Файл: Шнуров, В. Н. Состояние и перспективы развития потребления полиолефинов, полистирольных пластмасс и фторсодержащих полимеров в автомобильной промышленности за рубежом.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.11.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

П р о д о л ж е н и е

 

 

Показатель

------------------------------1

АБС марки bustran

Литой цинк

Стойкость к коррозии

Плохая

Хорошая

Соотношение мощность/вес

6210

6480

Электропроводность

Плохой',.изолятор

Хороший изолятор

Срок работы, ч

250000-1000000

Свыше 1000000

Стоимость, ц /см 3

6

Ofi

Кроме требований к внеш нее виду и форме, материал для реше­

ток радиаторов должен удовлетворять также жестким требованиям в отношении его физических свойств и рациональности переработки.

В новых марках западногерманских машин " Opel" материалом для ре­ шеток выбран АБС Novodur фирмы " Bayer АО1. Пескоструйные и дробе­

струйные испытания, испытания на ударопрочность на холоду показа­ ли хорошие результаты: решетки из Novodur выдерживают высокие ме­

ханические нагрузки, не чувствительны к ударам камней, вибрации,

соляной пыли и выдерживают температурные нагрузки до 100°. АБС вы­ годнее металла и в отношении переработки - отпадают штамповочные работы и удаление грата [41] . В новой модели грузовика "Volvo"

решетка радиатора изготавливается из металлизированного вспенен­ ного АБС [42] .

Для литья решеток радиаторов под давлением используются чер­

вячные и поршневые прессы. В фортах предусматриваются два-четыре

и более литниковых каналов диаметром от 2 ,5 до

6 ,5

мм.

Вес

реше­

ток в различных марках автомобилей колеблется

от I

до

6 кг

[40] .

Для капотов автомобилей предложена конструкция типа "сэндвич"

на основе АБС и пенополиуретанов, выдерживающая все испытания на прочность и термостойкость в жестких условиях вибрации. Конструк­ ция состоит из верхнего листа АБС марки K raiastic 2946, нижнего

листа -

теплостойкого АБС K raiastic K-3I0Q

и прослойки пенополи­

уретана

(ПБУ). Толщина листов АБС по 2,54

мм, а ППУ - 1 2 ,7 -5 ,1 мм.

Детали капота соединяются ультразвуковой сваркой иди склеиваются.

Окончательная отделка - стандартная окраска и покрытие акриловы­

ми лаками. Преимущество такой

конструкции состоит в легкости

(в 2 раза легче металлической)

и высоком соотношении показателя

прочность/вес [43] .

К наиболее распространенным крупным деталям во внешнем оформле­ нии серийных американских и западноевропейских автомобилей отн о-

19


оятся колпаки колес, которые изготавливают из Ш и металлизиро­ ванного АБС.

Б последних марках автомобилей металлизированный АБС исполь­

зуется довольно широко. Сейчас из него выпускают, помимо уже упо­

мянутых решеток радиатора, бамперы, детали подлокотников, втулки колес, раму зеркала заднего вида, корпуса фар задних габаритных огней, разнообразные декоративные детали, кнопки, ручки и т .д .

Например, в модели Fora 1971 г , 14 основных деталей наружной от­

делки машины были выполнены из металлизированного АБС по сравне­ нию с 9 деталями в моделях 1970 г . [44] .

Наиболее интересным и перспективным в настоящее время считает­

ся использование АБС для изготовления крупных деталей малогаба­

ритных и

специальных автомобилей

[45] .

Вце в

1968 г .

во

Франции был выпущен первый автомобиль

"C itroen

Meimri

6"

с кузовом из

АБС. Листы и профили из АБС в

этом автомобиле привинчены на металлический каркас. К 1973 г . было изготовлено уже 42000 таких машин. Недавно фирма "Citroen" увеличила их производство до 40-50 штук в день. Возросло и ко­ личество пластмассовых деталей в " aehari" [46] .

Во франции начали выпускать новый автомобиль "La minima"» корпус которого выполнен из термоформованного АБС ugikrai фирмы

"piastim er".

Вес

корпуса,

состоящего из

31

детали, приблизитель­

но равен 50

к г .

В 1974 г .

