлялись национализированными: а) находящиеся на

70 ЦГА МССР, ф. 2845, оп. 7, Д. 2, л. 76.

71 Схема составлена на основе материалов I сессии Верховного Совета Молдавской ССР, Кишинев, 1941, стр. 276—277.

территории Бессарабии банки, другие кредитные учреждения, ссудно-сберегательные кассы, а также железнодорожный и водный транспорт и средства связи; б) находящиеся на терри­ тории Бессарабии промышленные предприятия с числом ра­ бочих не ниже 20 человек или с числом рабочих не ниже 10 человек при наличии двигателя мощностью не менее 10 ло­ шадиных сил. Кроме этих предприятий, национализации под­ лежали все предприятия полиграфической промышленности (типографии, литографии, цинкографии), винзаводы, нефте­ хранилища, больницы, театры, стадионы, учебные заведения и другие предприятия, хозяева которых бежали за границу. Благодаря всесторонней помощи трудящихся масс, национа­ лизация была проведена в короткие сроки.

Уже в первые дни после освобождения на национализи­ рованных фабриках и заводах были введены советские зако­ ны о труде и социалистическое планирование. В обучении ра­ бочего класса управлению производством большую роль играли рабочие комитетыОни работали совместно с комис­ сарами, назначенными из числа партийных и советских ра­ ботников, а также специалистами народного хозяйства. Ра­ бочие комитеты и комиссары контролировали производство, вели борьбу с саботажем бывших собственников средств про­ изводства, следили за сохранностью имущества и выпускае­ мой продукции.

Врезультате национализации основных средств производ­ ства в правобережных районах Молдавии была ликвидиро­ вана частная собственность помещиков и буржуазии и вос­ становлена социалистическая собственность на землю, ее нед­ ра, фабрики, заводы, торговые и другие предприятия.

Впостановлении СНК МССР о реализации постановления

СНК СССР и ЦК ВКП(б)

«О мероприятиях по Бессарабии

и Северной Буковине от 21

августа 1941 года» предусматри­

валась перестройка всего народного хозяйства правобереж­ ных районов на социалистических началах, для чего проек­ том плана предусматривался отпуск капиталовложений на сентябрь-декабрь месяцы в сумме 5 млнрублей. Этим же постановлением утверждался план выпуска продукции по го­ сударственной промышленности республиканского подчинения в неизменных ценах 1926— 1927 года в сумме 34.106 тыс. рублей 72.

72 Социалистическая индустриализация и развитие рабочего клас­ са Советской Молдавии (1924—1958 гг.). Сборник документов и мате­ риалов. Кишинев, 1970, стр. 83.

47


Однако начавшиеся во всех областях народного хозяйства республики коренные революционные преобразования были прерваны вероломным нападением фашистской Германии на Советский Союз. Это послужило причиной изменения состава аппарата управления и его деятельности в годы Великой Оте­ чественной войны.

В 1941 году правительственные учреждения MCGP были эвакуированы в Донецк, а в марте 1942 года — в Саратов. В эвакуации аппарат СНК, Президиума Верховного Совета и Наркоматов MGCP был сокращен до минимума, его числен­ ный состав составлял всего 187 человек73. Несмотря на такое резкое сокращение штата аппарата управления и его эвакуа­ цию, была сохранена прежняя структура аппарата управле­ ния МССР, а это сыграло большую роль в восстановлении органов управления и развертывании их работы на террито­ рии республики после изгнания фашистов. Так, еще до изгна­ ния фашистских захватчиков, для восстановления органов Советской власти на территории Молдавии ЦК КП(б)М, Пре­ зидиум Верховного Совета и Совнарком МССР в феврале 1944 года создали уездные, городские и районные оператив­ ные группы, куда вошли партийные, советские и хозяйствен­ ные работники. Оперативные группы двигались вслед за вой­ сками. Вступая на освобожденные территории Молдавии вместе с наступающими войсками, эти группы сразу присту­ пали к восстановлению здесь органов управления.

С этого момента начинается следующий этап74* в разви­ тии аппарата управления Молдавской ССР, перед которым стояли трудные задачи: организоваться и укрепиться самому, а также мобилизовать массы на восстановление разрушенного народного хозяйства. Решение этих задач усугублялось от­ сутствием подготовленных кадров. Более трети руководящих работников предприятий имели начальное образование, свыше 30 процентов инженерно-технических должностей занимали практики без специального образования.

Большую помощь Молдавии в подготовке квалифициро­ ванных кадров в послевоенный период оказало Союзное пра­ вительство. В республику направлялись квалифицированные специалисты из братских союзных республик, выпускники ву­ зов и средних специальных учебных заведений страны. На руководящую работу партия направляла специалистов, воз-

73 ЦГА, МССР, ф. 2845, оп. 7, д. 5, л. 2—6.

