Файл: Рузов, Л. Я. Научная информация и общественные науки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
какой-либо одной отрасли науки; почти полови
на — по двум-трем отраслям и 12—20% — по четырем и более 35.
Таким образом, количественное увеличение
потока информации представляет собой лишь
внешнее проявление процессов, характерных для
нынешнего развития научно-исследовательской
деятельности. Взаимопроникновение научных
дисциплин и появление стыковых научных на
правлений приводят к несоответствию интересов
специалистов с тематикой первичных изданий.
Наблюдается парадоксальное явление: наряду с
резким увеличением потока различного рода зна ний снижается осведомленность заинтересован
ных ученых о достижениях науки. Количество
информационных материалов увеличивается, а их
относительная ценность уменьшается. Это отно сится прежде всего к материалам, публикуемым в периодической печати, поскольку их появление зависит в основном от договоренности между авторами и издателями. К тому же многие науч ные журналы не имеют четкой специализации,
что приводит к дублированию публикаций и к
тому, что многие статьи остаются вообще непро
читанными.
Например, в периодических научно-техниче ских изданиях количество не прочитанного чита
телями текста доходит до 85%, что эквивалентно
миллионам журнальных страниц 36. Из этого яс
но, что, |
кроме общей проблемы обработки ин |
|
35 С. И. К у з н е ц о в а , |
И. А. X о д о ш. Проблемы улуч |
|
шения |
информации |
в области общественных наук.— |
«Вопросы истории», |
1968, № 10, с. 110. |
36Ю. Н. С о р о к и н . О возможной перспективе первич ных и вторичных публикаций.— «Научно-техническая информация», серия 1, 1969, № 1, с. 4.
18
формации, стоящей перед специалистами и ин
формационными службами в различных областях
человеческой деятельности, все большую остроту
приобретает проблема создания фильтров, кото
рые могли бы улавливать действительно необхо
димые в каждом конкретном случае идеи и фак ты 37. А. Н. Косыгин, выступая на Всесоюзном совещании научных работников, подчеркнул: «Важным условием высокой продуктивности тру
да ученых является современная и полная ин
формация о состоянии исследований в определен
ных областях науки. Ученые должны быть хоро
шо информированы о том, что в данной области уже сделано у нас и за рубежом, чтобы не тру
диться над выполнением уже решенных задач» 38. Следует учитывать и тот факт, что любое на учное исследование проходит определенные эта пы и что на каждом из них требуется необходи мая в данный момент информация. При знаком стве с темой исследования нужна информация,
способная ввести читателя в курс дела, дать об
щее представление о данной отрасли знания, а также смежных областей. На этом этапе научно
го творчества наиболее целесообразно ознаком
ление с обзорной информацией, которая к тому же помогает избежать дублирования научных ис
следований. В области естествознания и техники
преобладание формальных связей обусловило
разработку информационных систем, в которых
обзорная информация со все возрастающей пол
37 Актуальные проблемы информационно-библиографиче ской деятельности и строительства библиотек. М., 1972, с. 4.
38А. Н. К о с ы г и и. За тесную связь с жизнью.— В кн.: Всесоюзное совещание научных работников в Кремле
12— 14 нюня 1961 г. М„ 1961, с. 47.
19
нотой позволяет судить о степени разработки той
или иной темы. Однако не только относительная
легкость технической стороны вопроса, но в пер
вую очередь общегосударственные задачи спо
собствуют сегодня эффективному совершенство
ванию научно-технической информации :(НТИ ),
которая в значительной степени обусловливает
научно-технический прогресс.
У обществоведов дело обстоит несколько ина
че. Разноплановость и многомерность, характе
ризующие исследования в области общественных
наук, крайне усложняют вопрос о создании фор
мализованных языков, дескрипторных и инфор мационно-поисковых систем зэ. К тому же из-за
того, что в общественных науках факты дублиро вания бывают зачастую скрытыми и трактуются как «дополнение», «усиление», «развитие» и т. п., вопрос о тематических, фактологических и тем бо
лее смысловых повторах в гуманитарных иссле
дованиях долгое время не возникал.
