Файл: Рузов, Л. Я. Научная информация и общественные науки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ется продолжением библиографического посо­

бия, изданного в 1963 г. и отражающего библио­

графию литературы за 1922— 1961 гг. Проводит­

ся подготовка к изданию ретроспективных ука­

зателей по отдельным областям общественных

наук. Так, в 1967 г. вышел в свет ретроспектив­

ный указатель «Беларускае мовазнауства», охва­

тывающий период 1825— 1965 гг. В 1973 г. под

таким же названием был издан библиографиче­ ский ретроспективный указатель литературы по вопросам белорусского языкознания, опублико­ ванной в 1966— 1970 гг. на русском, белорусском

иукраинском языках.

Всвязи с тем что вопросы общественного раз­

вития Белоруссии исследуются и за пределами республики, библиотеки БССР составляют биб­ лиографические справки краеведческого характе­

ра для братских союзных республик. В 1971—

1972 гг. Государственная библиотека БССР име­

ни В. И. Ленина для Союза писателей Украины

подготовила справки «Белорусские писатели —

переводчики украинской литературы» (100 на­

званий),

для

Львовской

областной библиоте­

ки — «Исторический жанр

в

белорусской

лите­

ратуре»

(75

названий),

для Государствен­

ной

публичной библиотеки

РСФСР

имени

М.

Е.

Салтыкова-Щедрина — «Зарубежная

историография печати БССР» (85 названий) бэ.

Значительно тормозит обеспечение различ­ ных категорий читателей первоисточниками ус­

ложненная система комплектования фондов биб­

лиотеки.

Она не способствует полноте комплек­

тования,

особенно в

отношении

малотиражной

09 А. П. Д е м ч е н к о в а .

Взаимосвязи

библиотек Бело­

руссии с библиотеками других союзных

республик.—

«Советское библиотековедение», 1974,

3, с. 25.

42


научной литературы. Это, а также недостаточное

количество множительной техники в библиотеке

влияют на сроки выполнения заказов по межбиб­

лиотечному абонементу и на удовлетворение за­

просов читателей на копирование печатной про­

дукции 70.

Основная задача информационно-библиогра­ фической работы библиотеки — регулярное опо­

вещение читателей о поступающей новой лите­

ратуре. Многообразие возможностей и задач биб­

лиографической информации способствовало

формированию разнообразных ее форм и прие­

мов (от использования каталожных систем до ин­ формационно-библиографических изданий). Тра­ диционными библиотечно-библиографическими

информационно-поисковыми системами (ИПС) считаются систематический каталог, построен­ ный на основе иерархической, или линейной, классификации, и предметный каталог, выпол­ ненный на базе предметной классификации.

Первые попытки использования их в практиче­

ской деятельности библиотек относятся к 1876 г. после опубликования работ М. Дьюи «Класси­ фикация и алфавитно-предметный указатель для каталогизации и расстановки книг и брошюр в библиотеке» и Ч. Кеттера «Правила для печат­

ного словарного каталога».

Столетие, прошедшее со времени появления классических работ Ч. Кеттера и М. Дыои, было чрезвычайно плодотворным периодом в развитии

информационных систем. Советские ученые зани­

мающиеся проблемами совершенствования биб­

лиотечно-библиографических систем, решили ряд

теоретических и практических вопросов и нахо-

,0 Отчет о работе Государственной библиотеки БССР имени В. И. Ленина за 1973 г. Минск, 1974, с. 44—45.

дятся на уровне, когда «задачи, которые запад­

ные специалисты только ставят перед предмеги-

заторами, у нас уже в значительной степени реа­

лизованы» 71*.

В 1968 г. Государственная библиотека СССР

имени В. И. Ленина совместно с Институтом

электронных управляющих машин (ИНЭУМ )

начали работу над проблемой механизации и ав­

томатизации важнейших библиотечных процес­

сов. Автоматизированная система хранения, по­

иска и выдачи информации по новым поступле­ ниям в библиотеке имени В. И. Ленина является

составной частью большой государственной про­

блемы, в которой принимают участие крупней­

шие библиотеки и информационные центры

страны. Система способна решать комплекс за­

дач по обеспечению оперативной и многоаспект­ ной информацией о новых поступлениях, осу­ ществляемый с помощью печатных машинных каталогов, каталожных карточек (для всей си­ стемы каталогов библиотеки) и централизован­

ной каталогизации (подготовка на ЭВМ различ­

ного характера справок, списков, библиографи­

ческих изданий). Автоматизированная система

может проводить тематический и конкретный поиск по запросам с учетом возможного избира­ тельного распространения информации, по­

зволяет сокращать число технических опера-

о 79

ции .

