Файл: Рузов, Л. Я. Научная информация и общественные науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
сов. К 1976 г. в вузах республики насчитывалось
93 кафедры общественных наук.
В настоящее время центральные республикан
ские научно-информационные службы не всегда
ставятся в известность о разработке проблем на
этих кафедрах. Поэтому научно-информационное
обеспечение в ряде случаев ведется по основным,
общепринятым направлениям какой-либо проб
лемы без учета специфических потребностей определенных потребителей. Устранение этих не
достатков, налаживание системы избирательного
распространения информации в вузах республики
не только будет способствовать удовлетворению
запросов научных работников, но и позволит со
кратить время аспирантам, затрачиваемое на
сбор теоретических материалов и анализ состоя
ния изучаемого вопроса, поможет студентам вы
брать тему дипломной работы.
Вообще определенное пассивное отношение студентов к научно-исследовательской работе во многом объясняется неумением работать с перво источниками, боязнью утонуть в «море инфор мации» и трудностью выбора темы. Выступая на X X V съезде комсомола Белоруссии, Первый
секретарь ЦК КПБ П. М. Машеров отмечал, что
«следует критически рассмотреть сложившуюся
систему научно-исследовательской работы и участия в ней студентов. Целесообразно уже со
второго-третьего курсов активно вовлекать буду
щих специалистов в научно-исследовательскую
работу кафедр, проблемных лабораторий, науч но-исследовательских и проектных институ
тов» 46.
40П. М. М а ш е р о в . Знание, творческую энергию — ве ликому делу коммунистического созидания.— «Комму
нист Белоруссии», 1973, № 3, с. 9.
26
Особого рассмотрения требует вопрос обес
печения научной информацией работников пар
тийных и государственных органов. В. И. Ленин
завещал нашей партии постоянно заботиться об
идейно-политическом воспитании коммунистов и
всех трудящихся, о формировании их мировоз
зрения. Он писал, что партия «должна ни на
минуту не упускать из виду нашей конечной цели,
всегда пропагандировать, охранять от искажений и развивать дальше пролетарскую идеологию —
учение научного социализма, т. е. марксизм» ” .
Этот ленинский завет воплощен в важнейших
решениях партии и правительства. В постановле
нии ЦК КПСС от 14 августа 1967 г. «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и
повышению их роли в коммунистическом строи тельстве» в качестве важнейшей задачи общест венных наук указывалось на необходимость «вес ти систематическую наступательную борьбу
против антикоммунизма, давать обстоятельную
критику современной буржуазной философии, социологии, историографии, права и экономиче
ских теорий апологетов капитализма;, разобла
чать фальсификаторов идей марксизма-лениниз ма, истории развития общества, коммунистиче ского и рабочего движения; давать решительный отпор проявлениям правого и «левого» ревизио
низма, национальной ограниченности как в тео-
рии, так и в политике» .
В процессе научно-информационного обеспе чения пропагандистских кадров наиболее ярко проявляется необходимость учета и отражения748
47В. И. Л е н и н. Поли. собр. соч., т. 6, с. 269.
48КПСС в резолюциях и решениях съездов, конферен ций и пленумов ЦК, г. 9, с. 351.
27
идеологической сущности явлений, зафиксиро
ванных в документах, определения авторской по
зиции, введения оценочных характеристик до
кументов и т. п.
В условиях обостряющейся борьбы против
империализма и современного оппортунизма к
научно-информационной работе, эффективность которой является одним из условий улучшения идейного воспитания советских людей, предъяв ляются и другие требования. Среди них акту
альность, правдивость, оперативность. «Повыше
ние оперативности информации, укрепление свя
зи пропаганды с жизнью, углубление ее теорети ческого содержания, — указывается в Тезисах ЦК КПСС, посвященных 50-летию Великой Ок тябрьской социалистической революции, — пар тия рассматривает как важнейшее средство уси
ления эффективности идеологической работы» 40.