Нарастание потока публикаций в области об щественных наук и появление работ в основном компилятивного характера объективно постави ли вопрос о повышении уровня научно-информа ционной деятельности в процессе осуществления исследований гуманитарного профиля.
В связи с тем что закономерности научного
творчества характерны для всех видов исследо
ваний, анализ соотношения известного и неиз
вестного знания является первым этапом привле
чения научно-информационных данных по опре
деленной проблеме и ученым-обществоведом.93
39 См.: Н. С. Д о б р о н р а в о в , Д. Г. Л а х у т и, Э. Л. П р и з м е н т. Перспективы развития предметного ка талога и предметного указателя в свете теории инфор мационно-поисковых систем. М., 1973.
20
Обзорная информация призвана давать потре
бителю не частные решения научных задач, а
«вводить в проблему», давать сопоставительную
оценку уже накопленной суммы знаний. Она
должна ориентировать исследователя на важ
ность изучаемого вопроса, сопоставлять выдви
гаемую проблему с параллельно разрабатывае
мыми в смежных научных областях.
На современном этапе развития научно-ин формационной деятельности в области общест
венных наук существующая обзорная информа
ция очень ограниченно решает задачу преобра
зования информации из скрытой формы в явную.
В большинстве случаев обзоры представляют со бой полезный дополнительный материал, харак
теризующий скорее количественный уровень ин формации по проблеме. Даже научно-рефератив ные издания, в последнее время уже утвердив шие себя в научно-информационных системах в
области общественных наук, характеризуются
сжатым описанием уже имеющегося научного знания. Если же анализ общего состояния иссле
дования по требуемому вопросу ни в одном мате
риале в явном виде не содержится, то и в рефе рате его нет. Этот факт был отмечен на совмест ной научной конференции Отдела научной ин формации по общественным наукам (ОНИОН) АН БССР и Института истории АН БССР, в
ходе которой обсуждалось качество издаваемых
Институтом научной информации по обществен
ным наукам (ИНИОН) А Н СССР рефератив
ных журналов «Общественные науки в СССР»,
«Общественные науки за рубежом» (серия «Ис тория») 40.
'10 В. Ч е р н и к о в а . Совещаются историки.— «Вечерний Минск», 1975, 19 ноября.
21
Следующим этапом процесса научно-инфор
мационной деятельности можно считать накоп
ление информации по теме исследования. В на
чале этого этапа специалист уже застает опреде
ленное количество научного знания по проблеме,
являющегося результатом деятельности пред
шествующих поколений. Время обработки в дан ном случае информационных данных и полнота
их выявления из общего потока научного знания
в первую очередь определяются уровнем разви тия научно-информационных систем. На этом
этапе научного творчества задача специалистов
научно-информационных служб в области обще
ственных наук состоит в том, чтобы «установить
такой фундамент из точных и бесспорных фак
тов, на который можно было бы опираться, с которым можно было бы сопоставлять любое из тех «общих» или «примерных» рассуждений, ко торыми так безмерно злоупотребляют в некото рых странах в наши дни. Чтобы это был действи
тельно фундамент, необходимо брать не отдель
ные факты, а всю совокупность относящихся к
рассматриваемому вопросу фактов, без единою
исключения...» 41 В настоящее время наряду с тем, что в науч
ном исследовании специалисту нужна узкоцеле
вая научная информация, ощущается возрастаю щая потребность в информации из более широкой
сферы, чем тема научного исследования. Эта по
требность несколько специфична и диктуется не
только выполняемым научным исследованием,
но еще и запросами эпохи. Огромное количество
новой информации приводит к быстрому старе нию ранее накопленных знаний. Подсчитано, что
■" В. И. Ле н и н . Поли. собр. соч., т, 30, с. 350—351.
22
даже без учета свойств памяти забывать ранее
известное специалисту требуется ежегодно заме
нять 10—20% известных ему сведений по спе циальности только из-за того, что они устаре
ли 7‘2.
