Файл: Рузов, Л. Я. Научная информация и общественные науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сов. К 1976 г. в вузах республики насчитывалось

93 кафедры общественных наук.

В настоящее время центральные республикан­

ские научно-информационные службы не всегда

ставятся в известность о разработке проблем на

этих кафедрах. Поэтому научно-информационное

обеспечение в ряде случаев ведется по основным,

общепринятым направлениям какой-либо проб­

лемы без учета специфических потребностей определенных потребителей. Устранение этих не­

достатков, налаживание системы избирательного

распространения информации в вузах республики

не только будет способствовать удовлетворению

запросов научных работников, но и позволит со­

кратить время аспирантам, затрачиваемое на

сбор теоретических материалов и анализ состоя­

ния изучаемого вопроса, поможет студентам вы­

брать тему дипломной работы.

Вообще определенное пассивное отношение студентов к научно-исследовательской работе во многом объясняется неумением работать с перво­ источниками, боязнью утонуть в «море инфор­ мации» и трудностью выбора темы. Выступая на X X V съезде комсомола Белоруссии, Первый

секретарь ЦК КПБ П. М. Машеров отмечал, что

«следует критически рассмотреть сложившуюся

систему научно-исследовательской работы и участия в ней студентов. Целесообразно уже со

второго-третьего курсов активно вовлекать буду­

щих специалистов в научно-исследовательскую

работу кафедр, проблемных лабораторий, науч­ но-исследовательских и проектных институ­

тов» 46.

40П. М. М а ш е р о в . Знание, творческую энергию — ве­ ликому делу коммунистического созидания.— «Комму­

нист Белоруссии», 1973, № 3, с. 9.

26

Особого рассмотрения требует вопрос обес­

печения научной информацией работников пар­

тийных и государственных органов. В. И. Ленин

завещал нашей партии постоянно заботиться об

идейно-политическом воспитании коммунистов и

всех трудящихся, о формировании их мировоз­

зрения. Он писал, что партия «должна ни на

минуту не упускать из виду нашей конечной цели,

всегда пропагандировать, охранять от искажений и развивать дальше пролетарскую идеологию —

учение научного социализма, т. е. марксизм» ” .

Этот ленинский завет воплощен в важнейших

решениях партии и правительства. В постановле­

нии ЦК КПСС от 14 августа 1967 г. «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и

повышению их роли в коммунистическом строи­ тельстве» в качестве важнейшей задачи общест­ венных наук указывалось на необходимость «вес­ ти систематическую наступательную борьбу

против антикоммунизма, давать обстоятельную

критику современной буржуазной философии, социологии, историографии, права и экономиче­

ских теорий апологетов капитализма;, разобла­

чать фальсификаторов идей марксизма-лениниз­ ма, истории развития общества, коммунистиче­ ского и рабочего движения; давать решительный отпор проявлениям правого и «левого» ревизио­

низма, национальной ограниченности как в тео-

рии, так и в политике» .

В процессе научно-информационного обеспе­ чения пропагандистских кадров наиболее ярко проявляется необходимость учета и отражения748

47В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 6, с. 269.

48КПСС в резолюциях и решениях съездов, конферен­ ций и пленумов ЦК, г. 9, с. 351.

27


идеологической сущности явлений, зафиксиро­

ванных в документах, определения авторской по­

зиции, введения оценочных характеристик до­

кументов и т. п.

В условиях обостряющейся борьбы против

империализма и современного оппортунизма к

научно-информационной работе, эффективность которой является одним из условий улучшения идейного воспитания советских людей, предъяв­ ляются и другие требования. Среди них акту­

альность, правдивость, оперативность. «Повыше­

ние оперативности информации, укрепление свя­

зи пропаганды с жизнью, углубление ее теорети­ ческого содержания, — указывается в Тезисах ЦК КПСС, посвященных 50-летию Великой Ок­ тябрьской социалистической революции, — пар­ тия рассматривает как важнейшее средство уси­

ления эффективности идеологической работы» 40.

