Файл: Заикин, И. В. Внутрихозяйственный расчет в условиях экономической реформы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ных условий определенную долю из общего размера премии. В этом случае при невыполнении дополнительных условий эта доля премии автоматически не начисляется. При обычном же порядке в этом случае надо частично лишать премии.

МЕТОДЫ РАСЧЕТА ВНУТРИЗАВОДСКИХ ЦЕН

Одним из инструментов осуществления хозрасчет­ ных отношений внутри предприятия являются внутриза­ водские цены. Обмен трудовой деятельностью между производственными подразделениями внутри предприя­ тия осуществляется на основе планомерных прямых свя­ зей с использованием денежных форм без реальных де­ нежных расчетов. В этом смысле внутризаводские цены являются в принципе условными.

Вместе с тем нельзя не видеть, что внутризаводские цены имеют и реальную основу. В них отражается про­ цесс формирования стоимости и они могут отражать уровень затрат на производство и его результаты. Внут­ ризаводские цены не могут выполнять все функции, при­ сущие оптовым ценам предприятия. Однако в хозрас­ четных отношениях внутри предприятия внутризаводские цены выполняют такие функции, как планово-измери­ тельную, учетно-контрольную и стимулирующую, то есть при-помощи цен внутри предприятия измеряется, плани­ руется, контролируется и учитывается объем производст­ ва, оцениваются результаты его выполнения для вы­ платы соответствующего вознаграждения.

При помощи внутризаводских цен определяется до­ ля участия цехов в общем объеме производства завода. При этом, чем больше внутризаводские цены отражают оптовые цены предприятия, тем гармоничнее согласуют­

ся

интересы коллективов подразделений и предприя-

тия.

В этом случае не может возникнуть такого положе­

ния, когда государство более высокой оптовой ценой за­ интересовывает предприятие выпускать ту или иную продукцию, необходимую народному хозяйству, а не со­ ответствующие этой оптовой цене внутризаводские це­ ны цехов не стимулируют ее производство, или наобо­ рот, когда снижаются оптовые цены на устаревшую про­ дукцию и если это снижение не распространить на внут­ ризаводские цены, то цехам по-прежнему будет выгодно изготовлять устаревшую продукцию.

Безусловно, в практике бывают случаи, когда опто­ вые цены значительно отклоняются от общественно не­ обходимых затрат на производство той или иной продук­ ции. Исходя из этого, некоторые экономисты предла­ гают подобного рода недостатки в ценообразовании устранять внутри завода путем установления внутриза­ водских цен, не зависящих от оптовых цен предприятия. С этим согласиться нельзя. Как уже отмечалось, внутри­ хозяйственный расчет определяется и направляется хоз­ расчетными отношениями государства с предприятиями, что он призван решать те же задачи, которые поставле­ ны перед предприятием в целом. В противном случае произойдет искусственный разрыв интересов предприя­ тия и его подразделений. Поэтому имеющиеся недостат­ ки в ценообразовании, в частности, необоснованную разнорентабельность продукции надо устранять на более высоких уровнях хозрасчетных отношений.

В новых условиях хозяйствования на промышленных предприятиях применяются самые разнообразные мето­ ды расчета внутризаводских цен. Так, например, на Во­ ронежском станкостроительном заводе имени 50-летия Ленинского комсомола внутризаводские цены рассчиты­ ваются на основе нормативной цеховой себестоимости,


Разница между объемом выпуска всей продукции завода з оптовых ценах и суммой цеховой себестоимости до­ бавляется к цеховой себестоимости пропорционально нормативной зарплате по каждому цеху. Сумма цеховой себестоимости и доли указанной разницы составляет объем продукции данного цеха во внутризаводских це­ нах. Отношение между объемом продукции цеха и сум­ мой нормативной зарплаты продукции применяется как коэффициент, которым определяется внутризаводская цена каждой детали и узла. На Воронежском заводе «Электросигнал» внутризаводские цены слагаются из це­ ховой себестоимости с включением прибыли. Прибыль устанавливается пропорционально зарплате основных ра­ бочих с помощью коэффициента прибыльности. На Бел­ городском котлостроительном заводе внутризаводские цены строятся путем распределения оптовой цены изде­ лия пропорционально цеховой его себестоимости. Из об­ следованных заводов внутризаводские цены не применя­ ются на Тамбовском механическом заводе, а также на Воронежском заводе кузнечночпрессового оборудова­ ния имени Калинина из-за большой номенклатуры изде­ лий.

