Файл: Менделевич, А. М. Производственная программа и товарооборот предприятий общественного питания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА
ИВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
ИВ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО
ПИТАНИЯ
План оборота общественного питания является со ставной частью общего плана розничного товарооборота страны, поэтому порядок и исходные положения состав ления плана товарооборота являются общими как для организаций розничной торговли, так и для организаций общественного питания.
В целом по стране в народнохозяйственном плане оборот по общественному питанию не выделяется и не утверждается, а рассматривается как часть плана об щего розничного товарооборота. Министерство торговли
СССР рассматривает проекты планов развития общест венного питания и представляет их в Совет Министров
СССР, Госплан СССР, Госстрой СССР. Советы минист ров союзных, республик по представлении Госплана рес публики рассматривают и утверждают разработанные министерством торговли республики планы оборота по продукции собственного производства в разрезе обла стей, краев, автономных республик и торговых систем; соответственно (кроме РСФСР) планируется общий объем товарооборота. По РСФСР общий объем товаро оборота общественного питания планируется и утвер ждается непосредственно в областях, краях и автоном ных республиках.
В соответствии с новым порядком планирования и оценки хозяйственной деятельности по сокращенному кругу показателей предприятиям и организациям об щественного питания утверждаются как директивные показатели план оборота по продукции собственного производства и прибыль или план товарооборота с вы делением оборота по продукции собственного производ ства и прибыль. План выпуска блюд в целом и в ассор тименте разрабатывается и утверждается непосредствен но балансовыми предприятиями с учетом установлен ного плана оборота по продукции собственного производ ства.
Новый порядок планирования и оценки хозяйствен ной деятельности по сокращенному кругу показателей значительно повысил требования к экономической обо-
9
скованности планов, разрабатываемых непосредственно на предприятиях и в организациях. Обоснованность уста новленных планов товарооборота и выпуска продукции, равномерность и ритмичность выполнения их балансо выми предприятиями и их филиалами во многом опре деляются организацией экономической работы на предприятиях. Большое значение при этом имеет систе матический отбор аналитического материала, характери зующего объем, структуру и тенденцию развития спроса на продукцию общественного питания. Наличие такой информации и ее анализ во многом определяют обосно ванность планирования товарооборота и выпуска про дукции.
Планирование товарооборота и выпуска продукции предприятия и организации общественного питания складывается из трех последовательных этапов:
первый этап — составление плана-заявки и пред ставление его в вышестоящие организации (балансовым предприятием — в трест столовых; трестом столовых — в управление общественного питания);
второй этап — разработка и утверждение вышестоя щей организацией директивных показателей плана това рооборота й выпуска продукции;
третий этап — разработка и доведение плановых заданий по товарообороту и выпуску продукции до ис полнителей (трестом столовых — до балансовых пред
приятий, балансовыми |
предприятиями'— до филиалов |
и мест реализации продукции). |
|
Разработка плана товарооборота и выпуска продук |
|
ции на предприятиях |
и в организациях общественного |
питания осуществляется с учетом установленных пока зателей роста объема товарооборота и выпуска продук ции. При этом необходимо учитывать:
материалы об экономическом развитии района дея тельности предприятия или организации общественного питания, т. е. численность населения, количество рабо чих, служащих и учащихся, рост жилищного и промыш ленного строительства, увеличение денежных доходов населения; наличие близко расположенных предприятий розничной торговли;
размеры выделенных рыночных фондов продовольст венных товаров, их рост и повышение доли обществен ного питания в общей реализации продуктов населению;
Ю
показатели использования материально-технической базы и перспективы ее развития;
результаты экономического анализа роста товаро оборота и выпуска продукции общественного питания за предшествующий период и за ряд лет;
сезонные колебания товарооборота и выпуска про дукции;
опыт работы лучших предприятий общественного питания.
Важнейшим элементом планирования товарооборота и выпуска продукции предприятий и организаций об щественного питания является экономический анализ.
Анализ выполнения плана товарооборота и выпуска продукции
Процесс изготовления и реализации продукции соб ственного производства, а также продажа покупных товаров на предприятиях общественного питания тесно связаны между собой. В связи с этим анализ выполне ния плана общего объема товарооборота должен прово диться одновременно с анализом выполнения плана обо рота по продукции собственного производства и выпуска блюд, так как окончательный вывод об итогах произ водственно-торговой деятельности предприятий (органи заций) может быть сделан лишь на основе комплексного анализа всех трех показателей.
В процессе анализа выполнения плана товарооборо та и выпуска продукции необходимо определить: степень выполнения плана товарооборота и выпуска продукции в целом по организации или предприятию, а также в разрезе отдельных балансовых предприятий или фи лиалов; динамику и темпы роста по сравнению с прош лым годом или за ряд лет; равномерность выполнения плановых заданий по приросту товарооборота и выпуску продукции по кварталам и месяцам; степень удовлетво рения спроса потребителей на различные блюда и кули нарные изделия; структуру израсходованного сырья и продуктов и степень обеспеченности предприятия сырьем и покупными товарами в необходимом ассорти менте.
