Файл: Левин, Е. Т. Современные технические средства погрузки, транспортирования и разгрузки торговых грузов (обзор).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
битайнера его перемещают в подсобное помещение, а
на его место устанавливают другой.
Комбитайнер представляет собой металлический ящик, опирающийся на четыре обрезиненных колеса, два из которых - поворотные. Рама комбитайнера изготовлена из уголкового проката 45x45 мм. На четырех стойках,
прикрепленных к углам рамы, имеются направляющие для установки лотков с хлебом. Направляющие могут переставляться по высоте. Стенки комбитайнера обли
цованы листовой сталью толщиной 1-1,5 мм. Внутренняя поверхность торцовых стенок выполнена из строганых досок, две другие стенки имеют двери, внутренние по верхности которых облицованы фанерой. В верхней части комбитайнера вмонтирована скоба для захвата его крю ком гидрокрана, установленного на автомобиле. Габари ты комбитайнера - 950x830x1870 мм, максимальная мас са транспортируемого груза - 250 кг. В комбитайнере размещается 16 лотков с хлебом размерами 740x450 мм, масса комбитайнера - 200 кг. Комбитайнеры изготовляет
Ремонтно—монтажный комбинат Московского областного
управления хлебопекарной промышленности.
Перевозки хлеба в комбитайнерах дают возможность
сократить число ручных перевалок хлеба на пути от за
вода до булочной, уменьшить время простоя автотранс порта под погрузочно-разгрузочными операциями.
Недостаток данной системы транспортирования - ком битайнеры перевозятся на открытых автомобилях, покры ваются пылью. Кроме того, при продаже хлеба все пол ки комбитайнера доступны покупателям, а самая нижняя полка находится на уровне ^' 250 мм от пола. Ее может касаться одежда покупателей, что также недопустимо по санитарно-гигиеническим соображениям.
Всесоюзным научно-исследовательским и эксперимен тально-конструкторским институтом торгового машино строения ( ВНИИторгмашем) была разработана система доставки хлеба с хлебозавода в магазины с применени ем открытых комбитайнеров типа КПХ, транспортируемых в автомобилях с кузовом-фургоном ГЗСА-891 на шасси автомобиля ГАЗ-52 (рис.5). В автомобиле размещается 12 комбитайнеров с хлебом, которые фиксируются стопо-
27
“Рис.4.Комбитайнер для
овощей конструкции
МНИИТЭПа
рами. В верхней части кузова имеются специальные на
правляющие для комбитайнеров.
C одной стороны кузова автомобиля имеются раздвиж
ные двери. Институт проводил опытные перевозки хлеба
ь комбитайнерах с Московского хлебозавода № 11 в бу лочную № 63 [12].
На хлебозаводе комбитайнеры загружались в автохле бовоз с рампы с помощью уравнивающего мостика ПУР-3000.
Двери автомобиля раздвигались, и на край мостика опус
кался козырек, шарнирно закрепленный в кузове. Разгрузка комбитайнеров в магазине производилась с
помощью стационарного гидравлического подъемного сто ла ПС-500, установленного у загрузочной двери магазина. В магазине в месте установки стола делается прия
мок, снабженный дренажом, а над столом устраивается
козырек для предупреждения попадания на разгружаемые комбитайнеры влаги (при дожде).
Стол с комбитайнерами опускается на уровень пола магазина, и комбитайнеры выкатываются в подсобное по
мещение.
По мере необходимости комбитайнеры вкатываются в торговый зал и устанавливаются в специальные боксы за декоративное ограждение (ОДК), где нижние пять лот ков со стороны торгового зала закрыты панелью ( по
требованию санэпидемстанции Москвы).
Хлеб продается с верхних трех полок, которые для удобства отборки хлеба покупателями ставят в наклон ное положение.
Пять остальных полок являются запасными, и хлеб
в лотках перекладывается с них на трй верхние полкк по мере распродажи хлеба.
Контейнер типа КПХ состоит из металлического каркаса и двух поворотных и двух неповоротных колес. Все коле са обрезинены. На основании каркаса укреплены две бо ковые вертикальные рамы, на которых снизу располо жены стационарные направляющие для установки пяти лотков. Для установки еще трех лотков на каркасе рас положены три наклонные полки. При перевозке комбитайнера полки ставятся в горизонтальное положение. Комбитайнѳр снабжен специальным устройством для его фиксации при транспортировании в кузове автомобиля.
