Файл: Менделевич, А. М. Производственная программа и товарооборот предприятий общественного питания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА

ИВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

ИВ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО

ПИТАНИЯ

План оборота общественного питания является со­ ставной частью общего плана розничного товарооборота страны, поэтому порядок и исходные положения состав­ ления плана товарооборота являются общими как для организаций розничной торговли, так и для организаций общественного питания.

В целом по стране в народнохозяйственном плане оборот по общественному питанию не выделяется и не утверждается, а рассматривается как часть плана об­ щего розничного товарооборота. Министерство торговли

СССР рассматривает проекты планов развития общест­ венного питания и представляет их в Совет Министров

СССР, Госплан СССР, Госстрой СССР. Советы минист­ ров союзных, республик по представлении Госплана рес­ публики рассматривают и утверждают разработанные министерством торговли республики планы оборота по продукции собственного производства в разрезе обла­ стей, краев, автономных республик и торговых систем; соответственно (кроме РСФСР) планируется общий объем товарооборота. По РСФСР общий объем товаро­ оборота общественного питания планируется и утвер­ ждается непосредственно в областях, краях и автоном­ ных республиках.

В соответствии с новым порядком планирования и оценки хозяйственной деятельности по сокращенному кругу показателей предприятиям и организациям об­ щественного питания утверждаются как директивные показатели план оборота по продукции собственного производства и прибыль или план товарооборота с вы­ делением оборота по продукции собственного производ­ ства и прибыль. План выпуска блюд в целом и в ассор­ тименте разрабатывается и утверждается непосредствен­ но балансовыми предприятиями с учетом установлен­ ного плана оборота по продукции собственного производ­ ства.

Новый порядок планирования и оценки хозяйствен­ ной деятельности по сокращенному кругу показателей значительно повысил требования к экономической обо-

9


скованности планов, разрабатываемых непосредственно на предприятиях и в организациях. Обоснованность уста­ новленных планов товарооборота и выпуска продукции, равномерность и ритмичность выполнения их балансо­ выми предприятиями и их филиалами во многом опре­ деляются организацией экономической работы на предприятиях. Большое значение при этом имеет систе­ матический отбор аналитического материала, характери­ зующего объем, структуру и тенденцию развития спроса на продукцию общественного питания. Наличие такой информации и ее анализ во многом определяют обосно­ ванность планирования товарооборота и выпуска про­ дукции.

Планирование товарооборота и выпуска продукции предприятия и организации общественного питания складывается из трех последовательных этапов:

первый этап — составление плана-заявки и пред­ ставление его в вышестоящие организации (балансовым предприятием — в трест столовых; трестом столовых — в управление общественного питания);

второй этап — разработка и утверждение вышестоя­ щей организацией директивных показателей плана това­ рооборота й выпуска продукции;

третий этап — разработка и доведение плановых заданий по товарообороту и выпуску продукции до ис­ полнителей (трестом столовых — до балансовых пред­

приятий, балансовыми

предприятиями'— до филиалов

и мест реализации продукции).

Разработка плана товарооборота и выпуска продук­

ции на предприятиях

и в организациях общественного

питания осуществляется с учетом установленных пока­ зателей роста объема товарооборота и выпуска продук­ ции. При этом необходимо учитывать:

материалы об экономическом развитии района дея­ тельности предприятия или организации общественного питания, т. е. численность населения, количество рабо­ чих, служащих и учащихся, рост жилищного и промыш­ ленного строительства, увеличение денежных доходов населения; наличие близко расположенных предприятий розничной торговли;

размеры выделенных рыночных фондов продовольст­ венных товаров, их рост и повышение доли обществен­ ного питания в общей реализации продуктов населению;

Ю


показатели использования материально-технической базы и перспективы ее развития;

результаты экономического анализа роста товаро­ оборота и выпуска продукции общественного питания за предшествующий период и за ряд лет;

сезонные колебания товарооборота и выпуска про­ дукции;

опыт работы лучших предприятий общественного питания.

Важнейшим элементом планирования товарооборота и выпуска продукции предприятий и организаций об­ щественного питания является экономический анализ.

Анализ выполнения плана товарооборота и выпуска продукции

Процесс изготовления и реализации продукции соб­ ственного производства, а также продажа покупных товаров на предприятиях общественного питания тесно связаны между собой. В связи с этим анализ выполне­ ния плана общего объема товарооборота должен прово­ диться одновременно с анализом выполнения плана обо­ рота по продукции собственного производства и выпуска блюд, так как окончательный вывод об итогах произ­ водственно-торговой деятельности предприятий (органи­ заций) может быть сделан лишь на основе комплексного анализа всех трех показателей.

