Файл: Левин, Е. Т. Современные технические средства погрузки, транспортирования и разгрузки торговых грузов (обзор).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 0
приятия целесообразно использовать малогабаритные автомобильные контейнеры. Наибольший экономический эффект от применения изотермических контейнеров по лучается при транспортировании их на автомобиляхсамопогрузчиках. По данным НИИATa1 это обеспечива ет полную механизацию погрузочно-разгрузочных работ, снижает затраты при погрузке и выгрузке на 31,8%.
Общая экономия при перевозке скоропортящихся грузов в изотермических контейнерах на автомобилях-самопо
грузчиках при годовом объеме перевозок 27700 т на среднее расстояние (16 км) составит 32,2 тыс.руб., а
при перевозке на автомобиле ГАЗ-51 (без снятия кон тейнера при разгрузке) - 10,1 тыс.руб. Это означает,
что при перевозке продуктов в автомобильных изотер мических контейнерах экономия в расчете на 1 т груза составит 1,16 руб. В расчете на один контейнер эконо мия составит в среднем 75 руб.
При транспортировании некоторых скоропортящихся
продуктов на небольшие расстояния в городах с умерен
ным климатом с успехом могут быть использованы обыч ные контейнеры, не имеющие устройств для охлаждения продуктов.
Так, для перевозки молочных продуктов в Донецке эксплуатируется 50 таких контейнеров. Их доставка в
торговую сеть производится двумя автомобилями, обо рудованными гидрокранами Л-4030 [22,23].
По данным Донецкого производственного треста ав тотранспорта, годовой экономический эффект от внедре ния автоконтейнеров в 1972 г. составил около 20 тыс.руб.
В ближайшее время весь суточный выпуск молока и молочных продуктов в пакетах (более 30 т в сутки) бу дет доставляться в торговую сеть в контейнерах. Для
этого дополнительно изготовлено еще 100 автоконтейне ров, а два автомобиля ЗИЛ-130 оборудуются гидрокра нами. Предполагаемый годовой экономический эффект от перевозки в контейнерах всего объема молочной продук
ции, выпускаемой в тетрапаках в г.Донецке, составит 60-70 тыс.руб.
Организация перевозки молока в бумажных пакетах экономически выгодна не только автотранспортному
46
предприятию, но и молокозаводу и торговым организа циям [23].
В ряде магазинов Донецка эти контейнеры завозят ся в залы самообслуживания и используются для непо
средственной продажи без перегрузки пакетов с молоком на стационарное торговое оборудование. Это позволяет получить значительную экономию затрат труда торговых работников.
Некоторые магазины используют контейнеры для уличной торговли молочными продуктами. Целесообраз
но использовать контейнеры для организации доставки молока на дом. Для этого по кольцевому маршруту за крытые на замок контейнеры должны доставляться во
дворы и подъезды домов. Продавцы будут разносить пакеты с молочными продуктами по квартирам. Обрат ным рейсом автомашина должна забирать освободивши еся контейнеры.
Большое народнохозяйственное значение имеет кон тейнеризация при перевозке и хранении картофеля, ово щей, фруктов и бахчевых культур (26].
По данным ВНИИэлектротранспорта, использование
контейнеров и электропогрузчиков ЭП-1037106 дает боль шой экономический эффект. Один погрузчик заменяет труд 10-15 человек. Расходы на приобретение погрузчи ка и контейнеров окупаются в течение полугодия.
На Украине хорошо зарекомендовали себя контейне
ры К-450, погрузка которых осуществляется автопогруз чиками, автокранами или погрузчиками на тракторе 'Белорусь*.
Основной эффект получается за счет того, что при перевозке и хранении картофеля в контейнерах обеспе чивается сохранность клубней.
