ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
или видам материалов. Применение плановых цен во влекает в сферу текущего учета большую часть плани руемых расходов и тем самым уменьшает суммы непланируемых отклонений.
Если учет материалов ведется по фактической себе стоимости, то необходимо калькулировать себестоимость каждого номенклатурного номера материалов. В этом случае оперативные и учетные работники имеют дело с постоянно меняющимися ценами; следовательно, те ряются те контрольные возможности, которые имеются при применении твердых цен, так как нарушается по стоянное соответствие между количественным и суммо вым показателями и связующей их ценой. Если неточно
определена средневзвешенная себестоимость, то |
иной |
раз в остатке получается количество без суммы |
или |
с. красной суммой и наоборот.
В целом же оценка материалов по оптовым ценам является доминирующей в текущем учете. Этот метод позволяет вести обособленный учет транспортно-загото вительных расходов. При учете по плановым ценам отдель но отражаются отклонения фактической себестоимости материалов от их плановой себестоимости. Одновременно целесообразно учитывать и отклонения, образующиеся при округлении и усреднении цен. Фактическая себе стоимость остатка и расхода материалов определяется алгебраическим суммированием их стоимости по опто вым или плановым ценам и транспортно-заготовитель ных расходов или отклонений от плановых цен.
Важнейшим принципом организации учета материа лов на большинстве предприятий является органическое сочетание оперативного и бухгалтерского учета мате риалов с гірименением современных средств его меха низации. Этот метод обеспечивает:
высокую оперативность и бухгалтерскую достовер ность количественного учета на складах;
систематический контроль бухгалтерией непосред ственно в местах хранения за правильностью и своевре менностью документирования операций по движению материалов, а также ведением складского учета, соот ветствием фактических остатков материалов данным текущего учета;
осуществление бухгалтерией учета материальных ценностей в денежном выражении по твердым учетным
Гі
ценам, синтетическим счетам, субсчетам, складам и кла довым (материально ответственным лицам) и группам
материалов, а при обработке |
документов на |
М СУ — и |
по номенклатурным номерам; |
оперативным |
складским |
органическую связь между |
и бухгалтерским учетом, которая, подтверждается пу тем сверки показателей количественного и суммового учета, сопоставления остатков материалов по данным складского учета, оцененных по принятым учетным це нам, с остатками материалов по данным бухгалтерского учета.
При такой организации бухгалтерский учет не дуб лирует складской учет, а осуществляется в органиче ской взаимосвязи между ними, позволяет быстро дать необходимые данные для оперативного руководства про изводством.
На предприятиях применяются разновидности ана литического учета материалов. Например, на счетных машинах составляют развернутые 'сортовые количест венно-суммовые оборотные ведомости, используют сис тему материальных отчетов. При этом в одних случаях отчеты составляют непосредственно на основании доку ментов, а в других — по данным карточек складского учета. Однако во всех случаях эти методы следует орга нически сочетать с перечисленными выше принципами оперативно-бухгалтерского учета материалов.
2. ПЕРВИЧНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО УЧЕТУ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ
Общие принципы. Все операции, связанные с дви жением материалов, оформляются первичными доку ментами, которые обеспечивают правильность и свое временность их учета.
Первичные документы — основа материального уче та, его база. Они могут быть однострочными (однопо зиционными) и многострочными (многопозиционными).
Первые фиксируют операцию с материалом одного но менклатурного номера, вторые — с несколькими номен клатур ны ми иом ерам и.
На разных этапах развития учета предпочтение от-
10
давалось то одним, то другим документам. Основными положениями по учету материалов, утвержденными в 1956 г., регламентировано применение прежде всего однострочных документов, а с известными оговорками и лишь в условиях механизации учета — многостроч ных документов. В то время это было оправданно, ибо недостаточно была развита механизация учета. Однако в связи с быстрым ростом масштабов производства по ток документов увеличивался в геометрической прогрес сии. В этих условиях разрабатывались новые способы и методы учета, многие из которых в своей принци пиальной основе и модифицированных вариантах при меняются и сейчас. К ним, в частности, относится опе ративно-бухгалтерский метод аналитического учета ма териалов. При его применении использовались только однострочные документы, которые позволяли в усло виях ручной техники или малой механизации учета (вы числительных клавишных машин) производить расклад ку, таксировку, группировку и подборку документов в самых различных разрезах и прежде всего по номен клатурным номерам. Эта положительная сторона одно строчных документов в итоге превалировала над отри цательными моментами — возрастающим количеством документов, трудоемкостью их оформления и обработ ки, расходом бумаги, многократным повторением одних и тех же данных и т. д.