В процессе анализа выполнения плана товарооборо­ та и выпуска продукции необходимо определить: степень выполнения плана товарооборота и выпуска продукции в целом по организации или предприятию, а также в разрезе отдельных балансовых предприятий или фи­ лиалов; динамику и темпы роста по сравнению с прош­ лым годом или за ряд лет; равномерность выполнения плановых заданий по приросту товарооборота и выпуску продукции по кварталам и месяцам; степень удовлетво­ рения спроса потребителей на различные блюда и кули­ нарные изделия; структуру израсходованного сырья и продуктов и степень обеспеченности предприятия сырьем и покупными товарами в необходимом ассорти­ менте.

Важной задачей анализа является установление при­ чин, обусловивших резкое отклонение от планового за-

11

Дания и установленных темпов прироста товарооборота за отчетный период по отдельным балансовым пред­ приятиям или их филиалам в сравнении с фактическим

выполнением

плана организацией

или предприятием

в целом.

во внимание, что на

выполнение плана

Принимая

товарооборота и выпуска продукции большое влияние оказывает состояние и развитие сети, при анализе необ­ ходимо вскрыть причины задержки ввода в эксплуата­ цию новых предприятий, продолжительности (сверх установленных сроков) текущего и капитального ремон­ та, недостаточного развития сезонной сети.

В процессе анализа следует проверить выполнение предприятиями заданий по внедрению таких удобных для потребителей, форм обслуживания, как отпуск обе­ дов, завтраков и ужинов по абонементам, реализация комплексных обедов, доставка пищи к рабочим местам, предварительный прием заказов и т. д.

Общественное питание тесно связано с другими от­ раслями народного хозяйства, такими, как розничная торговля, пищевая промышленность, сельское хозяйство и др. На хозяйственную деятельность столовых, ресто­ ранов и других предприятий оказывают влияние естест­ венные факторы ■— время года, состояние погоды и т. п. Поэтому выполнение плана, рост товарооборота и уве­ личение выпуска продукции зависят не только от дея­ тельности руководителей и коллективов предприятий, но также и от объективно действующих факторов, непо­ средственно не зависящих от работников общественного питания.

В связи с этим при анализе плана товарооборота и выпуска продукции большое значение имеет выявле­ ние степени влияния объективно действующих факторов на выполнение плановых показателей. Целью такого анализа является выяснение, в какой мере отчетные показатели выполнения плана отражают влияние общих закономерностей развития народного хозяйства, конъ­ юнктуры спроса на продукцию общественного питания, а дакже изменения экономики города или района. Это позволит более точно определить результаты работы, которые непосредственно зависят от производственно­ торговой деятельности руководителей и коллективов предприятий.

Ш


Анализ выполнения плана товарооборота и выпуска продукции производится на основании данных статисти­ ческой, бухгалтерской и оперативной отчетности, а так­ же материалов контрольных проверок, ревизий и про­ токолов производственных совещаний. Для анализа используются следующие формы статистической и бух­

галтерской

отчетности: форма № 1 (годовая)

«Отчет

о розничном

товарообороте»; форма № 4-торг

(квар­

тальная, годовая)

«Отчет по общественному питанию»;

форма № 8-торг

(годовая) «Отчет о группировке мага­

зинов и предприятий общественного питания по уровню выполнения плана розничного товарооборота за IV квар­ тал; форма № 4 —■бухгалтерского отчета (квартальная, годовая) «Отчет о реализации и отпуске».

Анализ общего объема товарооборота, оборота по продукции собственного производства и выпуска блюд начинается с установления степени выполнения плана предприятием путем сравнения фактического или ожи­ даемого оборота и выпуска продукции с установленными показателями.

Анализ выполнения плана товарооборота и выпуска

продукции по организации

в

целом

(тресту, торгу,

орсу) производится по той

же

форме

(табл. 2). При

 

 

 

Т а б л и ц а 2

 

 

 

Отчетный год

 

Единица

Прош­

 

ожидаемое выполне­ ние

Показатели

лый

 

 

измерения

план

 

 

 

год

 

В%

кпрош­

кплану лому году

Товарооборот — всего

тыс. руб.

703,0

675,4

682,4

101,0

97,1

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

 

Оборот

по продук-

 

 

 

 

 

 

. ции

собственного

тыс. руб.

543,0

522,5

530,7

101,6

97,7

производства

. .

.

удельный

вес

в

 

 

 

 

 

 

общем товарообо­

 

77,2

77,4

77,8

+ 0,4

+ 0,6

роте

.....................по

покуп­

%

Оборот

тыс. руб.

160,0

152,9

151,7

99,2

94,8

ным товарам

. .

.

удельный

вес

в

 

 

 

 

 

 

общем товарообо­

 

22,8

22,6

22,2

- 0 ,4

 

роте

блюд.....................

. .

.

