Файл: Заикин, И. В. Внутрихозяйственный расчет в условиях экономической реформы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ных условий определенную долю из общего размера премии. В этом случае при невыполнении дополнительных условий эта доля премии автоматически не начисляется. При обычном же порядке в этом случае надо частично лишать премии.
МЕТОДЫ РАСЧЕТА ВНУТРИЗАВОДСКИХ ЦЕН
Одним из инструментов осуществления хозрасчет ных отношений внутри предприятия являются внутриза водские цены. Обмен трудовой деятельностью между производственными подразделениями внутри предприя тия осуществляется на основе планомерных прямых свя зей с использованием денежных форм без реальных де нежных расчетов. В этом смысле внутризаводские цены являются в принципе условными.
Вместе с тем нельзя не видеть, что внутризаводские цены имеют и реальную основу. В них отражается про цесс формирования стоимости и они могут отражать уровень затрат на производство и его результаты. Внут ризаводские цены не могут выполнять все функции, при сущие оптовым ценам предприятия. Однако в хозрас четных отношениях внутри предприятия внутризаводские цены выполняют такие функции, как планово-измери тельную, учетно-контрольную и стимулирующую, то есть при-помощи цен внутри предприятия измеряется, плани руется, контролируется и учитывается объем производст ва, оцениваются результаты его выполнения для вы платы соответствующего вознаграждения.
При помощи внутризаводских цен определяется до ля участия цехов в общем объеме производства завода. При этом, чем больше внутризаводские цены отражают оптовые цены предприятия, тем гармоничнее согласуют
ся |
интересы коллективов подразделений и предприя- |
тия. |
В этом случае не может возникнуть такого положе |
ния, когда государство более высокой оптовой ценой за интересовывает предприятие выпускать ту или иную продукцию, необходимую народному хозяйству, а не со ответствующие этой оптовой цене внутризаводские це ны цехов не стимулируют ее производство, или наобо рот, когда снижаются оптовые цены на устаревшую про дукцию и если это снижение не распространить на внут ризаводские цены, то цехам по-прежнему будет выгодно изготовлять устаревшую продукцию.
Безусловно, в практике бывают случаи, когда опто вые цены значительно отклоняются от общественно не обходимых затрат на производство той или иной продук ции. Исходя из этого, некоторые экономисты предла гают подобного рода недостатки в ценообразовании устранять внутри завода путем установления внутриза водских цен, не зависящих от оптовых цен предприятия. С этим согласиться нельзя. Как уже отмечалось, внутри хозяйственный расчет определяется и направляется хоз расчетными отношениями государства с предприятиями, что он призван решать те же задачи, которые поставле ны перед предприятием в целом. В противном случае произойдет искусственный разрыв интересов предприя тия и его подразделений. Поэтому имеющиеся недостат ки в ценообразовании, в частности, необоснованную разнорентабельность продукции надо устранять на более высоких уровнях хозрасчетных отношений.
В новых условиях хозяйствования на промышленных предприятиях применяются самые разнообразные мето ды расчета внутризаводских цен. Так, например, на Во ронежском станкостроительном заводе имени 50-летия Ленинского комсомола внутризаводские цены рассчиты ваются на основе нормативной цеховой себестоимости,
Разница между объемом выпуска всей продукции завода з оптовых ценах и суммой цеховой себестоимости до бавляется к цеховой себестоимости пропорционально нормативной зарплате по каждому цеху. Сумма цеховой себестоимости и доли указанной разницы составляет объем продукции данного цеха во внутризаводских це нах. Отношение между объемом продукции цеха и сум мой нормативной зарплаты продукции применяется как коэффициент, которым определяется внутризаводская цена каждой детали и узла. На Воронежском заводе «Электросигнал» внутризаводские цены слагаются из це ховой себестоимости с включением прибыли. Прибыль устанавливается пропорционально зарплате основных ра бочих с помощью коэффициента прибыльности. На Бел городском котлостроительном заводе внутризаводские цены строятся путем распределения оптовой цены изде лия пропорционально цеховой его себестоимости. Из об следованных заводов внутризаводские цены не применя ются на Тамбовском механическом заводе, а также на Воронежском заводе кузнечночпрессового оборудова ния имени Калинина из-за большой номенклатуры изде лий.