Возрастает потребность в информации из об
ласти смежных наук. Впервые идея полезности
для ученых знаний из других наук была выдви
нута чешским педагогом Яном Коменским. В 1640 г. он предложил создать специальное за
ведение «Пансификон», где периодически соби
рались бы ученые различных наук всего мира и обменивались опытом, дискутировали, способст вуя тому, чтобы достижения наук становились
широко известны каждому из них432 . Правиль ность этой идеи и необходимость ее практическо го осуществления особенно очевидны в современ ных условиях, когда расширяющийся процесс интеграции наук порождает все возрастающее
число новых точек зрения на установившиеся
воззрения. В современных условиях без прове дения конференций, совещаний, симпозиумов
немыслимо успешное развитие любой науки.
На формирование информационных потреб ностей, на их качественные и количественные параметры, формы и методы получения и пред ставления научной информации оказывает влия ние и ряд факторов, отражающих специфику про
водимого исследования. Влияет на информацион
ные потребности тип проводимого исследования:
разработка, исследование, поиск. Информацион
ные потребности и особенности их удовлетворс-
42 |
См.: |
Г. М. Д о б р о в . Наука |
о науке. Введение в об |
7,3 |
щее науковедение, с. 18. |
непосвящение.— «Курьер |
|
Р. |
К а д д е р. Наука и |
||
|
ЮНЕСКО», 1965, февраль, |
|
23
ния во многом зависят от изменчивости исходно
го информационного массива. Естественно, что в устоявшихся научных направлениях значительно выше возможность ретроспективного поиска, ис
пользования обзоров и т. д. Однако в бурно раз
вивающихся отраслях науки, например в различ ных областях экономики, при разработке социо
логических исследований, в идеологической
борьбе с фальсификаторами истории и практики социалистического и коммунистического строи
тельства, наблюдается быстрое старение инфор
мации.
Информационные потребности и способы их
удовлетворения в значительной степени опреде
ляются уровнем подготовки специалиста, а так же условиями для научного творчества. Задача работников научно-информационных служб со стоит не только в том, чтобы дать углубленную аналитическую разработку первичных изданий, но и в дифференцированном обеспечении инфор мацией исходя из потребностей и квалификации потребителя. Это необходимо еще и потому, что
происходящая в настоящее время дифференциа
ция наук и наряду с этим многоаспектность рас сматриваемых проблем во многих случаях при водят к информационному голоду. Поэтому воз никла необходимость создания информационных систем, т. е. организации прохождения информа
ции от входа к выходу, в соответствии с потреб ностями потребителей 44.
В Белоруссии, как и в целом по стране, в настоящее время можно выделить три основные группы потребителей научной информации в об
44 Информация п научных исследованиях, с. 202; Р. С в а н с о н. Информационные системы.— В сб.: Ин формационный поиск. М., 1970, с. 9.
24
ласти общественных наук: работники научно-ис
следовательских институтов общественного про
филя системы Академии наук; представители
высших учебных заведений республики; работни
ки партийных и государственных учреждений.
В специфике удовлетворения научно-информаци онных потребностей этих трех групп есть много общего, однако есть и свои отличия. В системе Академии наук БССР научно-исследовательская работа в области общественных наук ведется в
семи научных учреждениях Отделения общест
венных наук. В 1975 г., например, в Отделении
проводились исследования по 23 проблемам,
включающим 79 тем. В том же году в Отделении
общественных наук АН БССР работало 688 че ловек. Из 516 научных сотрудников Отделения 37 имеют степень доктора, 208 — кандидата наук, 271 научный сотрудник без ученой степе ни. Если научных сотрудников без ученой степе ни интересует в первую очередь ретроспективная информация, способная ввести в проблему, то научные сотрудники высшей квалификации ощу
щают потребность в «деталях».
Эта: же закономерность проявляется и при удовлетворении научно-информационных по требностей представителей высших учебных за ведений, занимающихся научной деятельностью. Наряду со студентами-старшекурсниками, асси
стентами в вузах работает свыше 50% докторов
икандидатов наук страны 45. Специфика инфор
мационного обслуживания в вузах проявляется
ив необходимости более дифференцированного
подхода к удовлетворению тематических запро
45Ю. П. Л е в и н . Об информационном обеспечении на учных работников вуза.— «Научно-техническая инфор
мация», серия 1, 1972, № 3, с. 19—20.
25