запланировано

серийное производство

таких машин

[47] .

 

 

 

В США налажено изготовление автомобилей

с кольцом для автома­

тической балансировки колес. Кольцо изготавливают из АБС Cycoiac

фирмы "Borg - Warner chem " . и наполняют маслом и стальными шари­ ками. Во время езды стальные шарики под действием центробежной

силы смещаются в ту сторону, где необходим балансный груз. Отме­ чается, что использование такой системы значительно снижает износ шин, возможность повреждения оси и изменения центровки колес.

Выпускается 25 различных видов таких колес для грузовых автомо­ билей [48J ,

И наконец, еще один интересный пример использования АБС.

Во Франции разработан образец автобусного кузова, который содер­ жит до 600 кг деталей из АБС, в том числе панели кузова, двери,

основания сидений, внутренние панели и другие детали из листового материала толщиной от 3 до 6 мм. Панели приклеиваются к каркасу кузова. Листы из АБС допускают скручивание и изгиб в фигурные фор­ мы, например при изготовлении решеток радиатора размерами во всю ширину автобуса, облицовки фар и т .д . [49] .

iO


Ударопрочный полистирол

Ударопрочный полистирол используется в автомобилестроении в незначительных количествах (см . приложения I и 2 ) .

Сополимер стирола с акрилонитрилом (САН)

Несмотря на незначительные масштабы использования,

примене­

ние САН в автомобильной промышленности представляет интерес.

Из САН, усиленного стекловолокном, на некоторых моделях машин

"P ontiac"выполнены фиксатор панели приборов и дверка

ящика на па­

нели приборов. В качестве армирующего материала для САН исполь­ зуют стеклянные шарики. На машинах марок'Chevrolet" последних выг пусков из армированного стеклянными шариками САН изготовлена крыш­

ка ящика для личных вещей водителя [2 5 ,5 0 ]. Западногерманская фирма BASF выпускает сополимер стирола с акрилонитрилом, моди­ фицированный акриловым эфиром - Luran-S. В автомобилестроении сополимер Luran-s, отличающийся исключительной зтмосферостой-

костью, нашел применение для изготовления корпусов зеркала заднего вида [51].

Полиэтилен высокой плотности (ПЭ в.п.)

Наиболее широкое распространение получило использование ПЭ в .п .

для деталей мотора автомобиля. Из этого материала выпускают кор­ пуса воздушных фильтров, резервуары тормозной жидкости, детали

корпусов впрыскивания бензина и т .д . (см . приложение I ) . Новым и,

по-видимому, самым перспективным применением считаются топливные баки, серийное производство которых начато в США и Западной Евро­ пе в 1972-1973 гг .

Топливные баки. В США потенциальный объем применения ПЭ в .п .

для этой цели оценивается в 54 ты с.т (по другим источникам - боль­ ше). Для производства бензобаков в настоящее время используются продукты фирм "Dow", "union (Jarbide" (США), BASF (ФРГ). ИХ серИЙный выпуск уже налажен в США, ФРГ, Англии, Швеции.

Преимущества полиэтиленовых бензобаков:

возможность максимально использовать свободное пространство в моторе, благодаря хорошей перерабатываемости полиэтилена (ПЭ)

в любую сложную форму;

невысокий вес (полиэтиленовые бензобаки грузовиков на 30-60% легче обычных);

отличная стойкость к коррозии,

низкая теплопроводность, т .е . в случае пожара отсутствие опасности разогрева топлива, и т .д .

В 1974 г . ожидается массовое использование высокомолекуляр­ ного ПЭ для бензобаков.

Бак из высокомолекулярного ПЭ марки Lupoien (фирма basf, ФРГ)

емкостью 58 л на машинах " voBcswageJ весит 3 ,5 кг. Вентилирующие

отверстия, а также указатели уровня подвергаются механической об­ работке; комплектующие детали, отлитые из того же материала при­ вариваются к резервуару.

Предполагается, что в дальнейшем в результате тесного сотруд­

ничества изготовителей полимера, переработчиков и потребителей бензобаков будут найдены определенные усовершенствования конструк­ ции и надежности нового изделия [4, 52-55] .