29
Облицовка комбитайнера с передней стороны закрывает нижние пять лотков. C тыльной стороны они закрыты дверцей.
Для защиты комбитайнера от повреждения служат предохранительные буфера. Габариты комбитайнера — 856x660x1550 мм, максимальная масса транспортируемо го груза - 180 кг. В комбитайнере размещается восемь лотков с хлебом размерами 740x620 мм. Масса комби тайнера - 65 кг.
Внедрению этого способа перевозки хлеба в Москве препятствовали некоторые обстоятельства. Большинство московских хлебозаводов имеют большую производитель
ность, и для этих крупных заводов Украинский научно-
исследовательский институт продовольственного машино строения ( УкрHИИпродмаш) разработал и внедряет схе му комплексной механизации и автоматизации экспеди ций хлебозаводов, для которой разработанный комбитайнер не подходит. Он рассчитан на применяемый в насто ящее время лоток размерами 740x620 мм, в то время как в схеме МНИИТЭПа применяется лоток размерами
740x430 мм.
Использование комбитайнера типа КПХ не дает воз
можность производить ,автоматическую его загрузку лот
ками с хлебом, что предусмотрено схемой УкрНИИпродмаша. При транспортировании хлеба по схеме ВНИИторгмаша в магазинах требуются ручные операции по пере кладке хлеба в лотках с резервных полок на верхние.
В настоящее время МНИИТЭП совместно с УкрНИИ-
продмашем, ВНИИторгмашем и ГСПКБ автопогрузчиков
(г.Львов) разрабатывает схему комплексной механизации доставки хлеба в Москве с хлебозаводов в магазины на базе четырехлоткового модуля. УкрНИИпродмаш разра батывает схему механизации экспедиций хлебозаводов, ГСПКБ автопогрузчиков - автохлебовоз с грузоподъем ным бортом и средствами транспортирования модулей внутри автохлебовоза, а ВНИИторгмаш - оборудование
для приема модулей с хлебом в магазинах и устройства для его продажи в торговых залах магазинов.
Доставка хлеба в комбитайнерах по схеме ВНИИторг-
маша внедряется в г.Ташкенте.
Комбитайнеры перевозят в автомобилях с кузовами-
30
фургонами на шасси ГАЗ-52, оборудованных раздвижными
дверями, расположенными с правого борта по ходу дви
жения автомобиля. Разгрузку комбитайнеров с автомоби ля в магазинах производят с помощью стационарных подъемных гидравлических столов ПС-500 или стационар ных рамп размерами 3,5x2,5 м.
Габариты комбитайнера - 1000x810x1750 мм, макси мальная масса транспортируемого груза - 200 кг. Комбитайнер имеет семь ярусов по высоте и рассчитан на размещение 14 лотков с хлебом размерами 740x450 мм. Высота нижней полки от земли - 400 мм, масса комби тайнера - 70 кг.
Этот комбитайнер целесообразно применять для горо дов с относительно узким ассортиментом выпускаемого
хлеба. Для передвижения комбитайнера внутри помещений
магазинов требуется большое усилие.
Большое количество разнообразных видов комбитай
неров, различающихся по габаритам, изготовляется за
рубежом С27] . „
Комбитайнеры французской фирмы ’’Caddie состоят из платформы с четырьмя колесами и металлической ра мы с четырьмя решетчатыми стенками. Из четырех ко лес, на которых перемещается комбитайнер, два - полно поворотных рояльного типа и два - закрепленных. Диа метр колес - 160 мм. Боковые стенки смонтированы на раме. Передняя и задняя стенки разделены по высоте ца
две или три части, которые являются быстросъемными дверками. Каждая дверка в верхней части по бокам име ет запоры, а в нижней - шарниры. Таким образам, каж
дая дверка может либо откидываться, создавая доступ к товару, либо вовсе сниматься.
Финское акционерное общество ffSipoon TeoIisiuc £3] выпускает разнообразные комбитайнеры с максимальной массой транспортируемого в них груза 500 кг.
