Файл: Орлов, Э. Н. Особенности эксплуатации автомобилей УАЗ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

БАМ

В ПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯМ

Э. Н. ОРЛОВ

ОСОБЕННОСТИ

ЭКСПЛУАТАЦИИ

АВТОМОБИЛЕЙ У А З

МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1977

УДК G29.113.001

 

 

6Т2.13

 

V/

066

 

О - 7 , "

 

 

Г

••'Гг-..—

у ™ у

t ~

..-

_ 2 ii

Орлов Э. Н.

066 Особенности эксплуатации автомобилей УАЗ. М., «Транспорт», 1977.

80 с. с нл.

п табл. (БАМ —

в помощь строителям).

 

В книге

рассматриваются

особенности

эксплуатации

и технического

обслуживания автомобилей УАЗ. Даются рекомендации по

управлению

автомобилем

при движении по

различным

дорогам и по устранению не­

исправностей. возникших в пути.

 

 

Книга предназначена для водителей автомобилей.

 

q 31801-512

БЗ-22-15-77

 

 

6T2.I3

^ 049(01)-77

 

 

 

 

 

 

© Издательство «Транспорт», 1977.


ВВЕДЕНИЕ

Требованиям эксплуатации в условиях строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМ) в достаточной степе­ ни отвечают конструкции автомобилей УАЗ-469 и УАЗ-452, серийно выпускаемых Ульяновским автомобильным заво­ дом. Автомобили УАЗ-469 выпускаются двух модификаций:

УАЗ-469 (рис. 1)— автомобиль специального назначе­ ния с экранированным электрооборудованием, позволяю­ щим устанавливать на него бортовые средства радиосвязи, и увеличенным дорожным просветом. На автомобиле уста­ новлены оригинальные ведущие мосты с колесными редук­ торами;

УАЗ-469Б — легковой автомобиль общего назначения с обычными ведущими мостами, как и автомобили семейст­ ва УАЗ-452.

Автомобили УАЗ-469 и УАЗ-469Б — двухосные, повы­ шенной проходимости типа 4X4, с открытым универсаль­ ным кузовом, со съемным мягким верхом и откидным задним бортом. Эти автомобили предназначены для перевоз­ ки 7 чел. и 100 кг груза или 2 чел. и 600 кг груза. Одно­ временно с перевозкой людей или грузов автомобили .мо­ гут буксировать одноосный прицеп общей массой 850 кг.

Автомобили УАЗ-452 выпускаются следующих модифи­ каций:

УАЗ-452 (рис. 2) — автомобиль-фургон, предназначен для перевозки промышленных и продовольственных това­ ров. Цельнометаллический закрытый кузов вагонного типа

3

Рнс. 1. Автомобиль УАЗ-469

Рис. 2. Автомобиль УАЗ-452

Рис. 4. Автомобиль УАЗ-452Д

разделен перегородкой на кабину водителя и грузовой отсек;

УАЗ-452А (рис. 3) — санитарный автомобиль, предназ­ начен для перевозки больных и обслуживания пунктов ско­ рой медицинской помощи. Кузов этого автомобиля имеет мягкую внутреннюю обивку, а снаружи опознавательные специальные знаки;

УАЗ-452АС — специальный санитарный автомобиль для райнов Крайнего Севера. Автомобиль имеет двойные стекла окон, утепленные кабину и салон, две аккумулятор­ ные батареи и предпусковой подогреватель двигателя. Все

резиновые детали иа этом автомобиле

выполнены из спе­

циальных морозостойких резиновых смесей;

 

УАЗ-452В — автобус для перевозки

10 пассажиров, не

включая водителя;

4 ) — грузовой автомобиль

с двухмест­

УАЗ-452Д (рис.

ной металлической

кабиной и деревянной

платформой,

предназначен для перевозки грузов весом до 800 кг. Автомобили УАЗ-452, УАЗ-452А п УАЗ-452Д выпуска­

ются как с обычным, так и с экранированным электрообо­ рудованием.

Все перечисленные автомобили Ульяновского автозаво­ да рассчитаны на эксплуатацию по. всем видам дорог и бездорожью при всех климатических условиях и при тем­ пературе окружающего воздуха от минус 40°С до плюс 50°С. Исключение составляет северный санитарный авто­ мобиль УАЗ-452АС, который рассчитан на эксплуатацию при температуре до минус 60°С.

Автомобили УАЗ-469 и УАЗ-452 имеют взаимозаменяе­

мые основные узлы и агрегаты

(двигатель, коробка пере­

дач (КП),

раздаточная коробка (РК), ведущие мосты

и др.) н

почти одинаковые

технико-эксплуатационные

характеристики.