При перевозке картофеля навалом и хранении его в
закромах с естественной вентиляцией Шевченковская
плодоовощная база г.Киева с каждой заложенной тонны картофеля реализовала только 600 кг, а при использо
вании контейнеров - 800 кг, т.е. отходы сократились
вдвое ( 200 кг картофеля с каждой тонны)
Например, |
в Днепропетровской области потери на тон |
не продукции |
равнялись соответственно 13,9 и 3,9 руб., |
47
т.е. экономия от перехода на контейнерный способ пере возки и хранения картофеля составляла 10 руб. с тонны. В целом по УССР экономический эффект от применения контейнеров при перевозке и хранении картофеля состав ляет около 14 руб. на каждую тонну. В связи с сокра щением простоев транспорта при погрузочно-разгрузоч ных работах себестоимость перевозки тонны картофеля на железнодорожном транспорте сократилась на 40 коп.,
а на автомобильном транспорте - на 60 коп. Кроме то го, в сельском хозяйстве экономия заработной платы при погрузке картофеля на автомашины составляет около 50 коп. с каждой тонны.
Контейнеризация эффективна и при транспортировании
арбузов и дынь. Для перевозки арбузов на Украине ис пользуют специальные контейнеры грузоподъемностью 500 кг. Контейнеры отгружаются запломбированными.
Бахчевые в контейнерах завозятся без перегрузки
непосредственно в магазины и на овощные базары. Тор
говля производится из контейнеров.
Как показала практика, контейнерный способ пере возки бахчевых культур содействует резкому сокращению
потерь. В среднем они сократились в пять-шесть раз и теперь составляют не более 3%. В 1873 г. в Киев поч
ти все арбузы завозились в контейнерах.
Большой экономический эффект достигается при ис пользовании комбитайнеров для перевозки овощей и кар
тофеля. По расчетам торга 'Мосовощ*, перевод 50 ма газинов самообслуживания этого торга на продажу ово
щей из контейнеров даст не менее 100 тыс .руб .экономии. Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время контейнеры используют часто неправильно, в результа
те чего теряется значительная часть экономического эффекта. Например, картофель и овощи должны заклады ваться в контейнеры не на овощных базах, а в поле.
В’ 1872 г. лишь около 10% заложенного на хранение в РСФСР картофеля было завезено в контейнерах непос
редственно с поля. По данным Министерства торговли
РСФСР, затраты на перевозку и хранение тонны карто феля составляют: при загрузке контейнеров в поле - 31 руб.80 коп., а при загрузке их на базах с промежу
48
точными перевалками - 36 руб.05 коп., т.е. больше на 4 руб.25 коп. В РСФСР перевозка даже одной трети всего закладываемого на хранение картофеля в контей нерах с поля дала бы экономию в несколько миллионов рублей. Кроме того, потери картофеля при хранении со кращаются на 5-6% общего количества клубней.
По данным Ленинградского института советской тор говли им. Ф.Энгельса, внедрение перевозок и хранения
в контейнерах особенно эффективно для овощей. Эконо мия на каждую тонну продукции составляет 18,2 руб. [24],
Практика многих торговых организаций показывает,
что использование универсальных контейнеров дает боль шой экономический эффект. По данным Ленторгбыттранса, применение контейнеров и гидрокранов 4030 -П поз волило снизить в Ленинграде расходы по доставке 1 т медикаментов на 3,8 руб., галантерейных товаров -
на 1,8 руб.
Ленинградская база Росторгодежды доставляет швей ные изделия в каждый магазин не менее трех раз в ме сяц. Доставка швейных изделий в контейнерах снизила транспортные расходы на 60%; за 1972 г. экономия по этой статье издержек составила около 56 тыс.руб.
Результаты проведенных за последние годы иссле дований показали, что механизация и автоматизация по
грузочно-разгрузочных и складских работ на предприя
тиях торговли дает наибольший экономический эффект
лишь при использовании комплексных схем механизации,
основанных на сквозном транспортировании пакетирован ных грузов C25j .
