Файл: Левин, Е. Т. Современные технические средства погрузки, транспортирования и разгрузки торговых грузов (обзор).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

битайнера его перемещают в подсобное помещение, а

на его место устанавливают другой.

Комбитайнер представляет собой металлический ящик, опирающийся на четыре обрезиненных колеса, два из которых - поворотные. Рама комбитайнера изготовлена из уголкового проката 45x45 мм. На четырех стойках,

прикрепленных к углам рамы, имеются направляющие для установки лотков с хлебом. Направляющие могут переставляться по высоте. Стенки комбитайнера обли­

цованы листовой сталью толщиной 1-1,5 мм. Внутренняя поверхность торцовых стенок выполнена из строганых досок, две другие стенки имеют двери, внутренние по­ верхности которых облицованы фанерой. В верхней части комбитайнера вмонтирована скоба для захвата его крю­ ком гидрокрана, установленного на автомобиле. Габари­ ты комбитайнера - 950x830x1870 мм, максимальная мас­ са транспортируемого груза - 250 кг. В комбитайнере размещается 16 лотков с хлебом размерами 740x450 мм, масса комбитайнера - 200 кг. Комбитайнеры изготовляет

Ремонтно—монтажный комбинат Московского областного

управления хлебопекарной промышленности.

Перевозки хлеба в комбитайнерах дают возможность

сократить число ручных перевалок хлеба на пути от за­

вода до булочной, уменьшить время простоя автотранс­ порта под погрузочно-разгрузочными операциями.

Недостаток данной системы транспортирования - ком­ битайнеры перевозятся на открытых автомобилях, покры­ ваются пылью. Кроме того, при продаже хлеба все пол­ ки комбитайнера доступны покупателям, а самая нижняя полка находится на уровне ^' 250 мм от пола. Ее может касаться одежда покупателей, что также недопустимо по санитарно-гигиеническим соображениям.

Всесоюзным научно-исследовательским и эксперимен­ тально-конструкторским институтом торгового машино­ строения ( ВНИИторгмашем) была разработана система доставки хлеба с хлебозавода в магазины с применени­ ем открытых комбитайнеров типа КПХ, транспортируемых в автомобилях с кузовом-фургоном ГЗСА-891 на шасси автомобиля ГАЗ-52 (рис.5). В автомобиле размещается 12 комбитайнеров с хлебом, которые фиксируются стопо-

27

“Рис.4.Комбитайнер для

овощей конструкции

МНИИТЭПа

рами. В верхней части кузова имеются специальные на­

правляющие для комбитайнеров.

C одной стороны кузова автомобиля имеются раздвиж­

ные двери. Институт проводил опытные перевозки хлеба

ь комбитайнерах с Московского хлебозавода № 11 в бу­ лочную № 63 [12].

На хлебозаводе комбитайнеры загружались в автохле­ бовоз с рампы с помощью уравнивающего мостика ПУР-3000.

Двери автомобиля раздвигались, и на край мостика опус­

кался козырек, шарнирно закрепленный в кузове. Разгрузка комбитайнеров в магазине производилась с

помощью стационарного гидравлического подъемного сто­ ла ПС-500, установленного у загрузочной двери магазина. В магазине в месте установки стола делается прия­

мок, снабженный дренажом, а над столом устраивается

козырек для предупреждения попадания на разгружаемые комбитайнеры влаги (при дожде).

Стол с комбитайнерами опускается на уровень пола магазина, и комбитайнеры выкатываются в подсобное по­

мещение.

По мере необходимости комбитайнеры вкатываются в торговый зал и устанавливаются в специальные боксы за декоративное ограждение (ОДК), где нижние пять лот­ ков со стороны торгового зала закрыты панелью ( по

требованию санэпидемстанции Москвы).

Хлеб продается с верхних трех полок, которые для удобства отборки хлеба покупателями ставят в наклон­ ное положение.

Пять остальных полок являются запасными, и хлеб

в лотках перекладывается с них на трй верхние полкк по мере распродажи хлеба.

Контейнер типа КПХ состоит из металлического каркаса и двух поворотных и двух неповоротных колес. Все коле­ са обрезинены. На основании каркаса укреплены две бо­ ковые вертикальные рамы, на которых снизу располо­ жены стационарные направляющие для установки пяти лотков. Для установки еще трех лотков на каркасе рас­ положены три наклонные полки. При перевозке комбитайнера полки ставятся в горизонтальное положение. Комбитайнѳр снабжен специальным устройством для его фиксации при транспортировании в кузове автомобиля.

