Файл: Джаджиев, В. К. Вибрации при растачивании и способы их устранения.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.11.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
I/
250
200
Рис. 7. Области виброустой-
■150
чивости при растачивании стали (1) и чугуна (2) в параметрах: скорость реза- ^дд
ния — вылет шпинделя.
5 0
О
2 0 0 2 2 5 2 5 0 2 75 ЗОО L ,M '*
зания и можно сказать, что он близок к области релак сационных колебаний. Другими словами, по мере уве личения вылета шпинделя имеет место непрерывный переход колебаний от гармонических к релаксаци онным.
Влияние длины вылета шпинделя на величину режи
мов |
резания (глубины и подачи) |
иллюстрируется на |
рис. |
8, где видно, что с увеличением |
вылета шпинделя |
от 225 до 400 мм глубина резания безвибрационной ра боты при растачивании стали уменьшается с 4 до 1 мм, а подача увеличивается от 0,065 до 0,035 мм/об. При об работке чугуна во всем диапазоне изменения глубины резания и подачи наблюдается повышенная внброустойчивость по сравнению со сталью, приблизительно, в 2—3 раза.
19
|
2 0 0 |
50 0 |
4 0 0 L,M M |
|
Рис. 8. Области |
виброустойчивости |
при |
растачивании стали (/) |
|
и чугуна (2) в |
параметрах: глубина |
резания — вылет шпинделя |
(и) н подача— вылет шпинделя (б).
Р А С Т О Ч Н А Я О П Р А В К А С П Л А С Т М А С С О В Ы М Х В О С Т О В И К О М
При растачивании консольно закрепленной расточной скалкой или с поддержкой ее в задней стоике усилия резания и крутящий момент передаются через кониче ский хвостовик скалки, входящей в конусное гнездо вы движного шпинделя. Качество пригонки сопряженных поверхностей в значительной мере влияет на жесткость стыка шпиндель — скалка. Поэтому хорошая пригонка друг к другу мест сопряжения расточных скалок и ко нического гнезда в шпинделе совершенно необходима. В противном случае неизбежны погрешности обработки
20
вследствие отжатая расточной скалки за счет поворота ее в коническом гнезде в результате упругих деформа ций поверхностных слоев расточной скалки и шпинделя
и геометрических неточностей |
конического соединения. |
|
С другой стороны, высокая |
жесткость |
делает систему |
шпиндель — инструмент более |
устойчивой в работе по |
|
отношению к возбуждаемым |
в ней автоколебательным |
|
процессам. |
|
что деформации |
Исследованиями [5, 7] установлено, |
||
стыка скалка — шпиндель составляют |
приблизительно |
5—10% от общих отжатий вершины резца в направле нии, нормальном к поверхности резания при растачива нии на горизонтально-расточных станках. Указанное процентное соотношение справедливо для хвостовиков, которые изготовлены в пределах допусков, установлен ных ГОСТами 2847—67 и 9953—67, и при наличии силь ной затяжки хвостовика в гнезде шпинделя специальным клином-
Оправки, изготовляемые в цеховых условиях на то карных станках без последующей обработки хвостовика на шлифовальных станках, как правило, не соответству ют точности, установленной стандартами. Так, при про верке конусов, проведенной в механическом цехе заво да «Электроцинк», из двадцати оправок при проверке контакта по краске, только две имели удовлетворитель ный контакт конусов хвостовика инструмента и шпинде ля станка. Для остальных оправок действительная пло щадь соприкосновения контактирующих поверхностей, вследствие неточного изготовления конуса, составляла ничтожную часть номинальной площади (30—50%), по этому снижение жесткости шпиндельного узла за счет деформаций стыка достигало 15—20%.
Только при сильной затяжке удавалось свести дефор мации стыка до минимума (3—5%), но и в этом случае
21
оставались вмятины на поверхности хвостовика и вы бивка инструмента из шпинделя затруднялась. Обращает на себя внимание также повышенная склонность к виб рациям инструмента, которая может быть объяснена не достаточной жесткостью соединения хвостовика со шпин делем, ввиду плохого контакта сопрягаемых поверхно стей.