74 Этот этап в развитии аппарата управления Молдавской ССР охватывает восстановительный период с 1944 по 1947 годы.

вращавшихся из рядов Советской АрмииЭто способствовало росту квалификации аппарата управления республики, кото­ рому предстояла большая работа по залечиванию нанесен­ ных войной ран и продолжению социалистического строитель­ ства в Молдавии.

В 1947 году в республике проведены первые послевоенные выборы, на основе которых было образовано новое правитель­ ство MGCP — Совет Министров Молдавской ССР. Организа­ ционно-хозяйственную работу в республике осуществлял ап­ парат управления следующих министерств и ведомств: Ми­ нистерства пищевой промышленности; Министерства мясо­ молочной промышленности; Министерства жилищно-граждан­ ского строительства; Министерства легкой промышленности; Министерства лесной промышленности; Министерства сель­ ского хозяйства; Министерства финансов; Министерства тор­ говли; Министерства внутренних дел; Министерства государ­ ственной безопасности; Министерства юстиции; Министерства просвещения; Министерства местной промышленности; Ми­ нистерства здравоохранения; Министерства коммунального хозяйства; Министерства социального обеспечения; Мини­ стерства автомобильного транспорта; Министерства вкусовой промышленности; Министерства лесного хозяйства; Государ­ ственного контроля; Упр!а1вления по делам искусств при Со­ вете Министров МССР; Главного управления промышленно­ сти строительных материалов; Комитета по делам культурнопросветительных учреждений МССР; Уполномоченного Мини­ стерства заготовок СССР по МССР; Уполномоченного Мини­ стерства связи СССР по МССР 75.

С расширением задач, стоявших перед народным хозяйст­ вом, усложнялась и работа аппарата управления. В после­ военный период появляется необходимость в создании новых органов управления — Министерства жилищно-гражданского строительства, без которого республика обойтись не могла, Министерства вкусовой промышленности и ряда других ми­ нистерств и ведомств. Общая численность аппарата управле­ ния республиканских учреждений :в 1947 году увеличилась до 1628 человек76 против 187 человек в годы Великой Отечест­ венной войны. Этому аппарату управления предстояло руко­ водство и мобилизация трудящихся масс на завершение строительства социализма в республике, укрепление социа-87*

75 См. 1-я сессия Верховного Совета МССР, 2-го созыва, стено­ графический отчет, Кишинев, 1947, стр. 170—171.

78 ЦГА, МССР, ф. 2845, оп. 7, д. 29, л. 6—7.

4 —4754

40



листических промышленных предприятий и полный перевод на социалистические рельсы сельского хозяйства, которому принадлежала главная роль в экономике республики. Колос­ сальные задачи, вставшие перед аппаратом управления, вызвали необходимость намного расширить его состав. В 1948 году численность аппарата управления составила 1555 человек7778.

Коммунистическая партия постоянно уделяла большое внимание укреплению и совершенствованию государственно­ го и хозяйственного аппарата, приближению его к массам трудящихся. В 50-е годы были расширены права министерств и ведомств в оперативном руководстве предприятиями, улуч­ шилась их организационная структура. К середине 50-х годов появилась возможность несколько сократить штаты админи­ стративно-управленческого аппарата в республике. К началу 1956 года в Молдавии было упразднено более ста отделов и подотделов в (министерствах и ведомствах, объединено более 160 параллельно действовавших предприятий и организаций. Совершенствовался и государственный аппарат. По решению Президиума Верховного Совета МССР в феврале 1956 года были упразднены 14 районов республики. Вместо 60 в Мол­ давии стало 46 районовПри упразднении 14 районов было сокращено 1018 единиц административно-управленческого ап­ парата, что дало возможность сократить расходы на его содержание на 6,931 млн. рублей в ш д 78.

Совершенствуя организацию управления промышленностью и строительством, V сессией Верховного Совета МССР чет­ вертого созыва в 1957 году, в соответствии с Законом «О дальнейшем совершенствовании организации управления про­ мышленностью и строительством в Молдавской ССР», были упразднены промышленные министерства и тресты. Это по­ ложило начало новому этапу в развитии и совершенствова­ нии аппарата управления» в МССР.

Вместо упраздненных промышленных министерств и трес­ тов был создан Совет Народного Хозяйства Молдавского экономического района. Ему передавались 260 крупных про­ мышленных предприятий и 54 совхоза. Остальные промыш­ ленные предприятия были переданы Управлению местной промышленности при Совете Министров МССР, городским и районным исполкомам Советов депутатов трудящихся. Чис­

77ЦГА, МССР, ф. 2845, оп. 7, Д. 29, л. 6.

78ЦГА, МССР, ф. 2845, оп. 7, д. 304, л. 2.

50