29


Облицовка комбитайнера с передней стороны закрывает нижние пять лотков. C тыльной стороны они закрыты дверцей.

Для защиты комбитайнера от повреждения служат предохранительные буфера. Габариты комбитайнера — 856x660x1550 мм, максимальная масса транспортируемо­ го груза - 180 кг. В комбитайнере размещается восемь лотков с хлебом размерами 740x620 мм. Масса комби­ тайнера - 65 кг.

Внедрению этого способа перевозки хлеба в Москве препятствовали некоторые обстоятельства. Большинство московских хлебозаводов имеют большую производитель­

ность, и для этих крупных заводов Украинский научно-

исследовательский институт продовольственного машино­ строения ( УкрHИИпродмаш) разработал и внедряет схе­ му комплексной механизации и автоматизации экспеди­ ций хлебозаводов, для которой разработанный комбитайнер не подходит. Он рассчитан на применяемый в насто­ ящее время лоток размерами 740x620 мм, в то время как в схеме МНИИТЭПа применяется лоток размерами

740x430 мм.

Использование комбитайнера типа КПХ не дает воз­

можность производить ,автоматическую его загрузку лот­

ками с хлебом, что предусмотрено схемой УкрНИИпродмаша. При транспортировании хлеба по схеме ВНИИторгмаша в магазинах требуются ручные операции по пере­ кладке хлеба в лотках с резервных полок на верхние.

В настоящее время МНИИТЭП совместно с УкрНИИ-

продмашем, ВНИИторгмашем и ГСПКБ автопогрузчиков

(г.Львов) разрабатывает схему комплексной механизации доставки хлеба в Москве с хлебозаводов в магазины на базе четырехлоткового модуля. УкрНИИпродмаш разра­ батывает схему механизации экспедиций хлебозаводов, ГСПКБ автопогрузчиков - автохлебовоз с грузоподъем­ ным бортом и средствами транспортирования модулей внутри автохлебовоза, а ВНИИторгмаш - оборудование

для приема модулей с хлебом в магазинах и устройства для его продажи в торговых залах магазинов.

Доставка хлеба в комбитайнерах по схеме ВНИИторг-

маша внедряется в г.Ташкенте.

Комбитайнеры перевозят в автомобилях с кузовами-

30

фургонами на шасси ГАЗ-52, оборудованных раздвижными

дверями, расположенными с правого борта по ходу дви­

жения автомобиля. Разгрузку комбитайнеров с автомоби­ ля в магазинах производят с помощью стационарных подъемных гидравлических столов ПС-500 или стационар­ ных рамп размерами 3,5x2,5 м.

Габариты комбитайнера - 1000x810x1750 мм, макси­ мальная масса транспортируемого груза - 200 кг. Комбитайнер имеет семь ярусов по высоте и рассчитан на размещение 14 лотков с хлебом размерами 740x450 мм. Высота нижней полки от земли - 400 мм, масса комби­ тайнера - 70 кг.

Этот комбитайнер целесообразно применять для горо­ дов с относительно узким ассортиментом выпускаемого

хлеба. Для передвижения комбитайнера внутри помещений

магазинов требуется большое усилие.

Большое количество разнообразных видов комбитай­

неров, различающихся по габаритам, изготовляется за

рубежом С27] . „

Комбитайнеры французской фирмы ’’Caddie состоят из платформы с четырьмя колесами и металлической ра­ мы с четырьмя решетчатыми стенками. Из четырех ко­ лес, на которых перемещается комбитайнер, два - полно­ поворотных рояльного типа и два - закрепленных. Диа­ метр колес - 160 мм. Боковые стенки смонтированы на раме. Передняя и задняя стенки разделены по высоте ца

две или три части, которые являются быстросъемными дверками. Каждая дверка в верхней части по бокам име­ ет запоры, а в нижней - шарниры. Таким образам, каж­

дая дверка может либо откидываться, создавая доступ к товару, либо вовсе сниматься.

Финское акционерное общество ffSipoon TeoIisiuc £3] выпускает разнообразные комбитайнеры с максимальной массой транспортируемого в них груза 500 кг.