Важной задачей анализа является установление при чин, обусловивших резкое отклонение от планового за-
11
Дания и установленных темпов прироста товарооборота за отчетный период по отдельным балансовым пред приятиям или их филиалам в сравнении с фактическим
выполнением |
плана организацией |
или предприятием |
в целом. |
во внимание, что на |
выполнение плана |
Принимая |
товарооборота и выпуска продукции большое влияние оказывает состояние и развитие сети, при анализе необ ходимо вскрыть причины задержки ввода в эксплуата цию новых предприятий, продолжительности (сверх установленных сроков) текущего и капитального ремон та, недостаточного развития сезонной сети.
В процессе анализа следует проверить выполнение предприятиями заданий по внедрению таких удобных для потребителей, форм обслуживания, как отпуск обе дов, завтраков и ужинов по абонементам, реализация комплексных обедов, доставка пищи к рабочим местам, предварительный прием заказов и т. д.
Общественное питание тесно связано с другими от раслями народного хозяйства, такими, как розничная торговля, пищевая промышленность, сельское хозяйство и др. На хозяйственную деятельность столовых, ресто ранов и других предприятий оказывают влияние естест венные факторы ■— время года, состояние погоды и т. п. Поэтому выполнение плана, рост товарооборота и уве личение выпуска продукции зависят не только от дея тельности руководителей и коллективов предприятий, но также и от объективно действующих факторов, непо средственно не зависящих от работников общественного питания.
В связи с этим при анализе плана товарооборота и выпуска продукции большое значение имеет выявле ние степени влияния объективно действующих факторов на выполнение плановых показателей. Целью такого анализа является выяснение, в какой мере отчетные показатели выполнения плана отражают влияние общих закономерностей развития народного хозяйства, конъ юнктуры спроса на продукцию общественного питания, а дакже изменения экономики города или района. Это позволит более точно определить результаты работы, которые непосредственно зависят от производственно торговой деятельности руководителей и коллективов предприятий.
Ш
Анализ выполнения плана товарооборота и выпуска продукции производится на основании данных статисти ческой, бухгалтерской и оперативной отчетности, а так же материалов контрольных проверок, ревизий и про токолов производственных совещаний. Для анализа используются следующие формы статистической и бух
галтерской |
отчетности: форма № 1 (годовая) |
«Отчет |
|
о розничном |
товарообороте»; форма № 4-торг |
(квар |
|
тальная, годовая) |
«Отчет по общественному питанию»; |
||
форма № 8-торг |
(годовая) «Отчет о группировке мага |
зинов и предприятий общественного питания по уровню выполнения плана розничного товарооборота за IV квар тал; форма № 4 —■бухгалтерского отчета (квартальная, годовая) «Отчет о реализации и отпуске».
Анализ общего объема товарооборота, оборота по продукции собственного производства и выпуска блюд начинается с установления степени выполнения плана предприятием путем сравнения фактического или ожи даемого оборота и выпуска продукции с установленными показателями.
Анализ выполнения плана товарооборота и выпуска
продукции по организации |
в |
целом |
(тресту, торгу, |
орсу) производится по той |
же |
форме |
(табл. 2). При |
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
|
|
|
Отчетный год |
|
|
Единица |
Прош |
|
ожидаемое выполне ние |
Показатели |
лый |
|
|
|
измерения |
план |
|
||
|
|
год |
|
В%
кпрош
кплану лому году
Товарооборот — всего |
тыс. руб. |
703,0 |
675,4 |
682,4 |
101,0 |
97,1 |
|||
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оборот |
по продук- |
|
|
|
|
|
|
||
. ции |
собственного |
тыс. руб. |
543,0 |
522,5 |
530,7 |
101,6 |
97,7 |
||
производства |
. . |
. |
|||||||
удельный |
вес |
в |
|
|
|
|
|
|
|
общем товарообо |
|
77,2 |
77,4 |
77,8 |
+ 0,4 |
+ 0,6 |
|||
роте |
.....................по |
покуп |
% |
||||||
Оборот |
тыс. руб. |
160,0 |
152,9 |
151,7 |
99,2 |
94,8 |
|||
ным товарам |
. . |
. |
|||||||
удельный |
вес |
в |
|
|
|
|
|
|
|
общем товарообо |
|
22,8 |
22,6 |
22,2 |
- 0 ,4 |
|
|||
роте |
блюд..................... |
. . |
. |
% |
— 0 ,6 |
||||
Выпуск |
тыс. блюд |
1624 |
1620 |
1625 |
100,8 |
100,0 |
2—1160 |
13 |
этом учитывают, что отдельные предприятия треста по мимо розничной продажи могут осуществлять оптовую реализацию полуфабрикатов и кулинарных изделий. Поэтому при анализе определяют степень выполнения плана и динамику как розничного, так и оптового обо ротов.
