Файл: Петренко, Е. Я. Некоторые особенности работы автотракторных дизелей в высокогорных условиях.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
этом имеет место горение топлива на линии расширения индикаторной диаграммы, в результате чего увеличива ется теплонапряженность двигателя.
Понижение давления и температуры конца такта сжатия приводит к ухудшению пусковых качеств дизе лей, в результате чего увеличиваются их периоды пуска, что отрицательно сказывается на сроках службы пуско вых устройств (аккумуляторные батареи, пусковые дви гатели).
Анализируя закон изменения давления в конце такта сжатия, можно доказать, что для нормального протека ния процессов смесеобразования и сгорания при работе двигателей внутреннего сгорания в высокогорных усло виях нужно по мере увеличения высоты увеличивать сте пень сжатия обычных двигателей. При этом будут повы шаться давление и температура в цилиндрах в конце такта сжатия, что обеспечит улучшение смесеобразова ния и сгорания. Улучшатся и пусковые качества этих двигателей.
Расчеты свидетельствуют, что для обеспечения номи нальных значений давления и температуры в цилиндрах в конце такта сжатия при увеличении высоты на каждые 1000 м нужно увеличивать степень сжатия двигателя в среднем на 10%.
Для улучшения процессов семесеобразования и сго рания автомобильных карбюраторных двигателей заслуживает внимания создание двигателя с переменной, ав томатически изменяющейся степенью сжатия. В таком двигателе степень сжатия должна изменяться автомати чески в зависимости от разрежения во впускном коллек торе (работа при частичном открытии дроссельной за слонки карбюратора), или от давления окружающего воздуха таким образом, чтобы во всех случаях обеспе чивалось постоянство давления конца такта сжатия.
19
Попытки создания двигателей с переменной, автома тически изменяющейся степенью сжатия известны давно, однако из-за сложности и ненадежности в работе меха низма изменения степени сжатия такие конструкции не получили распространения.
Неавтоматическое изменение степени сжатия двигате лей внутреннего сгорания можно осуществить путем применения специальных «высотных головок» или «вы сотных поршней», чтобы использовать возможность час тичной компенсации вредного влияния высоты на мощ ность и экономичность двигателей.
Однако данный метод улучшения процесса смесеоб разования не может найти широкого применения для дизелей, так как это связано со значительными передел ками дизелей. К тому же, двигатели с одними высотными головками или высотными поршнями не могут исполь зоваться в -диапазоне высот свыше 1000 м. При измене нии высотного диапазона степень сжатия также должна изменяться.
Из таблицы 2 видно, что высотные условия не оказы вают заметного влияния на коэффициент наполнения. Это хорошо согласуется с экспериментальными данными, полученными на кафедре «Тракторы, автомобили и теп лотехника» Киргизского сельскохозяйственного институ та. Экспериментами, проведенными в реальных высоко
горных условиях, |
установлено, |
что при работе дизеля |
Д-50 без наддува |
на высотах |
до 3000 м над уровнем |
моря коэффициент |
наполнения |
этого дизеля изменялся |
в пределах 0,82—0,83. Поэтому при рассмотрении влия ний высокогорных условий на основные показатели дви гателей внутреннего сгорания изменением коэффициента наполнения можно пренебречь.
Для выяснения влияний высокогорных условий на мощностные и экономические показатели, а также на
20
теплонапряженность и сроки службы обычных двигате лей рассмотрим влияние этих условий на параметры ди зелей, существенно изменяющиеся с высотой.
Если в уравнении эффективной мощности параметры, не изменяющиеся с высотой в значительных пределах, обозначить постоянным коэффициентом К, то это урав нение можно представить в следующем виде:
Д! = / ( . / . 'Л -л. с. |
(17) |
Из этого уравнения видно, что эффективная мощность двигателя внутреннего сгорания зависит от удельного веса воздушного заряда у' и фактора совершенства ра
бочего цикла ~ , который представляет собой отношение
индикаторного кпд двигателя к коэффициенту избытка воздуха.
Индикаторным кпд двигателя называется отношение теплоты, которая преобразуется в полезную работу цик ла, ко всей затраченной теплоте. С помощью этого кпд оценивают степень использования теплоты в цилиндре двигателя с учетом всех тепловых потерь, включая и от вод теплоты в систему охлаждения.
