Файл: Кашаев, А. Н. Учет материалов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ный момент за отпуском материалов в пределах уста­ новленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов или замена одних их видов другими допускается только по разрешению директора и главного инженера или лиц, ими на то уполномоченных. Такое разрешение, естест­ венно, связано с выяснением притин недостаточности лимита (перевыполнение производственной программы, перерасход материалов сверх норм расхода в произ­ водстве, выпуск брака и т. д.). Поэтому подготовка к введению лимитно-заборных карт, расчет лимитов от­

пуска, перестройка

системы отпуска,

контроль за ним —

все это повышает

общую культуру

документооборота

на предприятии. В связи с этим лимитно-заборные кар­ ты должны применяться как можно шире (с учетом особенностей отрасли и предприятия).

В условиях специализации производства и развития кооперирования на многих предприятиях растет удель­ ный вес использования комплектующих изделий. Для контроля за их отпуском применяют комплектовочные ведомости, которые обычно оформляются на всю нор­ мативную потребность изделий по данному заказу. В них фиксируется и фактический отпуск изделий на заказ, который затем отражается в карточках складского уче­ та. При необходимости срок действия ведомости прод­ левается до полной комплектации заказа. Формы таких ведомостей различны. Они устанавливаются отраслевы­ ми инструкциями по учету материалов. Практика пока­ зывает их высокую эффективность.

Материал, потребность в котором у цехов возникает нерегулярно, отпускается по требованиям форм № М-10 и М-11. Их основными реквизитами является количе­ ство затребованного и фактически отпущенного мате­ риала. Между ними расхождений не должно быть. Исключения допускаются только в тех случаях, когда это связано с состоянием упаковки материалов, их раз­ мером, развесом и т. п. Специальными требованиями (ф. № 'M-lOâ) оформляется сверхлимитный отпуск, а также замена материалов.

На предприятиях может быть установлен такой по­ рядок, при котором при отпуске дефицитных и дорого­ стоящих материалов на первом экземпляре требований ставится виза уполномоченного бухгалтера. Если мате­ риал в цех был получен по разовому требованию и воз­

3*

23


никла необходимость возвратить его на склад, то этот возврат оформляется накладными (формы № М-12 и М-13).

Применение только разовых требований приводит к росту числа первичных документов, которые особенно в условиях ручного труда и малой механизации учета чрезвычайно трудно своевременно и правильно обрабо­ тать. Достаточно сказать, что на крупных предприя­ тиях число разовых документов за месяц может до­ стигать нескольких сот тысяч. Вот почему их надо за­ менять лимитно-заборными картами. Кроме того, в соответствующих условиях вместо них надо применять дуаль-карты и другие технические носители информации.

На требованиях в отличие от лимитных карт не мо­ жет быть указан лимит отпуска материалов. Это приво­ дит к необходимости организации специального контро­ ля, что делается с помощью ведомостей (карт) учета использования лимитов (см. стр. 25). Они заполняют­ ся на основе требований и накладных на внутреннее перемещение материала, но являются лишь оператив­ ными документами, имеющими только контрольное зна­ чение. Целесообразнее всего их выписывать отделу снабжения на несколько номенклатурных номеров ма­ териалов, получаемых цехом с одного склада. Срок дей­ ствия ведомостей — месяц, а лучше квартал или период выполнения определенного заказа. Выписываются они в одном экземпляре (для цеха). Цех при получении ма­ териала по требованию должен предъявить и указанную ведомость, в которой кладовщик делает соответствую­ щую отметку.

Возможен и такой вариант, когда эти ведомости находятся в отделе снабжения, представитель которого после проверки остатка лимита делает разрешительную надпись на требовании.