Все многообразие методов расчета внутризаводских цен на многих предприятиях можно сгруппировать по следующим основным направлениям.
На некоторых предприятиях различных отраслей про мышленности внутризаводские цены устанавливаются пу тем распределения по цехам оптовой цены каждого изделия пропорционально его цеховой трудоемкости или нормативной заработной плате. Применение внутри заводских цен, рассчитанных этим методом, создает только видимость ценностного измерения объема произ водства. Такие цены не отражают уровень себестоимости продукции в цехах. Строго говоря, нет разницы между
55
Измерением объёма производства в нормо-часах и в ценах, рассчитанных таким методом. Разница состоит только в масштабе, например, один к двум или один к трем. Внутризаводская цена должна отражать не только трудовые затраты, но и все издержки производства.
На большинстве же предприятий расчеты внутриза водских цен строятся на базе себестоимости продукции в отдельности на каждое изделие с включением в цену определенной доли прибыли, что является правильной основой ценообразования. Однако и здесь имеется не сколько методов расчета. Основное различие этих мето дов состоит в размерах и принципах распределения при были по цехам и машинокомплектам.
Первое различие состоит в том, что для определе ния внутризаводских цен одни заводы распределяют по цехам всю прибыль, приходящуюся на изделие, другие включают в цены только часть прибыли в размере, со ответствующем сумме платы за производственные фон ды цеха и фонду материального поощрения. В послед нем случае цехи фактически заранее наделяются суммой платы за производственные фонды независимо от эффек тивности их использования. И на наш взгляд, в этом со стоит существенный недостаток этого метода: сначала необходимо определить прибыль в целом, а затем про изводить выплаты. В этом и заключается воздействие экономических рычагов на степень эффективности ис пользования производственных фондов.
Второе различие заключается в способе распределе ния прибыли на изделие между цехами. Одни предприя тия распределяют заводскую прибыль по цехам про порционально их основным производственным фондам, а затем внутри цеха по изделиям пропорционально за работной плате. Другие заводы распределяют прибыль на изделие по цехам пропорционально заработной пла
56
те производственных рабочих или всего персонала це хов, приходящейся на данное изделие. Большинство за водов распределяет прибыль на каждое изделие по це хам пропорционально цеховой себестоимости.
На наш взгляд, неправильно устанавливать цены ме тодом распределения прибыли по цехам пропорцио нально стоимости основных фондов, так как это приво дит к одинаковой рентабельности производства для всех цехов и не выявляет действительную эффективность ис пользования производственных фондов. Искусственное выравнивание рентабельности производства в цехах не соответствует реальным производственным условиям, ибо
всилу различной технической вооруженности уровень рентабельности относительно производственных фондов
вцехах будет значительно колебаться. Этот метод свя зывает распределение прибыли по цехам не с объемом производства, а с наличием основных производственных фондов, степень использования которых может быть не одинаковой. Цехи ставятся в неравные исходные услсзия
по использованию резервов производственных мощнос тей:
Недостатком метода распределения прибыли по це хам пропорционально заработной плате является то, что высокоавтоматизированные и механизированные цехи получают по сравнению с другими относительно мень шую прибыль, так как в производстве этих цехов занято относительно меньшее количество персонала, в то время как они могут производить больший объем продукции. Этот метод не учитывает фондовооруженности цехов и влияния уровня технической оснащенности производст ва на эффективность живого труда.
Недостаток в методе распределения прибыли про порционально цеховой себестоимости (если при этом из нее не исключаются материальные затраты) состоит в
57
том, что в тех цехах, где удельный вес материальных затрат высок, на эти цехи будет приходиться и большая доля прибыли, и наоборот. Подобный метод порождает* заинтересованность цехов в выпуске менее трудоемкой, но более материалоемкой продукции.