Научно-технический . прогресс привел к появлению новейших средств механизированного учета. Однако принципы, заложенные в существе и форме первичных документов (обычных, бумажных), остаются незыбле мыми и переносятся на новые технические носители ин формации при изменении, конечно, техники их состав ления и передачи. Поэтому первичные документы должны быть многострочными, особенно в условиях при менения вычислительных перфорационных и электрон ных машин. И лишь в целях экономии бумаги и более полного использования полезной площади документа и в тех случаях, когда совершается операция с материа лами только одного номенклатурного номера, следует применять однострочный документ.
Для упрощения и облегчения учета разработаны разновидности многострочных документов. Например, документы с отрывными талонами. Каждый талон пред-
11
назначен для одного номенклатурного номера и играет роль однострочного документа (при раскладке и груп пировке). Экономия достигается при заполнении рекви зитов верхней части документа, а также в оформлении подписей. Весьма эффективны в условиях ручной тех ники и многострочные документы, выписываемые на несколько номенклатурных номеров, входящих в одну учетную группу или относимых на один шифр (заказ). Но превалирующее использование многострочных доку ментов не исключает и применения однострочных доку ментов.
Одной из важнейших проблем, без решения которой невозможно рационально использовать ЭВМ , является
унификация документов. |
Ц С У С СС Р утверждены типо |
вые междуведомственные формы первичной учетной до |
кументации (в том числе и по учету сырья и материалов),
которые обязательны |
для |
применения |
на |
предприятиях |
|||
и |
в организациях союзных, союзно-республиканских |
||||||
и |
республиканских |
министерств |
и |
ведомств, |
а так |
||
же |
местного подчинения |
(кроме |
Министерства |
сель |
|||
ского хозяйства С ССР |
и бюджетных |
учреждений). |
В целях упорядочения снабжения предприятий и ор ганизаций необходимыми бланками документов в си
стеме |
Государственного |
комитета |
Совета |
Минист |
|
ров |
С СС Р по делам |
издательств, |
полиграфии и |
||
книжной торговли создано |
специальное издательство |
||||
«Союзучетиздат». |
|
оформляемых |
первичных |
||
Количество экземпляров |
документов устанавливается министерствами и ведом ствами в зависимости от особенностей и характера пред приятий, организаций снабжения, уровня механизации учета и т. п. Но в принципе первичные бухгалтерские документы следует выписывать в минимальном числе. За небольшими исключениями (банковские документы, товарно-транспортные накладные), достаточно, как'пра вило, двух экземпляров, а в некоторых случаях и одно го. При этом следует, естественно, исходить из требо ваний обеспечения контроля за движением материаль ных ценностей.
Правила оформления документов регламентированы Положением о документах и записях, а также другими „нормативными актами. Первичные документы на полу чение и отпуск материалов должны быть особенно тща
12
тельно оформлены, заранее пронумерованы и иметь со ответствующие подписи. Особый порядок устанавли вается, когда отпускаются (принимаются) дефицитные и дорогостоящие материалы. Перечень таких материа лов и список лиц, имеющих право подписи на их выда чу, устанавливает руководитель предприятия. Количе ство полученных материалов указывается на первичных документах цифрами и прописью.
На многих предприятиях на основании первичных документов с помощью средств механизации состав ляется различная сводная, накопительная, группировочная и т. п. документация, которая обычно является осно ванием для последующих записей в бухгалтерском уче те. .Эти документы, кроме самого содержания, должны иметь наименование, определяющее содержание и наз начение, а также подписи лиц, отвечающих за соответ ствие данных, имеющихся в документации, составлен ной механизированным способом, данным первичных документов.
