Файл: Кашаев, А. Н. Учет материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

(начальники или мастера участков, бригадиры, работ­ ники планово-диспетчерского бюро и т. и.), на которых возложена ответственность за их правильное использо­ вание в производстве. Сводный же суммовой бухгалтер­ ский учет и контроль возлагается на аппарат бухгал­ терии.

Материалы, оставшиеся на рабочих местах, по окон­ чании месяца подлежат инвентаризации (нераскроенные, не подвергшиеся обработке). Их, как уже отмечалось, списывают со счетов производства на соответствующие счета материалов, а 1-го числа нового месяца делается обратная бухгалтерская запись.

Для контроля за использованием сырья и материа­ лов в производстве применяются различные методы, ко­ торые предусматриваются отраслевыми инструкциями по учету материалов, а также по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Основ­ ными из них являются: документальное оформление отклонений от норм, учет раскроя по партиям и инвен­ тарный метод.

Выявление фактического количества израсходован­ ных материалов посредством строгого документального оформления отклонений от норм применяется как само­ стоятельный .метод в тех случаях, когда отпуск сырья и материалов на рабочие места совпадает с их факти­ ческим расходом. Тогда отклонения, возникающие вследствие замены одних материалов другими, а также при отпуске материалов сверх норм, оформляются от­ дельными сигнальными документами, например требо­ ванием (ф. № М-10а). Широкое распространение элемен­ ты этого метода получили в условиях нормативного учета производства в машиностроении.

В некоторых отраслях (металлургии, химической, текстильной и др.) при отпуске сырья в производство возникают отклонения в результате структурных сдви­

гов в составе

исходной смеси (шихты, смески,

компози­

ции и т. п.).

И х-такж е документируют, но

методом

предварительных расчетов. Таким образом, здесь от­ клонения выявляют еще до момента фактического ис­ пользования сырья (как и при использовании метода документального оформления).

Метод учета раскроя по партиям, или партионный метод, предполагает выявление отклонений по каждой

57

партии раскраиваемого материала. Этот учет ведут про­ изводственные мастера, мастера-распределители, работ­ ники планово-диспетчерского бюро цеха и т. п. в учетных или раскройных картах, открываемых на каждую пар­ тию материала. В этих картах, исходя из технологиче­ ских карт раскроя, указывается количество и вид заго­ товок, которые должны быть получены в результате раскроя данной партии, а также количество отходов (по нормам). Здесь же отражается и количество материала, доставленного к рабочему месту.

После раскроя в учетных картах фиксируется коли­ чество фактически полученных заготовок (деталей) из данной партии материалов и фактическое количество отходов. Затем определяется результат раскроя. Это делается путем сопоставления прежде всего количества заготовок фактических и по норме. Потом находится нормативный расход материала на фактически изготов­ ленное количество заготовок (деталей). Для этого фак­ тический выпуск умножается на действующую норму расхода материала (на единицу изделия). Сопоставляя нормативный расход (на фактический выпуск) с факти­ ческим (он равен количеству выданного материала ми­ нус остаток неиспользованного), выявляют экономию или перерасход по раскроенной партии материала. Ана­ логично рассчитываются отходы. В раскройной карте содержится информация и о причинах отклонений, и о ли­ цах, ответственных за раскрой материалов. На практике применяются различные формы раскройных карт, но в основном содержание их одинаково.

Метод партионного раскроя материалов относится к прогрессивным методам учета использования материа­ лов. Его внедрению должны предшествовать централи­ зация и механизация работ в заготовительных цехах или отделениях (участках), а также упорядочение нор­ мативного хозяйства и разработка норм расходования материалов. Особенно эффективно он применяется в за­ готовительных цехах машиностроительных заводов (при раскрое металла), на швейных фабриках (при раскрое ткани), обувных предприятиях (при раскрое кожи) и т. п. Улучшению контроля за использованием мате­ риалов способствует переход на нормативный метод учета затрат на производство. Например, на ряде швей­ ных. предприятий в условиях нормативного метода при­

58



меняют комбинированную карту учета раскроя, приспо­ собленную для механизации учетно-вычислительных ра­ бот. Она состоит из нескольких разделов: задание на раскрой; расчет фактических результатов раскроя с вы­ делением по нормам и отклонениям от норм; учет вы­ работки и начисления заработной платы закройщикам; оприходование кроя изделий. Отрывными талонами-на­ кладными оформляется отпуск тканей со склада в за­ кройный цех,- а также возврат остатков. Комбинирован­ ное построение раскройной карты значительно расши­ ряет ее учетные и контрольные возможности, что способствует и более эффективному внедрению механи­ зации учета.