На многих предприятиях используются массовые материалы, которые хранятся на открытых, специально оборудованных площадках, под навесами и т. д. Н а­ пример, руда, кокс, уголь, известняк, песок и пр. Если их невозможно отпускать по фактическому весу или обмеру, то расход определяется посредством ежемесяч­ ных инвентаризаций остатков расчетным путем по ба­ лансовому методу. Он равен остатку на начало (по дан­ ным предшествующей инвентаризации) плюс приход

24

Склад

КАРТА

84

УЧЕТА И С П О Л Ь З О В А Н И Я

Л И М И Т А

НА

М А Р Т 73

3

 

 

19

 

 

 

 

 

6/ПІ

12/111

Отпущено

Номенклатурный

Наименование материалов

 

 

Лимит

Дата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

114563 Сталь

М-1

 

кг

Первоначальный

79

81 300

79 147

400

 

 

 

 

 

1230

Подпись

Подпись

Подпись

 

 

 

 

 

(кладовщика)

 

 

 

Цех

2

Дата

Подпись

114592 Счаль углеродистая

Первоначальный

1500

Подпись

Подпись

Подпись

Подпись

ю

Оі


(по документам) минус остаток на коней месяца (по данным последней инвентаризации).

Конечно, расчетный метод хотя и упрощает учет, тем не менее недостаточно точен и ненадежен в контро­ ле за сохранностью материальных ценностей. Вот поче­ му и при отпуске массовых навалочных материалов сле­ дует внедрять весоизмерительные устройства (где это целесообразно).

Выписка, оформление и обработка расходных доку­ ментов на предприятиях очень трудоемки. И это связано прежде всего с большим количеством первичных доку­ ментов и их разнообразием. Поэтому применяют раз­ личные способы, направленные на сокращение, упроще­ ние и ускорение работы с расходной документацией. Например, при наличии ПВМ применяется централи­ зованная выписка первичных документов по отпуску материалов. На основании технологической документа­ ции по изготовлению продукции на машиносчетной ус­ тановке делается расчет материалов, необходимых для каждого цеха на месяц. Исходя из этого, на машинах заранее выписывается нужное количество первичных документов для данного цеха, которые передаются ему предварительно. Затем цех использует их для получе­ ния материалов со складов. Такой порядок позволяет упорядочить оформление документов, повышает общую культуру учета.

Если применяется централизованная доставка мате­ риалов со склада в цеховые кладовые или на рабочие места, то заранее разрабатывается специальный опера­ тивный документ на отпуск (план-карта), в котором указываются' лимиты и календарные сроки подачи ма­ териалов. План-карта представляет собой график раз­ воза материалов данным складом по цехам. Работники склада оформляют накладную (или дуаль-карту) на отпуск материалов в пределах месячного лимита, кото­ рые развозятся по цехам в утвержденные сроки. Такой порядок освобождает работников цехов от операций, связанных с оформлением первичных документов и по­ лучением материалов, и дает им возможность больше времени уделять непосредственно технологическому про­ цессу изготовления продукции. Во многих случаях

сокращается

необходимость в промежуточных складах

и кладовых,

что в конечном итоге приводит к уменьше-

26

йию численности персонала, упрощает первичный матёриальный учет, улучшает организацию снабжения -и производства.

На многих предприятиях все большее распростране­ ние (и не только в цеховых кладовых, но и на общеза­

водских складах) получает система оформления отпус­

ка материала непосредственно в складских сортовых карточках (так называемый бездокументный отпуск). В этом случае расходные документы на отпуск не оформляются. Представитель цеха при получении мате­ риала расписывается в карточке сортового учета, в ко­ торой предусмотрена специальная графа. Здесь же отражается шифр направления затрат. При этом предъ­ является лимитно-заборная карта (книжка), которая является оперативным документом и служит целям кон­ троля за использованием установленного месячного ли­ мита. Она выписывается в одном экземпляре. Еще бо­ лее целесообразно указывать лимит в самой складской карточке, тогдаотпадает необходимость в оформлении специальных лимитирующих документов.

Такой порядок сокращает число первичных доку­ ментов, дает экономию бумаги и упрощает работу бух­ галтерии. Карточка складского сортового учета служит регистром аналитического учета и одновременно выпол­ няет функции расходного документа. Таким образом, разнообразие форм комбинирования и сочетания реги­ стров и первичных документов является перспективным направлением развития учета в условиях распростране­ ния новейшей вычислительной техники. Процесс инте­ грации функций документов н регистров приводит к от­ казу в одних случаях от отдельных документов, а в других — от регистров, а при дальнейшем его разви­ тии — к резкому их общему сокращению.