У существующих четырехтактных дизелей индика торный кпд находится в пределах г]!= 0,43—-0,50.
Соотношение воздуха и топлива, участвующих в ра бочем процессе двигателей внутреннего сгорания, оце нивается коэффициентом избытка воздуха. Этот коэффи циент характеризует состав рабочей смеси и оказывает заметное влияние на индикаторный кпд двигателя. Ха рактер изменения индикаторного кпд и фактора совер шенства рабочего цикла дизеля в зависимости от коэф фициента избытка воздуха при постоянном скоростном режиме работы дизеля показан на рис. 1.
21
Индикаторный кпд дизеля гц возрастает с увеличени ем коэффициента избытка воздуха и резко падает при а< 1. Начало недогорания топлива наступает при коэф фициенте избытка воздуха а>1 (точка А). Минимальное значение коэффициента избытка воздуха, при котором возможно полное сгорание, больше значения а, при ко
тором фактор совершенства рабочего цикла ~ имеет
максимальное значение. Это происходит потому, что в дизеле топливо распределяется по объему камеры сгора ния неравномерно, поэтому имеются зоны с различной концентрацией топлива в воздухе, т. е. с различными зна чениями а, в том числе а< 1 .
22
Для оценки влияний коэффициента избытка воздуха на индикаторный кпд дизеля в высокогорных условиях профессор В. Ю. Гиттис рекомендует использовать та кую зависимость:
= 0,4 —0,08-а. |
( 18) |
|
Индикаторный кпд двигателя связан с удельным рас |
||
ходом топлива такой зависимостью: |
\ |
|
632,3 |
, |
(19) |
ё'= Ж |
^ кг1лхл |
Так как механический кпд дизеля с высотой изменя ется незначительно и этим изменением можно пренеб речь, то уменьшение гр приводит к увеличению удельного расхода топлива, а следовательно, к ухудшению эконо мичности дизеля. Поэтому при работе дизелей в высоко горных условиях с ростом высоты увеличивается их удельный расход топлива.
Коэффициент избытка воздуха является основным показателем, характеризующим состав рабочей смеси. Он представляет собой отношение действительно посту пившего в цилиндры двигателя количества воздуха к теоретически необходимому для полного сгорания опре деленного количества топлива. Каждый тип двигателей имеет свое оптимальное значение коэффициента избытка воздуха. Для автотракторных дизелей в зависимости от способа смесеобразования, размерности и быстроход ности при работе в обычных условиях оптимальная ве личина этого коэффициента находится в пределах а = 1,40—1,80.
Уравнение коэффицента избытка воздуха двигателей
4 -3 5 9 9 |
2 3 |
внутреннего сгорания можно представить в следующем виде:
где в — весовой расход воздуха в кг/час; От — весовой расход топлива в кг/час;
Ь0 — теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания 1 кг топлива в кг/кг.
Из этого уравнения видно, что коэффицент избытка воздуха зависит от расхода воздуха и топлива. Если изменится один из этих показателей, то это повлечет за собой изменение и.
В процессе эксплуатации может уменьшиться количе ство воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, в ре зультате чего изменится требуемое соотношение топлива и воздуха, участвующих в рабочем процессе, а следова тельно, уменьшится значение коэффицента избытка воз духа. При исправной работе механизмов и систем двига теля это может произойти при изменении давления и температуры окружающего воздуха, в результате чего изменится его удельный вес, что имеет место при работе в высокогорных условиях. При этом соответственно уменьшится удельный вес воздушного заряда, а посколь ку рабочий объем цилиндров не изменяется с высотой, то при постоянном скоростном режиме работы двига теля это приводит к уменьшению весового расхода воз духа.
Таким образом, при работе двигателей внутреннего сгорания в высокогорных условиях, вследствие измене ния параметров окружающего воздуха, с изменением высоты изменяется весовой расход воздуха, что приводит к изменению коэффициента избытка воздуха.
24
Для выяснения влияния высокогорных условий па коэффициент избытка воздуха двигателей внутреннего сгорания составим отношение уравнений коэффициента избытка воздуха в высотных условиях ан к коэффициен ту избытка воздуха на уровне моря а0. Решив это выра жение относительно коэффицента избытка воздуха в вы сотных условиях, принимая при этом, что действитель ный весовой расход воздуха двигателем изменяется прямо пропорционально удельному весу воздушного за ряда, получим уравнение такого вида:
Ото |
(21) |
Отк |
Уо |
Из этого уравнения видно, что коэффициент избытка воздуха в высокогорных условиях зависит от часового расхода топлива GTH и удельного веса воздушного заря да цилиндров двигателя у'н в этих же условиях.