Все многообразие методов расчета внутризаводских цен на многих предприятиях можно сгруппировать по следующим основным направлениям.

На некоторых предприятиях различных отраслей про­ мышленности внутризаводские цены устанавливаются пу­ тем распределения по цехам оптовой цены каждого изделия пропорционально его цеховой трудоемкости или нормативной заработной плате. Применение внутри­ заводских цен, рассчитанных этим методом, создает только видимость ценностного измерения объема произ­ водства. Такие цены не отражают уровень себестоимости продукции в цехах. Строго говоря, нет разницы между

55

Измерением объёма производства в нормо-часах и в ценах, рассчитанных таким методом. Разница состоит только в масштабе, например, один к двум или один к трем. Внутризаводская цена должна отражать не только трудовые затраты, но и все издержки производства.

На большинстве же предприятий расчеты внутриза­ водских цен строятся на базе себестоимости продукции в отдельности на каждое изделие с включением в цену определенной доли прибыли, что является правильной основой ценообразования. Однако и здесь имеется не­ сколько методов расчета. Основное различие этих мето­ дов состоит в размерах и принципах распределения при­ были по цехам и машинокомплектам.

Первое различие состоит в том, что для определе­ ния внутризаводских цен одни заводы распределяют по цехам всю прибыль, приходящуюся на изделие, другие включают в цены только часть прибыли в размере, со­ ответствующем сумме платы за производственные фон­ ды цеха и фонду материального поощрения. В послед­ нем случае цехи фактически заранее наделяются суммой платы за производственные фонды независимо от эффек­ тивности их использования. И на наш взгляд, в этом со­ стоит существенный недостаток этого метода: сначала необходимо определить прибыль в целом, а затем про­ изводить выплаты. В этом и заключается воздействие экономических рычагов на степень эффективности ис­ пользования производственных фондов.

Второе различие заключается в способе распределе­ ния прибыли на изделие между цехами. Одни предприя­ тия распределяют заводскую прибыль по цехам про­ порционально их основным производственным фондам, а затем внутри цеха по изделиям пропорционально за­ работной плате. Другие заводы распределяют прибыль на изделие по цехам пропорционально заработной пла­

56


те производственных рабочих или всего персонала це­ хов, приходящейся на данное изделие. Большинство за­ водов распределяет прибыль на каждое изделие по це­ хам пропорционально цеховой себестоимости.

На наш взгляд, неправильно устанавливать цены ме­ тодом распределения прибыли по цехам пропорцио­ нально стоимости основных фондов, так как это приво­ дит к одинаковой рентабельности производства для всех цехов и не выявляет действительную эффективность ис­ пользования производственных фондов. Искусственное выравнивание рентабельности производства в цехах не соответствует реальным производственным условиям, ибо

всилу различной технической вооруженности уровень рентабельности относительно производственных фондов

вцехах будет значительно колебаться. Этот метод свя­ зывает распределение прибыли по цехам не с объемом производства, а с наличием основных производственных фондов, степень использования которых может быть не­ одинаковой. Цехи ставятся в неравные исходные услсзия

по использованию резервов производственных мощнос­ тей:

Недостатком метода распределения прибыли по це­ хам пропорционально заработной плате является то, что высокоавтоматизированные и механизированные цехи получают по сравнению с другими относительно мень­ шую прибыль, так как в производстве этих цехов занято относительно меньшее количество персонала, в то время как они могут производить больший объем продукции. Этот метод не учитывает фондовооруженности цехов и влияния уровня технической оснащенности производст­ ва на эффективность живого труда.

Недостаток в методе распределения прибыли про­ порционально цеховой себестоимости (если при этом из нее не исключаются материальные затраты) состоит в

57

том, что в тех цехах, где удельный вес материальных затрат высок, на эти цехи будет приходиться и большая доля прибыли, и наоборот. Подобный метод порождает* заинтересованность цехов в выпуске менее трудоемкой, но более материалоемкой продукции.