Специфика информационного обеспечения
работников партийных и советских учреждений
раскрывается и в форме подготовки научно-ин формационных данных. Этой группе потребите лей в большинстве случаев нужны фактографиче ские данные, сообщающие о новых событиях в общественной жизни, о развитии экономики и культуры, об актуальных вопросах международ
ного положения. Наряду с этим им необходимы и научно-информационные обзоры, и библиотеч но-библиографическая информация.
Как видим, зачастую представители всех трех
групп нуждаются в одних и тех же формах науч
но-информационных данных. Поэтому предло-94
49 50 лет Великой Октябрьской социалистической рево люции. Тезисы ЦК КПСС. М., 1967, с. 47.
28
женное деление потребителей научной информа
ции на группы в известной мере надо считать ус
ловным, позволяющим выделять наиболее харак
терные научно-информационные запросы при об
щем подходе к каждому научному исследованию,
предполагающему наличие первичного объема
информации по определенной тематике или по
проблемам, связанным с ней.
Приступая к решению новой задачи, ученый
на основе предшествующей научной деятельно
сти, использования личных архивов, работы с книгами и периодическими изданиями, в процес
се обмена информацией с коллегами располагает
определенным знанием по этой проблеме. Однако
продуктивность и качество его работы в процес
се дальнейшего поиска и накопления материалов
находятся в прямой зависимости от информаци онных служб, выступающих посредниками между данным ученым и массивом документально оформленных научных знаний, накопленных предшествующими поколениями.
Научная информация призвана обеспечить необходимые условия для постоянного развития
процесса сознательного творчества. Социализм
создает исключительно благоприятные возмож ности для развития науки, общественное назна
чение которой заключается в том, чтобы облег чить жизнь и труд людей, способствовать со
вершенствованию общественных отношений.
«Раньше, — писал В. И. Ленин, — весь челове ческий ум, весь его гений творил только для того,
чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого — просве
щения и развития. Теперь же все чудеса техни ки, все завоевания культуры станут общенарод ным достоянием, и отныне никогда человеческий
29
ум и гений не будут обращены в средства наси-
лия, в средства эксплуатации» Г.А .
Одно из главных преимуществ социалистиче
ской общественной системы состоит в том. что в
условиях социализма созданы объективные пред
посылки для использования данных науки в уп равлении развитием социальных процессов.
«Объективные, чуждые силы, господствовавшие
до сих пор над историей,—предсказывал Ф . Эн
гельс,— поступают под контроль |
самих людей. |
И только с этого момента люди |
начнут вполне |
сознательно сами творить свою историю, только
тогда приводимые ими в движение обществен
ные причины будут иметь в преобладающей и все
возрастающей мере и те следствия, которых они
желают» 051.
Научная информация, как и все обществен ные науки, призвана отражать и разрабатывать коренные вопросы марксистско-ленинской идео логии, истории и практики строительства социа лизма и коммунизма, вопросы обличения идеоло гии империализма. Правильно организованная научная информация является надежным под
спорьем в решении возрастающих задач по идей
но-политическому воспитанию советских людей, способствует углублению анализа исторического опыта Коммунистической партии как организую щей и направляющей силы нашего общества,
помогает полнее обобщать практику коммунисти
ческого строительства.
50 |
В. |
И. Л с н и н. Поли. собр. соч., т. 35, с. 289. |
51 |
К. |
М а р к с и Ф . Э н г е л ь с. Соч., т. 20, с. 295. |
30
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ИНФОРМ АЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬН О СТИ БИБЛИОТЕК
В постановлении ЦК КПСС «О повышении
роли библиотек в коммунистическом воспитании
трудящихся в научно-техническом прогрессе»
подчеркивается, что главная задача библиотек
«состоит в активной пропаганде политики Ком мунистической партии и Советского государства, в более полном использовании огромных книж
ных богатств для образования и воспитания но
вого человека, ускорения научно-технического
прогресса»52 Успешное решение этой задачи
возможно лишь при условии улучшения всех на
правлений библиотечной деятельности и, в част ности, научно-информационной работы.