Специфика информационного обеспечения

работников партийных и советских учреждений

раскрывается и в форме подготовки научно-ин­ формационных данных. Этой группе потребите­ лей в большинстве случаев нужны фактографиче­ ские данные, сообщающие о новых событиях в общественной жизни, о развитии экономики и культуры, об актуальных вопросах международ­

ного положения. Наряду с этим им необходимы и научно-информационные обзоры, и библиотеч­ но-библиографическая информация.

Как видим, зачастую представители всех трех

групп нуждаются в одних и тех же формах науч­

но-информационных данных. Поэтому предло-94

49 50 лет Великой Октябрьской социалистической рево­ люции. Тезисы ЦК КПСС. М., 1967, с. 47.

28

женное деление потребителей научной информа­

ции на группы в известной мере надо считать ус­

ловным, позволяющим выделять наиболее харак­

терные научно-информационные запросы при об­

щем подходе к каждому научному исследованию,

предполагающему наличие первичного объема

информации по определенной тематике или по

проблемам, связанным с ней.

Приступая к решению новой задачи, ученый

на основе предшествующей научной деятельно­

сти, использования личных архивов, работы с книгами и периодическими изданиями, в процес­

се обмена информацией с коллегами располагает

определенным знанием по этой проблеме. Однако

продуктивность и качество его работы в процес­

се дальнейшего поиска и накопления материалов

находятся в прямой зависимости от информаци­ онных служб, выступающих посредниками между данным ученым и массивом документально оформленных научных знаний, накопленных предшествующими поколениями.

Научная информация призвана обеспечить необходимые условия для постоянного развития

процесса сознательного творчества. Социализм

создает исключительно благоприятные возмож­ ности для развития науки, общественное назна­

чение которой заключается в том, чтобы облег­ чить жизнь и труд людей, способствовать со­

вершенствованию общественных отношений.

«Раньше, — писал В. И. Ленин, — весь челове­ ческий ум, весь его гений творил только для того,

чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просве­

щения и развития. Теперь же все чудеса техни­ ки, все завоевания культуры станут общенарод­ ным достоянием, и отныне никогда человеческий

29



ум и гений не будут обращены в средства наси-

лия, в средства эксплуатации» Г.А .

Одно из главных преимуществ социалистиче­

ской общественной системы состоит в том. что в

условиях социализма созданы объективные пред­

посылки для использования данных науки в уп­ равлении развитием социальных процессов.

«Объективные, чуждые силы, господствовавшие

до сих пор над историей,—предсказывал Ф . Эн­

гельс,— поступают под контроль

самих людей.

И только с этого момента люди

начнут вполне

сознательно сами творить свою историю, только

тогда приводимые ими в движение обществен­

ные причины будут иметь в преобладающей и все

возрастающей мере и те следствия, которых они

желают» 051.

Научная информация, как и все обществен­ ные науки, призвана отражать и разрабатывать коренные вопросы марксистско-ленинской идео­ логии, истории и практики строительства социа­ лизма и коммунизма, вопросы обличения идеоло­ гии империализма. Правильно организованная научная информация является надежным под­

спорьем в решении возрастающих задач по идей­

но-политическому воспитанию советских людей, способствует углублению анализа исторического опыта Коммунистической партии как организую­ щей и направляющей силы нашего общества,

помогает полнее обобщать практику коммунисти­

ческого строительства.

50

В.

И. Л с н и н. Поли. собр. соч., т. 35, с. 289.

51

К.

М а р к с и Ф . Э н г е л ь с. Соч., т. 20, с. 295.

30

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ИНФОРМ АЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬН О СТИ БИБЛИОТЕК

В постановлении ЦК КПСС «О повышении

роли библиотек в коммунистическом воспитании

трудящихся в научно-техническом прогрессе»

подчеркивается, что главная задача библиотек

«состоит в активной пропаганде политики Ком­ мунистической партии и Советского государства, в более полном использовании огромных книж­

ных богатств для образования и воспитания но­

вого человека, ускорения научно-технического

прогресса»52 Успешное решение этой задачи

возможно лишь при условии улучшения всех на­

правлений библиотечной деятельности и, в част­ ности, научно-информационной работы.