6


ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ

Эксплуатация автомобилей в условиях низких температур

При

эксплуатации автомобилей в условиях низких тем­

ператур

особое значение имеют-пуск двигателя, оптималь­

ный тепловой режим, отопление кабины и салона автомобиля, правильное применение эксплуатационных материалов.

П у с к п р о г р е т о г о д в и г а т е л я

автомобилей

УАЗ не вызывает затруднений в любое время

года. Если

же теплый двигатель с исправным зажиганием не пускает­ ся после двух-трех попыток, то причиной этого обычно яв­ ляется переобогащение рабочей смеси. Для устранения переобогащения необходимо продуть цилиндры двигателя свежим воздухом, плавно нажав до отказа на педаль уп­ равления дроссельной заслонкой и повернув стартером коленчатый вал двигателя на несколько оборотов. Если во время продувки двигатель не начнет работать, то пу­ скать его после продувки следует обычным порядком.

Двигатели автомобилей УАЗ уверенно пускаются без предварительного подогрева и применения пусковых жид­

костей при температуре окружающего воздуха до

ми­

нус 20°С при применении маловязких масел типа М-8Г

по

ТУ 38-1-267—69 или АСЗп-10 и АСЗп-6 по ГОСТ 10541—63.

Минимальная температура для надежного пуска холод­ ного двигателя на масле АС-6 без предварительного подо­ грева и применения пусковых жидкостей находится около минус 15°С.

/

Порядок п у с к а х о л о д н о г о д в и г а т е л я следу­ ющий: подкачать топливо в карбюратор ручным рычагом топливного насоса для возмещения возможных потерь от испарения; вытянуть до отказа кнопку воздушной заслонки карбюратора; выключить сцепление, нажав до отказа на педаль; включить зажигание; включить стартер; держать стартер включенным следует не более 5 с; интервалы меж­ ду включениями стартера должны быть не менее 10—15 с; включать стартер более 3 раз подряд не рекомендуется; если при помощи стартера коленчатый вал двигателя про­ ворачивается тяжело вследствие глубокого разряда акку­ муляторной батареи, то следует пользоваться пусковой ру­ кояткой; как только двигатель начнет работать, немедлен­ но утопить кнопку воздушной заслонки на —'/г ее хода, нажать одновременно на педаль управления дроссельной заслонкой и, не превышая среднюю частоту вращения ко­ ленчатого вала, прогреть двигатель до устойчивости работы

на малой частоте вращения в режиме холостого хода,

по

степенно утапливая до

отказа кнопку

воздушной

за­

слонки.

з а п р е щ а е т с я

р а б о т а

с

К а т е г о р и ч е с к и

б о л ь ш о й ч а с т о т о й в р а щ е н и я

к о л е н ч а т о г о

в а л а д л я у с к о р е н и я п р о г р е в а х о л о д н о г о д в и ­ г а т е л я .

Для облегчения пуска двигателя при температурах ми­ нус 10—20°С рекомендуется сначала провернуть 3—5 раз пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, предвари­ тельно отключив радиатор для улучшения условий подачи

масла к подшипникам коленчатого и

распределительного

валов.

при т е м п е р а т у ­

П у с к х о л о д н о г о д в и г а т е л я

ра х н иже минус 15—20°С. При отсутствии предпуско­ вого подогревателя двигатель пускают в следующем по­ рядке:

закрыть жалюзи радиатора и клапан утеплителя обли­ цовки капота (если он установлен);


отключить масляный радиатор и радиатор отопителя,

закрыв краники; подогреть двигатель горячей (70—90°С) водой, зали­

вая ее в систему охлаждения; при этом сливные краники на блоке цилиндров и нижнем бачке радиатора должны быть открыты. Как только из краника радиатора нач­ нет вытекать вода, краник надо закрыть; краник на бло­

ке цилиндров закрыть после того, когда из

него начнет

течь теплая вода. Воду но мере остывания

сливают из

системы охлаждения через краник блока

цилиндров;

после этого систему охлаждения вновь заполняют водой; при замерзании сливного краника его необходимо об­ вернуть тряпкой и непрерывно поливать горячей водой до

оттаивания; прогревать двигатель, меняя воду, следует до тех пор,

пока коленчатый вал не начнет вращаться пусковой руко­ яткой достаточно легко с отчетливо ощутимой компрес­ сией в цилиндрах, после этого воду можно не сливать; подкачать топливо в карбюратор рычагам топливного насоса и провернуть рукой вентилятор для устранения возможного примерзания крыльчатки водяного насоса; подогреть впускной трубопровод горячей водой; воду лить тонкой струей, чтобы тепло успело передаться трубо­

проводу; вытянуть до отказа кнопку управления воздушной за­

слонкой, произвести предварительный подсос топлива, про­ вернув 3—5 раз коленчатый вал пусковой рукояткой;

выключить сцепление, включить зажигание и пустить двигатель в обычном порядке.

