Файл: Петренко, Е. Я. Некоторые особенности работы автотракторных дизелей в высокогорных условиях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

него сгорания. Увеличение веса воздушного заряда при наддуве позволяет соответственно увеличить цикловую подачу топлива и за счет этого увеличить эффективную мощность двигателя.

Поскольку увеличение мощности двигателя достигает­ ся за счет увеличения цикловой подачи топлива, то в этом случае при наддуве увеличивается количество теп­ лоты, получаемой в цилиндрах от сжигания топлива, по сравнению с работой этого двигателя без наддува. Это следует учитывать при использовании наддува для уве­ личения литровой мощности. Чрезмерное увеличение цикловой подачи топлива, вместе с увеличением мощ­ ности, приводит к увеличению теплонапряженности дета­ лей двигателя. Поэтому для дизелей с газотурбонаддувом коэффициент избытка воздуха должен быть выше, чем при работе этого дизеля без наддува, так как при наддуве воздух в двигателе используется не только для обеспечения условий полного сгорания топлива; часть воздуха используется для охлаждения деталей цилинд­ ро-поршневой группы. Чтобы исключить чрезмерную теплонапряженность двигателя, при умеренном наддуве до­ стигают повышения эффективной мощности на 30—35%. При таком повышении мощности среднее эффективное давление автотракторных дизелей составляет 8,5— 9,0 /сг/слг2.

Экспериментами установлено, что при наддуве мощ­ ность механических потерь в двигателе примерно такая же, как и при работе без наддува. Поэтому у двигателей с газотурбинным наддувом механический кпд примерно на 14% вын1е, чем при работе этого двигателя без над­

дува. , • Подача воздуха в цилиндры дизеля под избыточным

давлением улучшает продувку надпоршневого простран­ ства и заполнение его сжатым воздухом во время пере­

62

крытия клапанов. Это способствует повышению коэф­ фициента наполнения, который при умеренном наддуве повышается примерно на 8—12% по сравнению с рабо­ той дизеля без наддува. Современные автотракторные дизели при умеренном наддуве имеют коэффициент на­ полнения т]ук= 0,90—0,98.

Повышение давления воздуха на впуске приводит к повышению давления начала и конца такта сжатия, в результате чего при наддуве улучшается процесс смесе­ образования и сокращается период воспламенения рабо­ чей смеси. Поэтому при наддуве имеется возможность уменьшить степень сжатия и за счет этого снизить на­ пряженность деталей кривошипно-шатунного механизма. Снижение степени сжатия с одновременным увеличением коэффициента избытка воздуха не ухудшает экономич­ ности дизелей при газотурбонаддуве. Как правило, газо­ турбинный наддув и при снижении степени сжатия со­ провождается заметным повышением экономичности.

Если газотурбонаддув применять для увеличения веса воздушного заряда цилиндров двигателя без увели­ чения цикловой подачи топлива, то в этом случае обес­ печивается лучшее протекание рабочего процесса без увеличения нагрузок и температурных напряжений. В ре­ зультате повышения коэффициента избытка воздуха, улучшения смесеобразования и горения уменьшается продолжительность процесса горения. Снижается при этом и теплонаиряжеипость дизелей. Улучшение процес­ сов смесеобразования и горения топлива приводит к по­ вышению индикаторного кпд дизеля, что благоприятно сказывается на экономичности дизелей с газотурбонаддувом.

63


МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ НАДДУВА ДИЗЕЛЯ И ВЫБОР ТУРБОКОМПРЕССОРА

Поскольку эффективная мощность дизелей изменяет­ ся пропорционально удельному весу воздушного заряда, то можно сдерживать падение мощности и экономич­ ности обычных дизелей (без наддува) при работе в вы­ сокогорных условиях, применив для этих целей газотурбонаддув.

