Файл: Менделевич, А. М. Производственная программа и товарооборот предприятий общественного питания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
В первом квартале предусматривается повышенный* темп прироста товарооборота по торговому залу и буфе ту закусочной в связи с предполагаемым увеличением числа потребителей в период ремонта столовой №. 25.
Все плановые показатели товарооборота по филиа лам и местам реализации в разрезе кварталов подписы ваются директором и старшим бухгалтером (или плано вым работником) и доводятся под расписку до непосред ственных исполнителей по следующей форме (табл. 10).
Ежеквартально-, не позднее, чем на второй день по получении плана от треста столовых квартальные плано вые показатели товарооборота и оборота по продукции собственного производства должны распределяться по месяцам и доводиться до непосредственных исполните лей по форме, приведенной в табл. 11.
Т а б л и ц а 11
______________________________________(в тыс, руб.)
|
|
|
|
|
пз |
В том числе по месяцам |
|
||
|
|
|
|
|
н |
|
|
|
|
Наименование филиалов |
|
CU |
|
|
|
Расписка |
|||
|
_ л |
|
|
|
|||||
и мест реализации |
|
Е = |
январь |
февраль |
март |
исполни |
|||
|
|
|
|
|
й) |
теля |
|||
|
|
|
|
|
i х |
|
|
|
|
Столовая |
№ 25 |
(торговый зал) |
32,1 |
17,0 |
15,1 |
_ |
|
||
Столовая |
№ |
25 |
(буфет) . . . |
15,9 |
8,1 |
7,8 |
— |
|
|
Закусочная |
(торговый зал) . . |
54,7 |
18,1 |
16,3 |
20,3 |
|
|||
Закусочная |
( б у ф е т ) ................ |
|
31,2 |
10,1 |
9,0 |
12,1 |
|
||
Столовая при школе № 207 . . |
6,7 |
1,7 |
2,4 |
2,6 |
|
||||
Столовая-разДаточная |
при |
7,8 |
2,6 |
2,5 |
2,7 |
|
|||
швейной |
ф а б р и к е ................ |
|
|
||||||
Столовая-раздаточная при шко |
5,0 |
1,3 |
1,7 |
2,0 |
|
||||
ле № 2 1 5 ............................... |
|
|
|
||||||
Столовая-раздаточная при шко |
3,1 |
0,8 |
1,0 |
1,3 |
|
||||
ле № 476 |
............................... |
торговая |
сеть |
|
|||||
Мелкорозничная |
2,0 |
0,6 |
0,6 |
0,8 |
|
||||
|
|
|
И т о г о . . . |
158,5 |
60,3 |
56,4 |
41,8 |
|
Директор столовой
Старший бухгалтер
При распределении квартальных плановых показате лей по месяцам необходимо учитывать отчетные данные за соответствующий период предшествующего года, ко личество календарных и рабочих дней каждого месяца в планируемом периоде, изменения условий реализации
35
-продукции, период и сроки проведения текущего и капи тального ремонтов и другие факторы, влияющие на объем товарооборота и выпуск продукции.
Рассмотренный выше метод планирования товарообо рота и оборота по продукции собственного производства хозрасчетного предприятия базируется в основном на от четных показателях предшествующего периода. Преиму ществом этого метода является то, что он позволяет учесть одновременное влияние на достигнутые результа ты работы предприятия ряда факторов: увеличения по купательной способности населения, развития матери ально-технической базы, улучшения качества продукции и повышения культуры обслуживания, развития эконо мики данного района и т. п. Одновременно этот метод имеет ряд недостатков. Главным из них является то, что он не позволяет в полной мере выявить имеющиеся на предприятиях резервы дальнейшего увеличения выпуска продукции собственного производства.
В качестве одного из путей совершенствования мето дологии планирования товарооборота и выпуска продук ции собственного производства научно-исследователь ским институтом общественного питания предложен ме тод планирования на основе расчетных нормативов годового объема розничного товарооборота и оборота по продукции собственного производства на одно место тор гового зала применительно к предприятиям различного профиля'.
Однако экспериментальная проверка разработанных нормативов на предприятиях треста столовых Кировского района Ленинграда показала наличие резких отклоне ний фактических объемов товарооборота и выпуска про дукции от объемов, рассчитанных на основе нормативов, причем размер отклонений достигает 30 и более процен тов. Колебания свыше 20% от расчетного плана наблю
дались по товарообороту в 48% |
и обороту по продукции |
|
собственного производства — в |
39,5% |
общего числа |
предприятий. |
|
нормативного |
Полученные результаты применения |
метода планирования товарооборота и выпуска продук ции показывают, что факторы, определяющие спрос на-
1 Обзорная информация. Серия «Общественное питание», вып. 1, 1973. Издание ЦНИИНТЭИ торговли МТ СССР.
36
селения и условия работы отдельных предприятий, отли чаются разнообразием, а это не учтено в разработанных нормативах. Так, например, нагрузка на одно место тор гового зала в общегородских предприятиях Ленинграда колеблется от 500 до 4000 руб. в год.