Нами предложены и внедрены в производство кон струкция и способ изготовления хвостовика, обеспечива ющие высокую точность конуса хвостовика, высокую постоянную жесткость стыка и повышенную виброустой чивость режущего инструмента в работе. Это достигает ся тем, что конструкция хвостовика выполнена в виде металлического сердечника с пластмассовым покрытием
(рис. 9).
Высокая точность размеров и геометрической формы конуса обеспечивается специальным способом покрытия хвостовика пластмассовым слоем (рис. 10). На предвари тельно изготовленную оправку с металлическим сердеч ником хвостовика, имеющего две конические выточки (I и И), надевается калибр — втулка для конусов инстру ментов по ГОСТ 2849—69, центрируемая поверхностью стержня между двумя выточками, а пространство, обра зовавшееся между сердечником и калибр — втулкой, за ливается пластмассой, например, эпоксидной смолой ЭД-6 ВТУ МХП М646-55. После затвердевания смолы по лучается полное копирование конуса калибр — втулка, имеющего высокую точность, гарантированную ГОСТом
2849—69.
В связи с тем, что эпоксидные смолы имеют хорошую адгезию к стали, внутренняя поверхность формы (ка либр — втулки) перед заливкой в нее смолы тщательно покрывается 10—15% раствором в толуоле полиизобу тилена или кремнийорганического каучука. Раствор пе-
22
по
Рис. 9. Конструк ция хвостовика с пластмассовым по крытием.
Рис. 10. Способ изготовления пласт массового хвосто вика: 1 — стержень хвостовика, 2 — калибр — втулка, 3 — пластмассо вый слой, 4 — пла
стилин.
ред заливкой смолы наносят на нагретую до 60—70° ка
либр — втулку, которую |
высушивают в термостате при |
80—90° в течение 20—30 |
мин. |
Для получения более высокой прочности, износостой кости и демпфирующей способности пластмассового слоя применяется следующее соотношение исходных ком понентов: смола ЭД-6 — 100 частей, полиэтиленполиамина — 10 частей, стирол-мономера — 10 частей. В сти рол-мономер при перемешивании заливается разогретая до 50° смола. После охлаждения добавляется при пере мешивании полиэтилен-полиамин. Отверждение ведется при комнатной температуре (24 часа), после чего для осуществления процесса полимеризации температура поднимается до 150° (4—6 час.) и дается выдержка 1 час. К концу процесса термостат выключается и при ох лаждении его до комнатной температуры вынимается н разбирается.
Полученная в форме пластмасса не имеет усадки, наоборот, в процессе полимеризации увеличивается в объеме, поэтому разборка формы, как правило, произво дится на прессе. Практически покрытие хвостовика мо жет быть осуществлено и другими пластмассами, на пример, на основе фенолформальдегидной смолы, имею щей высокие начальные напряжения в поверхностном слое, а также глифталевой смолой «Глифтамал», обла дающей хорошими качествами, но требующей длительно го времени изготовления, стиракрилом и т. д.
Особое внимание следует уделить стиракрилу, так как он имеет ряд преимуществ в сравнении с эпоксидной смолой. Стиракрил технический представляет собой пла стик акрилового ряда холодного отверждения и состоит из порошка и жидкости, при смешивании которых обра зуется однородная тестообразная масса, затвердеваю щая в течение 15—18 минут, без применения нагрева п
24
давления. Удельный вес 1,16—1,18 Г/см3, удельная удар
ная вязкость 8—10 -----, предел прочности при изгибе
см2
700—800 кГ/см2.
Замешивание жидкости и порошка «Стиракрил» при соотношении их 1:1 может производиться путем мед ленного приливания жидкости к порошку или постепен ной добавкой порошка к жидкости. В обоих случаях по рошок должен полностью насытиться жидкостью: при правильно подготовленной смеси поверхность должна быть однородной и блестящей.