%

— 0 ,6

Выпуск

тыс. блюд

1624

1620

1625

100,8

100,0

2—1160

13


этом учитывают, что отдельные предприятия треста по­ мимо розничной продажи могут осуществлять оптовую реализацию полуфабрикатов и кулинарных изделий. Поэтому при анализе определяют степень выполнения плана и динамику как розничного, так и оптового обо­ ротов.

Из таблицы видно, что предприятие в целом успешно справилось с выполнением основных плановых заданий; удельный вес оборота по продукции собственного про­ изводства в общем товарообороте увеличился. Однако объем товарооборота и выпуск продукции собственного производства по сравнению с уровнем прошлого года снизились. Причины, вызвавшие это снижение, будут проанализированы ниже.

При анализе выполнения плана товарооборота и вы­ пуска продукции треста важно установить удельный вес товарооборота общественного питания в розничном товарообороте по продовольственным товарам города или другого административного центра (табл. 3).

Как видно из данных таблицы, несмотря на выпол­ нение плана и рост общего объема товарооборота об­ щественного питания в целом по городу и увеличение его удельного веса в обороте по продовольственным товарам с 16,3 до 16,7%, услугами предприятий общественного питания пользуется еще незначительная часть населения города. Только одна восьмая часть продовольственных ресурсов (12,39%) реализовалась населению в виде ку­ линарной продукции, готовой к потреблению. Таким об­ разом, трест столовых имеет большие возможности для дальнейшего роста оборота общественного питания и вы­ пуска продукции собственного производства.

При изучении динамики развития товарооборота и оборота по продукции собственного производства не­ обходимо учитывать, что сравнение размера товарообо­ рота в ценах соответствующих лет только по итоговым балансовым данным не всегда характеризует фактичес­ кое увеличение его физического объема в связи с тем, что в отчетном году могли произойти изменения в ценах на реализуемую продукцию. Поэтому для сопоставимо­ сти анализируемых показателей объем товарооборота и выпуск продукции собственного производства за от­ четный год следует пересчитать в ценах предшествую­ щего года.

14

Т а б л и ц а 3

 

 

 

 

 

 

 

«

Отчетный год

В %

 

Показатели

 

Единица

ч

 

 

 

к прош­

 

 

измерения

3

 

факти­

 

 

 

 

 

 

 

о ы

и лан

к плану

лому

 

 

 

 

 

 

 

Cl

чески

 

 

 

 

 

 

 

с £

 

 

 

голу

Численность

населе­

тыс. человек 247

 

257

 

104,2

ния ...........................

208,0

101,3

Покупательные фонды

млн. руб.

195,6

210,7

107,7

Розничный товарообо­

млн. руб.

201,9

212,9

217,5

102,2

107,7

рот

города . . . .

В том числе:

продо­

 

 

 

 

 

 

оборот

 

по

 

 

 

 

 

 

 

вольственным

това­

млн. руб.

104,8

109,0

110,9

101,7

105,8

рам ...........................

Удельный

 

вес

 

продо­

 

 

 

 

 

 

вольственных

това­

 

 

 

 

 

 

ров в общем товаро­

 

51,9

 

 

—0,2

—0,9

обороте

....................

%

51,2

51,0

Оборот общественного

млн. руб.

17,04

18,2

18,52

101,8

108,7

питания

 

...................

В том

числе:

 

 

 

 

 

 

 

оборот

по

продук­

 

 

 

 

 

 

ции

 

собственного

млн. руб.

12,31

13,4

13,74

102,5

111,6

производства . -. .

Удельный, вес оборо­

 

 

 

 

 

 

та

общественного

 

 

 

 

 

 

питания

в

 

общем

 

 

 

 

 

 

обороте

 

по

 

продо­

 

 

 

 

 

 

вольственным

това­

 

16,3

 

16,7

 

+ 0 ,4

рам ...........................

%

16,70

 

В том числе:

 

 

 

 

 

 

 

оборот

по

продук­

 

 

 

 

 

 

ции

 

собственного

 

 

 

12,39 +0,09

+0,64

производства . . .

%

11,75

12,30

Оборот общественного

 

 

 

 

 

 

питания

в

среднем

 

 

 

 

 

 

на

одного

жителя

руб.

69

 

72

 

104,4

города

.....................

 

 

Размер покупательных

 

 

 

 

 

 

фондов

 

в

среднем

руб.

792

 

820

 

103,5

на

душу

населения

 

 

С этой целью рассчитывается индекс цен, показатель, характеризующий изменение цен за определенный пе­ риод времени, по формуле

г— Т9ТPi

Р*?<ПРо '

где q\ — количество товаров (сырья), реализован­ ных в отчетном периоде;

Ро и pi — цены базисного и отчетных периодов.

2;

15