Операции по внутреннему перемещению материалов и отпуску их на сторону оформляются накладными на внутреннее перемещение материалов (формы № М-12 и М-13), а при систематическом отпуске (с базисного скла­ да в кладовые цехов) — лимитно-заборными картами.

Возврат

неиспользованных материалов

оформляется

накладной в том

случае, если они

были

получены не

по лимитной карте.

предприятиях в

целях

сокращения

На

некоторых

числа документов перемещение материалов

между скла­

27


дами и кладовыми оформляют непосредственно на кар­ точках складского учета. При этом получатель распи­ сывается в карточке отпускающего, а отпускающий —

вкарточке получателя.

Всоответствии с Положением о социалистическом государственном производственном предприятии пред­ приятия могут реализовать некоторые излишние и не­ нужные материалы на сторону. Отпуск их производится

отделом снабжения на основании договоров, нарядов и других соответствующих документов и письменного раз­ решения руководителя предприятия (или лиц, которые им уполномочены) по накладной на отпуск материалов на сторону (формы № М-14 и М-15). Также оформляет­ ся отпуск материалов отделу капитального строитель­ ства, жилищно-коммунальному хозяйству и т. п. Если отпущенные материалы перевозятся автотранспортом, то нужно выписывать товарно-транспортную на­ кладную.

Отпуск материалов за пределы территории предприя­ тия связан с оформлением специального пропуска, а лица, получающие материалы, должны предъявить до­ веренность. Порядок выписки пропуска может быть раз­ личным. Например, его может оформить отдел снабже­ ния или на основании его заявки — бюро пропусков. Пропуск целесообразно размещать на обороте расход­ ного документа, где заранее печатаются необходимые реквизиты. Пропуском на некоторых предприятиях служит один из экземпляров расходного документа. Его подписывают начальник отдела снабжения и главный бухгалтер (или уполномоченные ими лица). На следую­ щий день использованные пропуска из бюро пропусков передаются в бухгалтерию, которая сопоставляет от­ метки о фактическом количестве пропущенного гр^за с количеством, указанным в расходных документах.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА МАТЕРИАЛОВ НА СКЛАДЕ

Рациональная организация учета материалов на складе является неотъемлемой частью всей системы бух­ галтерского учета на предприятии. Складской учет и его контроль во'многом определяют успешное выполне­

28


ние одной из основных задач учета — обеспечить со­ хранность материальных ценностей во время их прием­ ки, хранения и отпуска.

Для правильной организации учета материалов большое значение имеет хорошо налаженное складское хозяйство. Прежде всего необходимо, чтобы предприя­ тия имели надлежаще оборудованные склады и кладо­ вые, а также специальные площадки для материалов открытого хранения. Нужно осуществлять мероприятия по специализации складов, при которой однородные ма­ териалы хранятся в одном складском помещении, а также по их универсализации. Специализация и уни­ версализация должны оптимально сочетаться с принци­ пом централизации складского хозяйства и сокраще­ нием излишних промежуточных складов и кладовых. Все это позволит шире внедрять централизованную доставку материалов с базисных складов в цехи (на участки) по

заранее согласованным графикам.

При этом

следует

применять специальные контейнеры, поддоны

и дру­

гую мерную тару, ускоряющую

доставку, облегчаю­

щую погрузочно-разгрузочные работы и упрощающую приемку.

Продуманное размещение материалов по секциям складов, а внутри их по отдельным группам, типо-сорто- размерам (в штабелях, стеллажах, в ящиках, на полках и т. д.) дает возможность быстро их принимать, отпус­ кать и проверять. В местах хранения каждого вида ма­ териала прикрепляется ярлык, на котором указываются наименование материала, номенклатурный номер, уста­ новленные нормы запаса, единицы измерения и учетная цена.

Все склады и кладовые должны быть оснащены не­ обходимым весовым хозяйством, измерительными при­ борами и мерной тарой, которые нужно периодически переосвидетельствовать и клеймить. Работать склады должны по четкому распорядку, при котором устана­ вливается время для приемки и отпуска материалов, с также для упорядочения складского хранения и ведения учета. На каждом предприятии определяется круг лиц. на которых возлагается ответственность за приемку, хранение и отпуск материальных ценностей (заведую­ щих складами, кладовщиков, экспедиторов). При прие­ ме, перемещении или увольнении материально ответ­