Файл: Менделевич, А. М. Производственная программа и товарооборот предприятий общественного питания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 0
руб.) н с начала квартала — на 1,7 тыс. руб. (план — 77,5 тыс. руб. и фактическое выполнение — 79,2 тыс. руб.). В августе ежедневно к плановым и отчетным данным за квартал и год прибавляются нарастающим итогом пока затели планового задания и ежедневного выполнения товарооборота по предприятию. Например, 1 августа при плановом дневном задании товарооборота— 1,4 тыс. руб. фактическое выполнение составило 1,38 тыс. руб. Выполнение плана с начала квартала составило сумму
80,58 тыс. руб. (79,2+1,38) и с начала года — 460,88 тыс.
руб. (459,50+1,38). Соответственно отклонения с начала квартала составили 1,68 тыс. руб. (80,58—78,9) и с на чала года +9,48 тыс. руб. (460,88—451,4).
Текущий контроль не может ограничиваться только ежедневной информацией о ходе выполнения плана, важ ное значение имеет выявление причин, вызвавших рез кие колебания в степени его выполнения и своевременное осуществление соответствующих организационно-техни ческих мероприятий, направленных на устранение обна руженных недостатков.
**
Повышение уровня и совершенствование организации планирования выпуска продукции и товарооборота на предприятиях и в организациях общественного питания во многом зависят от совершенствования методологии отраслевого планирования.
Планирование выпуска продукции и товарооборота общественного питания в отрасли предусматривает раз работку директивных показателей планирования как в целом по союзным республикам, краям, областям, так и в разрезе отдельных торговых организаций (трестов, контор и т. п.).
При разработке плана развития отрасли обществен ного питания предусматривается:
повышение доли основных продуктов питания, реали зуемых в виде готовой кулинарной продукции через пред приятия общественного питания, в общем фонде потреб ления этих продуктов населением;
расширение сети предприятий общественного пита ния, и в первую очередь на промышленных предприяти ях, в учреждениях и в учебных заведениях, в целях улуч шения обслуживания рабочих, служащих и учащихся;
49
белее быстрое увеличение производства и реализации продукции собственного производства и повышение ее доли в общем товарообороте общественного питания; последовательный переход предприятий общественно го питания на приготовление пищи из полуфабрикатов; дальнейшее улучшение организации общественного
питания, повышение культуры обслуживания, совершен ствование технологии и улучшение качества приготовле ния пищи, внедрение прогрессивных форм обслуживания потребителей.
Планирование товарооборота и выпуска продукции собственного производства в отрасли предполагает изу чение закономерностей ее развития, а также анализ фак торов, определяющих спрос на продукцию общественно го питания.
Решению этих задач способствует использование эко номико-математических методов, разработка и построение многофакторных экономико-математических моделей спроса на продукцию общественного питания. При помо щи математических характеристик и символов в данных моделях отражаются пропорции и взаимосвязи, склады вающиеся в общественном питании.
Построение экономико-математической модели объе ма товарооборота и выпуска продукции общественного питания последовательно складывается из следующих этапов.
На п е р в о м э т а п е изучается динамика товарообо рота и выпуска продукции за определенный отрезок вре мени и выявляются факторы, оказывающие влияние на направление и темпы их развития.
Анализ динамики развития оборота в целом по систе ме общественного питания за последние годы показыва ет, что основными факторами, влияющими на объем спроса на продукцию общественного питания в отрасли, являются: численность населения (в том числе рабочих и служащих промышленных предприятий, учреждений и учащихся учебных заведений); уровень доходов трудя щихся; цены на продукцию общественного питания; про пускная способность предприятий, характеризуемая чис лом мест в торговых залах столовых, кафе, ресторанов.
На в т о р о м э т а п е устанавливается форма функцио нальной зависимости объема спроса на продукцию обще ственного питания от определяющих факторов.
50
Любая экономико-математическая модель представля ет собой уравнение множественной регрессии. В практи ке плановых расчетов и прогнозирования объема спроса на товары народного потребления наибольшее примене ние получили линейные уравнения, а также степенные, приведенные к линейной форме на основе их логарифми рования.
Принимая во внимание указанные выше факторы, оп ределяющие общий объем спроса на продукцию общест венного питания, темп роста оборота общественного пи тания в масштабах отрасли может быть рассчитан на ос нове экономико-математической модели, построенной как линейное уравнение множественной регрессии, вида
|
У — |
CLq -j— CL^X^ —j— CL2X 2—1“ |
где |
у — индекс |
изменения (роста) оборота обществен |
|
ного питания; |
|
|
Х \ — индекс изменения численности рабочих, служа |
|
|
щих и учащихся; |
|
|
х2— индекс изменения уровня доходов населения; |
|
|
х3 — индекс цен на продукцию общественного пита |
|
|
ния; |
|
|
Х4— индекс изменения числа мест на предприятиях |
|
ао, |
общественного питания; |
|
а\, а,2, аъ, а4— параметры уравнения. |
||
|
Преимуществом применения линейных моделей явля |
ется возможность значительного уменьшения объема вы числительных операций и в большинстве случаев осуще ствления расчетов без привлечения вычислительной тех ники.
