Файл: Петренко, Е. Я. Некоторые особенности работы автотракторных дизелей в высокогорных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

этом имеет место горение топлива на линии расширения индикаторной диаграммы, в результате чего увеличива­ ется теплонапряженность двигателя.

Понижение давления и температуры конца такта сжатия приводит к ухудшению пусковых качеств дизе­ лей, в результате чего увеличиваются их периоды пуска, что отрицательно сказывается на сроках службы пуско­ вых устройств (аккумуляторные батареи, пусковые дви­ гатели).

Анализируя закон изменения давления в конце такта сжатия, можно доказать, что для нормального протека­ ния процессов смесеобразования и сгорания при работе двигателей внутреннего сгорания в высокогорных усло­ виях нужно по мере увеличения высоты увеличивать сте­ пень сжатия обычных двигателей. При этом будут повы­ шаться давление и температура в цилиндрах в конце такта сжатия, что обеспечит улучшение смесеобразова­ ния и сгорания. Улучшатся и пусковые качества этих двигателей.

Расчеты свидетельствуют, что для обеспечения номи­ нальных значений давления и температуры в цилиндрах в конце такта сжатия при увеличении высоты на каждые 1000 м нужно увеличивать степень сжатия двигателя в среднем на 10%.

Для улучшения процессов семесеобразования и сго­ рания автомобильных карбюраторных двигателей заслуживает внимания создание двигателя с переменной, ав­ томатически изменяющейся степенью сжатия. В таком двигателе степень сжатия должна изменяться автомати­ чески в зависимости от разрежения во впускном коллек­ торе (работа при частичном открытии дроссельной за­ слонки карбюратора), или от давления окружающего воздуха таким образом, чтобы во всех случаях обеспе­ чивалось постоянство давления конца такта сжатия.

19


Попытки создания двигателей с переменной, автома­ тически изменяющейся степенью сжатия известны давно, однако из-за сложности и ненадежности в работе меха­ низма изменения степени сжатия такие конструкции не получили распространения.

Неавтоматическое изменение степени сжатия двигате­ лей внутреннего сгорания можно осуществить путем применения специальных «высотных головок» или «вы­ сотных поршней», чтобы использовать возможность час­ тичной компенсации вредного влияния высоты на мощ­ ность и экономичность двигателей.

Однако данный метод улучшения процесса смесеоб­ разования не может найти широкого применения для дизелей, так как это связано со значительными передел­ ками дизелей. К тому же, двигатели с одними высотными головками или высотными поршнями не могут исполь­ зоваться в -диапазоне высот свыше 1000 м. При измене­ нии высотного диапазона степень сжатия также должна изменяться.

Из таблицы 2 видно, что высотные условия не оказы­ вают заметного влияния на коэффициент наполнения. Это хорошо согласуется с экспериментальными данными, полученными на кафедре «Тракторы, автомобили и теп­ лотехника» Киргизского сельскохозяйственного институ­ та. Экспериментами, проведенными в реальных высоко­

горных условиях,

установлено,

что при работе дизеля

Д-50 без наддува

на высотах

до 3000 м над уровнем

моря коэффициент

наполнения

этого дизеля изменялся

в пределах 0,82—0,83. Поэтому при рассмотрении влия­ ний высокогорных условий на основные показатели дви­ гателей внутреннего сгорания изменением коэффициента наполнения можно пренебречь.

Для выяснения влияний высокогорных условий на мощностные и экономические показатели, а также на

20

теплонапряженность и сроки службы обычных двигате­ лей рассмотрим влияние этих условий на параметры ди­ зелей, существенно изменяющиеся с высотой.

Если в уравнении эффективной мощности параметры, не изменяющиеся с высотой в значительных пределах, обозначить постоянным коэффициентом К, то это урав­ нение можно представить в следующем виде:

Д! = / ( . / . 'Л -л. с.

(17)

Из этого уравнения видно, что эффективная мощность двигателя внутреннего сгорания зависит от удельного веса воздушного заряда у' и фактора совершенства ра­

бочего цикла ~ , который представляет собой отношение

индикаторного кпд двигателя к коэффициенту избытка воздуха.

Индикаторным кпд двигателя называется отношение теплоты, которая преобразуется в полезную работу цик­ ла, ко всей затраченной теплоте. С помощью этого кпд оценивают степень использования теплоты в цилиндре двигателя с учетом всех тепловых потерь, включая и от­ вод теплоты в систему охлаждения.