На необходимость осуществления комплекс
ных мероприятий по информационному обеспе чению как непосредственно ученых, так и более широкого круга потребителей неоднократно ука зывал В. И. Ленин. Еще в дооктябрьский период своей деятельности он предложил организовать
большевистскую группу, способную следить за
интересной литературой о международном социа листическом движении 53. В. И. Ленин разрабо
тал не только теоретическую часть научно-ин
формационной работы, но и обосновал ее прак тическую сторону. Важнейшим здесь является
положение о подчинении всей работы с книгой
целям практической революционной борьбы.
52 «Библиотекарь», 1974, № 7, с. 2—4.
63 См.: В. И. Ле нин . Поли. собр. соч., т. 49. с. 3I0.
3I
В тяжелейшее для Советской республики вре
мя, в 1918 г., Совет Народных Комиссаров обсу
дил «Положение о Социалистической академии
общественных наук» и выделил комиссию для
составления ее устава. Директивы для этой ко
миссии были написаны В. И. Лениным 54. В том
же 1918 г. Коммунистическая академия присту пила к образованию библиотеки. Уже первые годы деятельности библиотеки характеризуются поисками лучших форм организации справочно информационного аппарата55. В. И. Ленин ука
зывал на необходимость создания специального
информационного центра по проблемам между
народного рабочего движения. 13 августа 1921 г. он рекомендовал организовать «бюро для пра вильной сводки и выборки данных о междуна родном рабочем движении» с тем, чтобы оно «ве
ло бы для нас систематическую научную работу
с б о р а литературного и специального газетного материала и о б р а б о т к и его по 2-м коренным
и главным вопросам:
А ) м е ж д у н а р о д н ы й и м п е р и а л и з м ; Б) м е ж д у н а р о д н о е р а б о ч е е д в и
же н и е » 56.
Всвязи с организацией бюро, получившего в ходе работы название Информационного инсти тута по вопросам международного рабочего дви
жения, или Института исследования форм соци
54В. И. Л ен и н . Поли. собр. соч., т. 36, с. 373; Ленин ский сборник, т. X X I, с. 207.
55Работа отдела библиографии Библиотеки Коммунисти ческой академии. — «Информационный бюллетень»,
1928, № 1, с. 31—32.
66 В. И. Л с и и и. Поли. собр. соч., т. 53, с. 117.
32
ального движения, В. И. Ленин в записке Е. С.
Варге и тезисах об организации Информацион
ного института по вопросам международного ра
бочего движения 57 не только высказывает сооб
ражения о формах организации специального
информационного центра, но и освещает ряд об щих проблем научной информации. Являясь ини
циатором многочисленных практических мер Со
ветской власти, направленных на преимущест
венное развитие национальных окраин, В. И-
Ленин разработал план государственного и хо
зяйственного их развития, выравнивания куль
турного уровня ранее отсталых народов. Уже в
1921 г. на X съезде партии было принято поста
новление, в котором ставилась задача «помочь
трудовым массам невеликорусских народов до
гнать ушедшую вперед Центральную Россию» 5S.
С созданием в 1922 г. Института белорусской
культуры ученые-обществоведы Белоруссии по лучили возможность проведения плодотворных и целенаправленных исследований. Было преду смотрено обеспечить сотрудников вновь создан ного научного учреждения необходимой литера турой. В частности, оговаривалось, что в инсти тут должно поступать каждое выходящее на тер ритории Белоруссии издание (книги, брошюры,
журналы, газеты, плакаты). 16 февраля 1925 г. в день открытия библиотеки Инбелкульта в ней
было лишь несколько брошюрок. Однако расши
рение библиотечного фонда (к концу 1926 г. он
составил 20 тыс. печ. ед.) выдвинуло задачи опо вещения заинтересованных ученых о новых по-
57 |
В. И. Л с н н и. Поли. |
собр. |
соч., т. 54, с. 443—445. |
j8 |
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конферен |
||
|
ций н пленумов ЦК, т. |
2. М., |
I970, с. 252. |
V. 3d к. 7.SJ |
33 |