Совершенствование поисковых систем ведет­

ся в головном всесоюзном научно-информациоп-

71

С. К. В и л е н с к а я . Предметный поиск:

тенденции

'2

развития и использования. М., 1973, с. 34.

обработки

См.: О. И. Б а б к и н а . Новая

технология

 

литературы на основе ЭВМ.—

В сб.: Научная орга­

 

низация труда в библиотеках.

М., 1972, с. 44—49.

44


ном центре в области общественных наук —

ИНИОНе А Н СССР. На базе традиционных

библиотечных систем разрабатываются эффек­

тивные научно-поисковые языки, основанные на

взаимодействии систематического и предметного

каталогов.

В Белоруссии большинство библиотек об­

щественного профиля создано в конце 40-х —

начале 60-х годов. В настоящее время в респуб­

лике наряду с крупнейшими универсальными и многоотраслевыми библиотеками — Государст-

венной библиотекой БССР имени В. И. Ленина,

Фундаментальной библиотекой имени Якуба

Коласа АН БССР и другими (всего 23) — на­

считывается 33 библиотеки общественно-полити­

ческого, филологического и искусствоведческого

профиля ,3. Столь широкая сеть специальных

библиотек республики свидетельствует о том,

что социалистическое общество открывает без­

граничные возможности в освоении науки на благо развития человека, предоставляет трудя­ щимся все необходимое для удовлетворения ма­ териальных и духовных потребностей, для

формирования коммунистического мировоззре­

ния.

Большинство библиотек в своей работе ис­

пользуют системы алфавитного, систематическо­

го и предметного каталогов. Поисковая система, построенная по систематическому принципу, от­

вечает на запросы только по определенной отрас­

ли науки или по отдельным ее вопросам. Напри­

мер, в разделе «Информация» систематического

каталога можно найти литературу о научной

информации, но бесполезно искать литературу о73

73 Библиотеки союзных республик (без РСФСР). М., 1973, с. 125—130.

45

науке вообще. Предметный каталог в противопо­ ложность систематическому строится по междис­

циплинарному, комплексному принципу. Труд-

ность его создания обусловливается необходи­

мостью «расфасовки» информации в системе.

Поэтому применение предметного каталога в ма­

лых библиотеках нецелесообразно. Но решение

комплекса проблем в рамках библиографическо­

го обслуживания может быть обеспечено только

при сочетании этих двух каталогов.

В процессе совершенствования информацион­

ной системы библиотек разрабатываются новые

формы и методы передачи информации потре­

бителю. Так, в Фундаментальной библиотеке

Академии наук БССР особо ценные и редкие

издания, пользующиеся спросом читателей и

отсутствующие в фондах, микрофильмируются

и фотокопируются. Уже в середине 60-х годов

библиотека располагала значительным фондом микрофильмов и фотокопий.

Развитие информатики немыслимо без ис­ пользования накопленного опыта в сфере науч­ но-информационной деятельности. В связи с воз­

никающими новыми задачами предполагается из­

менение старых структур. Работа, проведенная в

ИНИОНс АН СССР, доказала принципиаль­ ную возможность автоматического индексирова­

ния документов по общественным наукам. При дальнейшей разработке этой системы должное внимание необходимо уделить совершенствова­

нию избирательного поиска информации.

В настоящее время принято различать ин­

формацию массовую, групповую и индивидуаль­ ную. Индивидуальная информация предполагает применение определенного количества научного труда. В сравнении с групповой информацией

46


она представляет собой более сложную ступень

библиографической работы, поскольку в данном

случае возникает необходимость подбора ли­

тературы по частным, узкоспециальным во­

просам.

Одним из главных недостатков индивидуаль­

ного библиографического обслуживания следует считать элемент субъективизма библиотечного работника в подборе литературы. Кроме того, в

связи с дифференциацией и интеграцией науки выходные данные библиографической карточки

не могут достаточно полно раскрыть содержание

документа даже специалисту, не говоря уже о представителях библиотечных служб.