Разборный комбитайнер (рис.6) состоит из опорной

платформы и боковых стенок. Платформа опирается на четыре поворотных колеса. Боковые стенки обтянуты сеткой, изготовленной из металлических прутков. Ком­ битайнер снабжен промежуточной полкой и вертикальным

разделителем каждой полки. Отдельные стандартизирован—

31



Рис.6 .Комбитайнер акци­

онерного общества ftSLpoon tTeoLtsiustf (Финляндия)

ные элементы, из которых изготовлен комбитайнер, мо­

гут разбираться.

В разобранном виде комбитайнер занимает 1/10 сво­ его первоначального объема. Габариты комбитайнера —

800x600x1600 мм. Для удобства продажи с него товара в магазине самообслуживания фирма поставляет держа­

тели для цен и рекламы товара.

За рубежом широко применяются складные камбитай-

неры. t,

Фирма 44Faffey (Англия) выпускает комбитайнеры (рис.7), вставляемые один в другой без демонтажа их

32

Рис.7. Складные комбитайнеры фирмы ltPajjeytt (Англия)

конструкции. При вкладывании одного комбитайнера в другой объем, занимаемый группой комбитайнеров в сло­ женном состоянии, уменьшается в три раза [14].

Во Франции запатентован складной решетчатый комбитайнер (патент кл. В 65^, 19/00, 21/00, № 2087661 ).

Боковые стенки комбитайнера делятся по вертикальной оси на две панели, скрепленные шарнирами. Комбитайнер имеет четыре металлические стойки повышенной прочнос­ ти, две большие рамы, образующие заднюю и переднюю

стенки, две пары полурам, составляющих боковые стенки.

Стойки имеют верхние и нижние опоры, которые служат для создания прочного штабеля из комбитайнеров, постав­ ленных в три-четыре яруса и болре.

Рамы и полурамы выполнены из V — образных профи­ лей. Средние стойки соединены между собой шарнирными

петлями, а их фиксация в рабочем положении осущест­ вляется верхними и нижними защелками.

К рамам приварена решетка. Верхняя часть передней

рамы может быть выполнена откидывающейся на шарни­ рах, крепится она защелками.

Выводы

Доставка товаров в малогабаритных контейнерах со­ кращает время простоя автомобилей для погрузочно-раз­ грузочных работ, а также потребность в рабочей силе и время на приемку товаров.

33

Доставка продовольственных товаров в комбитайнерах исключает всякую дополнительную перевалку товаров в

магазине и имеет особо важное значение в условиях их применения для доставки товаров в магазины самообслу­

живания.

Перспективными являются конструкции складных и сборно-разборных контейнеров и комбитайнеров для со­ кращения потребности в транспорте для доставки порож­ них контейнеров ( комбитайнеров) на базы.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗГРУЗКИ И ПОГРУЗКИ КОНТЕЙНЕРОВ

Средства разгрузки контейнеров на оптовых базах

Для разгрузки крупнотоннажных контейнеров с желез­ нодорожного и речного транспорта применяют портальные и козловые краны, оснащенные автоматическими грузозах­

ватными приспособлениями. Стоимость этого кранового оборудования для разгрузки контейнеров брутто 10-30 т достаточно высокая, поэтому их устанавливают на контей­ нерных пунктах (терминалах) с большим грузооборотом

(200 контейнеров в сутки).

Портальные краны, оснащенные автоматическими гру­ зозахватными приспособлениями, изготовляют многие стра­ ны мира. Из стран-членов СЭВ портальные краны для крупнотоннажных контейнеров серии TZ20 изготовляет

фирма^ГаKrafw(TflP) flδj. C помощью этих кранов может производиться погрузка контейнеров на железнодорожные

платформы и автомобильные приц.ііы и их разгрузка. Про­ изводительность крана - 10 контейнеров в час. Управление краном производится с земли. Грузозахватное приспособ­ ление подвешено к двум электротельферам, перемещающим­ ся по рельсу, подвешенному к порталу.

Встречные движения двух электротельферов позволяют

производить поворот, поперечное и продольное передвиже­ ние грузозахватных приспособлений или контейнеров.

Грузоподъемность портальных

кранов

TüLKt'O.-Ç

серии

TZ20 - 20 т. Они выпускаются без консолей,

с

одной и

двумя консолями. Пролет крана

- 12,5 и

16 м.

Высота

подъема трузозахватного органа от уровня земли - 5,5 м.