Из таблицы видно, что предприятие в целом успешно справилось с выполнением основных плановых заданий; удельный вес оборота по продукции собственного про изводства в общем товарообороте увеличился. Однако объем товарооборота и выпуск продукции собственного производства по сравнению с уровнем прошлого года снизились. Причины, вызвавшие это снижение, будут проанализированы ниже.
При анализе выполнения плана товарооборота и вы пуска продукции треста важно установить удельный вес товарооборота общественного питания в розничном товарообороте по продовольственным товарам города или другого административного центра (табл. 3).
Как видно из данных таблицы, несмотря на выпол нение плана и рост общего объема товарооборота об щественного питания в целом по городу и увеличение его удельного веса в обороте по продовольственным товарам с 16,3 до 16,7%, услугами предприятий общественного питания пользуется еще незначительная часть населения города. Только одна восьмая часть продовольственных ресурсов (12,39%) реализовалась населению в виде ку линарной продукции, готовой к потреблению. Таким об разом, трест столовых имеет большие возможности для дальнейшего роста оборота общественного питания и вы пуска продукции собственного производства.
При изучении динамики развития товарооборота и оборота по продукции собственного производства не обходимо учитывать, что сравнение размера товарообо рота в ценах соответствующих лет только по итоговым балансовым данным не всегда характеризует фактичес кое увеличение его физического объема в связи с тем, что в отчетном году могли произойти изменения в ценах на реализуемую продукцию. Поэтому для сопоставимо сти анализируемых показателей объем товарооборота и выпуск продукции собственного производства за от четный год следует пересчитать в ценах предшествую щего года.
14
Т а б л и ц а 3
|
|
|
|
|
|
|
« |
Отчетный год |
В % |
||
|
Показатели |
|
Единица |
ч |
|
|
|
к прош |
|||
|
|
измерения |
3 |
|
факти |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
о ы |
и лан |
к плану |
лому |
||
|
|
|
|
|
|
|
Cl |
чески |
|||
|
|
|
|
|
|
|
с £ |
|
|
|
голу |
Численность |
населе |
тыс. человек 247 |
|
257 |
|
104,2 |
|||||
ния ........................... |
208,0 |
101,3 |
|||||||||
Покупательные фонды |
млн. руб. |
195,6 |
210,7 |
107,7 |
|||||||
Розничный товарообо |
млн. руб. |
201,9 |
212,9 |
217,5 |
102,2 |
107,7 |
|||||
рот |
города . . . . |
||||||||||
В том числе: |
продо |
|
|
|
|
|
|
||||
оборот |
|
по |
|
|
|
|
|
|
|
||
вольственным |
това |
млн. руб. |
104,8 |
109,0 |
110,9 |
101,7 |
105,8 |
||||
рам ........................... |
|||||||||||
Удельный |
|
вес |
|
продо |
|
|
|
|
|
|
|
вольственных |
това |
|
|
|
|
|
|
||||
ров в общем товаро |
|
51,9 |
|
|
—0,2 |
—0,9 |
|||||
обороте |
.................... |
% |
51,2 |
51,0 |
|||||||
Оборот общественного |
млн. руб. |
17,04 |
18,2 |
18,52 |
101,8 |
108,7 |
|||||
питания |
|
................... |
|||||||||
В том |
числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|||
оборот |
по |
продук |
|
|
|
|
|
|
|||
ции |
|
собственного |
млн. руб. |
12,31 |
13,4 |
13,74 |
102,5 |
111,6 |
|||
производства . -. . |
|||||||||||
Удельный, вес оборо |
|
|
|
|
|
|
|||||
та |
общественного |
|
|
|
|
|
|
||||
питания |
в |
|
общем |
|
|
|
|
|
|
||
обороте |
|
по |
|
продо |
|
|
|
|
|
|
|
вольственным |
това |
|
16,3 |
|
16,7 |
|
+ 0 ,4 |
||||
рам ........................... |
% |
16,70 |
|
||||||||
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
||||
оборот |
по |
продук |
|
|
|
|
|
|
|||
ции |
|
собственного |
|
|
|
12,39 +0,09 |
+0,64 |
||||
производства . . . |
% |
11,75 |
12,30 |
||||||||
Оборот общественного |
|
|
|
|
|
|
|||||
питания |
в |
среднем |
|
|
|
|
|
|
|||
на |
одного |
жителя |
руб. |
69 |
|
72 |
|
104,4 |
|||
города |
..................... |
|
|
||||||||
Размер покупательных |
|
|
|
|
|
|
|||||
фондов |
|
в |
среднем |
руб. |
792 |
|
820 |
|
103,5 |
||
на |
душу |
населения |
|
|
С этой целью рассчитывается индекс цен, показатель, характеризующий изменение цен за определенный пе риод времени, по формуле
г— Т9ТPi
Р*?<ПРо '
где q\ — количество товаров (сырья), реализован ных в отчетном периоде;
Ро и pi — цены базисного и отчетных периодов.
2; |
15 |