К современным техническим носителям информации, отвечающим требованиям механизированной обработки экономической информации, относятся дуаль-карты, ко торые применяются при наличии вычислительных пер форационных или электронных машин в качестве оправ дательных документов. Как и все другие технические носители информации, дуаль-карты должны иметь все реквизиты, установленные для аналогичного оправда тельного документа, вместо которого составляются. Предварительно в централизованном порядке разраба тываются карты-шаблоны, а на их основании специаль ные картотеки карт-заготовок (на складах и в цехах) с постоянными показателями, кодированными перфора ционными отверстиями. Для удобства чтения в верхней полосе дуаль-карты эти же данные записываются в обычных цифровых и буквенных значениях, т. е. приме няются макетированные перфокарты. Нужная дуалькарта извлекается из картотеки и в отведенных на ней зонах фиксируются соответствующие переменные дан ные, представляющие дополнительную информацию об операции (количество, номер документа и т. д.). Один' и тот же макет перфокарт может быть использован для оформления операций как приемки, так и отпуска мате риалов. Оформленные дуаль-карты поступают в машин
13
I
ную обработку (после проверки бухгалтером-контроле- ром, как и всех обычных документов).
Применение дуаль-карт и других технических носите лей информации в качестве оправдательных документец требует большой подготовки и значительной перестрой ки обычного документооборота. Поэтому предприятия вводят их постепенно, начиная с небольших участков.
При механизации сбора учетной информации эффек тивна выписка первичных документов на пишущих или счетно-табличных машинах, агрегахированных с лен точными перфоприставками для одновременного нанесе ния нужных показателей на перфоленты, которые по каналам связи передаются для обработки на ЭВМ .
Дальнейшая автоматизация учетного процесса при ведет к тому, что первичная информация о движении материалов, минуя стадию ручного составления доку ментов, будет передаваться в вычислительные центры на ЭВМ .
Оформление приходных операций. Поступление ма териалов оформляется приходными документами. Эти документы делятся на внешние (полученные от постав щиков) и внутренние (оформленные внутри предприя тия-получателя в период приемки и оприходования ма териалов).
Материалы на предприятия поступают в соответствии с планами материально-технического снабжения на основе хозяйственных договоров с поставщиками. Рас четные документы (платежные требования, счета-фак туры с соответствующими приложениями-специфика циями, сертификатами, отвесами, качественными удосто верениями и др.),,цо_стуцающне от поставщиков, направ ляются в финансовый отдел или в бухгалтерию предприя тия. Здесь они проверяются, а затем записываются
вспециальном журнале регистрации документов постав щиков и номеруются. Формы журнала, порядок реги страции и прохождения документов устанавливаются отраслевыми инструкциями по учету материалов. При этом важно избежать многократной передачи докумен тов из одних отделов в другие и обратно, а также дуб лирующей записи в нескольких журналах. На практике устанавливают и такой порядок, при котором докумен ты сначала поступают в отдел снабжения, а уже затем
вбухгалтерию..
14
Отдел снабжения |
наряду с финансовым отделом |
(или бухгалтерией) |
обязан осуществлять контроль за |
выполнением плана материально-технического снабже ния и за своевременностью и полнотой поступления и оприходования материалов. В частности, проверяется, соответствуют ли документы поставщика условиям до говора поставки по ассортименту материалов, их коли честву, цене, упаковке, срокам отгрузки и т. п. В карточ ках или в книге оперативного учета реализации фондов и выполнения договоров поставки делаются необходи мые записи. Такой учет имеет большое значение для своевременности и надежности предъявления поставщи кам претензий и исков, если они нарушают условия до говора.
Обычно на каждый договор открывается отдельная карточка или страница в журнале (книге). Записи в нее делаются по мере поступления документов. Если на предприятии нет отдела снабжения, то такой учет мо жет вести другой отдел, которому поручено контроли ровать операции заготовления и приобретения мате риалов.
Отдел снабжения акцептует счета-платежиые требо вания поставщиков или отказывается (полностью или ча стично) от такого акцепта, а затем документы переда ются на склад для руководства при приемке и опри ходовании материалов. Одновременно оформляются и передаются уполномоченному лицу (экспедитору транс портного цеха или отдела снабжения) распоряжения (обычно это квитанции транспортной накладной) на по лучение и доставку груза.
Экспедитору для получения материалов со склада поставщика или. транспортной организации, кроме того, выдаются наряд (разнарядка) и доверенность на полу чение материалов установленной типовой формы. Мате риалы от органов транспорта и связи по количеству и качеству принимаются в порядке, действующем в этих органах.
