Файл: Рузов, Л. Я. Научная информация и общественные науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

какой-либо одной отрасли науки; почти полови­

на — по двум-трем отраслям и 12—20% — по четырем и более 35.

Таким образом, количественное увеличение

потока информации представляет собой лишь

внешнее проявление процессов, характерных для

нынешнего развития научно-исследовательской

деятельности. Взаимопроникновение научных

дисциплин и появление стыковых научных на­

правлений приводят к несоответствию интересов

специалистов с тематикой первичных изданий.

Наблюдается парадоксальное явление: наряду с

резким увеличением потока различного рода зна­ ний снижается осведомленность заинтересован­

ных ученых о достижениях науки. Количество

информационных материалов увеличивается, а их

относительная ценность уменьшается. Это отно­ сится прежде всего к материалам, публикуемым в периодической печати, поскольку их появление зависит в основном от договоренности между авторами и издателями. К тому же многие науч­ ные журналы не имеют четкой специализации,

что приводит к дублированию публикаций и к

тому, что многие статьи остаются вообще непро­

читанными.

Например, в периодических научно-техниче­ ских изданиях количество не прочитанного чита­

телями текста доходит до 85%, что эквивалентно

миллионам журнальных страниц 36. Из этого яс­

но, что,

кроме общей проблемы обработки ин­

35 С. И. К у з н е ц о в а ,

И. А. X о д о ш. Проблемы улуч­

шения

информации

в области общественных наук.—

«Вопросы истории»,

1968, № 10, с. 110.

36Ю. Н. С о р о к и н . О возможной перспективе первич­ ных и вторичных публикаций.— «Научно-техническая информация», серия 1, 1969, № 1, с. 4.

18

формации, стоящей перед специалистами и ин­

формационными службами в различных областях

человеческой деятельности, все большую остроту

приобретает проблема создания фильтров, кото­

рые могли бы улавливать действительно необхо­

димые в каждом конкретном случае идеи и фак­ ты 37. А. Н. Косыгин, выступая на Всесоюзном совещании научных работников, подчеркнул: «Важным условием высокой продуктивности тру­

да ученых является современная и полная ин­

формация о состоянии исследований в определен­

ных областях науки. Ученые должны быть хоро­

шо информированы о том, что в данной области уже сделано у нас и за рубежом, чтобы не тру­

диться над выполнением уже решенных задач» 38. Следует учитывать и тот факт, что любое на­ учное исследование проходит определенные эта­ пы и что на каждом из них требуется необходи­ мая в данный момент информация. При знаком­ стве с темой исследования нужна информация,

способная ввести читателя в курс дела, дать об­

щее представление о данной отрасли знания, а также смежных областей. На этом этапе научно­

го творчества наиболее целесообразно ознаком­

ление с обзорной информацией, которая к тому же помогает избежать дублирования научных ис­

следований. В области естествознания и техники

преобладание формальных связей обусловило

разработку информационных систем, в которых

обзорная информация со все возрастающей пол­

37 Актуальные проблемы информационно-библиографиче­ ской деятельности и строительства библиотек. М., 1972, с. 4.

38А. Н. К о с ы г и и. За тесную связь с жизнью.— В кн.: Всесоюзное совещание научных работников в Кремле

12— 14 нюня 1961 г. М„ 1961, с. 47.

19



нотой позволяет судить о степени разработки той

или иной темы. Однако не только относительная

легкость технической стороны вопроса, но в пер­

вую очередь общегосударственные задачи спо­

собствуют сегодня эффективному совершенство­

ванию научно-технической информации :(НТИ ),

которая в значительной степени обусловливает

научно-технический прогресс.

У обществоведов дело обстоит несколько ина­

че. Разноплановость и многомерность, характе­

ризующие исследования в области общественных

наук, крайне усложняют вопрос о создании фор­

мализованных языков, дескрипторных и инфор­ мационно-поисковых систем зэ. К тому же из-за

того, что в общественных науках факты дублиро­ вания бывают зачастую скрытыми и трактуются как «дополнение», «усиление», «развитие» и т. п., вопрос о тематических, фактологических и тем бо­

лее смысловых повторах в гуманитарных иссле­

дованиях долгое время не возникал.