У существующих четырехтактных дизелей индика­ торный кпд находится в пределах г]!= 0,43—-0,50.

Соотношение воздуха и топлива, участвующих в ра­ бочем процессе двигателей внутреннего сгорания, оце­ нивается коэффициентом избытка воздуха. Этот коэффи­ циент характеризует состав рабочей смеси и оказывает заметное влияние на индикаторный кпд двигателя. Ха­ рактер изменения индикаторного кпд и фактора совер­ шенства рабочего цикла дизеля в зависимости от коэф­ фициента избытка воздуха при постоянном скоростном режиме работы дизеля показан на рис. 1.

21


Индикаторный кпд дизеля гц возрастает с увеличени­ ем коэффициента избытка воздуха и резко падает при а< 1. Начало недогорания топлива наступает при коэф­ фициенте избытка воздуха а>1 (точка А). Минимальное значение коэффициента избытка воздуха, при котором возможно полное сгорание, больше значения а, при ко­

тором фактор совершенства рабочего цикла ~ имеет

максимальное значение. Это происходит потому, что в дизеле топливо распределяется по объему камеры сгора­ ния неравномерно, поэтому имеются зоны с различной концентрацией топлива в воздухе, т. е. с различными зна­ чениями а, в том числе а< 1 .

22

Для оценки влияний коэффициента избытка воздуха на индикаторный кпд дизеля в высокогорных условиях профессор В. Ю. Гиттис рекомендует использовать та­ кую зависимость:

= 0,4 —0,08-а.

( 18)

Индикаторный кпд двигателя связан с удельным рас­

ходом топлива такой зависимостью:

\

632,3

,

(19)

ё'= Ж

^ кг1лхл

Так как механический кпд дизеля с высотой изменя­ ется незначительно и этим изменением можно пренеб­ речь, то уменьшение гр приводит к увеличению удельного расхода топлива, а следовательно, к ухудшению эконо­ мичности дизеля. Поэтому при работе дизелей в высоко­ горных условиях с ростом высоты увеличивается их удельный расход топлива.

Коэффициент избытка воздуха является основным показателем, характеризующим состав рабочей смеси. Он представляет собой отношение действительно посту­ пившего в цилиндры двигателя количества воздуха к теоретически необходимому для полного сгорания опре­ деленного количества топлива. Каждый тип двигателей имеет свое оптимальное значение коэффициента избытка воздуха. Для автотракторных дизелей в зависимости от способа смесеобразования, размерности и быстроход­ ности при работе в обычных условиях оптимальная ве­ личина этого коэффициента находится в пределах а = 1,40—1,80.

Уравнение коэффицента избытка воздуха двигателей

4 -3 5 9 9

2 3


внутреннего сгорания можно представить в следующем виде:

где в — весовой расход воздуха в кг/час; От — весовой расход топлива в кг/час;

Ь0 — теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания 1 кг топлива в кг/кг.

Из этого уравнения видно, что коэффицент избытка воздуха зависит от расхода воздуха и топлива. Если изменится один из этих показателей, то это повлечет за собой изменение и.

В процессе эксплуатации может уменьшиться количе­ ство воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, в ре­ зультате чего изменится требуемое соотношение топлива и воздуха, участвующих в рабочем процессе, а следова­ тельно, уменьшится значение коэффицента избытка воз­ духа. При исправной работе механизмов и систем двига­ теля это может произойти при изменении давления и температуры окружающего воздуха, в результате чего изменится его удельный вес, что имеет место при работе в высокогорных условиях. При этом соответственно уменьшится удельный вес воздушного заряда, а посколь­ ку рабочий объем цилиндров не изменяется с высотой, то при постоянном скоростном режиме работы двига­ теля это приводит к уменьшению весового расхода воз­ духа.

Таким образом, при работе двигателей внутреннего сгорания в высокогорных условиях, вследствие измене­ ния параметров окружающего воздуха, с изменением высоты изменяется весовой расход воздуха, что приводит к изменению коэффициента избытка воздуха.