34


Скорость передвижения крана - 20-32 м/мин. Скорость

передвижения тележки — 20 м/мин. Скорость подъема гру­

зозахватного органа - 8/0,8х м/мин.

Грузозахватное приспособление выпускается фирмой в двух модификациях: SMM-Т—20 для контейнеров массой брутто 20 т и SMM-T-20/10 - массой брутто 10 и 20 т.

Всесоюзный научно-исследовательский институт подъемно-транспортного оборудования ( ВНИИптмаш) раз­ работал проект козлового крана грузоподъемностью 10 и 20 т для перегрузки крупнотоннажных контейнеров.

Изготовление таких кранов поручено Узловскому маши­ ностроительному заводу.

Основой для проектирования послужила модель коз­ лового крана грузоподъемностью 20-25 т, серийно из­ готовляемая этим заводом. Конструкция моста этого крана принципиально не отличается от конструкции се­ рийного крана. Тележка крана и автоматический захват представляют собой новые конструкции. Пролет крана - 25 м, высота подъема грузозахватного приспособления - 8,5 м, скорость передвижения крана - 50 м/мин, ско­ рость передвижения тележки - 40/10 м/мин, скорость подъема груза - 12/3 м/мин, рабочий вылет консоли -5 м.

Грузозахватное устройство крана, управляемое дистан­

ционно из кабины крановщика, позволяет производить его

наводку, центрирование и зацепку за четыре точки уг­ ловых фитингов нормального стандартного по ИСО кон­ тейнера массрй брутто 20 т размерами 2435x2435x6050 мм.

Грузозахватное устройство позволяет разворачивать

контейнер на угол до 250° Этот же захват позволяет пе­

регружать контейнеры массой брутто 10 т размерами

2435x2435x3000 мм.

Для разгрузки среднетоннажных контейнеров на ба­ зах могут применяться двухконсольные козловые краны КК-6, изготовляемые Бурейским механическим заводом. Грузоподъемность крана -6 т, пролет - 16 м, высота подъема контейнера — 9 м, скорость передвижения кра—

xB числителе - рабочая скорость, в знаменателе - до­ водочная.

35

на - 100/10 м/мин, скорость передвижения тележки - S4/5 м/мин, скорость подъема груза - 20/5 м/мин.

Для баз со средним грузооборотом для съема круп­ нотоннажных контейнеров с полуприцепов на землю ис­

пользуются переносные домкраты. Грузоподъемность од­

ного домкрата, изготовляемого заводом VfiZ-Fev (ГДР, г.Бланкенбург), -8 т. Высота подъема до дна контей­ нера - 1700 мм, скорость подъема - 0,5 м/мин. Собствен­ ная масса четырех домкратов и двух траверс - 390 кг. Управление домкратами производится с дистанционно управляемого пульта.

Для последующего транспортирования контейнеров це­ лесообразно использовать поддоны на роликах, а также портальные прицепы или самоходные портальные автомо­ били.

В ГДР производят портальные прицепы WFC20001,

изготовляемые фирмой "TcLXPaf ,

Портальный прицеп надвигается на контейнер с лобо­ вой стороны. Канатные подвески зацепляют вручную у нижних углов контейнера, а затем контейнер с помощью ручного насоса или через гидравлическую систему тяга­ ча поднимается до тех пор, пока верхние углы контейне­ ра не войдут в фиксаторы портальной рамы. В таком по­ ложении контейнер может перевозиться без каких-либо

поперечных или продольных колебаний на канатной под­ веске.

Ходовая часть трехопорной конструкции на пневмати­ ческих шинах придает этому перегрузочному приспособ­

лению хорошую маневренность. Перегрузочный прицеп оснащен тормозом с гидравлическим приводом и может прицепляться к любому тягачу с пневматической тормоз­ ной системой.

Погрузочные прицепы рассчитаны на транспортирование

l(h⅛ 20-тонных контейнеров. Скоро., гь подъема контейнеров -

около 0,034 м/мин, максимальная скорость передвиже­

ния - 10 км/ч, высота подъема контейнера от уровня

земли - 0,27 м. Габариты прицепа - 7,4x4,0x2,94 м,

масса -6т.

Фирма "Taxraf ” изготовляет также портальные ав­ томобили JJFfi 20002С1 (рис.8) с дизель-гидравлическим

36