Важной технической проблемой является организация централизованного производства контейнеров и чехлов к ним. В настоящее время контейнеры изготовляются
полукустарно, что отражается на их качестве и стоимос ти. Решение проблемы - в массовом производстве кон тейнеров на заводах по централизованным заказам Ми нистерства торговли СССР и Центросоюза.
Необходимо отметить, что решение одних техничес
ких проблем проектирования и производства контейнеров еще не обеспечит их массового внедрения в торговлю.
Если не будут одновременно решены сложные экономи ческие и организационные проблемы, возникнет угроза,
49
что изготовленные контейнеры не будут использовать ся или же их применение не даст полного эффекта.
Внедрение доставки товаров в контейнерах требует радикального улучшения организации работы всего то
варопроводящего аппарата. Контейнеризация обычно предполагает внесение коренных изменений в техноло
гию работы складов, в систему организации материаль ной ответственности. Большие изменения нужно внести
ворганизацию работы транспорта.
Всвязи с относительно большими первоначальными
капитальными затратами и расходами на амортизацию оборудования доставка товаров в контейнерах для ряда товаров экономически целесообразна лишь при высокой оборачиваемости контейнеров.
Этому показателю пока уделяется мало внимания. Контейнеры часто простаивают на базах, подолгу задер живаются в магазинах.
Следует ускорить оборачиваемость контейнеров. Для этого необходимы четкая работа складов и экспедиции базы, разработка рациональных маршрутов доставки то
варов, научная организация диспетчерской работы авто транспорта.
Значительные резервы повышения экономического эф фекта от контейнеризации могут быть вскрыты при при менении электронно-вычислительной техники для опти мизации доставки товаров и разработки рациональных маршрутов автотранспорта. К сожалению, имеющиеся
на ряде оптовых баз ЭВМ используются лишь для уче та. Необходимо разработать программы для совершенст вования товароснабжения с помощью вычислительной техники.
Использование опломбированных контейнеров позво
лит организовать вечерний или даже ночной завоз то варов в магазины, создаст возможности для двухсмен ной работы автомашин. В результате резко снизится потребность в транспорте. Однако для такой доставки необходимо иметь в магазинах специальные камеры, дубликаты ключей которых будут находиться и у работ ников магазинов и у шоферов-экспедиторов - тогда во дитель сможет доставлять контейнеры даже уже в за
50
крытые магазины. Прием товаров может производиться на следующий день по приложенным документам.
Необходимо учитывать и факторы экономической за
интересованности предприятий и их коллективов во внедрении контейнеризации. К сожалению, до сих пор
многие из этих вопросов остаются нерешенными.
Так, оснащение автомашин грузоподъемными борта
ми увеличивает их балансовую стоимость. Это озна
чает, что резко возрастут отчисления автохозяйств на амортизацию. Поэтому нужно внести соответствующие изменения в автотранспортные тарифы.
Своеобразная проблема возникает во взаимоотноше
ниях оптовых баз с розничными организациями, которым товары доставляются в контейнерах. Многие базы вклю чают стоимость контейнеров в сумму счета за постав ленный товар (по аналогии с возвратной тарой). Через два-три дня контейнеры возвращаются на базу, и роз ничные организации выставляют к оплате счета за них. Причем иногда счета за возвращенные контейнеры вы ставляются до того, как розничная организация успела оплатить счета за поставленные контейнеры. Таким об разом, возникают встречные бухгалтерские и банковские операции, ненужные затраты труда учетных и финансо
вых работников.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
1.Механизация и автоматизация погрузочно-разгру зочных и складских работ на предприятиях торговли
даст наибольший экономический эффект лишь при исполь зовании комплексных схем механизации, основанных на сквозном транспортировании пакетированных грузов.
2.Использование контейнеров для доставки товаров
вмагазины выдвигает сложные, зачастую тесно пере
плетающиеся технические, организационные и экономи
ческие задачи, решение которых является необходимым условием широкой контейнеризации в торговле.
3. Необходима широкая унификация тары, в которую упаковываются товары народного потребления, с разме—
51
рами комбитайнеров, контейнеров и стационарного обо
рудования магазинов самообслуживания.