На некоторых обувных фабриках при переходе на нормативный метод учета в закройных цехах приме­ няют единый учетный документ на каждую партию рас­ кроенного материала — раскройную ведомость, которая совмещает два ранее обособленных документа (рас­ кройную ведомость и ежедневную карту закройщика), во многом друг друга дублировавших. Задания закрой­ щикам даются в форме отрывных талонов. По оконча­ нии месяца на М СУ по этим талонам разрабатывают табуляграммы (лицевые счета закройщиков), где ука­ зывают результаты использования материалов каждым закройщиком и его заработную плату (с учетом исполь­ зования материалов).

В механических и сборочных цехах контроль за ис­ пользованием деталей обычно ведется на основе пер­ вичных документов по учету выработки (маршрутные карты, сменные рапорты, ведомости выработки и др.) путем составления баланса движения деталей. Известен и опыт объединения в одном документе маршрутной карты с раскройным листом (раскройно-маршрутный лист). Этот комбинированный документ заменяет ряд документов (разовых требований, маршрутных листов, раскройных карт, накладных на сдачу заготовок и др.).

В тех случаях, когда метод партионного раскроя применять невозможно или нецелесообразно прибегают к инвентарному методу. Он заключается в том, что фак­ тический расход материала определяется с помощью

ежемесячной инвентаризации остатков

неиспользован­

ных сырья и ■ материалов. Этот расход

сопоставляется

с нормативным (на фактический выпуск)

и таким обра­

59


зом выявляются отклонения (экономия или перерасход). Причем отклонения должны выявляться по каждому виду материалов по отдельным исполнителям — брига­ дам, отделениям, участкам или в целом по цеху (за смену, сутки, пятидневку, декаду или месяц). На прак­ тике, однако, отклонения выявляются в целом по всем изделиям укрупненными позициями за длительный про­ межуток времени.

Инвентарный метод широко применяется и для учета использования и выявления отклонений от норм расхода вспомогательных материалов в самых различных от­ раслях промышленности.

Вариант инвентарного метода нужно выбирать с уче­ том структуры управления производством, стоимости и дефицитности материалов, возможностей механизации учетно-вычислительных работ и других условий.

Следует отметить, что на одном и том же предприя­ тии различные методы применяются, как правило, в сочетаниях. Так, метод документального оформления чаще всего применяется в увязке с методом партионного раскроя или инвентарным. Элементы инвентарного ме­ тода в свою очередь присущи другим методам учета и контроля использования материалов, в частности пар­ тионному.

При любом методе учета цехи представляют в соот­

ветствующие

отделы рапорты об отклонениях от норм

и отчеты об

использовании материалов в производстве.

В них указываются и причины, и виновники выявлен­ ных отклонений (экономии или перерасхода). Рапорты и отчеты должны тщательно и всесторонне анализиро­ ваться в целях устранения недостатков,/экономного рас­ ходования сырья и материалов.

Таким образом, в основе эффективного контроля за использованием материалов лежат следующие важней­ шие принципы: сопоставление фактического расхода ма­ териала с нормативным (на единицу изделия и на весь выпуск); такое ѣсе сопоставление не только по изделию, но и по цеху, участку и отдельному рабочему месту; точный и оперативный учет отклонений от норм.

Как уже отмечалось, применение того или иного ме­ тода учета и контроля использования материалов в про­ изводстве зависит от многих факторов и прежде всего от специфики материала. Например, по металлу, расход

60

которого особенно велик на машиностроительных пред­ приятиях, рассмотренные выше методы могут приме­ няться в различных сочетаниях. Так, в условиях инвен­ тарного метода часть отклонений, учтенных по докумен­ там на замену и сверхлимитный отпуск, списывается непосредственно прямым путем на определенные изде­ лия, а остальные отклонения —• пропорционально нор­ мативному весу. Но целесообразнее всего в условиях нормативного метода учета применять метод партион­ ного раскроя, при котором определяются отклонения от норм по каждой раскраиваемой партии (по рабочим, бригадам, участкам и в целом по цеху, а также по при­ чинам, по маркам, сортам, профилям и т.д.).Такой ме­ тод позволяет отнестй расход материала на то изделие, на которое он фактически был израсходован.

Однако и при этом методе учета использования ме­ талла есть недостатки, которые заключаются в том, что нельзя правильно учесть отклонения, которые не зави­ сят от исполнителей. Это — отклонения из-за нерав­ номерности проката, т. е. плюсовые или минусовые до­ пуски по стандарту, которые отдельно не улавливаются, но на общую величину влияют значительно.