Третье различие состоит в том, что одни заводы уста­ навливают цены исходя из оптовой цены в отдельности по каждому изделию и распределяют прибыль этого из­ делия по цехам, участвующим в его изготовлении, про­ порционально цеховой себестоимости, другие заводы устанавливают цены исходя из общей прибыли по заво­ ду или части ее, а не из прибыли по каждому виду изделий. В последнем случае искусственно выравнивает­ ся рентабельность всех изделий в цехах. Равнорентабельность порождает противоречие между интересами це­ хов и завода, поскольку в заводской оптовой цене удель­ ный вес прибыли в разных изделиях различен. Причи­ ной различной рентабельности изделий может быть не только уровень цен, но и уровень себестоимости, а сни­ жение себестоимости достигается в основном в цехах. Поэтому целесообразнее действительную рентабельность по каждому изделию доводить до непосредственных из­ готовителей продукции. Что же касается выбора «выгод­ ных» и «невыгодных» изделий, то этот вопрос решается установлением номенклатуры в качестве утверждаемого показателя, за невыполнение которого снижается по­ ощрение.

Таким образом, каждый из рассмотренных методов расчета внутризаводских цен имеет и преимущества, и недостатки. По нашему мнению, для расчета внутриза­ водских цен могут быть применены приведенные ниже методы, выбор которых связан с условиями производства и, прежде всего, зависит от специализации цехов и типа производства.

58


Метод расчета условно-оптовых цен

Главное в установлении внутризаводских цен состоит в том, чтобы они стимулировали повышение эффектив­ ности производства и правильно отражали вклад каж­ дого цеха в общем объеме работы завода. Отсюда и прибыль по каждому изделию, входящую во внутри­ заводские цены, следует распределять в зависимости от доли каждого цеха, участвующего в ее создании. Необ­ ходимо также, чтобы метод обеспечивал простоту и срав­ нительно малую трудоемкость расчетов.

Б наибольшей степени этим требованиям отвечает изложенный ниже метод расчета условно-оптовых цен, который главным образом применим в услозиях массо­ вого, крупносерийного и серийного производства с тех­ нологической специализацией цехов при наличии устойчивой номенклатуры изделий. Суть его показана в таблице 5.

Т а б л и ц а 5

Пример расчета условно-оптовых цен на изделие «А» но цехам основного производства (в руб.)

I кжазателп

 

1Цех1|

 

заготови­ тельный

.... механичсский

сбороч­ ный

о

О(_/

Оg

со

1.

Сырье н

основные материалы

60

27

267

2.

(за вычетом отходов)

180

Покупные

полуфабрикаты

и

 

 

 

комплектующие «изделия

123

123


Показатели

П р о д о л ж е н и е т а б л . 5

 

Цех

 

 

 

­ 1

и ~

п<

заготови­

механи ческий

Итого заводу

 

6

 

тельный

 

о-2

 

 

 

\С J2

 

3.Основная заработная плата

 

производственных рабочих

18

80'

40

138

4.

Дополнительная

зарплата

2

6

3

И

5.

Отчисления на

соцстрах

1

5

3

У

6.

Спецрасходы

 

3

25

10

38

7.Расходы по содержанию и

 

эксплуатации

оборудования

11

■ 74

21

106

8.

Общецеховые

расходы

 

18

80

40

138

9.

Итого

цеховая

себестоимость,

 

 

 

 

 

исчисленная бесполуфабрикат-

233

330

2'67

830

 

ным

методом

 

 

10.

Цеховая себестоимость

за вы­

 

 

 

 

 

четом

материальных

затрат

53

270

117

440

 

(стр. 9—стр. 1 —стр. 2)

 

11.Общезаводские расходы (про­

порционально стр. 3)

14

63

31

108

12.Фабрично-заводская себестои­

мость (стр. 9+стр. 11)

247

393

298

938

13.Внепроизводственные расходы

(пропорционально стр. 12)

3

5

4

12

14. Полная

себестоимость

(стр.

398

302

950

12+стр.

13)

250

15.Прибыль (разница между оп­ товой ценой и полной себе­ стоимостью изделия в целом

по заводу,

распределяемая

6

31

13

50

пропорционально стр. 10)

16.Условно-оптовые цены по це­

хам (стр. 14+стр. 15)

256

429

315 1000!

* Принимается действующая оптовая цена .изделия «А».

60