Резепвташ тош озной жидкости, в ФРГ резервуары тормозной жид­

кости почти исключительно изготавливаются литьем под давлением или выдувным формованием из высокомолекулярного ПЭ в .п . Большей частью, однако, ПЭ в .п . для этого перерабатывают выдувным фор­ мованием, тогда как введение тормозной системы с двухмагистраль­ ным приводом на два колеса требует нового оформления. Рациональ­

нее выпускать такие резервуар! литьем под давлением, при этом,

кстати, легче получить равномерную толщину стенок, однако в этом

случае ПЭ в .п . уступает ПП [27] .

Воздушные (Ьильтш. Высокомолекулярный ПЭ в .п . используют для

изготовления воздушных фильтров некоторых автомобилей (в частно­ сти , "Porsche"). Вес фильтра из.ПЭ на I кг меньше металлического,

кроме того , он имеет повышенную виброустойчивость. В модели

" Porsche-911" с агрегатом впрыскивания бензина установлен корпус,

состоящий из двух частей, в котором размещаются несколько дета­ лей; воздушный фильтр, регулятор смеОи, штуцеры дроссельного кла­

пана и стартовый клапан. Сам корпус выполнен из стеклоусиленного найлона, вторая его часть - колпак, охватывающий воздушный фильтр и выполненный монолитно с всасывающими штуцерами, - из высокомо­

лекулярного ПЭ в .п . [бё] .

Помимо перечисленных деталей, значительные количества ПЭ в .п .

расходуются для изготовления различных узлов торм&.;ной системы,

кожухов вентиляторов, расширительных бачков системы охлаждения,

различных патрубков,

для багажных полок, педалей акселератора и

т .д . (см . приложение

2 ) .

22


Перспективным материалов в автомобилестроении считается стекло­ усиленный ПЭ в .п . Новый тип е г о , особенно интересный в плане кон­ струкционных характеристик, выпускает в опытных количествах бельгийская фирма "a olv a y ".

Полиэтилен низкой плотности (ПЭ н.п.)

Вавтомобилестроении ПЭ н .п . используется в незначительных количествах и применяется в основном для бачков жидкости смыва­ теля ветрового стекла и пробок аккумуляторных батарей (ом.прило-

жение 2 ) .

Согласно новому законодательству, стандартизированы требова­ ния, предъявляемые к конструкции задних и передних бамперов, ко­ торые должны поглощать энергию удара при столкновении. Еа одной из западноевропейских марок машин установлен комбинированный бампер, состоящий из стального профиля, резиновых прокладок и сменных блоков из П Э н .п . [58] .

Иономеры

Мономеры S yrlin фирмы "Du Pont" (США) используют в новой кон­ струкции сашофиксирующихся накладок буферных клыков* Новая кон- .. струкция исключает необходимость применения металлических крепеж­ ных деталей [59] .

Фторсодержащие полимеры

Политетрафторэтилен (ПТФЭ)

Из всей гаммы исключительных свойств ПТФЭ наиболее ценными для применения в автомобилестроении являются его антифрикционные свойства, возводящие изготовлять из этого материала втулки, под­ вески, направляющие для стекол, втулки педалей. Исследуется воз­ можность применения ПТФЭ для поршневых колец [34] .

Обычный рабочий диапазон произведения нагрузки на скорость для маленьких подшипников скольжения из ПТФЭ Teflon составляет от 100 до 300 кг/см*' -• м/мин. Поршневые кольца из него могут по­ казать такой же износ при 1000 кг/см^* м/мин.

Наиболее существенными из последних достижений в разработке подшипниковых материалов в плане использования в автомобильной

23

промышленности являются наполненные материалы на основе т е П о », которые содержат в своем составе несколько наполнителей и имеют характеристики по износу значительно лучшие, чем материалы с од­ ним наполнителем. Они применяются как без арматуры, так и с ме­ таллическим или стекловолокнистым каркасами [60] .

Пододимер тетрайторэтидеяа с гексайтошропиленом (фЭД)

Одна американская фирма предлагает подшипники из ламината ПТФЭ/ФШ/аЕвмний, не требующие смазки и на 10-20$ более дешевые,

чем подшипники с несущей поверхностью из пропитанной маслом брон­ зы. Автомобильные подшипники формуются.-.из непрерывного рулона ламината, состоящего из поверхностного слоя из наполненного ПТФЭ,

приклеенного расплавом ФЭП к алюминию. Мотор с такими подшипника­ ми развивает большую мощность и имеет более продолжительный срок службы} упрощается сборка мотора [6l] .