4.Для контейнеризации необходимо предварительно произвести большие капитальные вложения на техничес кую подготовку действующих магазинов к новой систе ме доставки товаров.
5.Необходимо отказаться от мелкосерийного произ водства разнотипных контейнеров по заказам отдельных торговых организаций и организовать серийный ңыпуск типовых контейнеров на специализированных заводах по
заказам Министерства торговли СССР и Центросоюза.
6. Массовая контейнеризация возможна лишь в том случае, если наряду с техническими задачами одновре менно будут решены организационные и экономические проблемы, связанные с организацией доставки товаров
вконтейнерах.
7.Необходимо разработать нормативные документы, регулирующие хозяйственные взаимоотношения контр агентов при доставке товаров в контейнерах, и систему
материальной ответственности во всех звеньях транс
портной цепи.
8.Следует разработать меры для ускорения оборачи ваемости контейнеров.
9.Целесообразно использовать ЭВМ для разработки рациональных маршрутов автотранспорта при доставке
контейнеров с товаром в магазины.
10. Необходимо поручить соответствующим организа циям разработать порядок расчетов между контрагента ми при доставке товаров в контейнерах.
11 .Министерство торговли'СССР и его научно-иссле довательские институты должны разработать меры для создания экономической заинтересованности оптовых баз
иих коллективов в массовой контейнеризации в торговле.
12.Разработки проблем контейнеризации доставки то
варов в торговле должны вестись в области международ ного сотрудничества и в первую очередь в соответствии
с положениями Комплексной программы СЭВ о создании
прогрессивных форм организации перевозок контейнеров в международном сообщении.
52
ЛИТЕРАТУРА
1.Коган Л.А. Эффективность контейнерных перево зок. Μ., ЦНИИТЭИлѳгпром, 1972.
2.Первый контейнеровоз Черноморского пароходства.
'Морской флот*, 1971, № II.
3.Комашенко А.К. Механизация перегрузки; боль шегрузных контейнеров в Англии. Μ., НИИинформтяжмаш,
1972.
4.Контейнеры для перевозки и хранения товаров. Про
спект международной выставки 'Инторгмаш-71*.
5.Тара и упаковка. Реферативная информация. Μ.,
ЦНИИТЭИМС, 1972, № 7.
8. Контейнеры для овощей и фруктов. Μ., ВНИЭКИТУ, 1972.
7.Временная инструкция по эксплуатации и обслужи ванию контейнеров СК-ІХ-1,4 для охлажденного мяса на холодильниках и железнодорожном транспорте. Μ., ВНИХИ, 1970.
8.Сагитдинов Ф. Контейнер для перевозки одеж
ды. 'Советская торговля', 1970, № 9.
9. Цветков В. Рациональный метод перевозки то варов. 'Автомобильный транспорт', 1973, № 1.
10. Г о луб ев С. Доставка молока в торговую сеть. 'Автомобильный транспорт', 1973, № 1.
11.Левин Е.Т. Современные средства механизации погрузочно—разгрузочньіх работ с малогабаритными кон тейнерами и поддонами на предприятиях торговли. Ма териалы семинара 'Организация контейнерных и пакет ных перевозок на транспорте'. ЛДНТП, 1972.
12.Комплекс оборудования для хлебобулочного ма газина. Проспект международной выставки 'Инторгмаш-71'.
13.Контейнеры для магазинов. Проспект акционерно-
го общества ,*Slpoon 7"eoílslus” {Φwn⅛wxasι} .
14.'’MecKan,ical HandLln^VèlZ, № 1, cτp.33-3β.∙
15.Система оборудования марки ”Такпа/"для транс
порта и перегрузки контейнеров. Проспект фирмы "7⅛κrα./"
(ГДР). |
j |
16. Вертелов Ю.П. |
Специальные электропогрузчики |
для внутриконтейнерных и |
внутривагонных работ. Мате- |
53