При выборе турбокомпрессора нужно знать парамет­ ры наддуваемого воздуха, которые зависят от предпола­ гаемой мощности дизеля и состояния окружающей сре­ ды. Такими параметрами являются удельный вес воз­ душного заряда, давление наддува, степень повышения давления воздуха в турбокомпрессоре и температура нагнетаемого воздуха. Кроме того, нужно знать ожидае­ мый расход воздуха, обеспечивающий нормальное проте­ кание рабочего процесса в цилиндрах двигателя.

Удельный вес воздушного заряда цилиндров дизеля с„ газотурбонаддувом можно определить из формулы:

СС• Сг’г '1*о -к?/мя,

(26)

0,03- V 1г-П-'Х\[]К

где а — коэффициент избытка воздуха; От — расход топлива в кг¡час;

I о - теоретически необходимое количество воздуха для полного сгорания 1 кг топлива в кг/кг]

\ 'Ь — рабочий объем цилиндров двигателя в л; п — скоростной режим работы двигателя в об/мин;

г\юк — коэффициент наполнения.

Из этого уравнения видно, что при прочих равных ус­ ловиях удельный вес воздушного заряда дизеля при над­

64

дуве определяется коэффициентом избытка воздуха и часовым расходом топлива. Если известны значения этих параметров, то из формулы (26) можно найти удельный вес свежего заряда, необходимый для сгорания задан­ ного количества топлива при заданном коэффициенте из­ бытка воздуха.

Вцелях определения давления наддува, при котором

ввысокогорных условиях обеспечится требуемое значе­ ние удельного веса воздушного заряда, исходя из извест­ ных законов термодинамики, преобразуем уравнение воз­ душного заряда, воспользовавшись следующим его ви­

дом:

 

 

Ук =У-

(27)

 

 

К

 

 

Лр//

1

 

 

Ладк

 

где

у — удельный вес воздуха

перед компрессором

 

Рк

в кг/м3-,

 

Лк

степень повышения давления воздуха в комп­

 

рессоре; к — показатель адиабаты воздуха;

т]адк— адиабатический кпд компрессора.

Адиабатический кпд компрессора показывает, какая часть полной работы компрессора затрачивается на ади­ абатическое сжатие.

В действительности процесс сжатия в компрессоре является политропным с показателем политропы сжатия около п = 1,6—1,8.

Показатель политропы сжатия не определяется непо­

65


средственно опытным путем, поэтому обычно значение адиабатического кпд находят из выражения:

л - 1

Т-(пк к —I)

т1адк

Д/Л

(28)

где Т — температура

воздуха

на входе в компрес­

сор в °К;

 

 

— реальное приращение температуры воздуха в компрессоре.

По опытным данным, адиабатический кпд т]адк турбо­ компрессоров для наддува автотракторных дизелей нахо­ дится в пределах 0,6—0,8.

Рассматривая вопросы приведения мощности и удель­ ного расхода топлива быстроходных дизельных двигате­ лей к стандартным атмосферным условиям, С. И. По­ годин и Д. А. Портнов отмечают, что при изменении ат­ мосферных условий адиабатический кпд турбокомпрес­ сора изменяется незначительно и этим изменением мож­ но пренебречь.

Подставляя значения степени повышения давления и адиабатического кпд в уравнение (27), получим уравне­ ние плотности воздуха, нагнетаемого в цилиндры двига­

теля, для различных высотных условий:

 

у — 7«.

^ кн'^ н

(29)

'Н Рн

' Тн+А(п

 

где ;'и, Р» и Т„ — удельный вес в кг/м3, давление в кг/см2 и температура в °К окружающего воз­ духа в высотных условиях;

Ркн — давление наддува в высотных условиях в кг/см2\

Тц+ A tn= Tы¡— температура иаддуваемого воздуха в высотных условиях в °К.

66

Из уравнения (29) видно, что удельный вес воздуха, нагнетаемого в цилиндры двигателя при постоянных па­ раметрах окружающей среды, в высокогорных условиях изменяется прямо пропорционально давлению наддува РКн и обратно пропорционально температуре наддуваемого воздуха. Чтобы повысить плотность воздушного за­ ряда, нужно или увеличить давление наддува, или обес­ печить понижение температуры наддуваемого воздуха.