В настоящее время средний плановый норматив обо рота на одно место торгового зала может служить рас четным показателем: при анализе степени загрузки и эф фективности использования площади торгового зала; при перспективном прогнозировании объема товарообо рота и выпуска продукции собственного производства по городу или области, но не может быть использован при разработке и установлении плановых заданий.
Разработка плана выпуска обеденной продукции — плана реализации блюд осуществляется непосредствен но в хозрасчетном предприятии. Методика расчета плана выпуска блюд может быть различной: на основе данных о численности потребителей, по плановому меню, по дан ным ожидаемого выполнения плана.
Расчет плана выпуска блюд на основе данных о чис ленности потребителей. Этот метод можно использовать на предприятиях с относительно постоянным континген том потребителей (в столовых при ПТУ, общеобразова тельных школах, профилакториях, пионерских лагерях, в отдельных случаях и при промышленных предприя тиях).
Пример. На промышленном предприятии работают 3000 человек и ежедневно питаются в заводской столовой 1800 человек, или 60%.
Реализация |
блюд |
в среднем |
на |
одного |
потребителя |
составляет |
2,4 блюда. |
Завод |
в отчетном |
году |
работал |
256 дней. |
Фактический |
выпуск блюд равняется 1106 тыс. (1800X2,4X256) '.
На планируемый год в связи с введением в торговом зале до полнительной раздаточной линии отпуска обедов предусматривается увеличение контингента потребителей до 65% от числа работающих на предприятии. Предполагается увеличение реализации блюд на одного потребителя в среднем до 2,5 блюда. Число рабочих дней
равняется 253.
С учетом этих данных программа выпуска блюд на планируемый
период составит 1233 тыс. ^ ~ — X 2,5 X 253= 1233 тыс. j.
Расчет плана выпуска блюд на основе планового ме ню. Плановое меню представляет собой производствен-
1 Вся необходимая информация для расчета может быть получе на путем специальных наблюдений и выборочных обследований.
37
ное задание выпуска продукции по ассортименту и коли честву на определенный период времени: день, пятиднев ку, месяц, квартал. Плановое меню является средством оперативного управления производственно-торговым процессом предприятия. Его разработка, особенно на длительный период времени (месяц, квартал), должна базироваться на большом информационном материале, отражающем количество и состав потребителей, состоя ние и возможные колебания конъюнктуры спроса на от дельные виды кулинарной продукции, перспективу снаб жения предприятия сырьем и продуктами. В настоящее время хозрасчетные предприятия общественного питания в основном не имеют такой информации, поэтому ис пользование планового меню как метода планирования общего выпуска блюд на год и в квартальном разрезе возможно лишь в отдельных случаях.
Наиболее распространенным методом планирования выпуска блюд на предприятиях является расчет плана
выпуска блюд на основе данных ожидаемого выполнения плана. Методика этого расчета аналогична методике раз работки плана на основе данных ожидаемого выполне ния плана и сопоставимой базы товарооборота и оборо та по продукции собственного производства.
Заключительной стадией планирования производст венной программы является разработка плана выпуска блюд в ассортименте в целом по балансовому предприя тию и отдельным филиалам (производствам). При пла нировании выпуска блюд в ассортименте необходимо учитывать сложившийся спрос потребителей, перспекти вы снабжения предприятия сырьем и продуктами, тре бования рационального питания. План выпуска блюд в ассортименте разрабатывается на год с распределением по кварталам, а также в разрезе каждого самостоятель ного производства (табл. 12).
Рассмотренные методы планирования выпуска про дукции собственного производства базируются на стати стической и бухгалтерской отчетности, представляющей недостаточный объем информации для научно обосно ванного определения объема и ассортиментной структу ры продукции общественного питания.
Создание АСУ, центральным звеном которой являет ся организация автоматизированной системы изучения спроса на продукцию общественного питания в ассорти
38
менте по каждому предприятию, а также систематиче ское накопление информации в блок-памяти ЭВМ позво лит перестроить систему и методологию планирования то варооборота и выпуска продукции на предприятиях и в
организациях общественного питания.
Т а б л и ц а 12
(в тыс. блюд)
Наименование продукции
Всего по |
|
|
|
В том числе |
|||
предприя |
|
|
|
|
|
|
|
тию |
|
столовая |
закусоч |
столовая |
|||
|
|
||||||
|
. |
|
№ 25 |
|
ная |
при шко |
|
|
удельный ..вес... |
|
удельный вес |
|
удельный вес |
ле |
№ 207 |
количество |
количество |
количество |
количество |
удельный нес |
|||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
столовая при пио нерском лагере
] |
е |
количество |
|
|
2 |
|
£ |
|
£ |
|
О CJ |
|
< (U |
Первые |
блюда |
. . |
. |
460 |
23,3 175 |
21,9 |
208 |
28,1 |
45 |
16,7 |
32 |
20,0 |
|
Вторые |
блюда |
. . |
. |
950 48,3 |
450 |
56,2 292 |
39,5 |
120 |
44,4 |
88 |
55,0 |
||
Третьи |
(сладкие) |
. |
. |
183 |
9,3 |
68 |
80,5 |
48 |
6,5 |
45 |
16,7 |
22 |
13,7 |
Холодные блюда |
. |
. |
377 |
19,1 107 |
13,4 |
192 25,9 |
60 |
22,2 |
18 |
11,3 |
|||
|
И т о г о . |
. |
. 1970 |
100 |
800 |
100,0 |
740 |
100,0 270 |
100,0 |
160 |
100 |
План выпуска продукции и общий объем товарообо рота предприятия общественного питания будут базиро ваться на перспективном плановом меню, рассчитанном в полном ассортименте блюд и кулинарных изделий с учетом требований рационального питания, стоимости блюд и условий снабжения предприятия различными ви дами сырья.