Разборный комбитайнер (рис.6) состоит из опорной
платформы и боковых стенок. Платформа опирается на четыре поворотных колеса. Боковые стенки обтянуты сеткой, изготовленной из металлических прутков. Ком битайнер снабжен промежуточной полкой и вертикальным
разделителем каждой полки. Отдельные стандартизирован—
31
Рис.6 .Комбитайнер акци
онерного общества ftSLpoon tTeoLtsiustf (Финляндия)
ные элементы, из которых изготовлен комбитайнер, мо
гут разбираться.
В разобранном виде комбитайнер занимает 1/10 сво его первоначального объема. Габариты комбитайнера —
800x600x1600 мм. Для удобства продажи с него товара в магазине самообслуживания фирма поставляет держа
тели для цен и рекламы товара.
За рубежом широко применяются складные камбитай-
неры. t,
Фирма 44Faffey (Англия) выпускает комбитайнеры (рис.7), вставляемые один в другой без демонтажа их
32
Рис.7. Складные комбитайнеры фирмы ltPajjeytt (Англия)
конструкции. При вкладывании одного комбитайнера в другой объем, занимаемый группой комбитайнеров в сло женном состоянии, уменьшается в три раза [14].
Во Франции запатентован складной решетчатый комбитайнер (патент кл. В 65^, 19/00, 21/00, № 2087661 ).
Боковые стенки комбитайнера делятся по вертикальной оси на две панели, скрепленные шарнирами. Комбитайнер имеет четыре металлические стойки повышенной прочнос ти, две большие рамы, образующие заднюю и переднюю
стенки, две пары полурам, составляющих боковые стенки.
Стойки имеют верхние и нижние опоры, которые служат для создания прочного штабеля из комбитайнеров, постав ленных в три-четыре яруса и болре.
Рамы и полурамы выполнены из V — образных профи лей. Средние стойки соединены между собой шарнирными
петлями, а их фиксация в рабочем положении осущест вляется верхними и нижними защелками.
К рамам приварена решетка. Верхняя часть передней
рамы может быть выполнена откидывающейся на шарни рах, крепится она защелками.
Выводы
Доставка товаров в малогабаритных контейнерах со кращает время простоя автомобилей для погрузочно-раз грузочных работ, а также потребность в рабочей силе и время на приемку товаров.
33
Доставка продовольственных товаров в комбитайнерах исключает всякую дополнительную перевалку товаров в
магазине и имеет особо важное значение в условиях их применения для доставки товаров в магазины самообслу
живания.
Перспективными являются конструкции складных и сборно-разборных контейнеров и комбитайнеров для со кращения потребности в транспорте для доставки порож них контейнеров ( комбитайнеров) на базы.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ДЛЯ РАЗГРУЗКИ И ПОГРУЗКИ КОНТЕЙНЕРОВ
Средства разгрузки контейнеров на оптовых базах
Для разгрузки крупнотоннажных контейнеров с желез нодорожного и речного транспорта применяют портальные и козловые краны, оснащенные автоматическими грузозах
ватными приспособлениями. Стоимость этого кранового оборудования для разгрузки контейнеров брутто 10-30 т достаточно высокая, поэтому их устанавливают на контей нерных пунктах (терминалах) с большим грузооборотом
(200 контейнеров в сутки).
Портальные краны, оснащенные автоматическими гру зозахватными приспособлениями, изготовляют многие стра ны мира. Из стран-членов СЭВ портальные краны для крупнотоннажных контейнеров серии TZ20 изготовляет
фирма^ГаKrafw(TflP) flδj. C помощью этих кранов может производиться погрузка контейнеров на железнодорожные
платформы и автомобильные приц.ііы и их разгрузка. Про изводительность крана - 10 контейнеров в час. Управление краном производится с земли. Грузозахватное приспособ ление подвешено к двум электротельферам, перемещающим ся по рельсу, подвешенному к порталу.
Встречные движения двух электротельферов позволяют
производить поворот, поперечное и продольное передвиже ние грузозахватных приспособлений или контейнеров.
Грузоподъемность портальных |
кранов |
TüLKt'O.-Ç |
серии |
|
TZ20 - 20 т. Они выпускаются без консолей, |
с |
одной и |
||
двумя консолями. Пролет крана |
- 12,5 и |
16 м. |
Высота |
подъема трузозахватного органа от уровня земли - 5,5 м.