24

Для выяснения влияния высокогорных условий па коэффициент избытка воздуха двигателей внутреннего сгорания составим отношение уравнений коэффициента избытка воздуха в высотных условиях ан к коэффициен­ ту избытка воздуха на уровне моря а0. Решив это выра­ жение относительно коэффицента избытка воздуха в вы­ сотных условиях, принимая при этом, что действитель­ ный весовой расход воздуха двигателем изменяется прямо пропорционально удельному весу воздушного за­ ряда, получим уравнение такого вида:

Ото

(21)

Отк

Уо

Из этого уравнения видно, что коэффициент избытка воздуха в высокогорных условиях зависит от часового расхода топлива GTH и удельного веса воздушного заря­ да цилиндров двигателя у'н в этих же условиях.

Для выяснения влияния коэффициента избытка воз­ духа на мощностные и экономические показатели авто­ тракторных дизелей в высокогорных условиях рассмот­ рим три возможных случая работы дизеля в этих усло­

виях.

 

дизель

работает в высотных

Первый случай, когда

условиях с

постоянным

часовым

расходом топлива

(Gт= const).

В этом случае коэффициент избытка воз­

духа изменяется по закону:

 

 

 

а н = а о - Ул7-

(22)

Ранее было показано, что при прочих равных усло­ виях весовой расход воздуха двигателем изменяется прямо пропорционально удельному весу воздушного за­ ряда. Поэтому уменьшение удельного веса этого заряда приводит к соответственному уменьшению весового рас­

4 *'

25


хода воздуха. При постоянном часовом расходе топлива с ростом высоты это приводит к уменьшению коэффи­ циента избытка воздуха.

При снижении коэффициента избытка воздуха ухуд­ шаются процессы смесеобразования и горения, и за счет неполного сгорания топлива понижается эффективная мощность двигателя.

Поскольку индикаторный кпд двигателя зависит от коэффициента избытка воздуха, то с уменьшением а снижается индикаторный кпд, в результате чего ухуд­ шается экономичность двигателя, так как при прочих равных условиях удельный расход топлива зависит от

•1,(19)-

В качестве примера в таблице 3 представлены зна­ чения показателей работы дизеля СМД-14 с неизмен­ ными (заводскими) регулировками топливной аппара­ туры, полученные автором при стендовых испытаниях этого дизеля в реальных высотных условиях.

Из этой таблицы видно, что при увеличении высоты на каждые 500 д эффективная мощность дизеля с по­ стоянной цикловой подачей топлива снижалась в среднсхМ на 3,8%, а удельный расход топлива увеличивался на 4,7%. '

По мере увеличения высоты снижался коэффициент избытка воздуха. На высоте 2000 м он составил 83,1% номинального значения, т. е. уменьшение этого показа­ теля работы дизеля составило 16,9%. Возрастала при этом и температура выхлопных газов, и на отметке 3000 м она достигла 642°С, что соответствует повышению примерно на 26% по сравнению с работой на нулевой высоте.

На высотах свыше 1000 м работа дизеля сопровожда­ лась дымным выхлопом, причем степень дымления уве­ личивалась с высотой.

26

Таблица 3

Результаты испытаний дизеля СМД-14 с заводскими регулировками топливной аппаратуры в высокогорных условиях

над мо­

 

Высота уровнем

ря, м

О1 1000 3000 ■ 2000

Эффективная мощность.

Л.С. %

75,8 100,0

73,7 97,2

67,3 88,8

60,3 79,5

Удельный

расход топлива,

г

л.с.ч %

Коэффициент

Температу­

избытка

ра выхл.

воздуха,

газов,

а % °с %

198

100,0

1,60

¡00,0

510

100,0

201

101,5

1,41

88,1

568

111,4

216

109,1

1,33

83,1

622

120,4

254

128,3

1,11

69,4

642

125,9

Аналогичные результаты получены кафедрой «Трак­ торы, автомобили и теплотехника» Киргизского СХИ при стендовых испытаниях дизелей Д-50 и Д-37М в реальных высотных условиях.

Ухудшение основных показателей дизелей в высоко­ горных условиях объясняется тем, что при работе с низ­ кими значениями коэффициента избытка воздуха не все частицы топлива обеспечиваются требуемым количест­ вом кислорода, в результате чего часть горючих фракций топлива превращается в продукты неполного окисления. Поэтому работа дизелей с низкими значениями коэф­ фициента избытка воздуха сопровождается дымным вы­ хлопом, что свидетельствует об ухудшении процесса го­ рения. При этом увеличиваются нагароотложения в ци­

1 Параметры, полученные расчетом.

27