Нарастание потока публикаций в области об­ щественных наук и появление работ в основном компилятивного характера объективно постави­ ли вопрос о повышении уровня научно-информа­ ционной деятельности в процессе осуществления исследований гуманитарного профиля.

В связи с тем что закономерности научного

творчества характерны для всех видов исследо­

ваний, анализ соотношения известного и неиз­

вестного знания является первым этапом привле­

чения научно-информационных данных по опре­

деленной проблеме и ученым-обществоведом.93

39 См.: Н. С. Д о б р о н р а в о в , Д. Г. Л а х у т и, Э. Л. П р и з м е н т. Перспективы развития предметного ка­ талога и предметного указателя в свете теории инфор­ мационно-поисковых систем. М., 1973.

20

Обзорная информация призвана давать потре­

бителю не частные решения научных задач, а

«вводить в проблему», давать сопоставительную

оценку уже накопленной суммы знаний. Она

должна ориентировать исследователя на важ­

ность изучаемого вопроса, сопоставлять выдви­

гаемую проблему с параллельно разрабатывае­

мыми в смежных научных областях.

На современном этапе развития научно-ин­ формационной деятельности в области общест­

венных наук существующая обзорная информа­

ция очень ограниченно решает задачу преобра­

зования информации из скрытой формы в явную.

В большинстве случаев обзоры представляют со­ бой полезный дополнительный материал, харак­

теризующий скорее количественный уровень ин­ формации по проблеме. Даже научно-рефератив­ ные издания, в последнее время уже утвердив­ шие себя в научно-информационных системах в

области общественных наук, характеризуются

сжатым описанием уже имеющегося научного знания. Если же анализ общего состояния иссле­

дования по требуемому вопросу ни в одном мате­

риале в явном виде не содержится, то и в рефе­ рате его нет. Этот факт был отмечен на совмест­ ной научной конференции Отдела научной ин­ формации по общественным наукам (ОНИОН) АН БССР и Института истории АН БССР, в

ходе которой обсуждалось качество издаваемых

Институтом научной информации по обществен­

ным наукам (ИНИОН) А Н СССР рефератив­

ных журналов «Общественные науки в СССР»,

«Общественные науки за рубежом» (серия «Ис­ тория») 40.

'10 В. Ч е р н и к о в а . Совещаются историки.— «Вечерний Минск», 1975, 19 ноября.

21


Следующим этапом процесса научно-инфор­

мационной деятельности можно считать накоп­

ление информации по теме исследования. В на­

чале этого этапа специалист уже застает опреде­

ленное количество научного знания по проблеме,

являющегося результатом деятельности пред­

шествующих поколений. Время обработки в дан­ ном случае информационных данных и полнота

их выявления из общего потока научного знания

в первую очередь определяются уровнем разви­ тия научно-информационных систем. На этом

этапе научного творчества задача специалистов

научно-информационных служб в области обще­

ственных наук состоит в том, чтобы «установить

такой фундамент из точных и бесспорных фак­

тов, на который можно было бы опираться, с которым можно было бы сопоставлять любое из тех «общих» или «примерных» рассуждений, ко­ торыми так безмерно злоупотребляют в некото­ рых странах в наши дни. Чтобы это был действи­

тельно фундамент, необходимо брать не отдель­

ные факты, а всю совокупность относящихся к

рассматриваемому вопросу фактов, без единою

исключения...» 41 В настоящее время наряду с тем, что в науч­

ном исследовании специалисту нужна узкоцеле­

вая научная информация, ощущается возрастаю­ щая потребность в информации из более широкой

сферы, чем тема научного исследования. Эта по­

требность несколько специфична и диктуется не

только выполняемым научным исследованием,

но еще и запросами эпохи. Огромное количество

новой информации приводит к быстрому старе­ нию ранее накопленных знаний. Подсчитано, что

■" В. И. Ле н и н . Поли. собр. соч., т, 30, с. 350—351.

22

даже без учета свойств памяти забывать ранее

известное специалисту требуется ежегодно заме­

нять 10—20% известных ему сведений по спе­ циальности только из-за того, что они устаре­

ли 7‘2.