На необходимость осуществления комплекс­

ных мероприятий по информационному обеспе­ чению как непосредственно ученых, так и более широкого круга потребителей неоднократно ука­ зывал В. И. Ленин. Еще в дооктябрьский период своей деятельности он предложил организовать

большевистскую группу, способную следить за

интересной литературой о международном социа­ листическом движении 53. В. И. Ленин разрабо­

тал не только теоретическую часть научно-ин­

формационной работы, но и обосновал ее прак­ тическую сторону. Важнейшим здесь является

положение о подчинении всей работы с книгой

целям практической революционной борьбы.

52 «Библиотекарь», 1974, № 7, с. 2—4.

63 См.: В. И. Ле нин . Поли. собр. соч., т. 49. с. 3I0.

3I


В тяжелейшее для Советской республики вре­

мя, в 1918 г., Совет Народных Комиссаров обсу­

дил «Положение о Социалистической академии

общественных наук» и выделил комиссию для

составления ее устава. Директивы для этой ко­

миссии были написаны В. И. Лениным 54. В том

же 1918 г. Коммунистическая академия присту­ пила к образованию библиотеки. Уже первые годы деятельности библиотеки характеризуются поисками лучших форм организации справочно­ информационного аппарата55. В. И. Ленин ука­

зывал на необходимость создания специального

информационного центра по проблемам между­

народного рабочего движения. 13 августа 1921 г. он рекомендовал организовать «бюро для пра­ вильной сводки и выборки данных о междуна­ родном рабочем движении» с тем, чтобы оно «ве­

ло бы для нас систематическую научную работу

с б о р а литературного и специального газетного материала и о б р а б о т к и его по 2-м коренным

и главным вопросам:

А ) м е ж д у н а р о д н ы й и м п е р и а л и з м ; Б) м е ж д у н а р о д н о е р а б о ч е е д в и ­

же н и е » 56.

Всвязи с организацией бюро, получившего в ходе работы название Информационного инсти­ тута по вопросам международного рабочего дви­

жения, или Института исследования форм соци­

54В. И. Л ен и н . Поли. собр. соч., т. 36, с. 373; Ленин­ ский сборник, т. X X I, с. 207.

55Работа отдела библиографии Библиотеки Коммунисти­ ческой академии. — «Информационный бюллетень»,

1928, № 1, с. 31—32.

66 В. И. Л с и и и. Поли. собр. соч., т. 53, с. 117.

32

ального движения, В. И. Ленин в записке Е. С.

Варге и тезисах об организации Информацион­

ного института по вопросам международного ра­

бочего движения 57 не только высказывает сооб­

ражения о формах организации специального

информационного центра, но и освещает ряд об­ щих проблем научной информации. Являясь ини­

циатором многочисленных практических мер Со­

ветской власти, направленных на преимущест­

венное развитие национальных окраин, В. И-

Ленин разработал план государственного и хо­

зяйственного их развития, выравнивания куль­

турного уровня ранее отсталых народов. Уже в

1921 г. на X съезде партии было принято поста­

новление, в котором ставилась задача «помочь

трудовым массам невеликорусских народов до­

гнать ушедшую вперед Центральную Россию» 5S.

С созданием в 1922 г. Института белорусской

культуры ученые-обществоведы Белоруссии по­ лучили возможность проведения плодотворных и целенаправленных исследований. Было преду­ смотрено обеспечить сотрудников вновь создан­ ного научного учреждения необходимой литера­ турой. В частности, оговаривалось, что в инсти­ тут должно поступать каждое выходящее на тер­ ритории Белоруссии издание (книги, брошюры,

журналы, газеты, плакаты). 16 февраля 1925 г. в день открытия библиотеки Инбелкульта в ней

было лишь несколько брошюрок. Однако расши­

рение библиотечного фонда (к концу 1926 г. он

составил 20 тыс. печ. ед.) выдвинуло задачи опо­ вещения заинтересованных ученых о новых по-

57

В. И. Л с н н и. Поли.

собр.

соч., т. 54, с. 443—445.

j8

КПСС в резолюциях и решениях съездов, конферен­

 

ций н пленумов ЦК, т.

2. М.,

I970, с. 252.

V. 3d к. 7.SJ

33