Для выяснения влияния коэффициента избытка воз духа на мощностные и экономические показатели авто тракторных дизелей в высокогорных условиях рассмот рим три возможных случая работы дизеля в этих усло
виях. |
|
дизель |
работает в высотных |
Первый случай, когда |
|||
условиях с |
постоянным |
часовым |
расходом топлива |
(Gт= const). |
В этом случае коэффициент избытка воз |
||
духа изменяется по закону: |
|
|
|
|
а н = а о - Ул7- |
(22) |
Ранее было показано, что при прочих равных усло виях весовой расход воздуха двигателем изменяется прямо пропорционально удельному весу воздушного за ряда. Поэтому уменьшение удельного веса этого заряда приводит к соответственному уменьшению весового рас
4 *' |
25 |
хода воздуха. При постоянном часовом расходе топлива с ростом высоты это приводит к уменьшению коэффи циента избытка воздуха.
При снижении коэффициента избытка воздуха ухуд шаются процессы смесеобразования и горения, и за счет неполного сгорания топлива понижается эффективная мощность двигателя.
Поскольку индикаторный кпд двигателя зависит от коэффициента избытка воздуха, то с уменьшением а снижается индикаторный кпд, в результате чего ухуд шается экономичность двигателя, так как при прочих равных условиях удельный расход топлива зависит от
•1,(19)-
В качестве примера в таблице 3 представлены зна чения показателей работы дизеля СМД-14 с неизмен ными (заводскими) регулировками топливной аппара туры, полученные автором при стендовых испытаниях этого дизеля в реальных высотных условиях.
Из этой таблицы видно, что при увеличении высоты на каждые 500 д эффективная мощность дизеля с по стоянной цикловой подачей топлива снижалась в среднсхМ на 3,8%, а удельный расход топлива увеличивался на 4,7%. '
По мере увеличения высоты снижался коэффициент избытка воздуха. На высоте 2000 м он составил 83,1% номинального значения, т. е. уменьшение этого показа теля работы дизеля составило 16,9%. Возрастала при этом и температура выхлопных газов, и на отметке 3000 м она достигла 642°С, что соответствует повышению примерно на 26% по сравнению с работой на нулевой высоте.
На высотах свыше 1000 м работа дизеля сопровожда лась дымным выхлопом, причем степень дымления уве личивалась с высотой.
26
Таблица 3
Результаты испытаний дизеля СМД-14 с заводскими регулировками топливной аппаратуры в высокогорных условиях
над мо |
|
Высота уровнем |
ря, м |
О1 1000 3000 ■ 2000
Эффективная мощность.
Л.С. %
75,8 100,0
73,7 97,2
67,3 88,8
60,3 79,5
Удельный
расход топлива,
г
л.с.ч %
Коэффициент |
Температу |
избытка |
ра выхл. |
воздуха, |
газов, |
а % °с %
198 |
100,0 |
1,60 |
¡00,0 |
510 |
100,0 |
201 |
101,5 |
1,41 |
88,1 |
568 |
111,4 |
216 |
109,1 |
1,33 |
83,1 |
622 |
120,4 |
254 |
128,3 |
1,11 |
69,4 |
642 |
125,9 |
Аналогичные результаты получены кафедрой «Трак торы, автомобили и теплотехника» Киргизского СХИ при стендовых испытаниях дизелей Д-50 и Д-37М в реальных высотных условиях.
Ухудшение основных показателей дизелей в высоко горных условиях объясняется тем, что при работе с низ кими значениями коэффициента избытка воздуха не все частицы топлива обеспечиваются требуемым количест вом кислорода, в результате чего часть горючих фракций топлива превращается в продукты неполного окисления. Поэтому работа дизелей с низкими значениями коэф фициента избытка воздуха сопровождается дымным вы хлопом, что свидетельствует об ухудшении процесса го рения. При этом увеличиваются нагароотложения в ци
1 Параметры, полученные расчетом.
27