Прогрев двигателя осуществляется как описано выше.

Краник отопителя включают после прогрева

охлаждаю­

щей жидкости (по указателю температуры) до

70—80°С.

Затем надо остановить двигатель и долить воду в радиа­ тор.

Для облегчения пуска холодного двигателя при низких температурах без предварительного подогрева использу-

2—484

9


ется пусковая жидкость «Арктика», состоящая из смеси эфиров и загущенных маловязких (для двигателей) масел

сприсадками. Пользоваться пусковой жидкостью нужно только в тех случаях, когда нет никакой возможности про­ греть двигатель перед пуском горячей водой или предпус­ ковым подогревателем, так как пуск холодного двигателя

спомощью пусковой жидкости сопровождается повышен­ ными износами деталей двигателя. Применение пусковой жидкости эффективно при использовании в двигателе ма­ сел АСЗп-10, АСЗп-6 с загущающими присадками.

Вводить в цилиндры двигателя пусковую жидкость ре­ комендуется с помощью пускового приспособления 5ПП-40А (ОСТ 37. 001. 030-72), состоящего из насоса, смесителя и двух форсунок (распылителей).

Насос пускового приспособления размещают на авто­ мобиле так, чтобы он был доступен для водителя. На ав-

Ю

06,5

Вид А

 

ц о т в .

Рис. 6. Кронштейн крепления на­ соса пускового приспособления

томобилях УАЗ-469 его можно установить под рулевым колесом (рис. 5), изготовив дополнительный кронштейн, изображенный на рис. 6. Смеситель лучше всего устано­ вить .рядом с впускным трубопроводом двигателя (рис. 7) с помощью кронштейна (рис. 8). Распылители ввертыва­ ют во впускной трубопровод с двух сторон. Трубки, сое­ диняющие насос, смеситель и форсунки, сгибают и уста­

навливают по месту:

Пусковая жидкость содержится в металлических гер­ метичных капсулах емкостью 20 см3. При температуре окружающего воздуха до минус 20°С для пуска двигателя автомобилей УАЗ достаточно одной капсулы, при более низкой температуре нужны две капсулы.

П у с к д в и г а т е л я , с п о м о щ ь ю п у с к о в о г о п р и с п о с о б л е н и я необходимо производить следующим

образом: вставить

капсулу в смеситель и, закрыв герме-

2*

11

тично крышкой, проколоть ее иглой;

закрыть

воздушную

заслонку

карбюратора и выключить

сцепление; нажать

па рычаг

клапана рукоятки воздушного насоса

и сделать

в зависимости от температуры наружного воздуха три— пять качков; включить стартер; одновременно с включени­ ем стартера рукояткой воздушного насоса энергично пода­ вать пусковую жидкость во впускной трубопровод.

После пуска двигателя выключить стартер, продолжая подавать пусковую жидкость для поддержания необходи­ мой частоты вращения коленчатого вала.

Подачу пусковой жидкости прекратить после прогрева двигателя до устойчивой работы на малой частоте враще­ ния коленчатого вала.

Если с первой попытки двигатель не начнет работать, то повторный пуск производится спустя 1—2 мин. Если после трех-четырех попыток двигатель также не начнет работать, необходимо отыскать и устранить неисправность двигателя или пускового приспособления.

При применении пусковой жидкости з а п р е щ а е т с я пользоваться источником открытого огня, заправлять пус­ ковое приспособление сверх количества, необходимого для одного пуска, хранить в автомобиле прохудившиеся капсу­ лы. При появлении запаха эфира в кабине водителя необ­ ходимо открыть двери кабины и проверить герметичность соединений пускового приспособления.

Порядок пуска двигателя с предварительным разогре­ вом его предпусковым подогревателем изложен в инст­ рукции по эксплуатации автомобилей.

П у с к д в и г а т е л я б у к с и р о в к о й а в т о м о б и л я следует производить только в исключительных случаях.

Для пуска двигателя буксировкой автомобиля необхо­ димо выполнить следующее: соединить с помощью троса буксирующий и буксируемый автомобили; включить зажи­ гание, выключить сцепление и включить вторую или тре­ тью передачу; плавно начать движение с выключенным сцеплением. При достижении скорости 15—20 км/ч плавно

12