Замешивать порошок следует в чистой посуде стек лянной палочкой или металлическим шпателем, произво дя. движение только в одну сторону, до наступления го могенного состояния. Перед замешиванием теста произ водится подготовка поверхности стержня хвостовика и полости калибр — втулки, которая заключается в очист ке от ржавчины, обезжиривании и смачивании жидко стью «Этакрил» стержня и покрытии втулки защитной пленкой для предотвращения прилипания к ней пласт массы. Приготовленное тесто «стиракрил» без промедле ния заливается в заранее приготовленную форму. После заливки стиракрила и его отверждения повторной поли меризации не требуется, что значительно снижает тру доемкость изготовления пластмассового хвостовика по сравнению с эпоксидной смолой.
Пластмассы, получаемые по предложенному способу на основе эпоксидной смолы-или стиракрила, обладают по сравнению с другими материалами рядом преиму ществ, основным из которых, помимо вышеперечислен- -ных, является простота изготовления из них поверхност ного слоя, не требующего дополнительной механической обработки.
Толщина слоя колеблется в пределах 3—8 мм. С
25
уменьшением толщины слоя возрастает жесткость сты ка, но уменьшается прочность самого слоя.
Жесткость стыка скалка — шпиндель может быть по вышена за счет более сильной затяжки пластмассового хвостовика в шпинделе станка, не опасаясь, что на хво стовике останутся вмятины, а конус шпинделя будет поврежден, так как твердость его значительно больше твердости пластмассы. При этом даже при очень силь ной затяжке скалка легко выбивается из шпинделя, что можно объяснить отсутствием молекулярного сцепления, так как материал хвостовика и шпинделя разный-
Ниже приводятся круговые диаграммы жесткости (рис. 11) для-обоих случаев в зависимости от направле
ния |
прилагаемой по окружности нагрузки при усилии |
Р = |
150 кГ. |
Деформации стыка измерялись с помощью двух мик роиндикаторов с ценой деления 2 мкм (рис. 12), установ ленных вблизи друг от друга так, что индикатор 1 сво им измерительным щупом упирался в жесткую оправку в месте приложения усилия и в непосредственной близо сти от торца шпинделя и измерял, таким образом, де формации как стыка, так и всего шпиндельного устрой ства, а щуп индикатора 2 упирался в шпиндель и изме рял деформации только последнего.
Смена положений щупов по окружности осуществля лась путем поворота шпинделя по стрелке (рис. 12) че рез каждые 30°. Деформации только стыка определялись вычитанием показателей индикатора 2 из показаний индикатора 1.
В процессе эксплуатации скалки с пластмассовым хвостовиком была обнаружена пониженная ее склон ность к вибрациям, что объясняется особыми динамиче скими свойствами пластмассы: значительной по сравне нию со сталью демпфирующей способностью. Повышен-
26
£
Рис. И . Круговые диаграммы жесткости |
Рис. 12. Схема измерений |
стыка шпиндель — инструмент при пласт |
деформаций стыка |
массовом (2) и обыкновенном (1) хво |
шпиндель — инструмент. |
стовиках. |
|
ная вибррустойчивость таких скалок подвергалась иссле дованию. При этом оценка интенсивности вибрации осу ществлялась преимущественно методом сравнения по верхности расточенного отверстия с образцами чистоты поверхности. На основе зрительного восприятия было ус тановлено (рис. 13), что при прочих равных условиях интенсивность вибраций скалки с обыкновенным хвосто виком выше, чем скалки с пластмассовым покрытием хвостовика, в результате чего чистота поверхности повы шается на 1—2 класса против обычного.
Таким образом, пластмассовое покрытие поверхности конуса обеспечивает высокую точность конуса, жест кость стыка скалка — шпиндель и степень виброустойчи-
27