Возрастает потребность в информации из об­

ласти смежных наук. Впервые идея полезности

для ученых знаний из других наук была выдви­

нута чешским педагогом Яном Коменским. В 1640 г. он предложил создать специальное за­

ведение «Пансификон», где периодически соби­

рались бы ученые различных наук всего мира и обменивались опытом, дискутировали, способст­ вуя тому, чтобы достижения наук становились

широко известны каждому из них432 . Правиль­ ность этой идеи и необходимость ее практическо­ го осуществления особенно очевидны в современ­ ных условиях, когда расширяющийся процесс интеграции наук порождает все возрастающее

число новых точек зрения на установившиеся

воззрения. В современных условиях без прове­ дения конференций, совещаний, симпозиумов

немыслимо успешное развитие любой науки.

На формирование информационных потреб­ ностей, на их качественные и количественные параметры, формы и методы получения и пред­ ставления научной информации оказывает влия­ ние и ряд факторов, отражающих специфику про­

водимого исследования. Влияет на информацион­

ные потребности тип проводимого исследования:

разработка, исследование, поиск. Информацион­

ные потребности и особенности их удовлетворс-

42

См.:

Г. М. Д о б р о в . Наука

о науке. Введение в об­

7,3

щее науковедение, с. 18.

непосвящение.— «Курьер

Р.

К а д д е р. Наука и

 

ЮНЕСКО», 1965, февраль,

 

23


ния во многом зависят от изменчивости исходно­

го информационного массива. Естественно, что в устоявшихся научных направлениях значительно выше возможность ретроспективного поиска, ис­

пользования обзоров и т. д. Однако в бурно раз­

вивающихся отраслях науки, например в различ­ ных областях экономики, при разработке социо­

логических исследований, в идеологической

борьбе с фальсификаторами истории и практики социалистического и коммунистического строи­

тельства, наблюдается быстрое старение инфор­

мации.

Информационные потребности и способы их

удовлетворения в значительной степени опреде­

ляются уровнем подготовки специалиста, а так­ же условиями для научного творчества. Задача работников научно-информационных служб со­ стоит не только в том, чтобы дать углубленную аналитическую разработку первичных изданий, но и в дифференцированном обеспечении инфор­ мацией исходя из потребностей и квалификации потребителя. Это необходимо еще и потому, что

происходящая в настоящее время дифференциа­

ция наук и наряду с этим многоаспектность рас­ сматриваемых проблем во многих случаях при­ водят к информационному голоду. Поэтому воз­ никла необходимость создания информационных систем, т. е. организации прохождения информа­

ции от входа к выходу, в соответствии с потреб­ ностями потребителей 44.

В Белоруссии, как и в целом по стране, в настоящее время можно выделить три основные группы потребителей научной информации в об­

44 Информация п научных исследованиях, с. 202; Р. С в а н с о н. Информационные системы.— В сб.: Ин­ формационный поиск. М., 1970, с. 9.

24

ласти общественных наук: работники научно-ис­

следовательских институтов общественного про­

филя системы Академии наук; представители

высших учебных заведений республики; работни­

ки партийных и государственных учреждений.

В специфике удовлетворения научно-информаци­ онных потребностей этих трех групп есть много общего, однако есть и свои отличия. В системе Академии наук БССР научно-исследовательская работа в области общественных наук ведется в

семи научных учреждениях Отделения общест­

венных наук. В 1975 г., например, в Отделении

проводились исследования по 23 проблемам,

включающим 79 тем. В том же году в Отделении

общественных наук АН БССР работало 688 че­ ловек. Из 516 научных сотрудников Отделения 37 имеют степень доктора, 208 — кандидата наук, 271 научный сотрудник без ученой степе­ ни. Если научных сотрудников без ученой степе­ ни интересует в первую очередь ретроспективная информация, способная ввести в проблему, то научные сотрудники высшей квалификации ощу­

щают потребность в «деталях».

Эта: же закономерность проявляется и при удовлетворении научно-информационных по­ требностей представителей высших учебных за­ ведений, занимающихся научной деятельностью. Наряду со студентами-старшекурсниками, асси­

стентами в вузах работает свыше 50% докторов

икандидатов наук страны 45. Специфика инфор­

мационного обслуживания в вузах проявляется

ив необходимости более дифференцированного

подхода к удовлетворению тематических запро­

45Ю. П. Л е в и н . Об информационном обеспечении на­ учных работников вуза.— «Научно-техническая инфор­

мация», серия 1, 1972, № 3, с. 19—20.

25