В связи с этим целесообразно применять систему учета использования металла по теоретическому весу, при котором металл от поставщиков поступает на склад по фактическому весу, а со склада в цех — тоже по фактическому весу с исчислением одновременно и тео­ ретического веса. Он определяется путем измерения длины (прутков) или площади (листа) металла, затем эти данные по справочникам переводятся в теоретиче­ ский вес. На участках и рабочих местах использование металла в этом случае учитывается только по теорети­ ческому весу и в метраже (погонных или квадратных метрах). Такой метод позволяет выявить разницы из-за неравномерности проката в момент отпуска металла со склада в цехи. Эти разницы на заготовительный цех не относятся, а включаются в затраты на производство пу­ тем распределения пропорционально стоимости теоре­ тического веса металла.

Вопросы учета и контроля использования сырья и материалов в производстве непосредственно примыкают к учету производства и калькуляции себестоимости про­ дукции.

61


7 . ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ МЕХАНИЗАЦИИ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ

Учет материалов, как известно, один из наиболее трудоемких участков учетной работы на промышленных предприятиях. Поэтому именно здесь счетно-вычисли­ тельные машины получили относительно широкое при­ менение. Этому способствовало и то. обстоятельство, что операции с материалами имеют часто повторяемый, массовый и однородный (по видам) характер. Даже на самых различных промышленных предприятиях учет материалов в основном является однотипным. Его орга­ низуют по общей схеме.

Это же относится и к механизации учета. На маши­ нах одного и того же типа можно механизиройать учет материалов по единой схеме. В настоящее время на промышленных предприятиях во все более широких масштабах применяются новейшие вычислительные перфорационные и электронные вычислительные маши­ ны. Предприятия, которые не имеют собственных М СУ с такими машинами, могут пользоваться услугами М СУ системы Ц С У С С С Р .

Рассмотрим основные положения типовых проектов механизации учета материалов на базе применения вы­ числительных перфорационных машин (с табуляторами Т-5 и Т-5М, а также с алфавитным табулятором ТА80-1).

Типовые проекты механизации предусматривают учет материалов по учетным ценам (оптовым или по пла­ новой себестоимости). Складской учет ведется в обыч­ ном порядке. На материалы, оставшиеся в цехах на ко­ нец месяца неиспользованными, составляется акт, ко­ торый служит основанием для корректировочных запи­ сей по уточнению расхода материалов и их остатков на соответствующих счетах.

Для механизации учета материалов используются первичные документы, утвержденные Ц С У С СС Р . Когда из-за специфики предприятия типовые формы не могут быть применены, особенно в условиях их механизиро­ ванной обработки, применяют нетиповые документы, которые утверждают соответствующие министерства и ведомства.

Важнейшим вопросом механизации учетно-вычисли­ тельных работ является разработка шифров или кодов.

62

Так, при механизации учета материалов применяются следующие шифры: синтетических счетов и объектов аналитического учета, номенклатурных номеров мате­ риалов, единиц измерения, строк форм отчетности по материалам (№ 1-сн и 4-сн), лицевых счетов постав­ щиков, структурных подразделений, операций по дви­ жению материалов, причин и виновников отклонений и др.

Каждый шифр обозначается определенным числом знаков. Шифр синтетических счетов и объектов анали­ тического учета состоит из семи знаков: 1 и 2 — обозна­ чают синтетический счет; 3 — субсчет; 4, 5, 6 и 7 — шифр объекта аналитического учета (статьи расхода, номера лицевых счетов и т. п.). Шифры номенклатур­ ных номеров состоят из девяти знаков: 1 и 2 — синте­ тический счет; 3 — субсчет; 4 — группа материалов; 5 и 6 — подгруппа материалов; 7, 8 и 9 — характеристика материалов (сорт, размер и т. д.). Шифры материалам присваивают в соответствии с номенклатурой-ценником, применяемым на предприятии. Шифр операций по дви­ жению материалов состоит из двух знаков. Первый —• вид операции (остаток, приход, расход, сторно), вто­ рой — разновидность этих операций (остаток книжный, остаток фактический, поступление со стороны, поступ­ ление в порядке перемещения и т. д.).

Вцелях бесперебойного поступления документов на

МСУ на предприятиях устанавливается определенный

шорядок. В специальном графике указываются сроки сдачи первичных документов на М СУ для механизиро­ ванной разработки. График составляет начальник М СУ и утверждает главный бухгалтер предприятия.

Подготовка и сдача документов на М СУ возлагается на одного из работников бухгалтерии. Он обязан преж­ де всего контролировать поступление документов в бух­ галтерию со складов, из цехов и отделов, а также про­ верять, правильно ли они заполнены. Он же устанавли­ вает наличие и верность указанных шифров, а при их отсутствии шифрует документы. Затем документы под­ бираются в пачки (как правило, по складам и опера­ циям). На каждую пачку выписывается сопроводитель­ ный ярлык, в котором указываются постоянные для дан­ ной пачки признаки п количество документов (целесо­ образно не более 100 документострок). Пачки регистри­

63