При приемке грузов экспедитор должен, в частнос ти, проверить, соответствует ли количество фактически прибывших мест и знаков маркировки на них количе ству и знакам, указанным в транспортной накладной, а также состояние тары и упаковки. Если вагоны пов реждены, на них нет пломб, повреждена тара и т. д.,
15
экспедитор должен проверить сохранность всего груза. В случае несоответствия между наименованием, весом или количеством мест в натуре и данными поставщика, повреждения или порчи груза, обнаружения груза без документов и т. п. экспедитор обязан потребовать, что бы транспортная организация составила коммерческий акт и получить копию этого акта.
Если в установленный срок материалы не поступили на станцию назначения, то на квитанции транспортной накладной делается подтверждение. Это дает возмож ность предъявить иск транспортной организации.
Уполномоченное лицо (экспедитор) сдает доставлен ные материалы на один из центральных (базисных) складов или непосредственно на цеховой склад под рас писку заведующего складом, кладовщика или лица, от ветственного за приемку материалов (в цехе).
Большое значение имеет организация на предприя тиях контроля за поступлением материалов, а также за
розыском грузов, которые своевременно не поступили. |
||
В этих целях должен вестись |
окуриал учета поступающих |
|
грузов |
(ф. № М-1). Необходимо анализировать и су |
|
|
точные сведения о прибывших материалах и т. д. При этом нужно добиваться простоты и оперативности та кого контроля.
Прибывшие на предприятие материалы должны своевременно приходоваться на соответствующих скла дах. Если же материалы поступают непосредственно в цех, то они также проводятся по документам' через центральный склад, но в документах об этом делается отметка.
' Ассортимент, количество и качество поступающих ма териалов должны тщательно проверяться. При этом фак тические показатели сопоставляются с данными, ука занными в документах поставщика. Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству установ лены инструкцией, утвержденной Государственным ар битражем при Совете Министров С ССР .
Материальные ценности должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (весовых, объем ных, линейных или счетом), но бывает, что материал поступает (например, листовое железо) в одной едини це измерения, (по весу), а расходуется в другой (по счету). В таких случаях он учитывается одновременно
16
вдвух единицах измерения. Материалы принимает й проверяет на складе заведующий складом (кладовщик)
вдень их поступления, а в некоторых случаях совмест
но с представителем отдела технического контроля. При необходимости технической экспертизы или лабо раторной проверки приемка производится специальной постоянно действующей комиссией, которую назначает руководитель предприятия.
Оприходование материалов и тары (под материала ми) оформляется различными способами.. Чаще всего это делается путем выписки приходных ордеров (формы № М-3 и М-4) на фактически принятое количество цен ностей. При поступлении массовых однородных грузов (руда, уголь, известняк и т. п.) от одного и того же поставщика несколько раз в день целесообразно оформ лять за день один приходный ордер, предварительно вы писывая небольшие квитанции. На некоторых предприя тиях это делается путем соответствующих записей па
обороте ордера, которые в |
конце |
дня подсчитываются |
и общим итогом заносятся в приходный ордер. |
||
За месяц накапливается |
очень |
много приходных ор |
деров, особенно если они применяются как одностроч ные. Поэтому существуют различные варианты, когда приемка материалов оформляется без них. Например, если при поступлении материалов обнаружены расхож дения фактического количества, ассортимента и каче ства против указанных в документах поставщика, со ставляется акт о приемке материалов (ф. № М-7) в по рядке, предусмотренном договором поставки. В таких случаях приходный ордер не оформляется. Это же от носится и к оформлению приемки материалов, постав ляемых на предприятие автотранспортом и приходуе мых на основе товарно-транспортной накладной, полу чаемой от грузоотправителя. Если же расхождений при приемке не обнаружено, приход материалов целесооб разно оформлять проставлением на поступившем доку менте штампа, оттиск которого повторяет основные рек визиты приходного ордера.
В условиях применения современных средств меха низированного учета приходные ордера на ряде пред приятий заменяют дуаль-картами или другими техни ческими носителями информации. Совершенствование учета и особенно его механизация создают условия для
1 О С . 11у v ;jm - і г!cl/i |
1 |
17 |
|
научно-тэхничес;-.‘п библиотека С П О Р