34
Скорость передвижения крана - 20-32 м/мин. Скорость
передвижения тележки — 20 м/мин. Скорость подъема гру
зозахватного органа - 8/0,8х м/мин.
Грузозахватное приспособление выпускается фирмой в двух модификациях: SMM-Т—20 для контейнеров массой брутто 20 т и SMM-T-20/10 - массой брутто 10 и 20 т.
Всесоюзный научно-исследовательский институт подъемно-транспортного оборудования ( ВНИИптмаш) раз работал проект козлового крана грузоподъемностью 10 и 20 т для перегрузки крупнотоннажных контейнеров.
Изготовление таких кранов поручено Узловскому маши ностроительному заводу.
Основой для проектирования послужила модель коз лового крана грузоподъемностью 20-25 т, серийно из готовляемая этим заводом. Конструкция моста этого крана принципиально не отличается от конструкции се рийного крана. Тележка крана и автоматический захват представляют собой новые конструкции. Пролет крана - 25 м, высота подъема грузозахватного приспособления - 8,5 м, скорость передвижения крана - 50 м/мин, ско рость передвижения тележки - 40/10 м/мин, скорость подъема груза - 12/3 м/мин, рабочий вылет консоли -5 м.
Грузозахватное устройство крана, управляемое дистан
ционно из кабины крановщика, позволяет производить его
наводку, центрирование и зацепку за четыре точки уг ловых фитингов нормального стандартного по ИСО кон тейнера массрй брутто 20 т размерами 2435x2435x6050 мм.
Грузозахватное устройство позволяет разворачивать
контейнер на угол до 250° Этот же захват позволяет пе
регружать контейнеры массой брутто 10 т размерами
2435x2435x3000 мм.
Для разгрузки среднетоннажных контейнеров на ба зах могут применяться двухконсольные козловые краны КК-6, изготовляемые Бурейским механическим заводом. Грузоподъемность крана -6 т, пролет - 16 м, высота подъема контейнера — 9 м, скорость передвижения кра—
xB числителе - рабочая скорость, в знаменателе - до водочная.
35
на - 100/10 м/мин, скорость передвижения тележки - S4/5 м/мин, скорость подъема груза - 20/5 м/мин.
Для баз со средним грузооборотом для съема круп нотоннажных контейнеров с полуприцепов на землю ис
пользуются переносные домкраты. Грузоподъемность од
ного домкрата, изготовляемого заводом VfiZ-Fev (ГДР, г.Бланкенбург), -8 т. Высота подъема до дна контей нера - 1700 мм, скорость подъема - 0,5 м/мин. Собствен ная масса четырех домкратов и двух траверс - 390 кг. Управление домкратами производится с дистанционно управляемого пульта.
Для последующего транспортирования контейнеров це лесообразно использовать поддоны на роликах, а также портальные прицепы или самоходные портальные автомо били.
В ГДР производят портальные прицепы WFC20001,
изготовляемые фирмой "TcLXPaf ,
Портальный прицеп надвигается на контейнер с лобо вой стороны. Канатные подвески зацепляют вручную у нижних углов контейнера, а затем контейнер с помощью ручного насоса или через гидравлическую систему тяга ча поднимается до тех пор, пока верхние углы контейне ра не войдут в фиксаторы портальной рамы. В таком по ложении контейнер может перевозиться без каких-либо
поперечных или продольных колебаний на канатной под веске.
Ходовая часть трехопорной конструкции на пневмати ческих шинах придает этому перегрузочному приспособ
лению хорошую маневренность. Перегрузочный прицеп оснащен тормозом с гидравлическим приводом и может прицепляться к любому тягачу с пневматической тормоз ной системой.
Погрузочные прицепы рассчитаны на транспортирование
l(h⅛ 20-тонных контейнеров. Скоро., гь подъема контейнеров -
около 0,034 м/мин, максимальная скорость передвиже
ния - 10 км/ч, высота подъема контейнера от уровня
земли - 0,27 м. Габариты прицепа - 7,4x4,0x2,94 м,
масса -6т.
Фирма "Taxraf ” изготовляет также портальные ав томобили JJFfi 20002С1 (рис.8) с дизель-гидравлическим
36