Третье различие состоит в том, что одни заводы уста навливают цены исходя из оптовой цены в отдельности по каждому изделию и распределяют прибыль этого из делия по цехам, участвующим в его изготовлении, про порционально цеховой себестоимости, другие заводы устанавливают цены исходя из общей прибыли по заво ду или части ее, а не из прибыли по каждому виду изделий. В последнем случае искусственно выравнивает ся рентабельность всех изделий в цехах. Равнорентабельность порождает противоречие между интересами це хов и завода, поскольку в заводской оптовой цене удель ный вес прибыли в разных изделиях различен. Причи ной различной рентабельности изделий может быть не только уровень цен, но и уровень себестоимости, а сни жение себестоимости достигается в основном в цехах. Поэтому целесообразнее действительную рентабельность по каждому изделию доводить до непосредственных из готовителей продукции. Что же касается выбора «выгод ных» и «невыгодных» изделий, то этот вопрос решается установлением номенклатуры в качестве утверждаемого показателя, за невыполнение которого снижается по ощрение.
Таким образом, каждый из рассмотренных методов расчета внутризаводских цен имеет и преимущества, и недостатки. По нашему мнению, для расчета внутриза водских цен могут быть применены приведенные ниже методы, выбор которых связан с условиями производства и, прежде всего, зависит от специализации цехов и типа производства.
58
Метод расчета условно-оптовых цен
Главное в установлении внутризаводских цен состоит в том, чтобы они стимулировали повышение эффектив ности производства и правильно отражали вклад каж дого цеха в общем объеме работы завода. Отсюда и прибыль по каждому изделию, входящую во внутри заводские цены, следует распределять в зависимости от доли каждого цеха, участвующего в ее создании. Необ ходимо также, чтобы метод обеспечивал простоту и срав нительно малую трудоемкость расчетов.
Б наибольшей степени этим требованиям отвечает изложенный ниже метод расчета условно-оптовых цен, который главным образом применим в услозиях массо вого, крупносерийного и серийного производства с тех нологической специализацией цехов при наличии устойчивой номенклатуры изделий. Суть его показана в таблице 5.
Т а б л и ц а 5
Пример расчета условно-оптовых цен на изделие «А» но цехам основного производства (в руб.)
I кжазателп
|
1Цех1| |
|
заготови тельный |
.... механичсский |
сбороч ный |
о
О(_/
Оg
со
1. |
Сырье н |
основные материалы |
60 |
27 |
267 |
|
2. |
(за вычетом отходов) |
180 |
||||
Покупные |
полуфабрикаты |
и |
|
|
|
комплектующие «изделия |
— |
— |
123 |
123 |
Показатели
П р о д о л ж е н и е т а б л . 5
|
Цех |
|
|
|
1 |
и ~ |
п< |
заготови |
механи ческий |
Итого заводу |
|
|
6 |
|
|
тельный |
|
о-2 |
|
|
|
\С J2 |
|
3.Основная заработная плата
|
производственных рабочих |
18 |
80' |
40 |
138 |
|
4. |
Дополнительная |
зарплата |
2 |
6 |
3 |
И |
5. |
Отчисления на |
соцстрах |
1 |
5 |
3 |
У |
6. |
Спецрасходы |
|
3 |
25 |
10 |
38 |
7.Расходы по содержанию и
|
эксплуатации |
оборудования |
11 |
■ 74 |
21 |
106 |
||
8. |
Общецеховые |
расходы |
|
18 |
80 |
40 |
138 |
|
9. |
Итого |
цеховая |
себестоимость, |
|
|
|
|
|
|
исчисленная бесполуфабрикат- |
233 |
330 |
2'67 |
830 |
|||
|
ным |
методом |
|
|
||||
10. |
Цеховая себестоимость |
за вы |
|
|
|
|
||
|
четом |
материальных |
затрат |
53 |
270 |
117 |
440 |
|
|
(стр. 9—стр. 1 —стр. 2) |
|
11.Общезаводские расходы (про
порционально стр. 3) |
14 |
63 |
31 |
108 |
12.Фабрично-заводская себестои
мость (стр. 9+стр. 11) |
247 |
393 |
298 |
938 |
13.Внепроизводственные расходы
(пропорционально стр. 12) |
3 |
5 |
4 |
12 |
|
14. Полная |
себестоимость |
(стр. |
398 |
302 |
950 |
12+стр. |
13) |
250 |
15.Прибыль (разница между оп товой ценой и полной себе стоимостью изделия в целом
по заводу, |
распределяемая |
6 |
31 |
13 |
50 |
пропорционально стр. 10) |
16.Условно-оптовые цены по це
хам (стр. 14+стр. 15) |
256 |
429 |
315 1000! |
* Принимается действующая оптовая цена .изделия «А».
60