Удовлетворение различного рода разовых запросов, так же как подготовка и выпуск тема­ тических библиографических изданий, по сути

дела является выполнением той же библиографи­

ческой справки. Такие издания, «как правило,

информируют исключительно о получаемых кни­

гах, предоставляя ученым самим следить за кни­ гами, вышедшими, но не получаемыми библиоте­ кой, а также за большим количеством статей ь периодических и продолжающихся изданиях» 74. Не случайно уже в 30-е годы нашего века многие ученые занялись непосредственно информацион­

ной обработкой интересующего их потока дан­

ных. Но так как поток информационных данных

всегда имеет тенденцию к возрастанию, то ка­

чественное выполнение подобной работы грози­

ло ученым полным отрывом от основной деятель-

А. Д. В а с и л е в с к а я . Информационные издания библиотек системы АН союзных республик и их эф­ фективность.— «Тезисы докладов к X II совещанию директоров библиотек Академии наук СССР н Акаде­ мии наук союзных республик». М., 1972, с. 77.

47

ностн. Получалось, что 50% рабочего времени

ученые затрачивали на ознакомление с литера­

турой. Необходимо было создать новые формы

информации — не просто рекомендующие, что

читать, ио и экономящие время на чтение 75.

От успешной работы библиотек по сбору, об­

работке и распространению информации зависит

повышение эффективности труда во всех обла­ стях общественных наук. Однако функции биб­

лиотек в решении задач информационного об­

служивания читателей всех категорий состоят в

предоставлении им информации первой ступени,

т. е. библиографии источников. Что касается соб­

ственно литературы, то ее отбором, необходимой

для целей исследования систематизацией, анали­

зом (на уровне библиотечной информации) за­ нимаются сами потребители. Научный работник испытывает настоятельную потребность в до­

полнительной информации более высокой ступе­

ни, а именно в рефератах, тематических и общего порядка обзорах, в обзорах ретроспективного ха­

рактера, в аналитических обзорах литературы в

смежных областях науки и т. д. Поэтому завер­ шающими звеньями в системе информации ста­ новятся специальные научно-информационные подразделения в области общественных наук, создание которых относится к последнему време­ ни — концу 60-х — началу 70-х годов.

75 См.: Г. М. Д о б р о в . Наука о науке, с. 185; С. И. К у з н е ц о в а , И. А. X о д о ш. Проблемы улучшения информации в области общественных наук.— «Вопросы истории», 1968, № 10, с. 109.

48


СО ВЕРШ ЕН СТВО ВАН И Е ФОРМ

И М ЕТОДОВ Ф А К ТО ГРА Ф И ЧЕСК О ГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Важным шагом в совершенствовании научно­

информационной деятельности в области общест­

венных наук явилось постановление ЦК КПСС

«О мерах по дальнейшему развитию обществен­

ных наук и повышению их роли в коммунистиче­

ском строительстве», которое предусматривало

создание единого всесоюзного органа научной информации по общественным наукам, призван­ ного решать вопросы централизации накопле­ ния, изучения и обобщения отечественных и за­

рубежных информационных источников и доку­

ментальных материалов по общественным нау­

кам 76. В основе создания такой системы научной

информации по

общественным

наукам ле­

жат принципы,

выдвинутые и

обоснованные

В. И. Лениным. Полноценная информация, под­ черкивал он, должна базироваться на исчерпы­

вающем просмотре всех источников, осуществ­

ляемом нс случайно, а систематически, что обес­

печивается лишь централизацией.

В 1921 г. В. И. Ленин, обосновывая идею создания бюро «для правильной сводки и выбор­ ки данных о международном рабочем движе­

нии», писал: «Такое бюро можно поставить и

должно. Пользу оно в состоянии принести боль­

шую. Без него у нас нет ни глаз, ни ушей, ни рук

для участия в международном движении — и мы делаем это случайно, оказываясь (по части ин­

формации) з а в и с и м ы м и от того, кто побли­

76 Вопросы идеологическом работы КПСС. Сборник до­ кументов (1965-1973 гг.). М„ 1973, с. 438.

*1. Зик. 782

49