Из уравнения (29) можно определить значение тем­ пературы наддуваемого воздуха.

Т

1кн

Ун-Ркн-Тц

(30)

У М -Р к

 

Если предположить, что потери давления и измене­ ние температуры воздуха в трубопроводе между комп­ рессором и цилиндром двигателя очень малы и ими мож­ но пренебречь, а значение среднего показателя политропы сжатия воздуха в компрессоре не изменяется с высотой, то можно определить температуру нагнетаемого воздуха

из уравнения политроппого изменения состояния:

П—1

Ткн= т н^

1 ,

(31)

где п — средний показатель политропы сжатия воздуха в

компрессоре.

Сопоставляя выражения (30) и (31) видим, что они равны между собой. Если решить это равенство относи­ тельно Ркн, то получим уравнение такого е и д э :

Р кн ГКН■—Л.

(32)

Используя это уравнение, можно определить значе­ ние наддува, при котором обеспечивается требуемый

67


удельный вес наддуваемого воздуха с учетом давления и удельного веса окружающей среды.

Определив из уравнения (32) значение давления над­ дува и подставив его в уравнение политропного измене­ ния состояния воздуха (31), можно найти температуру наддуваемого воздуха. При этих значениях давления и температуры наддуваемого воздуха обеспечится удель­ ный вес воздушного заряда, подсчитанный по уравне­ нию (26).

Ожидаемый объемный расход воздуха дизелем при номинальном скоростном режиме работы определится из

формулы:

 

а=У1£± 3 ^ м^/сек.

(33)

60-2000

 

При определении удельного веса воздушного заряда нужно учитывать, для каких целей будет использоваться газотурбонаддув.

Если турбонаддув предполагается применять с целью компенсации потерь мощности и экономичности дизелей в высокогорных условиях, то в этом случае нужно обес­ печить на всех высотах такое значение удельного веса воздушного заряда, как и при работе без наддува на уровне моря, т. е. уК11= у0 = сопз1. Постоянный скоростной режим обеспечит постоянство веса воздушного заряда цилиндров двигателя.

При использовании турбонаддува для компенсации потерь мощности и экономичности дизелей в высокогор­ ных условиях нет необходимости изменять цикловую по­ дачу топлива. В этом случае за счет улучшения смесеоб­ разования и горения повышается экономичность двига­ теля и снижается его теплопапряженность по сравнению

68

с работой без наддува с заводскими регулировками топ­ ливной аппаратуры.

В качестве примера в таблице 8 представлены значе­ ния параметров воздушного заряда дизелей для компен­ сации потерь мощности и экономичности при работе на высотах до 3000 м над уровнем моря, подсчитанные по уравнениям (31) и (32). При расчетах условно принято изменение параметров окружающего воздуха с высотой в соответствии с Международной стандартной атмосфе­ рой, а показатель политропы сжатия воздуха в турбо­ компрессоре принят на всех высотах равным п — 1,7.

Таблица 10

Расчетные значения параметров воздушного заряда дизелей для компенсации потерь мощности и экономичности на высотах до 3000 м над уровнем моря

Высота над

 

Рк .

Р к

Т к ,

уровнем моря,

Р, к г ¡см 1

лк р

°к

м

 

кг/'см2

 

0

1,033

1,033

1.000

288,0

500

0,973

1,048

1.077

293,5

1000

0,916

1,080

1,179

301,2

1500

0.862

1,105

1,282

308,2

2000

0,810

1.130

1,395

315,7

2500

0.761

1 171

1,538

324,4

3000

0.715

1,206

1.687

333,2

Из этой таблицы видно, что с целью обеспечения по­ стоянства удельного веса воздушного заряда цилиндров дизеля, нужно по мере увеличения высоты увеличивать давление наддува Рк. Это объясняется тем, что с ростом высоты уменьшается давление и удельный вес окружаю­

69