Пппплимвп этилена с тетгайторэтиденом (ЭТФЭ)

В некоторых машинах компании "American Motors ■ выпуска 1973 г .

ЭТФЭ используется для изготовления основной детали новой бамперной системы. Из сополимера le fz e i фирмы "Du Pont1* изготовлены внутренние уплотнения систем, в состав которых входят цилиндры, наполненные силиконовой жидкостью. При ударе жидкость сжимается,

поглощает энергию и действует как пружина. ЭТФЭ надежно обеспе­

чивает герметизацию, бесконечно выдерживает давление силиконовой жидкости и ударные нагрузки в диапазоне температур от -55 до +65°

[62, 63] .

Кроме указанных полимеров, представляется целесообразным от­ метить использование в современных автомобилях и других материа­ лов, таких, как полиуретаны, поликарбонат , найлон, полиэтилентере-

фталат.

Мягкий полиуретан во все большем объеме применяется для обивки кресел в салоне автомобиля. Ежегодный прирост потребления его составляет 20$.

Некоторые эксперты предсказывают значительное увеличение ис­ пользования эластомеров (полиуретанов, этилен-пропилен-диено-

внх каучуков, ПВХ) во внешнем оформлении автомобилей. Им отводят­ ся в данном случае ударные зоны. Интересно выглядит передняя часть машины "Laguna" (модель ’b h e v ro ie t"), фары и решетка кото­ рой выполнены из структурированного полиуретана со стальной арма­ турой. Вес полиуретана 13,5 к г . Фирмн "Pontiac" и "кога" также используют в своих автомобилях фронтальные детали из полиуретана. 24


Проникновение эластрыеров наблюдается и в другие детали: об­

лицовку дверей, заглушки, крылья, корпуса светильников и т .п ,

[4 , 64] .

Многие специалисты предсказывают также большое будущее в авто­

мобилестроении жестким пластмассам.

Новые вида стеклоусилендах термопластов представляют серьезную конкуренцию традиционно господствующим в определенных уздах авто­ мобилей реактопластам.

Так, стеклоусиленный найлон успешно конкурирует с полиэфирны­ ми компаундами зм о, из которых делают фронтальные детали, колпаки мотора, крышки багажника, хвостовые пасти и даже целые секции крыши. Стеклоусиленный найлон особенно интересен для литья дета­ лей кузовов. Он выдерживает высокие и резкие ударные нагрузки, не нуждается в дополнительной окраске, обесценивает успешную

эксплуатацию детали при температурах до 170-190° в течение 30 мин

[65, 66] . Кроме того , снижается стоимость изделий.

Значительно выросло потребление поликарбоната, особенно в тех

случаях, когда необходима высокая стабильность размеров деталей

при повышенных температурах. В моделях "o a d iila c " 1973 г . поликар­ бонат использовался в светильниках стоянки и фонарях поворота

[32, 67] . ______

Полиэтилентерефталат все шире используется для деталей тормо­

зов, рулевой колонки, поршневых уплотнений и устройства электро­

зажигания [30] .

Из стеклоусиленного полиэтилентерефталата выпол­

нены жалюзи

задних и боковых окон в моделях "rontiac Le Mans"

И "Grand Am"

[4]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерес к пластмассам в автомобильной промышленности является традиционным. Состояние потребления в последние года связано с изменениями в законодательстве, касающимися безопасности автомо­ билей, экологической чистоты и повышения надежности автомобиль­ ных конструкций. Выполнение новых требований сопряжено с повыше­ нием веса и снижением мощности автомобилей, в результате чего проблема снижения веса за счет использования пластмасс приобрела особую актуальность.

Из всех видов пластмасс, применение которых в автомобильной промышленности было рассмотрено в данном обзоре, ПП представляет­ ся в перспективе наиболее распространенным. Это следует объяснить многосторонними возможностями его модификации и, прежде всего,

25