При планировании оборота общественного питания в области, крае, автономной республике или крупном горо де, объем спроса на продукцию общественного питания можно рассматривать в функциональной зависимости от объема спроса на продовольственные товары.
Экономико-математическая модель функциональной зависимости оборота общественного питания от объема реализации продовольственных товаров строится как ли нейное уравнение двухфакторной регрессии
У —а 0 ”Ъа 1Х 1 “Ьа 2Х 2>
где у — среднедушевой оборот общественного питания;
51
Xi — среднедушевой оборот по продоволь ственным товарам;
х2 — фактор времени, учитывающий зако номерности развития общественного питания, непосредственно не связан ные с объемом реализации продоволь ственных товаров;
aQ, a-i и а2— параметры уравнения.
Расчет общего объема товарооборота общественного питания в масштабах края, области, автономной респуб лики, базирующийся на данной экономико-математиче ской модели, может состоять из следующих этапов:
1) определения численности населения на планируе мый период;
2)расчета общего объема спроса на продовольствен ные товары;
3)расчета среднедушевого оборота по продовольст венным товарам;
4)определения среднедушевого оборота общественно го питания на основе параметров экономико-математи ческой модели;
5)расчета общего оборота общественного питания как произведения планируемого среднедушевого оборота общественного питания на проектируемую численность населения.
Экономико-математические методы планирования позволяют не только дать количественную характерис тику разрабатываемых показателей производственно торговой деятельности предприятий общественного пи тания, но и выявить степень влияния отдельных факто ров на их изменение. Эти методы дают возможность формализовать плановые задачи и тем самым автомати зировать их решения на вычислительных машинах.
В настоящее время в общественном питании прово дится подготовительная работа по созданию АСУ (авто матизированной системы управления) в маштабах отрасли на базе ЭВМ.
Автоматизированная система управления на основе электронной вычислительной техники представляет со бой новый этап в организации управления производст венно-торговым процессом предприятий общественного питания, позволяющий совершенствовать планирование
52
всех показателей их хозяйственной деятельности, и в пер вую очередь товарооборота и выпуска продукции.
Основой АСУ общественного питания, как отмеча лось выше, является автоматизированный сбор инфор мации, обеспечивающей правильное определение объема спроса на продукцию общественного питания как в мас штабах отрасли, так и в разрезе отдельных предприя тий. Наличие этой информации, ее постоянное накопле ние и изучение даст возможность организовать перспек тивное планирование выпуска продукции общественного питания.
В дальнейшем использование ЭВМ позволит разра ботать рациональные принципы размещения сети, вы бора профиля и режима работы предприятий и на этой основе расширить охват населения услугами обществен ного питания, что должно привести к интенсивному росту выпуска продукции и товарооборота обществен ного питания в масштабах отрасли.
|
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Товарооборот и продукция собственного производства в обще |
|
|
ственном |
питании ..................................................................... |
3 |
Планирование товарооборота и выпуска продукции на пред |
|
|
приятиях |
и в организациях общественного питания . . . |
9 |
Анализ выполнения плана товарооборота и выпуска про |
|
|
дукции .................................... |
|
11 |
Разработка плана товарооборота и выпуска продукции . . |
22 |
|
Организация контроля'за выполнением плана товарообо |
|
|
рота и выпуска продукции .................................. |
44 |
Менделевич Арон Михайлович.
М50 Производственная программа и товарооборот предприятий общественного питания. М„ «Эко номика», 1974.
54 с. (В помощь изучающим экономику и организацию общественного питания.)
В брошюре рассматриваются основные показатели производ
ственно-торговой деятельности предприятий |
общественного |
пита |
ния — товарооборот и продукция собственного |
производства. |
И зла |
гается методика анализа товарооборота и производственной про граммы и порядок разработки плана товарооборота и выпуска про дукции на предприятиях и в организациях общественного питания. Автор показывает возможности применения зкономико-математиче
ских методов при планировании товарооборота и выпуска |
продук |
ции в масштабах отрасли, рассказывает о подготовительной |
работе |
по созданию автоматизированной системы управления в обществен ном питании.
10808—167 |
338Т9 |
М ------------------171—74 |
|
011(01)—74 |
|
Редактор Н. А. Ваганова Художественный редактор В. П. Рафальский
Технический редактор Г. В. Привезенцева
_____________________Корректор Э. И. Паскалова___________________
Сдано |
в набор |
2/VII 1974 г. |
Подписано к печати 11/Х 1974 г. |
|||
А04329. |
Формат 84Х1081/з2. |
Печ. л. 2,94. |
Уч.-изд. л. |
2,65. |
||
И зд. № 3066. |
Тираж 29 000 экз. |
|
Цена 10 |
коп. |
||
|
Зак. 1160. Т. П. изд. «Экономика» |
1974 г. № 171. |
|
|||
|
|
Бумага типографская № 3 |
|
|
||
|
|
Издательство |
«Экономика» |
121 864. |
|
|
|
|
Москва, Г*59, Бережковская наб., 6 |
|
|
||
|
Московская типография № 8 Союзполиграфпрома |
|
||||
|
при Государственном комитете Совета Министров СССР |
|
||||
|
по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, |
|
||||
|
|
Хохловский |
пер., 7. |
|
|
|