* *
*
Некоторые особенности имеет планирование выпуска продукции и оборота предприятий-заготовочных.
При разработке плана выпуска продукции предприя тий-заготовочных следует учитывать необходимость рас ширения централизованного производства полуфабрика тов, полуготовых и готовых изделий и организации ком плексного снабжения ими предприятий-доготовочных. Общий объем выпуска производства полуфабрикатов ус танавливается исходя из производственной мощности
39
предприятия, объема выделенных фондов сырья и заявок предприятий-доготовочных.
Предприятия-заготовочные разрабатывают производ ственную программу в натуральных и стоимостных пока зателях на год с подразделением выпуска общего коли чества полуфабрикатов по кварталам и в ассортименте. Производственная программа предприятия-заготовочно- го утверждается вышестоящей организацией обществен ного питания. Наиболее сложным при составлении производственной программы предприятия-заготовочного является расчет плана выпуска полуфабрикатов в ассор тименте. При разработке этого плана предприятие-заго- товочное должно учитывать: во-первых, плановую струк туру выделенных фондов сырья, например, мясопродук тов (говядины, свинины, баранины и т. п.); во-вторых, внутригрупповое соотношение между мясопродуктами различных категорий упитанности и сортности; в-треть- их, нормы выхода отдельных частей туши в соответствии с кулинарным разрубом. Известно, например, что порци онные полуфабрикаты— антрекот, лангет, ромштекс и другие должны изготовляться только из вырезки, толсто го и тонкого края, вес которых обычно составляет 10% от общего веса мяса полуфабриката говядины (за выче том потерь). Поэтому объем выпуска этих полуфабрика тов определяется количеством говядины, выделенной фабрике-заготовочной, с учетом норм выхода соответст вующих частей туши.
При окончательном утверждении плана выпуска по луфабрикатов в ассортименте предприятие-заготовочное должно учитывать заявки предприятий-доготовочных. В связи с этим важное значение имеет правильная органи зация работы диспетчерской службы, задачей которой яв ляется учет спроса отдельных предприятий-доготовочных и его удовлетворение в соответствии с выделенными фон дами предприятию-заготовочному.
Планирование товарооборота и выпуска продукции предприятий и организаций общественного питания за вершается разработкой плана товарного обеспечения и плана снабжения сырьем и продовольственными това рами.
Бесперебойная работа предприятий общественного питания, ритмичность выполнения плана товарооборота и выпуска продукции предполагают как одно из необхо
40
димых условий организацию планомерного снабжения предприятия сырьем, полуфабрикатами и покупными продовольственными товарами.
Как известно, сырье, используемое на предприятиях общественного питания для приготовления кулинарной продукции, подразделяется на основное и вспомогатель ное. К основному относятся мясо, рыба, овощи, к вспомо гательному— соль, специи, зелень, приправы и др. Если основное сырье определяет питательную ценность блюд, то от вспомогательного — во многом зависят их вкусовые качества. Поэтому для выпуска запланированного ассор тимента продукции собственного производства в соот ветствии с требованиями, предъявляемыми к качеству блюд и кулинарных изделий, необходимо наличие на предприятии как основного, так и вспомогательного сырья, а также их бесперебойное регулярное поступле ние.
Планирование снабжения сырьем и товарами осу ществляется непосредственно после разработки плана товарооборота и выпуска продукции и состоит из трех этапов.
1.Определение потребности в сырье и товарах в соот ветствии с объемом производственной программы, а так же планом оборота по покупным товарам.
2.Расчет размера запасов сырья и товаров на начало
иконец планового периода.
3.Планирование поступления сырья и товаров.
Разработка плана снабжения сырьем и товарами на чинается с анализа отчетных данных о выполнении пла на снабжения за отчетный период. Анализ производится
на основе данных |
статистической |
отчетности: |
формы |
|||
№ 3-торг |
(месячной) «Отчет о поступлении, |
продаже и |
||||
остатках |
товаров |
по |
городскому |
фонду» |
и |
формы |
№ 4-торг |
(квартальной) |
«Отчет по общественному пита |
нию». Привлекаются также материалы оперативного учета и отчетности.
В процессе анализа изучаются: обеспеченность пред приятий сырьем и товарами, величина товарных запасов, отклонение их от нормативов, равномерность поступле ния сырья и товаров. Выявляются неиспользованные ре зервы и дополнительные источники снабжения, которые целесообразно учесть при разработке плана на новый период. Анализ производится по источникам поступления
41